Как совершить обеденная молитва

Новая статья: как совершить обеденная молитва на сайте святая-молитва.рф - во всех подробностях и деталях из множества источников, что удалось нам найти.

Как совершить обеденная молитва

ПОЛУДЕННАЯ МОЛИТВА ПОСЛЕ ПЯТНИЧНОЙ

Все ханафитские, шафиитские, маликитские, ханбалитские ученые говорят о допустимости совершения дневной молитвы после пятничной. Они указывают следующие причины для совершения этой молитвы:

Во-первых, когда в одном населенном пункте совершается несколько пятничных молитв, то неизвестно, какая совершена пер­вой, поэтому есть необходимость совершения дневной молитвы, так как неизвестно, где была принята пятничная.

Во-вторых, если отсутствует одно из условий пятничной молитвы.

В-третьих, если верующий успел только на ташаххуд, то ему следует встать после приветствия имама и совершить четыре ракяата дневной молитвы. Однако среди ученых есть разногласия по поводу того, ваджиб ли эта молитва, мандуб или мустахаб. Причина этого разногласия в том, что ученые придерживаются различных мнений по поводу дозволенности нескольких пятничных молитв в одном населенном пункте. Имам аш-Шафии сказал: «Города будут расти, в них станет много различных зданий, в том числе много больших и маленьких мечетей, но несмотря на это я считаю более предпочтительным совершение пятничной молитвы только в одной мечети, самой большой. Если же и в других мечетях будут совершаться молитвы, то следует совершать полуденные, если же кто-либо совершит пятничную, тот должен после этого совершить и полуденную молитву» [131, 1, 171]. Этого же мнения придерживались такие шафиитские имамы, как ан-Навави, ас-Субки и ар-Рамли. Имам Ибн Абидин в своем знаменитом комментарии пишет: «Известно, что маликиты не дозволяют совершения нескольких пятничных молитв в одном населенном пункте» [46, 1, 542].

Аль-Макдаси в своем трактате «Hyp аш-шама фи зухр аль-джума» пишет: «В одном из риваятов от имама Ахмада передается запрет на совершение нескольких пятничных молитв в одном населенном пункте». Также Ибн Абидин в своем комментарии пишет, что имам Абу Ханифа придерживался мнения о том, что в одном населенном пункте следует совершать только одну пятничную молитву, этого же мнения придерживался ат-Тахави, автор «Аль-мухтар» аль-Гитаби и др. Возвращаясь к нескольким пятничным молитвам, совершенным в одном населенном пункте без уважительной причины, следует сказать, что имам аш-Шафии считал совершение дневной молитвы после пятничной обязательным (ваджиб). Что касается ханафитов, то они разделились во мнениях, одни сказали, что это обязательно, другие сказали, что это желательно (мандуб). Их мнению последовал и имам Ахмад. Как видите, этот вопрос связан с иджтихадом, поэтому мы не имеем права порицать тех, кто не читает, также не имеем права за­прещать тем, кто читает эту молитву. Несмотря на это разногласие нам необходимо следовать хадису Пророка: «Мусульмане подобны одному телу, когда болит какой-либо орган, то все тело отзывается жаром».

Я слышал, если после пятничного намаза не совершать обеденный, его можно не возмещать, потому что он окажется шестым, а нам велели только 5 намазов. Верно ли это?

– Что касается совершения обеденного намаза после пятничного, то об этом много говорить не нужно, т. к. его необходимость доказана в книгах выдающихся алимов и самими алимами. А что касается человека, который говорит, что вы якобы делаете шестой намаз, то это не сойдет ему с рук.

Мухаммад Рамали, когда его спросили об этом, сказал: «Этот человек лгун, невежа, заблудший и, что если он убежден, что шафииты обязывают к этому как к шестому фарзу, он станет неверным (кафиром) и будет похож на вероотступника. А если он это говорит, потому что так говорят другие, то таких нужно наказывать».

намаз

Пример совершения обеденного намаза

Женщины тоже поднимают руки подобным же образом.

(Аллах пречист от всех недостатков, хвала и слава Аллаху, нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, Аллах Велик).

