К кому обращена молитва царю небесный

Новая статья: к кому обращена молитва царю небесный на сайте святая-молитва.рф - во всех подробностях и деталях из множества источников, что удалось нам найти.

Молитва «Царю Небесный» – это еще и стихира службы Пятидесятницы. Мы призываем Святой Дух, чтобы Он пришел и вселился «в нас» и это можно понимать двояко: или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, либо – чтобы Святой Дух обитал между нами, объединяя нас в Тело Христово. Но одно не исключает другого. Комментирует иерей Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ.

« Ц арю́ Н е́бесный, У те́шителю, Д у́ше и́стины, Иже везде́ сый и вся исполня́яй, С окро́вище благи́х и жи́зни П ода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от всякия скве́рны, и спаси́, Б лаже, ду́ши на́ша».

ПЕРЕВОД иером. Амвросия (Тимрота):

«Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши. »

– Молитва «Царю Небесный» обращена к Третьему Лицу Святой Троицы – Святому Духу, Господу Животворящему, исходящему от Отца (см. Символ веры). Происхождение и авторство этой молитвы неизвестны, однако есть основания полагать, что она возникла ближе к концу первого тысячелетия христианской эры.

«Царю Небесный» – пожалуй, одна из наиболее известных молитв, наряду с «Отче наш» (молитвой Господней) и 90-м псалмом царя Давида. Она входит в состав так называемого «обычного начала», т. е той последовательности молитв, которая звучит в начале многих служб и последований, в том числе в начале привычных нам утренних и вечерних молитв: «Царю Небесный», Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш».

Кроме того, есть обычай читать «Царю Небесный», чтобы призвать Святого Духа перед началом какого-либо дела. Несмомненно, одно из таких дел – молитва, церковное богослужение. И этим, надо полагать, объясняется включение молитвы «Царю Небесный» в состав обычного начала.

Наконец, эта молитва является одной из стихир службы Пятидесятницы – и именно это обстоятельство стало поводом для сегодняшней нашей заметки. Однако рассмотрим сначала сам текст молитвы.

Мы обращаемся к Святому Духу как к Небесному Царю (ср. начало Господней молитвы: «Отче наш, сущий на Небесах…»). Это обращение, строго говоря, не является специфическим для Третьей Ипостаси. Так, например, на великопостной вечерне читается молитва «Небесный Царю, веру утверди…», которая, вероятнее всего, относится ко Христу – однако это не вполне ясно; можно думать также, что она адресована Святой Троице.

Далее следует обращение «Утешитель» (греч. Παράκλητος). Так Спаситель назвал Святого Духа в беседе с учениками: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин 14:16–17). Помимо очевидного значения «тот, кто утешает», это слово может пониматься также в значении «посредник», «ходай», «заступник».

О Святом Духе, как и Боге «вообще», мы говорим как о вездесущем: «Иже везде сый». Церковнославянское выражение, идущее следом – «вся исполняяй» – вероятно, многих сбивает с толку. Как видно из приведенного выше русского перевода, в данном случае речь идет не об исполнении наших молитв и желаний, а все о том же – о вездесущии Божества: «вся исполняяй» означает «все наполняющий Собой». Однако здесь можно усмотреть и нечто большее: Святой Дух не просто «механически» наполняет Собой вселенную, но Он оживотворяет ее, ежесекундно поддерживает ее существование – иначе бы все распалось и рассыпалось, поскольку видимый нами мир не имеет иной причины собственного возникновения и длящегося существования помимо Бога.

Есть еще одно выражение в церковнославянском переводе молитвы, которое, как можно предположить, многими понимается превратно: «Сокровище благих» вовсе не значит, что Святой Дух – некое сокровище для хороших людей. Нет, Дух Животворящий – это сокровищница благ, вместилище и источник всего благого, доброго.

Далее мы называем Духа подателем жизни – тут уместно вспомнить другое песнопение, довольно часто звучащее на всенощной: «Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается…»

Все те слова и выражения, о которых сейчас шла речь, – все это было обращение, которое занимает около двух третей молитвы. А дальше идет просительная часть.

О чем мы просим Бога Духа Святого? Мы просим Его, чтобы Он пришел и вселился «в нас». Последнее можно понимать двояко (и одно понимание отнюдь не исключает другого): или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, храмом Бога; либо (ср. Ин 1:14) – чтобы Святой Дух обитал среди нас, между нами, объединяя нас в единое Тело Христово.

