Молитва давиду строителю

Новая статья: молитва давиду строителю на сайте святая-молитва.рф - во всех подробностях и деталях из множества источников, что удалось нам найти.

Молитва давиду строителю

26 января (8 февраля по новому стилю) Грузинская Церковь празднует память святого благоверного царя Давида Строителя (по другому переводу – Возобновителя). Вступил он на престол очень рано – в 16 лет, приняв корону от своего еще не старого отца, который не вынес тягот правления разоренной и опустошенной захватчиками страной. Житие царя Давида показывает нам не только пример веры, смирения, трудолюбия и иных христианских добродетелей, но и выдающуюся государственную мудрость. За время своего царствования он, с Божьей помощью, вывел Грузию из состояния полной разрухи, объединил страну, изгнал захватчиков, исправил нестроения в Церкви, реорганизовал структуры управления государством, упорядочил финансы, создал регулярную армию и еще многое другое сотворил, оставив страну независимой и сильной.

Попытаемся хотя бы вкратце описать облик святого царя и некоторые шаги по возрождению страны, которые он предпринимал в течение 36 лет своего правления.

Печальное зрелище представляла собой Грузия в 80-е годы XI века. По всей стране хозяйничали турки-сельджуки, которые селились в равнинах, превращая плодородные земли в пастбища для скота, вытесняя население в горы. Как пишет летописец, “разорена была Картли, и кроме как в крепостях, не было жителей нигде, и не было строений никаких”. Царь вынужден был платить туркам дань. Некоторые высокородные князья, видя слабость царской власти, верности царю предпочитали переговоры с захватчиками.

Вступив на престол (это произошло в 1089 г.), юный царь начал кропотливую работу по воссозданию армии. Не зная покоя, умножал и снаряжал войско, обучал воинов. Постепенно расширялась территория, контролируемая царем. Народ возвращался в покинутые дома, своевольные князья присмирели. Надо сказать, деятельности царя способствовали некоторые внешнеполитические обстоятельства. В 1092 г. скончался великий султан сельджуков Малик-шах, и их государство распалось на множество небольших эмиратов. А в 1099 произошло еще одно очень важное событие – начались Крестовые походы, которые существенно сковали силы сельджуков. “В ту пору пришли франки, захватили Иерусалим и Антиохию”, пишет грузинский летописец. Воспользовавшись этим, царь перестал платить султану дань.

В Церкви в то время были большие нестроения. “Ибо святые церкви, дома Господни, были превращены в вертеп разбойников, а недостойные и бесчестные более по наследству, нежели по достоинству, захватили главные епископаты, словно разбойники, и назначили себе же подобных священников и архиепископов, которые вместо соблюдения закона Божьего над всеми вершили беззаконие.” В начале XII в. царь Давид собрал Руисско-Урбнисский Поместный собор, на котором была упорядочена каноническая жизнь Церкви, а на епископские кафедры поставлены истинные пастыри.

Благоверный царь Давид всегда с большим почтением относился к священству и монашеству, начиная со своего духовника преп. Арсения Икалтойского (память 6/19 февраля), высшее же духовенство грузинской церкви поддерживало благую деятельность царя. Была осуществлена реформа государственного управления – совмещены должности Чкондидского архиепископа и царского канцлера. Иными словами, второе лицо в иерархии государственной власти являлось одновременно одним из высших иерархов Церкви.

До поры до времени турки-сельджуки терпели усиление грузинского царя, его победы в мелких сражениях, но в какой-то момент султан собрал большое войско и двинул его в Грузию. В 1104 г. состоялась решающая битва, в которой грузины одержали победу. “А сам царь не стоял, словно посторонний, спиной к рати своей, и не обращался к ней издали,… но прежде всех шел впереди и, подобно льву, издавал грозный клич, и словно вихрь носился по полю, наступал и руками мощными низвергал богатырей, сокрушал и свергал всех, кто попадался ему на пути… В тот день под царем убили трех коней и, оседлав четвертого, завершил он битву того дня”.

В царствование царя Давида были построены десятки храмов и монастырей. “Лавры, и соборы, и монастыри не только в своем царстве – и в Греции, на Святой Горе, в Болгарии, в Сирии, на Кипре, на Черной горе, в Палестине преисполнил он добром… И еще дальше, на горе Синайской… возвел монастырь и послал золото в огромном количестве и вьюки парчи златотканной и книги церковные сполна.” Но самым любимым его детищем был Гелатский монастырь, строительство которого началось в 1106 г. По преданию, царь сам работал на строительстве храма, своими руками таскал каменные глыбы. Здесь, в Гелати, в ограде монастыря функционировала Академия, в которой наряду с богословскими изучались и светские науки.