Однако после «Ташаhhуда» рекомендуется прочитать полностью «ас-Салят аль-Ибраhимийя», затем желательно произнести дуа. Можно прочитать и это известное дуа:

Порядок выполнения послеполуденного и ночного намазов

Порядок выполнения вечернего намза

Порядок выполнения утреннего намаза

“В другом изречении Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если можешь читать Коран, то читай его. Если же нет, то читай: аль-хамду лилляh, ля иляhа илляллаh, Аллаhу акбар»”.

Пятница – день мусульман

7 297 Ноябрь 22, 2013

Пятница — день обязательного посещения мечети

Данная статья посвящена основным нормам и этике, связанным с пятничным днём и намазом. Статья написана на основе известной современной книги по фикху правовой школы имама Аш-Шафии – «Аль-Фихку ль-манхаджи».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пятница – это лучший из дней, в которые когда-либо всходило солнце. В этот день был создан Адам, в этот день его поселили в Раю, в этот день его изгнали из Рая, и Судный День настанет именно в этот день – день пятницы» (Ат-Тирмизи).

Доказательство предписания пятничной молитвы

На предписанность пятничной молитвы и её обязательность указывают Слова Всевышнего Аллаха (смысл): «О те, которые уверовали! Когда призывают на молитву в пятничный день, устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (сура «Собрание», аят 9).

Пророк (мир ему благословение Аллаха) сказал: «Пятничная молитва является обязательной для всех мусульман…» (Абу Дауд). Пророк (мир ему благословение Аллаха) также сказал: «Люди должны перестать пренебрегать пятничными молитвами, не то Аллах запечатает их сердца, и тогда они станут безразличными» (Муслим).

Мудрость предписания пятничной молитвы

В предписании пятничной молитвы много мудростей и пользы. Одна из самых важных – еженедельная встреча мусульман друг с другом. Они собираются для наставления, которое укрепляет их единство и согласие. Пятничное собрание, сопровождающееся поклонением Аллаху плечом к плечу, усиливает любовь мусульман друг к другу, способствует знакомствам и взаимопомощи между людьми. Также эта встреча даёт им возможность следить за событиями, происходящими в окружающем обществе.

Поэтому шариат побуждает мусульман присутствовать на пятничной молитве и предостерегает от её оставления или пренебрежения ею. Передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах запечатает сердце того, кто пропустит три пятничные молитвы, пренебрегая ими».

Условия обязательности пятничной молитвы

Пятничная молитва обязательна для каждого, кто соответствует следующим условиям:

1. Ислам. Совершение пятничной молитвы не требуется от немусульманина, в том смысле, что его поклонение не будет действительным без принятия ислама. Однако на том свете с него будет спрошено за её оставление.

2. Совершеннолетие. Совершение пятничной молитвы не является обязательным для ребёнка.

3. Разум. Человек, потерявший разум или не имевший его, также не обязан совершать пятничный намаз.

4. Принадлежность к мужскому полу. Совершение пятничной молитвы не является обязательным для женщины.

5. Здоровье. Совершение пятничной молитвы не является обязательным для больного, которому по причине боли или болезни трудно находиться в мечети. Также обязанность совершения пятничного намаза спадает с человека, если его болезнь может усилиться или может оттянуться его выздоровление. Также идти на пятничную молитву необязательно тому, кто присматривает за больным или лечит его, если больной нуждается в этом человеке. И не имеет значения, является больной родственником тому, кто за ним присматривает, или нет.

6. Постоянное проживание в месте проведения пятничной молитвы. Совершение пятничной молитвы не является обязательным для того, кто находится в дозволенном путешествии (то есть для того, кто выехал не для совершения греха), даже коротком, если он выехал из своего города до утреннего намаза пятничного дня и если с места, в котором находится этот человек, он не слышит призыв на намаз из города, с которого выехал.

Также не является обязательным совершение пятничной молитвы для мусульманина, который постоянно проживает в своём населённом пункте, если в нём нет всех условий действительности пятничного намаза (о них речь пойдёт ниже). Как, например, если в нём нет сорока человек, для которых обязательно совершение молитвы, и не слышен азан из населённого пункта, расположенного поблизости.