Затем мы просим, чтобы Дух, поселившись в нас, очистил нас от всякой скверны – т. е. от страстей, от греха – и чтобы Он, Благой (т. е. добрый) спас наши души, т. е. избавил бы нас от власти мира, диавола и, опять-таки, наших собственных страстей, и чтобы Он даровал нам Царство Небесное – т. е. Его собственное Царство (см. начало молитвы).

Как было сказано выше, молитва «Царю Небесный» входит в состав службы праздника Пятидесятницы (иначе, Дня Святой Троицы). Напомним, что эта молитва не читается в период от Пасхи до Пятидесятницы: в пасхальный период она заменяется троекратным чтением (или пением) тропаря Пасхи, а от Вознесения до Пасхи и вовсе ничем не заменяется – и это значимое отсутствие подчеркивает то напряжение, с которым Церковь всякий год ожидает дня ниспослания Святого Духа. И вот в день Пятидесятницы, после семи недель своеобразного воздержания, вновь звучит молитва «Царю Небесный» (нередко ее поют всенародно) – сначала на великой вечерне, в качестве предпоследней стихиры на стиховне, а затем дважды на утрене – после 50-го псалма и перед великим славословием (вместо обычного «Преблагословена еси, Богородице Дево…»). С этого дня «Царю Небесный» читается ежедневно вплоть до первого дня Пасхи.

Царю Небесный: молитва Тому, Кто утешает

Молитва «Царю Небесный» – это еще и стихира службы Пятидесятницы. Мы призываем Святой Дух, чтобы Он пришел и вселился «в нас» и это можно понимать двояко: или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, либо – чтобы Святой Дух обитал между нами, объединяя нас в Тело Христово. Но одно не исключает другого. Комментирует иерей Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ.

Сошествие Святого Духа. Рукописное Евангелии сирийского монаха Рабулы. 586 г. Библиотека Лауренциана, Флоренция

и вся исполняяй,

и жизни Подателю,

и очисти ны от всякия скверны,

и спаси, Блаже, души наша.

и всё наполняющий,

и жизни Податель,

и вселись в нас,

и очисти нас от всякой скверны,

и спаси, Благой, души наши.

Наконец, эта молитва является одной из стихир службы Пятидесятницы – и именно это обстоятельство стало поводом для сегодняшней нашей заметки. Однако рассмотрим сначала сам текст молитвы.

Все те слова и выражения, о которых сейчас шла речь, – все это было обращение, которое занимает около двух третей молитвы. А дальше идет просительная часть.

О чем мы просим Бога Духа Святого? Мы просим Его, чтобы Он пришел и вселился «в нас». Последнее можно понимать двояко (и одно понимание отнюдь не исключает другого): или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, храмом Бога; либо (ср. Ин 1:14) – чтобы Святой Дух обитал среди нас, между нами, объединяя нас в единое Тело Христово.

Священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ

Как будет выглядеть ссылка:

Молитва «Царю Небесный» – это еще и стихира службы Пятидесятницы. Мы призываем Святой Дух, чтобы Он пришел и вселился «в нас» и это можно понимать двояко: или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, либо – чтобы Святой Дух обитал между нами, объединяя нас в Тело Христово. Но одно не исключает другого. Комментирует иерей Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ.

Большинство прихожан никогда не слышали прекрасных и возвышенных молитв, которые произносит священник в самый важный момент Литургии. До людей, стоящих в храме, доносятся лишь возгласы, окончания молитв, читаемых в алтаре беззвучно или тихим голосом. А как обстояло дело в древности? Когда и почему возникла нынешняя практика?

В прощальной беседе Христа с учениками Иисус многое им открыл, о многом предупредил, но главной оставалась мысль, которую Он повторял неоднократно: сопричастность Богу невозможна, если между Его учениками будет неприязнь или отчуждение. Стремление к единству невозможно, если останется вражда, осуждение, претензии, ненависть и обиды.

Публикуем тексты коленопреклоненных молитв, которые читаются на вечерне службы Пятидесятницы

В канун Троицы нам задали необычный вопрос: «Почему текст молитв на призывание Святого Духа на вечерне Пятидесятницы, такой сухой, нерадостный, нудный, долгий? Там, как в катехизисе, собрано все богословие, но совсем мало о самом Святом Духе, о том, что мы его ждем, и Он может прямо сейчас, в ответ на наши молитвы, прийти! В Евангелии сошествие Святого Духа – событие исключительное, а из текстов молитв это ощущение совсем не очевидно». За объяснениями мы обратились к Александру ЛУКАШЕВИЧУ, литургисту, автору «Православной энциклопедии».

