Афон умная молитва

Новая статья: афон умная молитва на сайте святая-молитва.рф - во всех подробностях и деталях из множества источников, что удалось нам найти.

На Горе Афон многие имели Жизнь внутри себя – Стаpец Иосиф Афонский (Исихаст,Спилиот) «Изложение монашеского опыта» – Письмо 1/81

Стаpец Иосиф Исихаст (Спилиот)

Часть 1. Письма к монашествующим и мирянам

Умная молитва для меня — как ремесло для каждого человека,

ибо я тружусь над ней более тридцати шести лет.

Возлюбленный во Христе брат мой, желаю тебе всего доброго.

Сегодня я стал обладателем твоего письма и даю тебе ответ на то, о чем ты мне пишешь.

Сведения, о которых ты просишь,

не требуют от меня много времени и труда,

чтобы подумать и ответить.

Умная молитва для меня — как ремесло для каждого человека,

ибо я тружусь над ней более 36 лет.

Когда я пришел на Святую Гору (Афон), то сразу стал искать пустынников, которые трудятся над молитвой. Тогда, сорок лет назад, были многие, которые имели Жизнь внутри себя. Из них мы избрали себе духовного отца, и они были нашими наставниками.

1° Устная молитва. Умное Делание начинается с понуждения себя

Итак, делание умной молитвы — это понуждение себя говорить непрестанно молитву устами (вслух!) без перерыва. Вначале быстро, чтобы не успел ум образовать помысл рассеяния, внимая только словам: “Господи Иисусе Христе, помилуй мя” (Κύριε Ἰησοῦ Χριστέ, ἐλέησόν με — Ки́риэ Иису́ Христэ́, Элэисо́нмэ — “Помилуй мя” произносится одним словом).

Η πράξις της νοεράς προσευχής είναι να βιάσης τον εαυτό σου να λέγης συνεχώς την ευχή με το στόμα αδιαλείπτως. Εις την αρχήν γρήγορα, να μην προφθάνη ο νους να σχηματίζει λογισμόν μετεωρισμού. Να προσέχης μόνον στα λόγια: «Κύριε Ιησού Χριστέ, ελέησόν με».

2° “Самодвижная” молитва – это уже начало Умной молитвы

Когда это продлится достаточно долго, ум к этому привыкает и сам это говорит. И услаждаешься, как будто мед у тебя в устах. И хочешь все время говорить это. И если оставляешь, очень огорчаешься.

Όταν αυτό πολυχρονίση, το συνηθίζει ο νους και το λέγει και γλυκαίνεσαι ωσάν να έχης μέλι στο στόμα σου και θέλεις όλο να το λέγης. Αν το αφήνης στενοχωρείσαι πολύ.

3° Собственно Умная молитва – это Умно-сердечная молитва

Когда ум к этому привыкнет и насытится, хорошо этому научится, тогда посылает это в сердце. Потому что ум — питатель души, и если он что-то доброе или злое узнает или услышит, работа его — опустить это в сердце, центр духовной и телесной силы человека, престол ума.

Так вот, когда молящийся не дает своему уму ничего представлять, но внимает только словам молитвы, тогда он, дыша легко, с некоторым усилием и собственным своим хотением опускает его в сердце, и держит его внутри как бы в теснине, и равномерно говорит молитву: “Господи Иисусе Христе, помилуй мя” (Κύριε Ἰησοῦ Χριστέ, ἐλέησόν με).

Όταν το συνηθίση ο νους και χορτάση , το μάθη καλά – τότε το στέλνει εις την καρδίαν. Επειδή ο νους είναι ο τροφοδότης της ψυχής και μεταφέρει στην καρδίαν οτιδήποτε φαντασθή. Όταν ο ευχόμενος κρατή τον νουν του να μη φαντάζεται τίποτε, αλλά να προσέχη μόνον τα λόγια της ευχής, τότε αναπνέοντας ελαφρά με κάποιαν βίαν και θέλησιν εδικήν του τον κατεβάζει εις την καρδίαν, και τον κρατεί μέσα και λέγει με ρυθμόν την ευχήν. «Κύριε Ιησού Χριστέ, ελέησόν με».

Вначале он говорит несколько раз молитву и делает один вдох. Затем, когда ум привыкнет стоять внутри сердца, при каждом вдохе произносится одна молитва. “Господи Иисусе Христе” (Κύριε Ἰησοῦ Χριστέ) — вдох, “помилуй мя” (ἐλέησόν με) — выдох.

