Евхаристическая молитва священника

Новая статья: евхаристическая молитва священника на сайте святая-молитва.рф - во всех подробностях и деталях из множества источников, что удалось нам найти.

Евхаристическая молитва священника

  • Первые шаги в храме
  • Краткий молитвенник
  • Как вести себя в храме
  • Святая Месса
  • Библия онлайн
  • ДАТЫ ПАСХИ

Святая Месса (Евхаристия, Евхаристическая трапеза, Евхаристическое собрание, Литургия) – это сердце церковной жизни, наивысшая форма молитвы, ее значение трудно переоценить. Практически в каждой католической церкви или часовне ежедневно совершается Евхаристия. Таинство Евхаристии установил Сам Христос во время Тайной Вечери накануне своих страданий (Мф 26, 26-29; Мк 14, 22-24; Лк 22, 19-23; Ин 13, 1-30).

Святая Месса – это одновременно воспоминание смерти Господа на Кресте и Его воскресения, благодарение Богу за искупительную Жертву Христа, исполнение Завета, данного Иисусом, а также непостижимое человеческим умом совершение Жертвы здесь и сейчас. Это величайший дар Бога, к которому следует приступать с любовью и смирением.

Участие в еженедельной воскресной Литургии, а также в дни обязательных торжеств, установленных Церковью, является обязательным для каждого крещеного католика, отсутствие на Св. Мессе в предписанные дни без действительно уважительной причины является тяжким грехом, препятствующим Причащению.

Святая Месса состоит из двух основных частей: Литургии Слова, восходящей по форме и в некоторой степени по содержанию к молитве народа Израилева, и Евхаристической Литургии; они обрамляются начальным и заключительным обрядами.

Евхаристия не является избирательной по человеческим критериям, это собрание, открытое для всех, на нее может прийти даже неверующий. Однако важным условием участия в Литургии и для верующих, и для любопытствующих является смиренное стремление уподобиться Христу, облечься в Его смерть и воскресение.

Начальные обряды

Евхаристическая трапеза совершается в алтарной части – средоточии храма – на освященном столе. Во время входного песнопения (если оно исполняется) все встают, из ризницы выходит священник (предстоятель) с министрантами и целует алтарь, выражая тем самым его почитание. Затем все осеняют себя крестным знамением, при этом священник обращается к народу со словами:

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Священник: Господь с вами.

Народ: И со духом твоим.

Обращение “Господь с вами” напоминает нам, что во время Евхаристии священник выступает и действует от лица Христа (in persona Christi), символизирует Его личное присутствие. Далее могут следовать слова священника, вводящие верных в богослужение дня.

Обряд покаяния

Прежде чем приступить к Евхаристической трапезе, необходимо испросить у Бога благодать сокрушения о грехах. Этот обряд не заменяет Таинства Покаяния (индивидуальную исповедь), так как в этот момент Бог очищает нас только от повседневных нетяжких грехов.

Священник: Братья и сестры, осознаем наши грехи, чтобы с чистым сердцем совершить Святое Таинство.

После недолгого молчания, проведенного в размышлениях о собственных грехах, все совершают исповедание грехов.

Все: Исповедую перед Богом Всемогущим и перед вами, братья и сестры, что я много согрешил мыслью, словом, делом и неисполнением долга. Все (ударяя себя в грудь): Моя вина, моя вина, моя великая вина. Поэтому прошу Блаженную Приснодеву Марию, всех ангелов и святых и вас, братья и сестры, молиться обо мне Господу Богу нашему.

Священник: Да помилует нас всемогущий Бог и, простив нам грехи наши, приведет нас к жизни вечной.

Священник: Господи, помилуй.

Народ: Господи, помилуй.

Священник: Христе, помилуй.

Народ: Христе, помилуй.

Священник: Господи, помилуй.

Народ: Господи, помилуй.

После обряда покаяния в воскресенья (кроме Адвента и Великого Поста), в торжества и праздники провозглашается “Слава в вышних Богу” (или Великое славословие), один из древнейших литургических гимнов. Этим гимном выражается благодарение Богу прежде всего за прощение грехов и прославление Пресвятой Троицы.

Все: Слава в вышних Богу и на земле мир людям Его благоволения.

Хвалим Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе,

славословим Тебя, благодарим Тебя, ибо велика Слава Твоя.

Господи Боже, Царь Небесный, Боже Отче Всемогущий.

Господи, Сын Единородный, Иисусе Христе,

Господи Боже, Агнец Божий, Сын Отца,

берущий на Себя грехи мира — помилуй нас;

берущий на Себя грехи мира — прими молитву нашу;

сидящий одесную Отца — помилуй нас.

Ибо Ты один свят, Ты один – Господь, Ты один – Всевышний, Иисусе Христе,

Со Святым Духом, во славе Бога Отца. Аминь.

За “Слава в вышних Богу” следует непродолжительное молчание и вступительная молитва.

Священник читает молитву.

Литургия Слова

Уже упоминалось, что Литургия Слова имеет корни в древней иудейской традиции, таким образом молился в синагогах Сам Христос. Она состоит из трех чтений: первое представляет собой отрывок из Ветхого (иногда Нового) Завета с псалмом; второе – фрагмент из апостольских книг Нового Завета; третье – центральное – отрывок из Евангелия, за которым может следовать проповедь (дьякона, священника или епископа), произнесение исповедания веры (в воскресенья и торжества и праздники) и всеобщая молитва (молитва верных), совершаемая обо всей Церкви. Выбор чтений из трех различных разделов Библии позволяет увидеть сложную структуру Божественного Откровения, проследить его красоту и гармонию.