12 октября празднуется день обретения мощей свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францусского. На сайте собора в Сан-Франциско можно заполнить форму и подать записку о здравии. Записки каждую неделю читают за молебном у мощей святителя.

О чем мы просим Бога на молебне, из чего состоит это богослужение, почему можно подать записку «О здравии», но лучше присутствовать на молебне, рассказывает протоиерей Игорь ГАГАРИН

Сегодня в Храм Христа Спасителя привезли пять изрубленных топором икон из Великого Устюга и пострадавший от вандала с ножом поклонный крест из Невинномысска. Святыни вынесут для поклонения на молебне в защиту веры, который состоится 22 апреля

Сегодня более 75 тысяч человек собрались на площади перед северной стеной Храма Христа Спасителя в Москве, чтобы помолиться о защите веры, Церкви и поруганных святынь и попросить у Бога прощения за свои грехи

Главное достижение молебна в защиту Церкви, состоявшегося 22 числа – в том, что он действительно оказался молебном, а не политическим митингом, как этого боялись многие

Как определить каноничность текста? Какой акафист можно использовать в молитвенной практике, а какой — нет? Рассказывает секретарь Саратовской комиссии по канонизации, член Межсоборного присутствия РПЦ священник Максим ПЛЯКИН

Все знают о том, что существуют архитекторы, проектирующие новые храмы, иконописцы, пишущие иконы, и мастера, которые льют колокола. При этом о людях, составляющих новые молитвы и церковные службы, говорят очень редко. И это не случайно

Молитва Ефрема Сирина читается в течение всего Великого поста , начиная с вечера вторника сырной седмицы, и заканчивается в Страстную Среду.

Сегодня на вечерней службе в храмах начинают читать молитву Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». Значит ли это, что Великий Пост уже наступил? Нет. О литургическом месте, смысле и поэтике великопостной молитвы расказывают ведущие рубрики литургической поэзии «НС» священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ и поэт Ольга СЕДАКОВА.

В 2013 году на Межсоборное присутствие вынесена тема поминовения инославных. Она имеет множество нюансов: можно ли поминать на проскомидии, на молебнах, келейно, только живых, которые еще могут присоединиться к Церкви, или усопших тоже, как поминать инославных священнослужителей. Разбираемся в истории вопроса

22 июня наступает Вселенская родительская суббота. Теперь после многократных радостных пасхальных восклицаний, когда мы забывали о своей земной судьбе, Церковь обращается к нам со словами: «конечный день вспомним, верные»! Нас призывают не быть беспечными, но помнить, что «страшен конец смертный и грозен суд Владыки!»

На богослужении иногда читают псалом 108, в котором псалмопевец призывает проклятия на своих врагов: «Скитаясь, да переселятся сыновья его и нищенствуют, да будут изгнаны из развалин своих…» Меня очень смущает этот псалом, разделить ненависть автора я никак не могу, его проклятия меня ужасают. Что делать, если внутренне не соглашаешься с молитвой? Дмитрий

Можно ли за богослужением читать Евангелие на русском языке, рассуждают член Синодальной богослужебной комиссии игумен Андроник (Трубачев) и священник-миссионер Димитрий Карпенко.

6 марта в помещении московского Музея русской иконы состоялась встреча с композитором коптских гимнов Георгием Кириллосом. Москвичи получили уникальную возможность услышать вживую коптские богослужебные песнопения.

Песнопение Литургии Преждеосвященных даров «Ныне Силы Небесные» принадлежит к самым сильным впечатлениям Великого Поста. Оно не звучит в другое время. Мы не можем не чувствовать его «чрезвычайности». «Царь Славы» – именование Христа, в котором очень сильна связь с Крестной мукой. Комментируют священник Федор ЛЮДОГОВСКИЙ и поэт Ольга СЕДАКОВА.

Воскресный тропарь 3 гласа комментируют ведущие рубрики литургической поэзии «НС» священник, филолог Федор ЛЮДОГОВСКИЙ и поэт, переводчик Ольга СЕДАКОВА.

Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.

Православная молитва «Царю небесному»

История молитвы «Царю небесному» насчитывает более тысячи лет. Согласно проведенному исследованию, ее еще не знали в уставе Константинополя в 9 веке.

И этот факт позволяет с уверенностью отнести время ее появления к концу девятого и началу десятого века. По мнению ученых, молитва Царю Небесному была перенесена в традицию домашней молитвенной практики.