Εις την αρχήν λέγει μερικές φορές την ευχήν και παίρνη μίαν αναπνοήν. Κατόπιν όταν συνηθίση να παραμένη ο νους εις την καρδίαν, λέγει εις κάθε αναπνοήν μίαν ευχήν με τον εξής τρόπον: Λέγει το «Κύριε Ιησού Χριστέ» εις την εισπνοήν και το «ελέησόν με» εις την εκπνοήν.

4° Плод Умного Делания – Благодать Просвещения и Созерцания

Так делается до тех пор, пока не осенит [Просвещающая] Благодать и не начнет действовать внутри души. После этого — уже Созерцание (Благодать Совершенства).

Αυτό ανήκει στην πρακτική μορφήν της ευχής εώς ότου επισκιάση και αρχίση να ενεργή η Θεία Χάρις. Εάν τούτο δεν διακοπή Χάριτι Χριστού, μετά επακολουθεί η θεωρία.

Делание (Заповедей, Молитвы) – Ты показываешь свое намерение Богу

Итак, везде произносится молитва: и сидя, и в постели, и на ходу, и стоя.

“Непрестанно молитесь, за все благодарите”, — говорит Апостол (1 Фес. 5, 17-18).

Речь не о том, однако, чтобы, только когда уляжешься, молиться (Старец Иосиф шутит).

Нужна борьба: стоя, сидя. Когда устаешь, садишься, и опять встаешь, чтобы тебя не одолел сон.

Αν θέλης να βρης τον Θεόν δια της «ευχής» δεν θα σταματάς ποτέ αυτήν την εργασίαν. Όρθιος, καθήμενος, βαδίζοντας δεν θα μένης χωρίς την ευχή. Να μη βγαίνη πνοή χωρίς την ευχήν για να εφαρμόζεται ο λόγος του Παύλου «αδιαλέιπτως προσεύχεσθαι, εν παντί ευχαριστείτε».

Это называется Деланием («πράξις»). Ты показываешь свое намерение Богу. Все же заключено в Нем, даст ли Он тебе это. Бог есть начало и конец. Благодать Его делает все. Она — движущая сила.

Αυτά λέγονται «πράξις». Δεικνύεις την προαίρεσίν σου εις τον Θεόν, το δε παν έγκειται εις αυτόν εάν σου δώση. Χωρίς τον Θεόν τίποτε δεν γίνεται. Ο Θεός είναι η αρχή και το τέλος. Η Χάρις του τα πάντα ενεργεί.

А чтобы появилась и стала действовать Любовь, нужно хранить Заповеди.

  • Когда ты встаешь ночью и молишься,
  • когда видишь больного и ему сострадаешь,
  • видишь вдову и сирот, стариков и их милуешь,
  • тогда тебя любит Бог.
  • И тогда и ты Его любишь.
  • Он первый любит и изливает свою Благодать.
  • И мы, свое из своего, “Твоя от Твоих” отдаем.

Εάν η Θεία Χάρις δεν συνεργήση κανένας τρόπος και καμμιά προσπάθεια δεν καρποφορεί.

Итак, если стремишься найти Его только через молитву, не делай ни вздоха без молитвы.

  • Смотри только не принимай представлений. Ибо Бог безвиден, непредставим, бесцветен: Он сверхсовершенен.
  • Он не терпит рассуждений.
  • Он действует, как легкое дуновение в нашем разуме.

Умиление приходит, когда думаешь, насколько ты огорчил Бога, Того, Который настолько добр, настолько сладок, настолько милостив, благ, весь полон Любви, Который распялся и пострадал ради нас. Размышление обо всем этом и особенно о страданиях Господних приносит умиление.

Итак, если сможешь говорить молитву вслух и непрестанно, то через два-три месяца (верю!) к ней привыкнешь. И Благодать будет осенять тебя и освежать. Только говори ее (молитву) вслух, без перерыва, и когда ее примет ум, тогда ты отдохнешь от того, чтобы говорить ее языком. И опять — когда ее оставляет ум, начинает язык. Все усилие прилагается к языку, пока ты не привык вначале, потом все годы твоей жизни ум будет ее говорить без труда.