В будни второе чтение отсутствует. Во время первого и второго чтений, а также проповеди все садятся (этот жест является символом того, что народ Божий – послушные ученики Христовы, внимающие Ему). При чтении Евангелия, Символа веры и молитвы верных собрание верующих стоит (этот жест означает готовность учеников Христовых идти за Господом, Его зовом).

Чтец читает чтение, заканчивая его словами: Слово Божие.

Народ: Благодарение Богу.

Читается или поется псалом, все повторяют рефрен. Затем может быть прочитано второе чтение.

Все встают, исполняется стих перед Евангелием с пением “Аллилуйя” (во время Великого Поста поется “Слава тебе, Слово Божье”). Священник: Господь в вами.

Народ: И со духом твоим.

Священник: Чтение св. Евангелия от .

В это время все осеняют крестным знамением лоб, уста и грудь, чтобы освятить наш разум, уста и сердце.

Народ: Слава Тебе, Господи.

По окончании Евангелия священник произносит: Слово Господне.

Народ: Слава Тебе, Христе.

Затем может следовать проповедь и, если предусмотрено, исповедание веры. Символ веры, представляющий собой провозглашение основных формул христианского вероучения, вводится в Святую Мессу именно воскресного дня, так как это день Воскресения Иисуса Христа, каждое воскресенье празднуется Пасха: если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна (см. 1 Кор 15, 17).

Все: Верую во единого Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли, видимого всего и невидимого, и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, от Отца рождённого прежде всех веков, Бога от Бога, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу, через Которого всё сотворено. Ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и ставшего Человеком; распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого, воскресшего в третий день по Писаниям, восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца, вновь грядущего со славою судить живых и мёртвых, и Царству Его не будет конца. И в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца и Сына исходящего, Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава, Который вещал через пророков. И во единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во отпущение грехов. Ожидаю воскресения мёртвых и жизни будущего века. Аминь.

Литургия Слова завершается молитвой верных, во время которой верные повторяют молитвенное воззвание (например, “Услышь нас, Господи” или “Господи, помилуй”), по завершении молитвы все садятся.

Евхаристическая Литургия

Евхаристическая молитва открывается обрядом Приношения даров, одним из древнейших в литургической практике Церкви. Первые христиане приносили, прежде всего, хлеб и вино для освящения, а также другие плоды своего еженедельного труда (например, выращенных животных), некоторые историки объясняют этим обычай омовения рук в конце Приношения даров. Однако в действительности он связан с иудейским богослужебным жестом покаяния и очищения.

Во время этого обряда предстоятель предлагает Богу сперва хлеб, которому надлежит стать “хлебом жизни”, а затем вино, которое “станет питием спасения”, с водой. Молитвы, читаемые над дарами священником, являются древнейшими благословениями, их произносил Сам Христос. Хлеб и вино для совершения Евхаристии могут быть принесены торжественной процессией к алтарю. Они приносятся от имени всех верующих, это Жертва всей Церкви.

Верующие принимают участие в предложении даров, принося пожертвования для Церкви и бедных, либо хлеб и вино для Евхаристии. Во время Приношения даров народ Божий исполняет соответствующее песнопение. Если оно отсутствует, народ отвечает священнику, который поднимает патену с Хостией.

Священник: Благославен Ты, Господи, Боже вселенной; по щедрости Твоей Ты дал нам хлеб – плод земли и трудов человеческих, и мы приносим его Тебе, чтобы он стал для нас Хлебом жизни.

Народ: Благославен Бог вовеки.

Священник наливает в Чашу вино и немного воды.

Священник: Через эту тайну воды и вина да приобщимся мы к Божеству Того, Кто ради нас стал Человеком.

Священник поднимает Чашу.

Священник: Благословен Ты, Господи, Боже вселенной: по щедрости Твоей Ты дал нам вино – плод лозы и трудов человеческих, и мы приносим его Тебе, чтобы оно стало для нас питием спасения.

Народ: Благословен Бог вовеки.

Священник: Прими, Господи, нас стоящих пред Тобой со смиренным духом и сокрушенным сердцем. Да будет эта жертва наша пред тобой Тобой угодна Тебе, Господи Боже.

Священник омывает руки.

Священник: Омой меня, Господи, от беззакония моего и от греха моего очисти меня.

Если звучало соответствующее песнопение, то молитвенный диалог после Приношения даров начинается следующим воззванием.

Священник: Молитесь, братья и сестры, дабы моя и ваша жертва была угодна Богу Отцу Всемогущему.

Народ: Да примет Господь эту жертву из рук твоих во хвалу и славу имени Своего, ради блага нашего и всей Церкви Своей Святой.

Священник произносит Молитву над Дарами.

Евхаристическая молитва – это жертва благодарения, которую приносят Христос, Церковь и священник. Она открывается диалогом перед Префацией (Ввысь сердца…) и заканчивается ответом (Аминь) на восхваление Бога Отца через Христа в силе Святого Духа. Слово “префация” обозначает слова, произнесенные предстоятелем публично, торжественно.

Священник: Господь с вами.

Народ: И со духом твоим.

Священник: Ввысь сердца

Народ: Возносим ко Господу.

Священник: Возблагодарим Господа Бога нашего.