Невозможно определить авторство и источники происхождения молитвы. На этот счет существуют разные мнения, кто-то полагает, что авторство молитвы Святому Духу принадлежит монаху-отшельнику, кто-то думает, что текст является творением императора-гимнографа, или это своеобразный пример адаптации еретической мольбы, впервые появившейся в иконоборческих кругах.

В православной интерпретации прошение «Царю Небесному» представляет собой текст, наполненный догматическим смыслом для православного сознания. И молитва эта обращена к Святому Духу, которое стоит слушать. Стоит принять во внимание, что в православном вероучении признается три ипостаси Единого Бога. К каждой ипостаси происходит отдельное обращение к утешителю.

Небесный Покровитель в данном случае является титулом, которым молящиеся наделили Всевышнего.

Римская империя также служит своеобразным источником, служащим в качестве подкрепления подобного титулования.

Использование молитвенного обращения

Сегодня молитвенное прошение Царю все чаще слышится как инвокация, то есть когда Бога молитвенно призывают перед групповыми и личными молитвами Святому Духу. Православный обиход называет это «обычным началом», когда слушают обращения «Царю Небесному», мольбы Святой Троице и «Отче наш».

В богослужении подобное обращение к утешителю используется как стихира Святому Духу, которую слушают на вечерне. Она посвящена празднеству Пятидесятницы и Дню Святой Троицы. Такая молитва зародилась в храмовом богослужении и постепенно ее слушают и используют в домашней практике.

Толкование молитвенного обращения

Мольба Царю является прошением о снисхождении Святого Духа и об излиянии Его присутствия. Это прошение об осуществлении харизматического помазания, в силу чего мольба слушается при всяком групповом богослужении и чинопоследовании, в домашних молитвенных обращениях, когда появляется необходимость сделать ее богодухновенной, исполненной присутствия Святого Духа.

В заключительных словах текста слышится просьба об очищении души, то есть избавление от всякой скверны материи, связанной с духовным неведением, заблуждением и страстями.

Если брать в учет подобный расклад, моление «Царю Небесному» обращено не к Богу, а к духовному покровителю в виде божественной женственности и мудрости — Святому Духу.

Молитвы Царю Небесному: комментарии

Один комментарий

Будучи рожденным в СССР воспитывался в школе в институте в армии в духе атеизма и неверия в бога. Но родители всегда отмечали священные христианские праздники и нас приучили к этому. По прошествии времени душа потянулась к богу,но ни молиться ни причаститься мы не умеем. И осень хорошо, что сегодня я могу найти ответы на свои вопросы как молиться и кому. Теперь я знаю, что при любой необходимости я могу молиться царю небесному и на душе станет легче.

К кому обращена молитва «Царю Небесный» и «Отче наш»? и на иконе Святой Троицы, кто изображен посередине?

Протоиерей Александр Абрамов

27.01.2016 10:23

– Поздравляю с прошедшими праздниками. Мы с вами постепенно привыкаем, что год от года жизнь становится все сложнее. Хочется пожелать, чтобы эта сложность не оказалась для нас избыточно тяжкой. Еще желаю всем радости, мира, способности делать свое дело в послушании Богу и готовности никогда его не бросать.

Как обычно, я сегодня буду отвечать на ваши вопросы.

Начну разговор с Евангелия, которое читалось в день Святого Богоявления. Святой евангелист Матфей говорит: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф. 3, 13-17).

Тема, которую я хочу сегодня предложить для нашего разговора – о нашем умении и неумении слушать. Слушать Бога, церковь, священников и друг друга.

Нередко, когда человек приходит на исповедь, он говорит: я молиться не умею, разумея, что он не знает слов из «Молитвослова». Или наоборот, считает даже грехом, читая те или иные молитвы, потом прибавлять свои. Спрашивает: это, наверное, грех? И ты пытаешься объяснить что-то, и видишь в какой – то момент, что он заскучал, что ему неинтересно. Потому что он для себя уже все решил. Что читать надо только по «Молитвослову», а добавлять какие-то свои собственные прошения – это грех. И человек тебя не слышит, его уши закрыты. То же самое происходит, когда человек не дает Богу вставить слово в этом разговоре. Разговор превращается в монолог. Человек беспрерывно что-то требует. Приходит прихожанин и говорит: я читаю 8 акафистов в день. Я спрашиваю: «А у вас остается время выслушать ответ? Просто 5 минут помолчать? Вы же непрерывно Богу что-то говорите. А где здесь ваше прошение?» Он говорит: «дело не в прошении, надо успеть все вычитать». Бог находится в более тяжелом положении, чем мы. Богу надо успеть все выслушать. А мы Ему не даем этой возможности. Он только одно услышал, а мы нагнетаем еще и еще. И это становится серьезной проблемой. Таким образом, нежелание слышать становится проблемой наших отношений с другими людьми. Мы все о них уже знаем: этот плохой, этот получше, у такого-то дочка пьяница. Никогда не надо торопиться с такими оценками. Человек многомерен, и нередко бывает, что тот, кого вы считаете плохим – оказывает вам помощь. А тот, на кого вы полагались, отходит в сторону, когда вам плохо. Надо учиться слушать Бога. Вот та тема, которую я хочу предложить для нашего сегодняшнего разговора, начиная отвечать на ваши звонки.

