Молитва богине афине

Новая статья: молитва богине афине на сайте святая-молитва.рф - во всех подробностях и деталях из множества источников, что удалось нам найти.

Афина Паллада

Славить Палладу-Афину, оплот городов, начинаю,

Страшную. Любит она, как и Арес, военное дело,

Яростный воинов крик, городов разрушенье и войны.

Ею хранится народ, на сраженье ль идет, из сраженья ль.

Славься, богиня! Пошли благо действие нам и удачу!

Чтобы хоть немного представить себе, что такое политеизм, необходимо усвоить следующее: в цивилизациях Египта, Греции понятие «смерть» вообще отсутствовало. Не было смерти как провала в ничто, полного, безвозвратного ухода тела и души, как это понимают люди, воспитанные в иудеохристианской традиции. А значит, и сопровождающего смерть пессимизма в античной традиции не существовало. По существу дела, бесконечная череда авторов, упражнявшихся на тему античности, не имела о ней даже самого приблизительного представления. Лишь при чтении Бахофена, Буркхарта или, скажем, Ницше интуиция нам подсказывает, что эти писатели, кое-что понимали в античности.

В книге Марциана Капеллы, посвященной геометрии, автор начинает с молитвы к Афине Палладе. Эта Афина тоже объявлена "священным нусом", а также "умом судьбы" (VI 567). Афина – "единый ум для всех Муз, одна заполняющая девять" и дающая каждой из них ее оригинальную сущность.

Афина Паллада показала людям, что не сила, а благость — высшее проявление божественности; по ее мановению там же выросла ее бессмертная маслина, почтенная прародительница вековых маслин в долине Кефиса. Почтенны, впрочем и они: их зовут "мориями", т.е. древами рока, ибо рок настигает того, кто коснется такого дерева святотатственной рукой:

Прежде чем прибыть из Алалкомен в Коронею, на пути будет храм Афины Итонии. Это название происходит от имени Итона, сына Амфиктиона, и сюда собираются на общее собрание все беотийцы. В храме есть медные статуи Афины Итонии и Зевса, работы Агоракрита, ученика и любимца Фидия. В мое время они посвятили сюда статуи Харит. Рассказывается еще следующая легенда: жрица богини Иодама как-то ночью вошла в священную ограду; и вот перед ней явилась Афина, на одеянии которой была голова Медузы Горгоны. Как только Иодама взглянула на нее, она обратилась в камень. И поэтому женщина, каждый день возлагающая огонь на жертвенник Афины Итонии, трижды возглашает на беотийском наречии, что Иодама жива и просит огня.

В данном случае Парацельс совершенно правильно подходит к тому, что называется политеизмом. В XIX в. была «изобретена» идея оппозиции «эрос — танатос». Однако, перевод слова «танатос» при этом остался более чем спорным. «Танатос» никогда не означает «смерть», это скорее «неопределенное пребывание где-то». И когда, основываясь на оппозиции «эрос — танатос» (понятых как «любовь — смерть»), создаются некие концепции, претендующие на истинность, грош им цена. Такие понятия, как «Гадес», «Аид», и т.д. не имеют ничего общего с христианским адом, как мы его привыкли себе представлять. Аид — скорее неопределенное пребывание где-то перед следующей метаморфозой. Нельзя понять политеизм, не прочувствовав глубоко эту принципиальную идею. Идею метаморфозы. Когда мы читаем о любовных похождениях Зевса, мы должны понимать, что путем соединения с разными женскими сущностями Зевс создал тот космос, который мы сегодня уже почти потеряли, но все еще можем представить по зодиакальным знакам и названиям созвездий. Таким образом мы видим эротический путь создания космоса. То же самое относится и к «любовным похождениям» других богов. Демиурги греческого или египетского мира создавали космос путем любви

Афина, греч. (у римлян Минерва) – дочь Зевса, родившаяся необычным способом. Зевс сошелся с дочерью Океана Метидой; когда она оказалась беременной, Зевс поглотил ее, так как она предрекла, что после дочери родит сына, который станет властителем неба. Но Зевс сам был таким властителем и потому совершил это. Через некоторое время Зевс почувствовал страшную боль в голове и, чтобы избавиться от нее, приказал Гефесту ударить топором по его голове. Гефест повиновался. Он рассек голову громовержца, и оттуда вышла Афина в полной одежде воина с копьем в руке- и железным

шлемом на голове. Прекрасная и величественная, она стояла перед изумленным Зевсом, глаза ее светились мудростью.