Народ: Достойно это и праведно.

Затем священник произносит Префацию, завершая ее в месте с народом молитвой “Свят”.

Она напоминает, что поклонение земной Церкви совершается единым гласом с поклонением невидимых существ. Это древнейшая часть богослужения, ее произносил Сам Христос во время молитвы в синагоге:

Все: Свят, Свят, Свят, Господь Бог Саваоф. Полны небеса и земля славы Твоей. Осанна в вышних. Благословен грядущий во имя Господне. Осанна в вышних (Ис 6, 3, Мф 21, 9).

Все становятся на колени. Это жест выражает поклонение и смирение.

Священник произносит молитвы, простирая руки над Дарами и призывая на них Святого Духа, чтобы они стали Телом и Кровью Христа. Священник, воспоминая соделанное Христом на Тайной Вечере, повторяет слова, сказанные Господом, вознося поочередно Хостию и Чашу. В этот момент все сохраняют молитвенное молчание.

Священник: Воистину свят Ты, Господи, источник всякой святости, поэтому молим тебя: Освяти эти дары силой Духа Твоего, чтобы они стали для нас Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа. Он, добровольно предавая себя на страдания, взял хлеб, и Тебе вознося благодорение, преломил и подал ученикам Своим, говоря: ПРИМИТЕ И ВКУСИТЕ ОТ НЕГО ВСЕ: ИБО ЭТО ЕСТЬ ТЕЛО МОЕ, КОТОРОЕ ЗА ВАС БУДЕТ ПРЕДАНО. Священник высоко поднимает Хостию, министранты звонят в колокольчик, все молча созерцают Хлеб жизни. Так же после вечери, взял чашу и вновь вознося Тебе благодарение, Он подал ученикам своим, говоря: ПРИМИТЕ И ПЕЙТЕ ИЗ НЕЕ ВСЕ: ИБО ЭТО ЕСТЬ ЧАША КРОВИ МОЕЙ, НОВОГО И ВЕЧНОГО ЗАВЕТА, КОТОРАЯ ЗА ВАС И ЗА МНОГИХ ПРОЛЬЕТСЯ ВО ОТПУЩЕНИЕ ГРЕХОВ, ЭТО СОВЕРШАЙТЕ В ПАМЯТЬ ОБО МНЕ (Лк 22, 19-20). Священник высоко поднимает Чашу, министранты звонят в колокольчик, все молча созерцают Чашу спасения.

Все встают с колен.

Священник: Велика тайна нашей веры.

Народ: Смерть Твою возвещаем, Господи, и воскресение Твое исповедуем, ожидая пришествия Твоего.

Священник продолжает молитву, завершая ее словами: Через Христа, со Христом и во Христе Тебе, Богу Отцу всемогущему, в единстве Духа Святого всякая честь и слава во веки веков.

Обряд Причащения начинается молитвой Господней, так как оно представляет собой дело личное (каждый лично приглашен принять Христа) и церковное (причащаясь, народ Божий действует со Христом как одно Тело).

Священник: Помолимся Отцу Небесному, как научил нас Иисус Христос.

Все: Отче наш, сущий на небесах. Да святится имя Твое, да придет царствие Твое, да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого (Мф 6, 7-13, Лк 11, 2-4).

Священник: Избавь нас, Господи, от всякого зла, даруй милостиво мир во дни наши, дабы силою милосердия Твоего мы были всегда избавлены от греха и ограждены от всякого смятения, с радостной надеждою ожидая пришествия Спасителя нашего Иисуса Христа.

Народ: Ибо Твое есть царство, и сила, и слава вовеки.

Священник во всеуслышание от имени всей Церкви и ради нее произносит молитву о мире. Священник: Господи Иисусе Христе, Ты сказал апостолам Своим: мир Мой оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин 14, 27). Не взирай на грехи наши, но на веру Церкви Твоей, и по воле Твоей благоволи умирить и объединить ее. Ибо Ты живешь и царствуешь во веки веков.

После молитвы о мире предстоятель призывает евхаристическое собрание обменяться знаками мира:

Священник: Мир Господа нашего да будет всегда с вами.

Народ: И со духом твоим.

Священник: Приветствуйте друг друга с миром и любовью.

Все обмениваются знаками мира (например, рукопожатием) с находящимися поблизости верующими. После приветствия мира следует краткая литания.

Народ: Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, – помилуй нас.

Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, – помилуй нас.

Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, – даруй нам мир.

Все встают на колени. Священник: Вот Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира. Блаженны званные на вечерю Агнца.

Все: Господи, я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и исцелится душа моя (ср. Мф 8, 8).

После причащения священника причащаются миряне. К Причастию допускается каждый крещёный католик, который недавно приступал к Таинству Исповеди (обычно рекомендуется приступать к Таинству раз в месяц) и не имеет на совести тяжкого греха.

Причащая, священник показывает Тело Христово и говорит: Тело Христово.

Причащающийся отвечает: Аминь.

Во время Причастия поются соответствующие песнопения. Обряд Причащения завершается молитвой благодарения, после которой верные отвечают “Аминь”.

Заключительный обряд

В заключительном обряде верным преподается благословение. Его значение схоже с благословением Христом апостолов на проповедь Евангелия. Верующие призваны свидетельствовать Благую Весть своей жизнью.

Священник: Господь с вами.

Народ: И со духом твоим.

Священник: Да благословит вас Всемогущий Бог – Отец, и Сын, и Дух Святой.