Εάν μπορέσης να λέγης την «ευχήν» εκφώνως και συνέχεια, σε δύο – τρεις μήνες – πιστεύω – την συνηθίζεις και μετά πλησιάζει η Θεία Χάρις και σε ξεκουράζει. Αρκεί να μη σταματήσης να τη λέγης με το στόμα, χωρίς διακοπήν. Όταν την παραλάβη ο νους τότε θα ξεκουρασθής με την γλώσσαν να την λέγης. Όλη η βία είναι στην αρχήν, εώς ότου γίνη συνήθεια. Κατόπιν θα την έχης σ’ όλα τα χρόνια της ζωής σου.

6° Ум не должен отвлекаться – Молитву обретешь там, где будет спокоен твой ум

Когда ты приедешь, как ты говоришь, на Святую Гору (Афон), приди и посети нас. Но тогда поговорим о других вещах. Тебе не останется времени для молитвы. Молитву обретешь там, где будет спокоен твой ум. Здесь, где ты будешь бродить по монастырям, твой ум будет отвлекаться на другое, на то, что ты будешь слышать и видеть.

7° Необходим наставник в Умном Делании. Старец Иосиф Исихаст берет ученика

Я уверен, что ты обретешь молитву. Не сомневайся. Только стучи прямо в дверь Божией милости, и в любом случае Христос тебе откроет (Μόνον κτύπα ευθέως εις την θύραν του θείου ελέους και πάντως ο Χριστός μας θα σου ανοίξη, εάν επιμένης). Иначе быть не может.

Возлюби Его много, чтобы ты получил много.

По Любви к Нему, большой или малой, и Даяние — многое или малое.

Часть 1. Письма к монашествующим и мирянам. Письмо 1/81

Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Сергиев Посад, 1998, 320с.

Перевод с новогреческого В.А.Гагатика подготовлен по 5-му греческому изданию 1996 года

Первое греческое издание – 1979

Второе греческое издание – 1981

Третье греческое издание – 1985 (значительно дополненное)

Четвертое греческое издание – 1992

Пятое греческое издание – 1996

Стаpец Иосиф Афонский (Исихаст,Спилиот) Книга «Изложение монашеского опыта» Письмо 1/81 – Краткая ссылка на эту страницу: filokalia.ru/node/5 – Читайте бесплатно онлайн!

На Горе Афон были наставники Умной молитвы, имевшие Жизнь внутри себя.

3 этапа Умного Делания. Устная молитва. Самодвижная молитва. Умно-сердечная молитва.

Устная молитва. Умное Делание начинается с понуждения себя.

“Самодвижная” молитва – это начало Умной молитвы.

Собственно Умная молитва – это Умно-сердечная молитва.

ДЕЛАНИЕ (Заповедей, Молитвы) – Ты показываешь свое намерение Богу.

Ум не должен отвлекаться – Молитву обретешь там, где будет спокоен твой ум.

Комментарий 22.03.11 06:08 — Anonymous – Умная молитва

Умная молитва это не ремесло, но для каждого свое.

Для меня лично – это исцеляющий бальзам и спасательный круг одновременно.

Для других это будет несколько иное, но основа основ – это спасение наше во Господе Нашем Иисусе Христе.

Спаси Господи всех нас!

22.03.11 07:46 — Редактор

Конечно не ремесло:

Умная молитва для меня — как ремесло для каждого человека, ибо я тружусь над ней более 36 лет.

Ή νοερά προσευχή είς εμένα είναι όπως ή τέχνη τού καθενός, καθότι εργάζομαι αυτήν τριανταέξ καί επέκεινα χρόνια.

Конечно не ремесло (ή τέχνη = искусство, техника, мастерство, умение).

Старец Иосиф другое имел в виду:

Многие Старца Иосифа считают Святым, пишут даже иконы.

Тут приведен католический

Тут приведен католический метод умной молитвы, НО НИ КАК Святых отцов Православной Церкви.

Мой вам совет, не читать этот раздел, а прочитать для начала Св.Игнатия Брянчанинова, который ДИАМЕТРАЛЬНО говорит противоположное о методе исполнения УМНОЙ МОЛИТВЫ, опираясь на СОНМ Святых отцев Церкви.

Как жаль что этот святой подвижник не знал Святых отцов, которые говорили как нужно молиться.

Да и можно ли нам судить молитвенный опыт величайшего смиренного подвижника и молитвенника ХХ века?

Его авторитет, слава Богу, непререкаем в Православной Церкви, Святая Гора Афон следует опыту Старца Иосифа Исихаста.

Трудна и велика была его жизнь, непонятна нынешнему времени.

И мало кто ныне идёт по пути Святых Отцов и жизнь свою полагает за Христа, как шествовал и распинал свою плоть Старец Иосиф.