Богиня Афина (точнее, Афинея, Athenaia, ионич. Athenaie, аттич. Athena, эпическая сокращенная форма – Athene) именем и сферой влияния теснейшим образом связана с Афинами, тем городом, над которым и поныне высится ее "Девичий чертог" – Парфенон, ставший воплощением всего греческого искусства. Издавна ведется спор, кто получил имя раньше – город или богиня. Поскольку -епе – типичный топонимический суффикс (Микены, Паллена, Трезен, Мес-сена, Кирена), очевидно, все же богиня была названа по городу – Паллада Афинская, Pallas Athenaie, подобно тому как Гера зовется Аргосской, Here Argeie2. Единственное свидетельство линейного письма В – atana potinija в Кноссе – должно быть синтаксически понято как "владычица Атаны"3. Для афинян она была "Богиня" (he theos) по преимуществу. Слово "Паллада" остается неясным; его толкуют то как "девушка", то как "заносящая оружие", но за этим словом может скрываться и нечто негреческое4.

Афина — одна из главных богинь античного пантеона, древнее микенское божество. В архаических мифах — богиня неба, повелительница туч и молний, богиня плодородия. Как Афина Эргана (Работница) близка к Гефесту, единственному из богов, чей удел физический труд. В классической мифологии Афина — богиня мудрости и порядка, покровительница женского труда (особенно ткачества), защитница государства. Постоянными эпиклесами Афины были: Промахос (Воительница), Полиада (Городская), Парфенос (Девственная). По Гесиоду Афина была рождена из головы Зевса. Первая жена Зевса океанида Метида, ждала ребенка, который, по предсказанию, должен был превзойти силой отца. Чтобы избежать этого, Зевс проглотил Метиду, но ребенок продолжал развиваться в его голове. Гефест расколол голову Зевса ударом молота, и на свет явилась Афина в полном вооружении — в шлеме с копьем и щитом. Герои — любимцы Афины. Персей с ее помощью побеждает Горгону Медузу, она направляет руку Диомеда, и тот ранит бога войны Ареса, помогает Одиссею вернуться домой. Афине был посвящен главный аттический праздник — Великие Панафинеи.

Платон в диалоге "Кратил" говорит о происхождении имении Великой Богини:

Гермоген. Однако не забудь об Афине, Сократ, ведь ты афинянин, да и о Гефесте и об Аресе.

Гул порождаешь воинственный, храбрая дева!

Славой венчаешься явно и тайно от чрева,

Медью гремит твое имя, победная слава.

Взор услаждая красою лесистых ущелий,

Робкие души ты жалишь безумием отмщенья,

В ужас ввергая врагов и карая их страшно.

Ты избегаешь супружеских уз, подстрекая

К ратным сражениям, доблестных силой венчая,

Мать вдохновения, мыслей и мудрых, и вкусных.

С кличем победным, несчастья и зло истребляя,

Водами вечными времени дух укрепляя,

С яростным взглядом являешься нам ты Царицей.

Дай нам здоровье и сытость, и мирную жизнь,

Мудрая дева, дари благородную мысль,

О, совоокая, царствуй же вечное время.

Прокл связывает одевание Афины в пеплос с её победой над гигантами. Он пишет:

Разумеется, сокрушение гигантов является самым точным зримым образом, описывающим единство, пронизывающее всё. Ведь данная богиня, о которой говорят, что она привносит во всё подчинённое, частное и материальное, ум и единство, властвует над этим подчинённым и обеспечивает в нём превосходство мыслящего над неразумным, нематериального над материальным, а объединённого — над множественным. Следовательно, пеплос является символом силы Афины, обособленной от внутрикосмических вещей; благодаря этой силе она заключила союз со своим отцом и вместе с ним сокрушила гигантов.

Афина в философии

Афина I (из VII книги «Законов» Платона) возглавляет триаду куретов — спутников умной монады Афины, которой соответствует всесовершенство и чистота[542].

Афина II (из платоновских «Тимея» и «Кратила») является третьим членом живородящей триады (наряду с Артемидой I и Персефоной II) и именуется Афиной Коровой, то есть божественным и чистым умом, живородящей монадой; мудрость — символ Афины и высшая добродетель[543].

Афина III входит как второй член (наряду с Гестией и Аресом I) в стражническую и непоколебимую триаду свободных богов из числа двенадцати, упомянутых в «Федре»[544].