Условия действительности пятничной молитвы

Если мусульманин соответствует семи перечисленным выше условиям, совершение молитвы является обязательным для него. Однако сама она также не будет действительной, кроме как при четырёх условиях:

1. Пятничная молитва должна проводиться в пределах населённого пункта (место её проведения не должно выходить за граничную линию городских зданий). И неважно, идёт ли речь о городе или же о поселении, в котором постоянно проживает не меньше сорока мужчин, обязанных совершать пятничную молитву.

Таким образом, молитва не будет действительной в пустынной степи, палаточном городке или населённом пункте, в котором нет сорока мужчин, обязанных совершать пятничную молитву. Если же там слышен азан из соседнего населённого пункта, то люди обязаны отправиться туда для совершения пятничной молитвы. В противном случае обязанность совершения пятничной молитвы спадает с них.

2. Количество людей, совершающих пятничную молитву, для которых она обязательна, не должно быть меньше сорока человек. Речь идёт о совершеннолетних мужчинах, постоянно проживающих в населённом пункте, в котором совершается пятничная молитва. От Джабира ибн Абдуллаха передаётся, что он сказал: «В соответствии с Сунной, пятничная молитва совершается в присутствии сорока и более молящихся». Также в одном из хадисов говорится, что первым, кто собрал мусульман и совершил с ними пятничную молитву, был Ас’ад ибн Зирара, и их было сорок человек.

3. Пятничная молитва должна совершаться в промежутке времени, в который совершается обязательная обеденная молитва.

Аль-Бухари передал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал пятничную молитву, когда солнце миновало зенит, то есть отклонилось в сторону заката.

Также передали Аль-Бухари и Муслим от Саламы ибн аль-Аква‘, который сказал: «Мы совершали пятничный намаз вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, а когда расходились, то у стен не было теней, в которых мы могли укрыться».

Также передаётся, что Сахль ибн Са’д сказал: «Мы отправлялись на полуденный отдых и обедали только после пятничной молитвы» (Аль-Бухари, Муслим).

Приведённые хадисы указывают на то, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) молился только в промежутке времени совершения обязательной обеденной молитвы, причём в начале этого промежутка.

4. Пятничная молитва не должна проводиться в одном городе большее количество раз, чем этого требует необходимость. Вообще, обязательным является, чтобы жители одного города собирались для совершения пятничной молитвы в одном месте. Если же количество людей или другие обстоятельства не позволяют совершать пятничную молитву в одном месте, дозволяется совершать её в стольких местах, скольких требует необходимость, но не более этого.

Доказательство этого условия

Во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха), праведных халифов и следующего поколения мусульман молитва не проводилась кроме как в одном месте города, в котором была большая мечеть, называвшаяся пятничной. Остальные же мечети служили для совершения пяти обязательных молитв.

Передали Аль-Бухари и Муслим от Аиши, которая сказала: «В пятничный день люди друг за другом шли [на намаз] из своих домов, [находившихся за окраинами горада]».

Причина (мудрость) этого условия состоит в том, что пятничная молитва в одном месте более соответствует целям, ради которых она установлена: стремление к единству общества и единому слову, обращённому к мусульманам.

Этикет отправляющегося на пятничный намаз

1. Перед пятничным намазом следует искупаться (совершить купание – гусль). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если вы отправляетесь на пятничный намаз, то совершите купание» (Аль-Бухари, Муслим).

Однако купание является желательным, а не обязательным, согласно другим словам Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Кто в пятничный день совершит омовение, тот получит благо (поступит правильно), если же искупается, то это будет предпочтительнее». Некоторые учёные считают купание в пятницу обязательным.

2. Мужчине желательно умаститься благовониями. На это указывает хадис, который приводит Аль-Бухари (843). Пятничный намаз сопровождается столпотворением, и люди не должны причинять друг другу неудобства, связанные с гигиеной и опрятностью.

3. На намаз желательно надевать лучшую одежду, на что указывает хадис, переданный Ахмадом (3/81).