Все осеняют себя крестным знамением.

Священник: Идите с миром Христовым. Месса совершилась.

Народ: Благодарение Богу.

Священник в сопровождении министрантов отдает почитание алтарю и удаляется в ризницу, исполняется заключительное песнопение.

Анафора

Ана́фора (евхаристический канон) – центральная молитва Божественной литургии; прошение к Богу совершить чудо преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.

Свое название – «Анафора» (в переводе с греческого «возношение»), молитва получила оттого, что во время ее чтения священнослужители «возносят» (в определенные моменты даже в прямом смысле) Евхаристические Дары Богу Отцу.

Смысловым центром каждой евхаристической (полной) Литургии (святых Иоанна Златоуста, Василия Великого, ап. Иакова и других) является таинство Евхаристии («Благодарения»), а центром текстуальным – евхаристический канон, или молитва евхаристической Анафоры, читаемая архиереем или священником над хлебом и вином, приготовленными особым образом на Проскомидии, предваряющей совершение этого основного христианского богослужения. Свое название – «Анафора» (в переводе с греческого «возношение»), молитва получила оттого, что во время ее чтения священнослужители «возносят» (в определенные моменты даже в прямом смысле) Евхаристические Дары Богу Отцу.

Анафора, иначе именуемая Евхаристическим каноном, – «самый древний элемент богослужения всех Церквей» (иером. М. Арранц). У христиан византийской богослужебной традиции, к которым принадлежим и мы, слово «Анафора» уже, чем слово «Литургия». Анафора начинается от обращения (приглашения) священника к молящимся: «Благодарим Господа» – и заканчивается прославлением Божественного Имени и утверждением «Аминь». «Литургия» содержит всё чинопоследование (весь текст) этого богослужения, включая внеанафоральные элементы до и после Евхаристического канона.

В настоящее время, вопреки изначальной традиции, Анафора в основном читается священником в алтаре «тайно» (звучат лишь немногие, вырванные из контекста, тирады). А это лишает верующий народ активного, как в Древней Церкви, участия в Евхаристии. Человек может всю жизнь ходить в храм, но пребывать в полном неведении о важнейшей богослужебной молитве; между тем, знание ее текста абсолютно необходимо христианину для осмысленного восприятия Литургии. Непосредственно перед началом анафоры – с возгласом «Станем добре. » – в нашем храме зажигают «большой свет», а по ее окончании – гасят (спасибо и за это указание). Это хороший видимый ориентир при чтении текста анафоры. Жирным шрифтом отмечены громко звучащие возгласы; серым цветом выделены позднейшие вставки и дополнения, которых нет в древнем авторском тексте анафоры св. Иоанна Златоуста; в квадратных и круглых скобках – редакторские научные заголовки и пояснения, отсутствующие, разумеется, в богослужебном тексте Литургии.

АНАФОРА СВЯТОГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА

[Диалог перед анафорой (призыв к совершению Таинства после пения Символа веры):] Диак.: Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити! Лик: Милость мира, жертву хваления. Свящ.: Благодать Госпо­да нашего Иисуса Христа, и любы (любовь) Бога и Отца, и причастие (общение) Святаго Духа буди со всеми вами. Лик: И со духом твоим. Свящ.: Горе имеим сердца. Лик: Имамы ко Господу. Свящ.:Благодарим Господа. Лик: Достойно и праведно! есть поклонятися Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней.

Свящ.: Достойно и праведно Тебе пети, Тебе благословити, Тя хвалити, Тя благодарити, Тебе поклонятися на всяком месте владычествия Твоего; Ты бо еси Бог неизреченен, недоведомь, невидимь, непостижимь, присно Сый, такожде Сый; Ты и Единородный Твой Сын и Дух Твой Святый; Ты от небытия в бытие нас привел еси и отпадшыя возставил еси паки, и не отступил еси, вся творя, дондеже нас на небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее. О сих всех благодарим Тя, и Единородного Твоего Сына, и Духа Твоего Святаго, о всех, их же вемы и их же не вемы, явленных и неявленных благодеяниих, бывших на нас. Благодарим Тя и о Службе (греч. Литургии) сей, юже от рук наших прияти изволил еси, аще и предстоят Тебе тысящи архангелов и тмы ангелов, херувими и серафи­ми, шестокрилатии, многоочитии, возвышающиися пернатии, (возглашает:) победную песнь поюща, вопиюща, взывающа и глаголюща!

Лик: Свят, свят, свят, Господь Саваоф! исполнь небо и земля славы Твоея; осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних.

Свящ.: С сими и мы божественными силами, Владыко, человеколюбче, во­пием и глаголем: Свят еси и пресвят, Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый; свят еси и пресвят, и великолепна слава Твоя, иже мир Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единородного дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный: Иже пришед, и все еже о нас смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе преда­яше за мирский живот, приемь хлеб во святыя Своя и пречистыя и непоро­ч­ныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и апостолом, рек [возглашает «установительные слова» Господа на Тайной вечере]: Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов! Лик: Аминь. Свящ.: Подобне и чашу по вечери, глаголя:Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя новаго завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов! Лик: Аминь.

[2. Анамнесис («Воспоминание»), приношение и благодарение]

Свящ.: Поминающе убо ныне спасительную сию заповедь, и вся, яже о нас бывшая: крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхожде­ние, одесную седение, второе и славное паки пришествие (возглашает): Твоя от Твоих, Тебе приносяща о всех и за вся!