– К кому обращена молитва «Царю Небесный» и «Отче наш»? и на иконе Святой Троицы, кто изображен посередине?

– Здесь все просто. Молитва «Царю Небесный» обращена к Святому Духу. Хотя каждая молитва, если она обращена к Святому Духу – то одновременно ко всем Лицам Святой Троицы. Молясь Святому Духу, мы молимся всей Святой Троице. Но молитва «Царю Небесный» обращена преимущественно к Святому Духу. А «Отче наш» – ясно, что обращена к Богу Отцу.

Что касается изображения Пресвятой Троицы, то с момента написания иконы Андреем Рублевым существует такое мнение. Но естественно это лишь мнение, потому что Лица Святой Троицы между собой по Естеству ровны. Но Богословское объяснение состоит в том, что в середине Центральный Ангел – это Спаситель Христос. А слева и справа находятся Отец и Святой Дух. Это объясняется тем, что если вы присмотритесь к иконе, вы увидите, что фигуры ангелов образуют как бы чашу, Чашу Литургии. А в центре этой Чаши находится Христос Спаситель. Вот поэтому общепринятая точка зрения такова, что в центре – Христос, а слева и справа – Отец и Дух Святой.

– Нередко священники говорят, что заказные записки можно подавать за всех. Ведь если мы в записках будем писать тех людей, которые просто крещены, не будет ли это вливанием молодого вина в мехи ветхие?

– Во-первых, вы сейчас почему-то напираете на слово «заказные записки», но это технические детали. В храмах есть такие записки, сякие записки – в любом случае вы все равно имеете в виду не записки, а проскомидию, часть Литургии, к которой вынимают частицы за живых и усопших. И поэтому заказная – не заказная – не имеет ни малейшего значения. Поминовение совершается по отношению к людям, которые крещены во святом православии. Единственной причиной, делающей такое поминовение не возможным, является непринадлежность человека к православной вере. Все остальное будет предельно субъективно. С вашей точки зрения – человек не участвует в литургической жизни? Я вам скажу – Мария Египетская вообще не участвовала в литургической жизни – и ничего, как-то вот, видите, и без заказных записок обошлась. Мы не можем восхищать себе право суда Божьего. Говорится: Мне отмщение, и Аз воздам. Я считаю очень вредным поветрие, распространившееся в последние годы, когда спрашивают: вот, он был человек нецерковный, можно ли его поминать в записках. Что значит «можно»? Если вы хотите о ком-то помолиться – вы должны это делать! Можно? Как будто возникает какая-то греховная ситуация с вашей стороны, не будет ли грехом о ком-то помолиться! Конечно, не будет! А мы с вами знаем, насколько мы сами церковные?! А, может, у Господа на эту тему другое мнение? Давайте не будем предвосхищать суд Божий. Слова требника ни в одном месте не предписывают нам отказывать людям, которые по крещению принадлежат церкви. Очень многие отпадают. Но для нас, например, если человек, допустим, был крещен и при этом покинул православие и даже, может быть, ему изменил, приняв другую веру – он для нас отпадший грешник. Для нас недействительно все то, что с ним происходило. Он – человек, нуждающийся в нашей молитве. Другое дело – может быть, не стоит брать на себя подвиги сверх того, что мы в состоянии умом воспринять, да и по чести говоря – нести. В строгом смысле Ленин – крещеный в православии человек. Другое дело, что это такой людоед и упырь, что мы с вами едва ли окажемся в состоянии о нем глубоко помолиться. Хотя церковь в вечерню святой Пятидесятницы сохраняет возможность помолиться даже за таких людей, которые держатся в аду. Что же, мы будем им отказывать? Если церковь разрешает в такой ситуации за «иже в аду держимых» молиться, то как можно отказывать людям, судьба которых Богом окончательно еще не решена?