Афина имела множество различных эпитетов, как связанных с её функциями, так и топонимических. Наиболее распространёнными являлись следующие:

Паллада (греч. ;;;;;;, вероятно от греч. ;;;;;, «сотрясать [оружием]») — победоносная воительница; либо со значением «дева».

Полиа;да (греч. ;;;;;;, «городская, покровительница городов и государств».

Пандроса («всевлажная») и Аглавра («световоздушная»), или Агравла («полебороздная»). Имена дочерей царя Кекропа, с которыми отождествлялась Афина.

Парфенос[512]. Имя Афины, отсюда название Парфенон[513].

Промахос («передовой боец»). Эпитет Афины[514].

Тритогенея. (Тритогения.) Эпитет Афины[515]. Ибо родилась на третий день[516].

Мать Аполлона из Афин.

Дочь Нила, её почитают в Саисе под именем Нейт[518].

Рождена Зевсом. (или дочь Крона, изобрела войну[519])

Дочь Зевса и океаниды Корифы, аркадяне называют её «Кория» и считают изобретательницей квадриги.

Дочь Палланта, убила своего отца, пытавшегося её изнасиловать, и надела его кожу, её изображают с крылатыми сандалиями.

Прокл. Комментарий к «Пармениду» Платона 643, 13-25, пер. Л. Ю. Лукомского[490]

Согласно «Илиаде», Афина помогала Тидею в состязаниях с фиванцами[254]. Неоднократно она упоминается в «Фиваиде» Стация. Когда фиванцы устроили Тидею засаду, Афина является победителю Тидею и предостерегает его от возвращения в Фивы[255], Тидей собирает трофеи для Паллады[256] и обращается к ней с молитвой, обещая построить храм в Плевроне и посвятить ей 100 калидонянок[257] (таких деталей, приводимых Стацием, в эпической «Фиваиде» быть не могло).

Уже в «Илиаде» Афина упоминает, что неоднократно помогала Гераклу по воле Зевса[219]. Характер этой помощи раскрывается множеством текстов:

Афина была изображена на ларце Кипсела стоящей близ Геракла, сражающегося с лернейской гидрой[230], и подсказывающей ему[231], как убить чудовище[232].

Афина дала Гераклу медные погремушки работы Гефеста, с помощью которых он спугнул Стимфалийских птиц[233].

Афина говорит Посейдону, что тот не должен избавлять Гериона от смерти от рук Геракла[234].

Афина помогла Гераклу похитить Кербера из Аида[235].

На метопе храме Зевса Олимпийского изображалось, как Афина помогает Гераклу поддерживать небесный свод[236].

Афина забрала у Геракла яблоки Гесперид и вернула их на место

В «Илиаде» упоминается, что Афина помогала Ахиллу разрушить Лирнесс (XX 94-96, 192). Афина, посланная Герой, укрощает гнев Ахилла (I 194—222). Ахилл обращается к ней с призывом (XVI 97).

Афина является во сне Пенелопе Как в «Илиаде», так и особенно в «Одиссее» Афина выступает как постоянная покровительница итакийского героя.

в облике девушки она проводит Одиссея во дворец и удаляется (VII 19-78),

в облике глашатая Алкиноя созывает народ (VIII 7-15),

в облике старца отмечает победу Одиссея в состязании (VIII 193—199),

в облике юного пастушка встречает Одиссея на Итаке (XIII 221—286), после чего превращается в девушку и беседует с Одиссеем (XIII 287—440),

в облике девушки является Одиссею в хижине Евмея (XVI 155—177),

в облике девушки является к Одиссею перед сном (XX 30-54),

обращается в Ментора, обращается с речью к Одиссею и превращается в ласточку (XXII 205—240).

Афина легко отличима от других древнегреческих богинь благодаря своей необычной внешности. В отличие от других женских божеств, она использует мужские атрибуты — одета в доспехи, держит в руках копьё; её также сопровождают священные животные.