Лик:Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш.

[3. Епиклесис («Призывание» Святого Духа)]

Свящ.: Еще приносим Ти словесную сию и безкровную Службу (Литургию), и просим, и молим, и мили ся деем: низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащыя Дары сия, [свящ. и диак. читают: Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа… Сердце чисто созижди… Не отвержи мене… – Тропарь III-го Часа и стихи 50-го псалма; это славянская интерполяция с начала XV в., чуждая изначальному тексту анафоры; у греков ее нет.] Диак.: Благослови, владыко, святый хлеб. Свящ.:и сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего. Диак.: Аминь. Благослови, владыко, святую чашу. Свящ.: А еже в чаши сей, честную Кровь Христа Твоего. Диак.: Аминь. Благослови, владыко, обоя. Свящ.: Преложив Духом Твоим Святым. Диак.: Аминь, аминь, аминь.

Свящ.: Яко же быти причащающимся во трезвение души, во оставле­ние грехов, в приобщение Святаго Твоего Духа, во исполнение Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе, не в суд или во осуждение. (Здесь священник молится, чтобы причастники обрели в Святых Дарах душевное трезвение, оставление грехов, общение со Святым Духом, наступление Царства Небесного и чтобы дерзновенное приближение к Богу не вменилось им во осуждение).

[4. Интерцессионес («Ходатайства»); текст приводим в сокращении]

Свящ.: Еще приносим Ти словесную сию Службу о иже в вере почив­ших: праотцех, отцех, патриарсех, пророцех, апостолех, проповедни­цех, еван­гелистех, мученицех, исповедницех, воздержницех, и о всяком дусе праведнем, в вере скончавшемся, (возглашает:) изрядно о Пресвятей, пречистей, преблагословенней, славней Владычице нашей Богоро­дице и Приснодеве Марии!вящ. приносит хода­тайство о патриархах, пророках, апостолах, мучениках, исповедниках и особенно «изрядно» – о Богородице.) Лик: Достойно есть яко воистину… (поется всем известный Богородичный гимн).

Свящ.: О святем Иоанне пророце… (продолжение воспоминаний – Иоанна Крестителя, апостолов, всех святых и вновь – усопших. Затем – поминовение церковной иерархии, моления о Церкви, о богохранимой стране нашей, о гражданских властях; затем священник возглашает:)

В первых помяни, Господи, великого господина и отца нашего (имярек), Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и госпо­дина нашего (Высоко)преосвященнейшего (имя и титул правящего архиерея), их же даруй Святым Твоим церквам в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоея истины! Лик: И всех и вся.

Свящ.: Помяни, Господи, град сей, в немже живем, и всякий град и стра­ну, и верою живущих в них. (И далее следует поминовение плавающих, путешествующих, болящих и страждущих, плененных…; поминает также поименно всех, кого хочет, и в завершение возглашает:)

И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое Имя Твое: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков! (Конечное славословие Божественного Имени – и окончание анафоры). Лик: Аминь. (Повернувшись к народу лицом, невидимый за алтарной завесой, священник громко благословляет народ:) И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами!Лик: И со духом твоим. (В нашем храме гаснет «большой» свет.)

Основное содержание евхаристической анафоры, если прочесть ее как композиционно связный текст, сводится к следующему:

Префацио: благодарение Бога за творение мира и промысл; служба людей Творцу возводит к воспоминанию ангельского служения («жертва хваления»): «Свят, свят, свят» – Санктус, который переходит к искупитель­ным подвигам Иисуса Христа, описанию Тайной вечери с «установи­тельными словами». Далее (анамнесис) воспоминаются претерпленные Им крест, погребение, воскресение, вознесение, седение одесную Отца и возносится наше благодарение (евхаристия) («Твоя от Твоих…!»).

Эпиклезис начинается с повторения идеи приношения («Еще приносим»), затем следует усердное призывание Святого Духа ради «преложения» Св. Даров и освящения верных, их вкушающих.

В интерцессионес – моления о почивших («о всяком дусе (духе) праведном»); особое воспоминание Богоматери («Изрядно о Пресвятей…»), Иоанна Предтечи, апостолов, всех святых, поминание Церкви небесной и земной, иерархии, клира, властей, страны, града и всех людей. Это – остатки древних диптихов, читавшихся дьяконом во время совершения священником анафоры, а затем вошедших в ее текст. Длинный ряд поминовений «всех и вся» завершается громким славословием Имени Святой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа, – что символизирует особую близость христиан к Богу.

Лит.: Успенский Н. Д. Анафора. (Опыт историко-литургического анализа) // Богословские труды. М., 1975. № 13; Арранц М., иером. Евхаристия Востока и Запада. 2-е изд. Рим, 1998 (приведена основная библиография).

Доц. Ю. Рубан, кандидат исторических наук, кандидат богословия

Анафора святого Иоанна Златоуста (по греческому Евхологию «Barberini gr. 336», VIII в.)