Расширение пределов государства, а также постоянная угроза нового вражеского вторжения требовали создания многочисленной регулярной армии. И царь Давид принял весьма неожиданное решение – переселил в Грузию 40000 половцев (кипчаков) с семьями. Половцы были изгнаны из южнорусских степей киевским великим князем Владимиром Мономахом, и теперь, находясь в стесненном положении, согласились переселиться в Грузию и служить грузинскому царю. Переселение половцев осуществилось в 1118-19 гг., причем царь Давид сам отправился на север, в Осетию, чтобы убедить осетин беспрепятственно пропустить половцев через свои земли.

На протяжении всего своего царствования царь одержал множество больших и малых побед над сельджуками. И вот, наконец, в 1121 г. против грузинского царя выступило коалиционное мусульманское войско, во главе которого стоял известный полководец Наджм ад-Дин Ильгази, правитель Багдада. О битве с этим войском грузинский летописец пишет лаконично. Гораздо подробнее упоминания иностранцев: армянского историка XII в. Маттеоса Урхаеци и Готье, канцлера Антиохийского княжества. По их сведениям мусульманское войско насчитывало, соответственно, 560 000 и 600 000 человек (современные историки считают эти числа преувеличенными примерно в два раза). Численность грузинского войска составляла, по канцлеру Готье, 80 000 человек; Маттеос Урхаеци дает более детальные сведения о его составе: 55 600 воинов, из них 40 000 грузин, 15 000 половцев, 500 осетин и 100 франков (по-видимому, имелись в виду крестоносцы). В любом случае, разница в численности войск была весьма существенной, однако грузинское войско одержало полную победу. Не вдаваясь в подробности, приведем слова грузинского летописца: “О том, как бесстрашный царь Давид, сердцем незыблемый, расположил свои рати и как все дела устроил разумно и превосходно, как все совершал спокойно, тихо, искусно и мудро, и как свою рать он защитил без ущерба – обо всем этом не то что мне, но мнится мне, что даже язык самых великих мудрецов мира не сумеет рассказать, как надо”.

В начале следующего, 1122 г. царь Давид взял Тбилиси, который в V в. сделал столицей св. благоверный царь Вахтанг Горгасал (память 30 ноября/ 13 декабря), но которым уже несколько веков правили мусульманские властители. Весьма интересно, какой налоговый порядок был установлен царем Давидом: грузины должны были платить 5, евреи 4, а мусульмане 3 динария в год. Мудрый царь понимал, что не так-то просто резко изменить весь уклад жизни, существовавший в Тбилиси до его освобождения. Поэтому, в частности, христианам запрещалось резать свиней в районах города, населенных мусульманами. Будучи верным чадом Православной Церкви, царь Давид неизменно стремился, насколько возможно, быть в мире со всеми людьми (Рим. 12,18). Поэтому к нему относились с большим уважением не только православные грузины, но и иноверцы. Царь же, оказывая покровительство и заботу всем своим подданным, неизменно заботился об укреплении и ограждении Церкви.

Достаточно сказать, что упомянутый выше Руисско-Урбнисский Поместный собор своим 15-м правилом постановил крестить переходящих в Православие армян полным чином.

Как-то царь Давид созвал собор, на котором был устроен диспут православных богословов с армянскими (летописец пишет, что он сделал это по просьбе армянских епископов и настоятелей монастырей). Диспут продолжался с рассвета до девяти часов вечера. Наскучило это царю. “Вы, отцы, вторглись в самые глубины неведомого, как философы, мы же не в состоянии постичь этого, будучи невеждами и мирянами. Вы знаете, что я, как воспитанный в военных заботах, далек от учения и науки. Поэтому скажу вам словами простыми и неучеными.” Сказав это, царь Давид в таких притчах дал ответ армянам, что оставил их безответными и бессловесными. “Как когда-то Василий Великий в Афинах”, замечает летописец.

Хотя царь, по смирению своему, назвал себя невеждой, но он вовсе не был таковым, хотя и действительно с молодых лет был постоянно в походах. Дело в том, что он специально всюду возил с собой в походы нагруженных книгами мулов и верблюдов. Как только предоставлялась возможность, св. Давид углублялся в книгу и читал до темноты. Когда глаза уставали от чтения, ему читали вслух… О том, чему научился он из этих книг, свидетельствует его праведная христианская жизнь, а также покаянный канон, который был им составлен.

“Когда же настанет час скорбей и горестных воздыханий, исчезнут торжественное величие и почести царские, иссякнет радость, увянут цветники, другой примет скипетр, за другим последует войско, тогда помилуй меня, о Судия мой!