шлем (как правило, коринфский — с высоким гребнем)

эгида (щит), обтянутая козьей шкурой и украшенная головой Горгоны Медузы

появлялась в сопровождении крылатой богини Ники

олива — священное дерево древних греков

сова (символ мудрости)

змея (также символ мудрости)

Маслина как символ Афины

Будучи вечноцветущей, маслина обладает некоторыми свойствами, наиболее удобными для обозначения путей души в космосе, которому посвящена пещера. Летом белой стороной листья обращаются вверх, зимой же более светлые части поворачиваются в обратную сторону. Когда в молитвах и мольбах протягиваются цветущие масличные ветви, надеются, что мрак опасностей будет превращен в свет. Маслина, по природе своей вечноцветущая, приносит плоды, вознаграждающие за труд. Поэтому она и посвящена Афине. Победителям в состязании вручается венок из листьев маслины. Масличные ветви служат прибегающим к мольбе. Так и космос управляется вечной и вечноцветущей мудростью интеллектуальной природы, от которой дается победная награда атлетам жизни и исцеление от многих тягостей.

Порфирий. О пещере нимф 33, перевод А. А. Тахо-Годи

титанида Метида, богиня мудрости — от Зевса

По аттической версии, дочь Геллении — от Зевса[25].

нимфа реки Тритон (в случае отцовства Посейдона)

Зевс. Проглотив беременную Метиду и породив Афину из своего расколотого черепа, он присваивает черты матери-родительницы, произведя дочь на свет единолично.

Посейдон. По Геродоту, Афина затем отказалась от такого отцовства и перешла к Зевсу, который принял её как дочь.

Циклоп Бронт («гром»), породивший её от Метиды[26].

гигант Паллант, с которого она в других вариантах снимает кожу.

смертный человек по имени Итон, царь города Итон во Фтиотиде.

Несмотря на то, что в классической мифологии Афина считается девственницей, встречаются упоминания о рождении ребенка, связывавшемся с Афиной и Гефестом. Первую часть этого рассказа содержат лишь поздние источники. Согласно им, Зевс поклялся выполнить любое желание Гефеста (по Лактанцию, в награду за изготовление оружия богов[48]; по Гигину, в награду за то, что Гефест освободил Геру от оков, причем Посейдон подговорил его просить в жены Афину[49]; по Лукиану, в награду за помощь при родах[50]), и Гефест попросил в жены Афину. Зевс не мог нарушить клятву, но посоветовал дочери-деве защищаться.

Места рождения. Относительно её места рождения также существуют разногласия. Эсхил впервые фиксирует рассказ, что Афина родилась у озера Тритонида в Ливии[27]. Геродот отмечает, что авсеи в Ливии считают Афину дочерью Посейдона и богини озера Тритониды[28]. Согласно Аполлонию Родосскому, когда она родилась у озера Тритон, там её встретили ливийские Героини[29]. Согласно Лукану, родившись из головы, она прежде всего посетила Ливию и назвалась Тритонидой[30]. Эти рассказы связаны с эпитетами Афины Тритония и Тритогенея, встречающимися уже у Гомера.

Вариант с помещением реки Тритон на Крит, где сохранился храм Афины, приводит Диодор[31].

Кроме того, реку Тритон помещали на крайний запад Фессалии[32].

Павсаний приводит рассказ, что Афина родилась и была воспитана в Алифере в Аркадии, где был жертвенник Зевсу Лехеату (Рождающему) и источник Тритонида[33].

Местом рождения Афины называли городок Алалкомены в Беотии[34], где она была выкормлена местным жителем[35].

Стала Афина защитницей городов, стен и крепостей, один город был назван в ее честь — Афины. Она дала людям знания и ремесла, многие искусства (изобрела флейту и научила людей играть на ней) научила их делать колесницы и кроить корабли, обучала девушек рукоделию и ткачеству. Она покровительствовала только справедливым войнам, даровала людям законы, учредила государство, ареопаг. Ее прозвище Паллада происходит от побежденного ею гиганта Палланта. В Троянской войне она сражается на стороне греков; покровительствует знаменитым героям Греции: аргонавтам, Гераклу, Одиссею, Ахиллу, Персею. Когда Персей победил горгону Медузу, ее голову он подарил Афине, и та украсила ею свой щит — эгиду. В главном святилище Афин, Парфеноне, находилась огромная статуя покровительницы города, покрытая слоновой костью и золотом, в этом же храме жила огромная священная змея, принадлежавшая Афине. Другая статуя находилась перед входом в Парфенон. Когда мореходы приближались к Афинам, блеск копья этой статуи был виден издалека. Афина имела священное дерево — оливу, когда устраивались в ее честь праздники (панрфинеи), победителям состязаний подавали амфоры с оливковым маслом. Обычай награждать победителей кубками существует и по сей день. Кроме священного дерева и священной змеи Афина имела еще священное животное — сову. Сова является символом мудрости, как и сама богиня Афина. Гомер посвятил Афине такой гимн:

Славить Палладу-Афину, оплот городов, начинаю,

Страшную. Любит она, как и Арес, военное дело,

Яростный воинов крик, городов разрушенье и войны.