-Почему Христос явился именно в Израиле?

– Так Он выбрал. Господь явился в Святой Земле. Оттого она и Святая. Не потому, что она такой изначально была, и поэтому Он там родился. Нет. Наоборот. Земля стала Святой, потому что Господь избрал ее, и там совершилось чудо Боговоплощения. А Христос никакой земле не обязан. Христос принадлежит нашей стране так же, как и другим странам мира. И пришел спасти, желая каждому спастися и в разум истинный прийти.

У нас очень много святых, очень много Даров Духа сосредоточенно на огромной территории нашей страны. Но это люди совершали. Мы не являемся их наследниками автоматически. Мы должны сами что-то делать, чтобы этот дух унаследовать. А так просто заявить: мы – земляки Серафима Саровского, поэтому он нам должен передать особую благодать – это совершенно не по – Божьему. Это дико.

Избегайте таких выражений, как «я вымолила». Это дурно пахнет. Это Господь решит, кого вы там вымолили, а кого нет. Если человек считает свою молитву сильной, а не просто говорит: я что-то тут перед Богом пискнул, Господи, Ты мое прошение не презри, полезно сотвори – это никуда не годится. Если человек считает, что он что-то вымолил, что у него хорошее духовное состояние – тут, прямо говоря, ему надо быть скромнее. Кто кого вымолил – лишь Христу известно. Это только плохие художники говорят: мое творчество, плохие писатели – моя литература. Не будем говорить: я вымолил, это не очень верно.

Вся наша аскетика построена на простом понимании: всего должно быть в меру! И книг должно быть в меру, и хорошей музыки – в меру. Нельзя ни к чему окончательно привязываться. Привязаться можно только к любви Божьей. Ее почувствовать, жить в соответствии с ней. И тогда вам не будет сложно любить Бога и людей. Потому что у вас не будет усилия. Какое нужно усилие, чтобы любить людей? Никакого, если вам Бог дорог. Вы и на себя обратите внимание и себе не будьте противны. Тогда внутреннее гармоническое чувство вас никогда не покинет.

– Если нет никаких свидетельств, крещен человек или нет? Получается, что я невольно согрешила поминовением, если они не крещены?

– Если они не крещены, то поминовение их в записках лишено смысла. Потому что литургическое поминовение – это поминовение членов Церкви. Значит, они не члены Церкви. Значит, вы просто написали каких-то два слова, которые что-то обозначают. Я думаю, что это не какой-то злой умысел с вашей стороны, а, скорее, небрежность. Будете исповедоваться и об этом скажите. А больше здесь никакой трудности нет. Господь Своих знает!

– В чем разница между записками?

– Никакой. Я скажу, по крайней мере, о своем храме. Вся разница лишь в том, сколько вы хотите пожертвовать на храм. Все записки читаются в алтаре, все поминаются, и о всех тех, кто в этих записках упомянут, вынимается частица из просфор. Которые в конце Литургии погружаются в Кровь Христову, со словами: «Омый, Господи, грехи всех, здесь поминавшихся, Кровью Твоей Честной». Грубо говоря, разница между простой запиской и заказной – как между общим вагоном и плацкартом. Никакой, просто стоимость разная. Хотя даже не стоимость, а ваше пожертвование.

– Мне, бывает, говорят: не ходи в храм, просто читай утреннее и вечернее правило, молись перед едой, не делай ничего плохо. Что им отвечать?

О.Александр: Это известная позиция. Я бы просто пример привел. Не надо ходить в душ? Лучше просто не пачкаться. Временя от времени чистить одежду и стараться не падать в лужи – и тогда вы будете все время чистым. Но жизнь показывает, что так не бывает. Что душ надо принимать. И что общение с Богом в Таинствах ничем заменить нельзя. Нельзя, находясь дома причаститься за Божественной Литургией. Потому что это общее делание всей общины. Это общая молитва нас всех. И Тело, и Кровь Христовы мы принимаем только за Богослужением. Человек нуждается во всех Таинствах.

Хорошо понятны мотивы тех людей, которые предлагают так делать. Они невольно отгоняют людей от храма. Транслируют свои проблемы во взаимоотношениях с церковью. Всегда хочется, чтобы проблемы были не только у тебя, но и у всех остальных тоже. Тогда как-то не так начинаешь переживать свои собственные. Позиция в корне неверная! В храме, конечно, надо бывать. И, более того, мне кажется, что для христианина это вообще не вопрос. Это должно быть естественной потребностью.