4. Желательно постричь ногти и подстричь усы, на что указывает хадис от Аль-Баззара.

5. На намаз следует отправляться как можно раньше. На это указывает хадис, переданный Аль-Бухари (841) и Муслимом (850).

6. Войдя в мечеть, следует совершить приветственный намаз в два ракаата. На это указывает хадис, переданный Муслимом (875).

7. Запрещено разговаривать во время хутбы. Нельзя даже делать замечание вслух тому, кто разговаривает во время хутбы, как на это указывает хадис, переданный Аль-Бухари (892) и Муслимом (851).

Общий этикет пятничного дня

Пятница является лучшим днём недели и имеет свои достоинства и этику. Мусульманину следует знать их, получая награду Аллаха за их соблюдение:

1. В пятницу желательно читать суру «Пещера», как на это указывают сообщения, передаваемые от сподвижников.

2. В пятницу и в ночь на пятницу желательно чаще обращаться с дуа ко Всевышнему Аллаху. Аллах установил в течение пятницы промежуток времени, в который Он обязательно отвечает на дуа, как на это указывает хадис, переданный Аль-Бухари (893) и Муслимом (852).

3. В пятницу желательно больше читать благословение (салават) на Пророка (мир ему и благословение Аллаха), как на это указывает хадис, переданный Абу Даудом (1047).

Абдулмумин Гаджиев [islamcivil.ru]

Другие материалы:

Последние материалы из рубрики:

Оставить комментарий

Пророк Мухаммад (мир ему), милость для миров. Часть 4

Статьи

Совершение обеденной молитвы после пятничной (Фатва)

Перевод фатвы известного египетского ученого Атийя Сакара с некоторыми добавлениями из книги сирийского правоведа Вахба Зухайли “Фикх Аль–Ислам ва адиллятуху”.

Вопрос: Вопрос пришёл из города САГРАТ Турция, в нём говорится: В нашем городе совершают обеденную молитву после пятничной молитвы. Правильно ли это с точки зрения шариата?

Ответ: Известно, что пятничная молитва заменяет обеденную молитву, в таком случае, если выполнить пятничную молитву правильным образом, то не нужно совершать обеденную молитву, а если не выполнить пятничную молитву или выполнить, но неправильно, то обеденная молитва становится обязательной. Вообще, пятничную молитву нужно выполнять в одном месте, чтобы люди слушали одну проповедь от одного имама в доведении им религии, и чтобы не было у них причин в упущениях.

Точно таким же образом проводилась пятничная молитва в дни пророка (мир и благословение ему) и в дни праведных халифов в Медине, когда молящиеся помещались в священную мечеть пророка (мир и благословение ему), когда халиф стоял перед молящимися и читал проповедь. Когда расширились города, мусульман стало много и люди не помещались в одну мечеть, была проведена пятничная молитва во второй мечети. Тут и разошлись мнения учёных, можно ли совершать пятничную молитву одновременно в нескольких местах или нет? И если можно, то действительны ли обе молитвы или только одна? И если допустим, что обе молитвы действительны или только одна, обязательно ли совершать обеденную молитву?

В книге “фикх аля мазахиб аль–арбаа”, которую распространило министерство вакфов Египта, говорится следующее:

1–Ханафиты сказали: Проведение пятничной молитвы в нескольких местах одного города или на окраинах города считается действительным, если даже одно из них опередило другого в молитве. Они считают что это необходимо для того чтобы не приводить людей к проблемам и трудностям, особенно в больших городах, где бывает порой трудно добраться до центра с окраин.

Но, всё же, лучше застраховаться, совершив после неё обеденную молитву и лучше всего сделать её дома, чтобы люди не приняли ее как обязанность. Если они удостоверятся, что в какой–то мечети совершили пятничную молитву до них, то обеденная молитва становится обязательной, а если сомневаются, то обеденная молитва в этом случае становится сунной.

2–Шафииты сказали: Проведение пятничной молитвы в нескольких местах при необходимости, как например, при не вместимости всех молящихся в одну мечеть, разрешается и будет считаться действительным. Вместе с этим, совершить обеденную молитву сунна, а не обязательно.