Ею хранится народ, на сраженье ль идёт, из сраженья ль.

Славься, богиня! Пошли благо действие нам и удачу!

Афина – одна из главнейших фигур не только олимпийской мифологии, по своей значимости она равна Зевсу и иногда даже превосходит его, коренясь в древнейшем периоде развития греческой мифологии – матриархате. Силой и мудростью она равна Зевсу . Ей воздаются почести вслед за Зевсом и место её – ближайшее к Зевсу Наряду с новыми функциями богини военной мощи, Афина сохранила свою матриархальную независимость, проявлявшуюся в понимании её как девы и защитницы целомудрия. На древнее зооморфическое прошлое богини указывают её атрибуты – змея и сова. Гомер называет Афину «совоокой» – «пестровидной змеей». Афина -покровительница змей ; в храме в Афинах, по сообщению Геродота, обитала огромная змея – страж акрополя, посвящённая богине. Истоки мудрости А. в её хтоническом прошлом восходят к образу богини со змеями крито-микенского периода. Сова и змея охраняли дворец Минотавра на Крите, и изображение богини со щитом микенского времени – прообраз олимпийской А. Среди непременных атрибутов Афины- эгида – щит из козьей шкуры с головой змеевласой Медузы, который обладает огромной магической силой, устрашает богов и людей (Hom. Il. II 446- 449).

Многочисленны сведения о космических чертах образа А. Её рождение сопровождается золотым дождём (Pind. 01. VII 62-70), она хранит молнии Зевса (Aeschyl. Eum. 827). Её изображение, т. н. палладий, упало с неба (отсюда А. Паллада). По Геродоту (IV 180), А.- дочь Посейдона и нимфы Тритониды. Отождествлялась А. с дочерьми Кекропа – Пандросой («всевлажной») и Аглаврой («cветовоздушной»), или Агравлой («полебороздной»). Священным деревом А. была маслина. Маслины А. считались «деревьями судьбы» (Plin. Nat. hist. XVI 199), и сама А. мыслилась как судьба и Великая богиня-мать, которая известна в архаической мифологии как родительница и губительница всего живого (ср. рассуждение Апулея о Минерве кекропической и её ипостасях, Met. XI 5).

Мощная, страшная, совоокая богиня архаики, обладательница эгиды, А. в период героической мифологии направляет свою силу на борьбу с титанами (Hyg. Fab. 150) и гигантами. Вместе с Гераклом А. убивает одного из гигантов, на другого она наваливает остров Сицилия, с третьего сдирает кожу и покрывает ею своё тело во время сражения (Apollod. I 6, 1-2). Она – убийца горгоны Медузы и носит имя «горгоноубийцы» (Eur. Ion. 989-991, 1476). А. требует к себе священной почтительности, ни один смертный не может её увидеть. Известен миф о том, как она лишила зрения юного Тиресия (сына своей любимицы Харикло), когда тот случайно увидел её омовение. Лишив юношу зрения, А. вместе с тем наделила его пророческим даром (Apollod. Ill 6, 7; Callim. Hymn. V 75-84). Велик был ее гнев на Арахну, посмевшую поставить под сомнение благочестие богов. Классическая А. наделена идейно-организующими функциями: она покровительствует героям, защищает общественный порядок и т. п. Она ставит на царство Кадма, помогает Данаю и его дочерям, а также потомку Даная Персею, убившему Медузу (Apollod. II 4, 2; Ovid. Met. IV 82 след.). Зевс послал А. на помощь Гераклу, и тот вывел из Эреба пса бога Аида (Hom. II. VIII 362-369). Богиня покровительствует Тидею и его сыну Диомеду, которых она хотела сделать бессмертными, но отказалась от этого замысла, увидев дикую жестокость Тидея (Apollod. Ill 6, 8). Любимцем А. был Одиссей, умный и смелый герой. В поэмах Гомера (особенно «Одиссее») ни одно мало-мальски важное событие не обходится без вмешательства А. Она – главная защитница греков-ахейцев и постоянный враг троянцев, хотя культ её существовал и в Трое (Hom. II. VI 311). А.- защитница греческих городов (Афин, Аргоса, Мегары, Спарты и др.), носящая имя «градозащитницы» (Hom. II. VI 305).