– Как полюбить молитву, можно ли научиться ей?

– Действительно, апостол нас учит: непрестанно молитесь. И более того, он говорит, что нет такого места, где нельзя было бы молиться. Всюду можно молиться. Нет места, запрещенного для молитвы. И в этом смысле нет места грязного, нечистого, плохого, где бы ты не мог помолиться. Надо понимать, что подразумевается под молитвой. Это не значит, что у тебя повсюду в кармане должен быть молитвослов, и ты перелистываешь страницы и находишь молитвы, которые, тебе кажется, подходит. Это будет, скорее, благочестивым упражнением, но наша собственная молитва – она ведь личная! Тебе всегда есть о чем Богу сказать. На что-то пожаловаться, что-то попросить, вымолить прощение, поделиться радостью. Мы же не разговариваем друг с другом дома по специальному разговорнику! У нас бывают разные ситуации. Мы спрашиваем: что сегодня делаешь, как себя чувствуешь, все ли в порядке, благодарим, обсуждаем какие-то проблемы. И мы можем и должны с Богом обсуждать, что нас касается. И тогда находятся слова: Господи, мне стыдно! Или: Господи, у меня замечательно святки прошли, удалось с Божьей помощью в мире прожить и никого не обидеть, и никаких не натворить бед, спасибо Тебе, Господи! И тогда твое «спасибо» Богу уже становится молитвой. Мы ведь даже когда на улице человеку говорим «спасибо» – это уже молитва. Просто надо отдавать себе отчет в этом, потому что спасибо – это сокращенная форма «спаси Бог». Вы желаете человеку от Бога спасения. Вы желаете человеку от Него помощи. Поэтому всякий раз наша молитва должна сочетать наши обращения через молитвы, которые мы читаем, молитвы святых отцов и наше собственное прошение. Какой должна быть личная молитва по большей части: просительной, благодарственной, покаянной или просто славословие Богу и Богородице? Это имеет такое же отношение к тому, о чем я сейчас говорил. Это все равно, что спросить: каким у нас должно быть дыхание? Учащенным, замедленным, ровным, тихим? Оно такое, какое есть. Когда хочется Бога поблагодарить – мы благодарим, не надо расписывать раз навсегда все возможные случаи нашего общения с Богом. Случаев десятки, сотни, тысячи, миллион. Наше обращение должно быть в первую очередь естественным. Мы не должны стесняться разговаривать с Богом. Почему мы все время боимся собственной речи? Почему мы считаем ее чем-то плохим, неверным по отношению к иному. Например, к молитвам из «Молитвослова». Да так мы никогда не будем молиться всерьез. Мы как часто исповедуемся: не вычитал все молитвы. Ну, так и будем всю жизнь вычитывать. А когда молиться – то, друзья?

– Бог не уничтожил дьявола для того, чтобы люди в искушении проверялись на то, настоящая у них благодать или прелесть?

– Я не очень понимаю суть вопроса. Через искушения человека Бог проверяет? Но ведь Он не контролер на заводе, правильно ты изделие сделал или нет. Через искушения, которые чаще всего являются результатом собственного несовершенства, и послушание человека греху выясняется, является ли действительно Бог для человека самым главным в жизни? Действительно ли Он для него приоритетен – или так? Потому что мы же с вами знаем притчу о званных и избранных. Кому-то надо было испытать свой скот, кто-то недавно женился, у кого-то другие были дела…. И они не пришли на пир к Господину. Вот мы ведь, в общем, очень часто так делаем. Мы живем в тех условиях, в которых живем, но очень часто человек говорит: вот я на Крещение не приду, у меня работа. Это понятно, мы должны зарабатывать. Но когда человеку захочется поехать на отдых – он возьмет отгулы и спокойно этим временем пользуется. Потому что отдохнуть хочется, потому что устаем. То есть получается, что на Крещение прийти – это какая-то повинность, а отдохнуть – это для себя? Вот, и кто для нас тогда важнее? Я практически всегда призываю своих прихожан в первую и последнюю неделю Великого Поста, если есть возможность – брать отгулы. Если такой возможности нет – приходить хотя бы на одно Богослужение – либо утреннее, либо вечернее, но каждый день. Потому что и так очень мало, что от нас требует Спаситель. И так уже очень на многое закрывает глаза, но одно дело – понимать, что так делает Христос, жалея нас. А другое дело – что так и должно быть. Ну, ничего страшного, мы же должны своими делами заниматься. Говорят: Мы же не можем каждый праздник ходить в храм! Вот если бы так сказали человеку XIX века, что он не должен даже на Рождество и на Крещение бывать в храме!