Памятка начинающему труд молитвы Иисусовой

• Перед началом молитвенного труда необходимо выбрать форму молитвы. Это может быть «Господи Иисусе Христе помилуй мя» или «…помилуй нас». При данном выборе человек должен руководствоваться своей совестью и Евангелием.

• Долго оставаться на степени устной молитвы не следует. Переходить на умную можно как только человек почувствовал вкус и горячее желание к молитве. Также можно пробовать ее в перерывах устного молитвенного делания.

• Необходимо сразу стремиться сочетать молитву с дыханием (как указывают отцы и, прежде всего, преп. Иоанн Лествичник), иначе она не укоренится. Любая беседа или занятие будут прерывать молитву и без дыхания восстанавливаться она будет неохотно. Дыхание является механизмом восстановления и удержания молитвы, а также выполнением Божией воли, озвученной через Пророка: «Всякое дыхание, да хвалит Господа». Сочетание молитвы с дыханием – очень важный момент, упустив который, многие бросили молитву и больше к ней не вернулись, по слову Спасителя «Многие поищут взойти и не возмогут».

• Дыханию среднего человека лучше всего соответствует пятисловная молитва («Господи Иисусе Христе помилуй мя/нас»), а не восьмисловная (Господи Ииусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго»).

• Распределение слов происходит следующим образом. «Господи Иисусе» – вдох. «Христе, помилуй мя/нас» – выдох. Распределение слов по дыханию важно, так как нахождение правильного порядка позволяет добиться естественного ритма дыхания. Всякое напряжение или искусственность в данном случае вредны.

• Когда вы начнете «дышать именем Божиим» , то очень скоро поймете, что восьмисловной молитвой так молиться было бы неудобно. Не хватает глубины дыхания, ритм становится неестественно медленным. Дыхание приходится искусственно корректировать и следить за ним. Возможно, для людей с определенными физ. данными (например соответствующим объемом легких, ЧСС) восьмисловная форма и подойдет, но, повторимся, для среднего человека подходит лучше древняя форма, пятисловная.

• Молясь естественно в продолжении всего дня и выполняя апостольский наказ «непрестанно молитесь», человек должен выделять время для напряженной молитвы, по главной евангельской заповеди «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всем помышлением, всей крепостью твоею».

• Такая молитва производится по времени или лучше, если обстоятельства позволяют уединиться, по четкам.

• Молиться по четкам мирянину можно и нужно, но людям при этом четки никогда демонстрировать нельзя, чтобы лишний раз жестоко не искушаться духом тщеславия.

• Техника напряженной молитвы описана в книге «Трезвенное созерцание». Мы позже постараемся ее коснуться отдельно. Также делателю молитвы в том, что касается техники, рекомендуется опираться на статью СНБ «О трех образах внимания и молитвы» в переводе Дунаева.

• Правило напряженной молитвы лучше всего поставить на утро. В любом случае надо стараться выполнить его как можно раньше в течение дня по причине того, что после напряженного правила (до пота) молитва обретает самодвижность и остаток дня творится сама, без особого усилия с нашей стороны. Господь дарует такое благодатное действие молитвы за предпринятый нами ради Него малый труд и слабые попытки исполнения Его заповеди.

• Начинать надо с получаса (по будильнику) или 3 сотниц по четкам. Во втором случае время определяется ритмом дыхания. Обычно 300 молитв занимают около 40 минут.

• Со временем необходимо довести свое правило до одного часа (по будильнику) или 500 молитв по четкам (занимает при нормальном дыхании примерно 1 час 20 минут). На часовую молитву перейти сложнее, чем кажется вначале. В сущности полноценный переход возможен скорее на степени сердечной молитвы.

• Это тоже очень важный момент. Без перехода на степень сердечной молитвы, очень сложно удержаться на умной и не бросить ее. Трудно, прежде всего, из-за обуревания помыслов. Человек начинает молиться умно и имеет, в результате, восстание духов и бесов. При этом, стоя умом в голове, он получает бурю помыслов, перед обилием которых в итоге пасует. Не находя, с течением времени, в себе сил заниматься молитвой противостоя этим помыслам, он отходит от нее, считая ее делом, как бы превышающим его силы. Делом монахов или даже преподобных, в то время как делание это поставлено в заповедь всем людям и дано апостолами за несколько веков до возникновения монашества.

• Все дело в том, что молитва его была лишена «глубины земли», как сказал Господь в притче о сеятеле.