Смысловым центром каждой так называемой «полной» Литургии (то есть имеющей Евхаристический канон) – свв. Иоанна Златоуста, Василия Великого, ап. Иакова и других – является таинство Евхаристии (греческоеЭвхаристиа – буквально значит «Благодарение»), а центром текстуальным – молитва евхаристической анафоры, читаемая предстоятелем (архиереем или священником) над хлебом и вином, приготовленными особым образом на Проскомидии, предваряющей совершение этого основного христианского богослужения. В настоящее время, вопреки изначальной традиции, Анафора читается «тайно», что лишает верующий народ активного, как в Древней Церкви, участия в Евхаристии. Во всяком случае, знание ее текста абсолютно необходимо каждому христианину для осмысленного восприятия Литургии. Свое название – «Анафора» («Возношение»), молитва получила от того, что во время ее чтения священник «возносит» (в определенные моменты даже в прямом смысле) Евхаристические Дары Богу Отцу. [Об Анафоре (и Литургии) в целом см.: Успенский Н. Д. Анафора. (Опыт историко-литургического анализа) // Богословские труды. М., 1975. № 13; Арранц М. Евхаристия Востока и Запада. 2-е изд. Рим, 1998 (приведена основная библиография)].

Анафора, иначе именуемая Евхаристическим каноном – самый древний элемент богослужения всех Церквей. При этом следует учитывать, что у христиан византийской традиции (к которой принадлежим и мы, славяне) слово анафора уже, чем слово Литургия. Анафора начинается от обращения (приглашения) священника к молящимся: «Благодарим Господа» – и заканчивается прославлением Божественного Имени и утверждением «Аминь»! «Литургия» содержит всё чинопоследование (текст) этого богослужения, включая внеанафоральные элементы до и после евхаристического канона. До патриарха Никона (1652–1658), стремившегося максимально приблизить русский богослужебный обиход к любезному его сердцу греческому, вместо слова «Литургия» чаще употреблялся его не совсем точный русский перевод – «(Божественная) Служба». Поскольку же терминыЕвхаристия, Анафора, Литургия, Таинство Тела и Крови и другие обозначают различные аспекты одного и того же евхаристического служения, то они могут употребляться в литургической литературе в качестве синонимов.

Евхаристия – таинство Тела и Крови Господа, – установленная Им на Тайной Вечере, совершалась затем Его апостолами и позднейшими христианами «в воспоминание» этого события ( Лк 22:19 ), – то есть в соединении с вечерней трапезой, в завершение которой над преломляемым хлебом и чашей произносились славословия и благодарения. Поэтому древнейшие анафоры (II–III вв.), известные науке, носят название анафор трапезного типа.

Начиная со II-го века происходит отделение Евхаристии от вечерней трапезы и перенесение ее на утро. В книге Завещания (II–III вв.) встречаем реальную службу: «хваление зари», чтения из Писания и евхаристию. В IV столетии в Антиохии отдельные элементы Анафоры – «хвалебные, жертвенные и трапезные – перерабатываются великими литургистами-богословами, и создаются классические анафоры антиохийского типа, которые, отвечая греческому вкусу эпохи, являются литературными шедеврами и в то же время очень глубокими богословскими трактатами. Такому типу принадлежат анафоры VIII-й книги Апостольских постановлений, св. Иакова, св. Василия Великого, св. Иоанна Златоуста и еще несколько десятков на греческом, сирийском, коптском, армянском и эфиопском языках» (иером. М. Арранц).

Этот процесс формирования композиционно и логически связной молитвы-анафоры протекал под знаком выкристаллизации элементов, которые в дальнейшем получили значение непременных в анафоре, а в литургической науке стали известны под названиями: префацио (praefacio), анамнесис (ajnavmnesi§), епиклесис (ejpivklesi§) и интерцессионес (intercessiones), то естьвведение, воспоминание, призывание и ходайства.

Приводимая здесь Анафора заимствована из древнейшего сохранившегося греческого (византийского) Служебника (Евхология), известного в науке как «Евхологий Барберини 336», VIII в., и хранящегося в Ватиканской библиотеке. Русский перевод (не всегда точный) см.: Собрание древних Литургий Восточных и Западных в переводе на русский язык. Вып. 2. СПб, 1875 (репринт: М., 1998). С. 124–129. Для настоящего занятия этот перевод выправлен по критическому изданию текста рукописи: L’Eucologio Barberini gr. 336 (ff. 1–263) / Edizione a cura di S. Parenti ed. E. Velkovska. Roma, 1995, p. 31–38; Арранц М., иером. Избранные сочинения по литургике. Т. III. Евхологий Константинополя в начале XI в. Рим–М., 2003. С. 569–575.

Писцовые уставные ремарки и заголовки набраны курсивом; в угловых скобках – подразумеваемый Евхологием текст, не приведенный писцом ради экономии места (то же – многоточием без всяких скобок). Внесенные нами в текст современные заголовки и учебно-методические пояснения (разумеется, отсутствующие в рукописи) заключены в квадратные скобки. Сравните этот древнейший сохранившийся греческий текст Анафоры св. Иоанна Златоуста с текстом его же Анафоры в древнейшем (из сохранившихся) русском Служебнике: по изданию: Рубан Ю. Служебник Варлаама Хутынского (ГИМ, Син. 604/343, конец XII – начало XIII в.): (Описание, тексты, комментарии). – Euchologion («Sluzebnik») Sancti Barlaami Chutynensis, finis XII – initium XIII seculi. – Museum Historicum Nationale (Mosquae). Sectio librorum manuscriptorum. Collectio synodalis, n 604/343 // Ученые Записки Российского Православного университета ап. Иоанна Богослова. Вып. 2. М., 1996; Рубан Ю. Древнейшая русская Литургия // София (Новгород), 1998. № 4. С. 11–14.