Проведение пятничной молитвы в нескольких местах без необходимости имеет следующие последствия. Если точно будет известно, что в какой–то мечети их опередили в начале пятничной молитвы (опережение считается словом Аллаху Акбар в начале молитвы), то у тех она будет считаться действительной, а у остальных она недействительна. Тем, у кого пятничная молитва недействительна, становится обязательным совершить обеденную молитву (если конечно они не успеют закончить пятничную молитву с теми, кто ее начал первым). Ну а если они близки во времени (или есть сомнение относительно этого) и тем самым невозможно узнать кто первее, то у всех она недействительна, и, при возможности, им нужно собраться в одном месте еще раз, чтобы заново совершить пятничную молитву, а если не имеют такой возможности, то обязательным становится совершение обеденной молитвы.

Обеденная молитва у шафиитов таким образом: будет обязательной, если мечетей больше одной без наличия необходимости, или желательной, если количество больше одной, но ровно столько сколько необходимо или неизвестно является ли количество необходимым или сверх меры, или запретной, когда в населенном пункте только одна джума мечеть.

3–Маликиты сказали: Пятничная молитва не считается действительной, кроме как в той мечети, в которой изначально совершалась пятничная молитва. В новой же мечети будет считаться действительной при условии, что старая мечеть полностью заполнилась, а новая мечеть была построена исключительно по необходимости. Также, совершение пятничной молитвы в новой мечети будет считаться действительным при решении правителя о действительности молитвы в ней. При отсутствии хотя бы одного из вышеуказанных условий, пятничная молитва не будет считаться действительной, а значит, обеденная молитва становится обязательной.

4–Ханбалиты сказали примерно то же, что и шафииты.

Исходя из этого, проведение пятничной молитвы в нескольких местах при необходимости дозволено, и она будет действительной. Вместе с этим ханафиты сказали: лучше застраховаться, совершив обеденную молитву дома после пятничной. Шафииты сказали: сунна совершить обеденную молитву. При этом, ни один не сказал, что обеденная молитва недействительна, или же, что совершить её запрещено. Кто хочет, пусть совершает обеденную молитву, а кто хочет пусть оставляет.

Это то, что содержится в книгах по фикху, и является решением ученых (иджтихадом), об этом прямо не говорится ни в Коране, ни сунне. Когда пятничная молитва совершается с условиями, упомянутыми в Коране и сунне и тем, что оставили нам праведные правители, то не обязательно совершать обеденную молитву.

Вахба Зухайли говорит после анализа мнений ученых следующее: “Мы предпочитаем это мнение (о дозволенности молиться джума в нескольких мечетях) из–за расширения домов и увеличения количества людей и для облегчения им совершения джума, и так как на запрет молиться в разных мечетях нет достоверного аргумента…увеличение мечетей для совершения джума сегодня совпадает с облегчением, которое есть в исламе и снятием трудностей с людей в исполнении их обязанностей.

1. Никто из имамов не запрещает совершения обеденной молитвы после пятничной, если в населенном пункте более одной соборной мечети. При этом, если количество мечетей оправдано необходимостью, то совершение обеденной молитвы будет либо желательным, либо просто дозволенным. В этом случае лучше ее совершать дома, чтобы она не воспринималась людьми как обязательная. Если количество джума мечетей превышает потребность, то совершение обеденной молитвы становится обязательным.

2. Если ориентироваться на мнение ханафитов и некоторых современных ученых, все равно, как указывают ханафиты, дозволено сделать и обеденную молитву для страховки, так как основа, переданная от пророка, это совершение пятничной молитвы в одной соборной мечети.

3. Необходимо также учитывать ситуацию, которая складывается в конкретном населенном пункте, сохраняя братство и единство мусульман, относясь с уважением к местным ученым мусульманского права. Лучше всего будет следовать мнениям местных ученых, поскольку именно они определяют, является ли количество мечетей в данном населенном пункте оправданным или же превышает необходимость.

Оценка 4.7 проголосовавших: 18
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here