керамического горшка, граблей, плуга, ярма для волов и уздечки для лошадей.

научила ткачеству, прядению и кулинарии

учредила законы и ареопаг (высший суд в Афинах).

Афина, материнство и супружество

Афина и корабли

Знаменитая статуя Фидия, Афина Парфенонская, была изваяна из слоновой кости и золота. Богиня стояла во весь рост, грудь ее покрывала эгида, а туника ниспадала до пят. Она держала в одной руке копье, а в другой — статую богини победы Нике. На шлеме у нее был сфинкс — эмблема божественного разума; по бокам его были изображены два грифона; над забралом — восемь коней, несущихся во весь опор, — символ быстроты мысли. Голова и руки богини были из слоновой кости, вместо глаз вставлено два драгоценных камня; золотые драпировки могли по желанию сниматься для того, чтобы город в случае каких-либо общественных бедствий мог воспользо­ваться этим сокровищем. На наружной стороне щита, поставленного у ног богини, была изображена битва афинян с амазонками, на обратной стороне — борьба богов с великанами; миф о рождении Пандоры был изваян на пьедестале. Минерва скульптора Зимара, бывшая на выставке в Салоне в 1855 г. (рис. 147), есть повторение шедевра Фидия, возможно точно и тщательно воспроизведенная копия по описанию Павсания, дошедшему до нас. Прекрасная бронзовая статуя Минервы, находящаяся в Туринском музее, является одною из самых замечательных и красивых древних статуй, сохранившихся до нашей эпохи

Поэтесса Мойро из Византия (III век до н. э.) изложила легенду о том, как некая Алкиноя из Коринфа наняла ткачиху Никандру, но не заплатила ей за работу, та взмолилась Афине, и Алкиноя влюбилась в самосца Ксанфа, оставила семью, после чего бросилась в море[192]

Огромная статуя А. Промахос («передовой боец») с копьём, сияющим на солнце, украшала акрополь в Афинах, где богине были посвящены храмы Эрехтейон и Парфенон. Главные эпитеты А., наделённой гражданскими функциями,- Полиада («городская») и Полиухос («градодержица»). Памятником прославления мудрой правительницы Афинского государства, учредительницы ареопага, является трагедия Эсхила «Евмениды».

А. всегда рассматривается в контексте художественного ремесла, искусства, мастерства. Она помогает гончарам (Hom. Epigr. 14), ткачихам родоту (IV 180), А.- дочь Посейдона и нимфы Тритониды. Отождествлялась А. с дочерьми Кекропа – Пандросой («всевлажной») и Аглаврой («cветовоздушной»), или Агравлой («полебороздной»). Священным деревом А. была маслина. Маслины А. считались «деревьями судьбы» (Plin. Nat. hist. XVI 199), и сама А. мыслилась как судьба и Великая богиня-мать, которая известна в архаической мифологии как родительница и губительница всего живого (ср. рассуждение Апулея о Минерве кекропической и её ипостасях, Met. XI 5).

Мощная, страшная, совоокая богиня архаики, обладательница эгиды, А. в период героической мифологии направляет свою силу на борьбу с титанами (Hyg. Fab. 150) и гигантами. Вместе с Гераклом А. убивает одного из гигантов, на другого она наваливает остров Сицилия, с третьего сдирает кожу и покрывает ею своё тело во время сражения (Apollod. I 6, 1-2). Она – убийца горгоны Медузы и носит имя «горгоноубийцы» (Eur. Ion. 989-991, 1476). А. требует к себе священной почтительности, ни один смертный не может её увидеть. Известен миф о том, как она лишила зрения юного Тиресия (сына своей любимицы Харикло), когда тот случайно увидел её омовение. Лишив юношу зрения, А. вместе с тем наделила его пророческим даром (Apollod. Ill 6, 7; Callim. Hymn. V 75-84). Велик был ее гнев на Арахну, посмевшую поставить под сомнение благочестие богов. Классическая А. наделена идейно-организующими функциями: она покровительствует героям, защищает общественный порядок и т. п. Она ставит на царство Кадма, помогает Данаю и его дочерям, а также потомку Даная Персею, убившему Медузу (Apollod. II 4, 2; Ovid. Met. IV 82 след.). Зевс послал А. на помощь Гераклу, и тот вывел из Эреба пса бога Аида (Hom. II. VIII 362-369). Богиня покровительствует Тидею и его сыну Диомеду, которых она хотела сделать бессмертными, но отказалась от этого замысла, увидев дикую жестокость Тидея (Apollod. Ill 6, 8). Любимцем А. был Одиссей, умный и смелый герой. В поэмах Гомера (особенно «Одиссее») ни одно мало-мальски важное событие не обходится без вмешательства А. Она – главная защитница греков-ахейцев и постоянный враг троянцев, хотя культ её существовал и в Трое (Hom. II. VI 311). А.- защитница греческих городов (Афин, Аргоса, Мегары, Спарты и др.), носящая имя «градозащитницы» (Hom. II. VI 305).