Господь тебя не бросил в трудную минуту – и ты тоже Христа не бросай в торжествах и радостях служб.

– Как подавлять в себе раздражительность и грех?

-Это огромная тема. Ее сложно сейчас начинать. Аскетика нас учит, что надо бороться не с проявлениями греха, а с его корнями. Надо установить, из-за чего мы раздражаемся, из-за чего гневаемся. Бывают очень простые вещи. Человек сердится, что у него мало свободного времени. У него есть возможность либо в уме, либо вслух с кем-нибудь перемыть всем кости, разозлиться, осудить. Бывает – от каких-то примитивных причин, от обжорства, например. Человек становится гневливым. Как в средние века говорили: желчь у него выходит. Надо смотреть, из-за чего это происходит, на кого именно мы раздражаемся – и потом уже бороться с корешками этого греха. Может быть, в следующей передаче мы сможем подробнее об этом поговорить.

– Я работаю в такси. Как правило, молюсь за всех, кто мне встречается. Ну, не то, что молюсь, обращаюсь: Дай Бог здоровья, прости его, грешного и меня, грешного! А бывают и китайцы, и афроамериканцы. Могу ли я так делать?

– Дурного нет ничего. Я бы только советовал: помяни меня, грешного, а их грешными не называйте. Господь Сам решит, кто грешный. Грешные мы сами. Если у вас есть желание помянуть этих людей – просто пожелайте им добра. Когда мы говорим человеку: Здравствуйте, или: Добрый вечер – мы уже ему желаем добра. Вот: Господи, помоги; Господи, сохрани. Это дело хорошее и дело правильное. Уж оно вреда точно не принесет. Кашу маслом не испортишь. А разве это не Божье дело иноверцам здоровья пожелать? Это ж люди, тоже творение Божие. Нам не надо быть высокомерными. И грешными называть только самих себя. Это вот одна пожилая дама, она всегда, когда читала свой помянник – то говорила: Господи, помяни грешного Георгия; Господи, помяни грешную Нину, и так далее. А почему грешную? Грешная – это я. Вот, я читаю помянник, я грешная, я свои грехи знаю, а мы не знаем о грехах тех людей и не можем предварить о них суд Божий. А дело вы хорошее делаете. У вас такой труд, который предполагает если не общение, то соприкосновение с большим количеством людей, значит неспроста это все так. Я, наверное, так бы на этот вопрос ответил.

– Как понять, что мои добрые дела для Бога, а не просто добрые?

– У нас не должно быть такого раздвоения. Надо просто делать дела незлые, и тогда Господь их примет. Я думаю, что у нас будет состояние духовное не очень внутренне здоровое, если мы будем думать вначале: так это доброе дело я для Бога сделал, оно зачисляется? Это 1:0 в мою пользу, или нет? А дальше – а вот это просто доброе дело, но оно не считается, в мою копилку не идет. Мы не должны так на это смотреть. Делайте то, что вы можете, соблюдайте заповеди и не причиняйте людям зла. А Христос, дай Бог, помилует. И всякие наши несовершенства покроет.

– Что правильнее выбрать: пойти в храм на праздничное Богослужение или в это время помочь нуждающемуся человеку?

– Обычно такой вилки не существует. Правильнее пойти в храм на праздничное Богослужение и помочь нуждающемуся человеку. А Писание говорит, кроме того: нищих всегда имеете, Меня же не всегда имеете. Поэтому, если речь идет о таких праздниках как Пасха и Рождество, здесь вообще речь не идет о выборе. Наше место в это время в храме. Если что-то экстраординарное не происходит. Помогать людям нужно во всякое время. И Бог найдет такое время, когда вы сможете людям помогать. Обычно это очень лукавая ситуация: я, мол, лучше помогу человеку, а потом не пойду в храм. Так и будет это вечно. А на самом деле такой вилки попросту нет.

– Я работаю в аптеке, продаю различные противозачаточные средства, как быть?

– Если это противоречит вашим убеждениям – не работайте в аптеке. Если вы работаете в аптеке, и для вас это место труда – то вы должны выполнять то, что вам предписывается по работе. И всё. Тут очень просто.

Версия для печати

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Оценка 4.7 проголосовавших: 18
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here