[Диалог перед Анафорой]

Священник: Мир всем! Народ: И духу твоему! Диакон: Возлюбим друг друга!И, после преподания любви, диакон говорит: Двери, двери! Будем внимательны! Народ: Верую…[поется Символ веры]. Диакон говорит: Будем стоять благопристойно! Народ: Милость, мир!

Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и общение Святого Духа да будет со всеми вами.

Народ: И со духом Твоим!

Священник: Горе будем иметь (вознесём) сердца!

Народ: Имеем (вознесём) ко Господу!

Священник: Будем благодарить Господа!

Народ: Достойно и справедливо!

Священник начинает Святое возношение (Анафору)

[Praefacio – вступление; 1-я часть Анафоры: перед «Свят, свят, свят»]

Достойно и справедливо Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебя хвалить, Тебя благодарить, Тебе покланяться на всяком месте владычества Твоего; ибо Ты – Бог неизреченный, недоведомый, невидимый, непостижимый, всегда сущий, тождественно сущий: Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святой. Ты привел нас из небытия в бытие, и падших восстановил опять, и не перестал совершать все, пока не возвел нас на небо и даровал будущее Царство. За все это благодарим Тебя и Единородного Твоего Сына и Духа Твоего Святого; за всё, что мы знаем и чего не знаем, явные и неявные благодеяния Твои, совершившиеся на нас. Благодарим Тебя и за эту Службу (Литургию), которую Ты сподобил принять от рук наших, хотя и предстоят Тебе тысячи архангелов и тьмы ангелов, херувимы и серафимы, шестикрылые, многоокие, высоко парящие, окрылённые. Возглашает: Победную песнь поющие,.

[2-я часть Анафоры: после «свят, свят, свят»]

С этими силами, человеколюбивый Владыка, и мы возглашаем и говорим: Свят Ты и всесвят, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святой; свят Ты и всесвят, и великолепна слава Твоя. Ты так возлюбил мир Твой, что отдал Сына Твоего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную, Который придя и исполнив всё домостроительство о нас,[Установительные слова] в ту ночь, в которую Он предал Себя, взяв хлеб в Свои святые и пречистые и непорочные руки, благодарив и благословив, преломил и подал святым Своим ученикам и апостолам, сказав: Возглашает:«Примите, вкусите, это – тело Мое, за вас преломляемое для отпущения грехов!» Подобным образом и чашу после вечери подал, говоря: «Пейте из нее все, это – кровь Моя нового завета (союза), за вас и за многих проливаемая для отпущения грехов!»

[Анамнесис – воспоминание; приношение и благодарение]

Итак, вспоминая эту спасительную заповедь и всё совершившееся ради нас: Крест, гроб, тридневное Воскресение, восшествие на небеса, сидение по правую руку [Отца], Второе и славное пришествие вновь, Возглашает: Твоё из Твоего принося Тебе по всему и для всего!

Народ: Тебя воспеваем!

Священник тайно говорит:

Еще приносим Тебе эту словесную и бескровную службу, и просим, и молимся, и умоляем: Ниспошли Духа Твоего Святого на нас и на эти предлежащие Дары.

И, восстав, знаменует, говоря тайно:

И соделай этот хлеб драгоценным телом Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым. Аминь.

А то, что в этой чаше, – драгоценной кровью Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым. Аминь.

[Прошение после эпиклезиса: смысл совершения Евхаристии]

Чтобы они были для причащающихся [дарами] к трезвенности души, во оставление грехов, в общение Святого Твоего Духа, к достижению (исполнению) Царства, к дерзновению перед Тобой, не в суд или во осуждение.

[Поминовение всех святых] Ещё приносим Тебе эту словесную службу о скончавшихся в вере отцах, патриархах, пророках, апостолах, проповедниках, евангелистах, мучениках, исповедниках, воздержниках и о всяком праведнике, скончавшемся (букв. достигшем совершенства!) в вере. Возглашает:Особенно [о] пресвятой, пречистой, преславной, благословенной Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии!

[Поминовение знаменитых святых] [О] святом Иоанне, Предтече и Крестителе, и святых и всеславных апостолах, и святого такого-то, память которого мы ныне совершаем, и всех святых Твоих, ради молитв которых призри на нас, Боже.

[Общее поминовение усопших] И помяни всех, скончавшихся в надежде воскресения к жизни вечной, и упокой их, где зрится свет лица Твоего.

[Поминовение священства] Еще просим Тебя: помяни, Господи, всякое епископство православных, верно преподающих слово Твое истины, всякое пресвитерство, во Христе диаконство и весь священнослужительский сонм.

[Общее поминовение о всем мире] Еще приносим Тебе эту словесную службу о Вселенной [греч. Ойкумена, или Экумена, т. е. Римская империя], о святой Твоей Кафо(т)олической и Апостольской Церкви, о пребывающих в чистоте и благочестивой жизни, о проводящих жизнь в горах, и пещерах, и ущельях земли; о благоверных царях, христолюбивой царице, всей палате и воинстве их. Дай им, Господи, мирное царствование, чтобы в мире их и нам проводить тихую и безмятежную жизнь во всяком благочестии и чистоте.

[Поминовение города] Помяни, Господи, город, в котором мы живем, и всякий город и страну, и [людей] с верою живущих в них. Возглашает:

[Второе поминовение священства] Во-первых помяни, Господи, архиепископа нашего (такого-то).