Огромная статуя А. Промахос («передовой боец») с копьём, сияющим на солнце, украшала акрополь в Афинах, где богине были посвящены храмы Эрехтейон и Парфенон. Главные эпитеты А., наделённой гражданскими функциями,- Полиада («городская») и Полиухос («градодержица»). Памятником прославления мудрой правительницы Афинского государства, учредительницы ареопага, является трагедия Эсхила «Евмениды».

А. всегда рассматривается в контексте художественного ремесла, искусства, мастерства. Она помогает гончарам (Hom. Epigr. 14), ткачихам (Hom. Od. VII 109-110), рукодельницам (Paus. X 30, 1), строителю корабля аргонавтов (Apoll. Rhod. I 551), вообще рабочему люду (Hes. Opp. 429-431) и называется Эрганой («работницей») (Soph. frg. 760), покровительницей ремесленников (Plat. Legg. XI 920d). А. помогла Прометею украсть огонь из кузни Гефеста (Myth. Vat. I 1; II 63-64). Её собственные изделия – подлинные произведения искусства, как, например, плащ, вытканный для героя Ясона (Apoll. Rhod. I 721-768). А. приписывается изобретение флейты и обучение игре на ней Аполлона (Plut. De mus. 14). Одного её прикосновения достаточно, чтобы сделать человека прекрасным (Одиссея она возвысила станом, наделила кудрявыми волосами, облекла силой и привлекательностью; Hom. Od. VI 229-237; XXIII 156-159). Она наделила Пенелопу накануне встречи супругов удивительной красотой (XVIII 187-197).

А. – богиня мудрости, Демокрит считал её «разумностью» (phron?sis, В 2 Diels). Мудрость А. иная, чем мудрость Гефеста и Прометея, для неё характерна мудрость в государственных делах (Plat. Prot. 321d). Для поздней античности А. явилась принципом неделимости космического Ума (Plot. VI 5, 7) и символом всеобъемлющей мировой мудрости (Procl. Hymn. VII), тем самым её качества резко противопоставляются буйству и экстазу Диониса. Как законодательница и покровительница афинской государственности почиталась А.- Фратрия («братская»), Булайя («советная»), Сотейра («спасительница»), Пронойя («провидящая»).

Хотя культ А. был распространён по всей материковой и островной Греции (Аркадия, Арголида, Коринф, Сикион, Фессалия, Беотия, Крит, Родос), особенно почиталась А. в Аттике, в Афинах (название города Афины греки связывали с именем богини – покровительницы города). Ей были посвящены земледельческие праздники: прохаристерии (в связи с прорастанием хлеба), плинтерии (начало жатвы), аррефории (дарование росы для посевов), каллинтерии (созревание плодов), скирофории (отвращение засухи). Во время этих празднеств происходило омовение статуи А., юноши приносили клятву гражданского служения богине. Всеобщий характер носил праздник великих панафиней – апофеоз А.-государственной мудрости. Основателем панафиней считался Эрихтоний, преобразователем – Тесей. Ежегодные панафинеи устраивал Солон, великие установил Писистрат. Перикл ввёл состязания в пении, игре на кифаре и флейте. На панафинеях приносились жертвы А. и происходила передача пеплоса богини, на котором изображались её подвиги в гигантомахии.

В Риме А. отождествлялась с Минервой. Римским празднествам Минервы посвящены два больших отрывка из «Фаст» Овидия (III 809-850; VI 647-710). На протяжении всей античности А. остаётся свидетельством организующей и направляющей силы разума, который упорядочивает космическую и общественную жизнь, прославляя строгие устои государства, основанного на демократическом законодательстве.

Оценка 4.7 проголосовавших: 18
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here