• Сведением ума в сердца отсекается подавляющая часть помыслов.

• Надо найти сердце и ввести в него ум. Достигается это, вкратце, на вдохе, как бы сопровождая помысел молитвы (слова молитвы) по трахее, легким и до самого сердца. Практика поможет понять как это достигается.

• При этом надо понимать, что постоянное нахождение ума в сердце это дар Божий и просить об этом можно и сугубо.

• Стоящий у двери сердца", как пишет Лествичник.

• Ясно кто такие помыслы. За каждым помыслом стоят конкретные личности. И на определенном этапе делатель молитвы сможет видеть кто именно и за каким помыслом стоит.

• Но помысел в данном случае – это слова молитвы в сочетании со взглядом, вперенным в сердце. Даже пока делатель видит там только непроглядную тьму, взгляд этот нужно фиксировать на области сердца.

• Надо заключать ум в слова молитвы. Стараться четко осознавать смысл каждого произносимого слова. Возвращать убегающее внимание. В этом очень помогает взгляд, описанный пунктом выше.

• Помыслы желательно полностью игнорировать. Слишком назойливые или хульные можно изредка прекращать мысленным возгласом «не соизволяю!».

• Иногда прибегать к приему задержки дыхания и более медленному произнесению молитвы.

• Если делатель молитвы небрежет о делании покаяния, то со временем с большей вероятностью будет поруган тщеславием, уничтожающим все труды, или даже прелестью.

• Молитва и Плач – вот два крыла, на которых, по завету отцов, безопасно пересекается житейское море.

• Деланием покаяния, плача и слез приобретается смирение, надежно ограждающее молитвенное делание от падений.

• Каждый день в который мы не плакали о грехах своих, как говорили отцы, мы должны считать как бы потерянным.

• Для возгревания покаянного настроя очень полезна ежедневно Псалтирь и Апостол (в особенности послания ап. Павла).

• Чем строже пост, тем заметнее благотворное действие поста на молитву. Молитва облегчается, появляется самодвижность, усиливается теплота. При хлебе и воде это благодатное действие уже ощутимо. При голоде, особенно в сочетании с жаждой, молитва творится сама.

• Критерием поста должно быть не только и не столько само действие молитвы, сколько умаление через него страстей.

• Возможность усиления поста сильно зависит от физ. состояния и устроения человека. Главный принцип: если пост мешает телесному деланию (становится сложно делать земные поклоны, выполнять физ. работу, постоянно клонит ко сну), строгость поста необходимо ослабить или прекратить, доведя до уставного уровня.

• Также, если вследствие поста сильно приступает дух тщеславия, иногда его лучше нарушить или в какой-то мере ослабить.

• Всякий переход на другой уровень молитвы есть дар Божий, как и сама возможность молиться хоть как-то («о чем помолимся, якоже подобает, не вемы…»). Но для ускорения обретения самодвижной непрестанной молитвы очень важно заставлять себя произносить умно-сердечно молитву во время приема пищи.

• Каждый, кто попробует последовать этому простому совету, очень скоро увидит его пользу.

• Во избежание прелести следуй общему правилу всех святых отцов: Не принимать НИКАКОГО чувственного, то есть видимого телесным зрением, образа. Если он возник во время молитвы или вне правила: Закрой глаза, отвернись, перекрестись и произнеси «недостоин!», если можешь и попытайся восстановить молитву как сможешь, будь то устно, умно или сердечно.

• Страхования обычно бывают в форме шумовых эффектов: стуков, звонов, шорохов и пр.

• Также напускаются волны страха, иногда леденящего.

• Засыпать нужно всегда с молитвой Иисусовой (как и просыпаться).

• При страхованиях нужно перейти с обычной на напряженную, если возможно, сердечную молитву. Если они продолжаются, то надо крестообразно раскинуть руки, при этом неважно, находитесь вы в положении стоя или лежа и в таком виде бить врагов именем Иисус-Христовым. Этот способ завещан нам Иоанном Лествичником и другими святыми отцами.

• Молитва является мощнейшим оружием на сопротивных. Но мы должны четко понимать что именно является для них страшным мечом. Это – само Имя Божие. Не наша молитва, не ощущение теплоты, но призывание Имени Божьего является оружием «сильнее которого не найдешь ни на земле, ни на небе» (Иоанн Лествичник).

Android

Выбрать язык Текущая версия v.210.1

Оценка 4.7 проголосовавших: 18
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here