[Заключительное всеобщее поминовение] Помяни, Господи, плавающих, путешествующих, больных, страждущих, пленных, и спасение их.

Помяни, Господи, приносящих плоды и делающих добро во святых Твоих церквах, и помнящих о бедных, и на всех нас ниспосли Твои милости. Возглашает: И дай нам одними устами и одним сердцем прославлять и ! И будут милости великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа!

АНАФОРА СВЯТОГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА

[Призыв народа к Анафоре после пения Символа веры:]

Д.: Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити… Свящ.: Благодать Господа нашего Иисуса Христа… Горе имеим сердца (вознесём ввысь сердца). Люди: Имамы (имеем [такое намерение]) ко Господу. Свящ.: Благодарим Господа. Люди: Достойно и праведно!

Достойно и праведно Тебе пети, Тебе благословити, Тя хвалити… (1-я молитва анафоры, окончанием которой является возглас священника): Победную песнь поюща, вопиюща, взывающа и глаголюща. Люди: Свят, свят, свят, Господь Саваоф!…

С сими и мы божественными силами, Владыко, человеколюбче, вопием и глаголем… (2-я молитва анафоры; заканчивая ее, свящ. возглашает установительные слова Господа на Тайной вечере): Приимите, ядите, сие есть тело Мое… Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя новаго завета!…

Поминающе убо ныне спасительную сию заповедь… (3-я молитва анафоры; заканчивая ее, свящ. возглашает): Твоя от твоих, Тебе приносяща о всех и за вся!

[3. Епиклесис (4-я молитва анафоры)]

Еще приносим Ти… [Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа… Сердце чисто созижди… Не отвержи мене… – Тропарь III-го Часа и стихи 50-го псалма; это славянская интерполяция с начала XV в., чуждая изначальному тексту анафоры; у греков в настоящее время ее нет].

И сотвори убо хлеб сей честное тело Христа Твоего. … А еже в чаши сей, честную кровь Христа Твоего. … Преложив Духом Твоим Святым (освящение Св. Даров).

Якоже быти причащающимся во трезвение души… (священник молится, чтобы причастники обрели в Св. Дарах душевное трезвение, оставление грехов, общение со Святым Духом, наступление Царствия Небеснаго и чтобы дерзновенное приближение к Богу не вменилось им во осуждение).

[4. Интерцессионес. 5-я молитва анафоры]

Еще приносим Ти словесную сию службу о иже в вере почивших, праотцех… (священник приносит ходатайство о патриархах, пророках, апостолах, мучениках, исповедниках «И о всяком дусе праведнем в вере скончавшемся»,особенно же – изрядно – о Богородице, – как свидетельствует завершающий молитву возглас): Изрядно о Пресвятей…!

О святем Иоанне пророце… (продолжение воспоминаний – Иоанна Крестителя, апостолов, всех святых и вновь – усопших. Затем – поминовение церковной иерархии, моления о Церкви, о богохранимой стране нашей.)

Священник возглашает: В первых помяни, Господи, великого господина и отца нашего Алексия (Кирилла)… (патриарха), и господина нашего высокопреосвященнейшего… (правящего архиерея). Помяни, Господи, град сей, в немже живем… (и далее поминовение плавающих, путешествующих, болящих и страждущих, плененных…)

И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати… (конечное славословие Имени – и окончание Анафоры).

Основное содержание евхаристической анафоры, если прочесть ее как композиционно связный текст, сводится к следующему:

Префацио: благодарение Бога за творение мира и промысл; служба людей Творцу возводит к воспоминанию ангельского служения («жертва хваления»): «Свят, свят, свят» – Санктус, который переходит к искупительным подвигам Иисуса Христа, описанию Тайной вечери с установительными словами. Далее (анамнесис) воспоминаются претерпленные Им крест, погребение, воскресение, вознесение, седение одесную Отца и возносится наше благодарение (евхаристия) («Твоя от Твоих…»).

Эпиклезис начинается с повторения идеи приношения («Еще приносим»), затем следует усердное призывание Святого Духа ради «преложения» Св. Даров и освящения верных, их вкушающих.

В интерцессионес – моления о почивших («о всяком дусе праведном») – особое воспоминание Богоматери («Изрядно о Пресвятей»), Иоанна Предтечи, апостолов, всех святых, поминание Церкви небесной и земной, иерархии, клира, властей, страны, града и всех людей. Это – остатки древних диптихов, читавшихся дьяконом во время совершения священником анафоры, а затем вошедших в ее текст. Длинный ряд поминовений «всех и вся» завершается славословием Имени Св. Троицы: Отца и Сына и Св. Духа.

[В молитве Господней («Отче наш»), которая уже не принадлежит к Анафоре, слова «хлеб насущный», согласно позднейшей традиции, приобретают «особое, чисто евхаристическое значение» (архим. Киприан Керн.Евхаристия)].

Лит.: Успенский Н. Д. Анафора. (Опыт историко-литургического анализа) // Богословские труды. М., 1975. № 13; Мень А., прот. Таинство, Слово и Образ: Богослужение Восточной Церкви. Брюссель, 1980 и переиздания (гл. 3: Литургия; здесь содержится перевод центральной части анафоры св. Иоанна Златоуста на руский язык). Смотрите также литературу при статье «Литургия».

Материалы к курсу лекций «Основы православной литургики»

Доц. Ю. Рубан, кандидат исторических наук, кандидат богословия

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Оценка 4.7 проголосовавших: 18
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here