Когда раскроется книга в День судный, и перед Тобой предстану я, преклонивший главу, и Ты, Владыка, будешь вершить праведный суд, восстанет гнев ангелов Твоих, праведники будут блаженствовать, грешники ввергнуты будут в огонь, тогда помилуй меня, о Иисусе мой!”

Святой благоверный царь Давид из рода Багратиони предал свою душу Господу 24 января 1125 г. в Тбилиси. Его останки были перенесены в Кутаиси и погребены в Гелатском монастыре.

  • Давид Строитель. Покаянный канон. – Тб., 1989 (на грузинском, русском и немецком языках).

  • Челидзе В. В. Исторические хроники Грузии (XI-XII). -Тб., 1988 (перевод с грузинского).
  • Лордкипанидзе М. Д. Тбилиси (IV – начало XII в.). – Тб., 1991.
  • Анания (Джапаридзе), архиеп. История Грузинской Апостольской Церкви. – Тб., 1997 (на грузинском языке).
  • Метревели Р. В. Давид Строитель. – Тб., 1986 (на грузинском языке).

    ДАВИД IV Строитель, царь Иверии и Абхазии (†1122)

    Давид Строитель, Давид IV Георгиевич (около 1073 — январь 1125), грузинский царь (с 1089) из династии Багратиони . Сын царя Георгия II. Один из самых выдающихся государственных деятелей средневековой Грузии. Он способствовал объединению грузинских княжеств в единое сильное централизованное государство.

    Багратио́ны (Багратиони, груз. ბაგრატიონები) — древний царский род Грузии, из которого происходили многие выдающиеся государственные и военные деятели Грузии и России. Среди этого рода были и святые, как, например, святой Благоверный Царь Давид Возобновитель и Святая Царица Тамара .

    Исторические грузинские писания исчисляют хронологию Багратионов с VI века н.э. Во времена царствования этой Династии (с 1008 года) Грузия достигла своего могущества, распространив сферу своего влияния далеко от границ государства. Царь Давид IV Строитель (1089—1125) восстановил независимость Грузии, объединил все грузинские земли и освободил Тбилиси, куда была перенесена столица Грузии. При его внуке Георгии III (1156—1184) влияние Грузии распространилось на Северный Кавказ и Восточное Закавказье.

    Потомками царей из династии Багратиони были российские князья Багратионы (в 1803 году Александр I внес князей Багратинов в чисо российских княжеских родов). В Российской империи Багратионы стали одной из самых известных аристократических фамилий. Внук царя Вахтанга VI — князь Иван Вахуштович Багратион — служил при Екатерине II генерал-поручиком и командовал сибирской дивизией, а племянник Вахтанга VI — царевич Александр Иессеевич (родоначальник князей Багратион) — выехал в Россию в 1757 году и служил подполковником в кавказской дивизии. Его внук, герой Бородинского сражения, генерал от инфантерии князь Пётр Иванович Багратион (1765—1812) – один из самых знаменитых

    представителей российских Багратионов – был командующим 2-й русской армией в начале Отечественной войны 1812 года. Он являлся правнуком царя Грузии Иессея (Али-Кули-хана), правившего в (1714—1727) годах. Во время Бородинского сражения был тяжело ранен и через 17 дней после ранения умер. Брат Петра генерал-лейтенант князь Роман Багратион прославился во время русско-иранской войны 1827 года, первым ворвавшись в Ереван. Он покровительствовал искусствам, в его тифлисском доме устраивались литературные вечера, ставились домашние спектакли.

    В 1089 году Георгий II отрекся от престола в пользу 16-летнего сына Давида и перед смертью венчал его на царство. К началу царствования Давида Строителя Грузия и Православная Церковь находились на грани полного уничтожения: туркам-сельджукам выплачивалась ежегодная дань, монастыри и церкви были ограблены, разрушены и сожжены, население, избежавшее смерти и плена, укрывалось в лесах и горах. Местные феодалы фактически не признавали власти царя и католикоса-патриарха. Они вступали в союзы с сельджуками и возводили на церковные кафедры своих ставленников, которых «историк Давида» называет «вертепом разбойников». «Недостойные незаслуженно стали епископами, и от самих священников исходило всякое беззаконие и грех».

    Давид Агмашенебели прекрасно понимал, что, для того чтобы изгнать турок и объединить страну, в первую очередь необходимо было сломить самоуправство крупных азнауров(феодалов) и укрепить царскую власть. Сразу по восшествии на престол он арестовал наиболее могущественного из них Липарита Орбелиани, принявшего в угоду турецкому султану могометанство. Некоторое время спустя царь расправился и с другим непокорным азнауром – Дзаганом, таким образом убедив всех в том, что он в отличие от Георгия II-го, не потерпит измены.

    Между тем на Ближнем Востоке положение изменилось. В 1092 году скончался султан Малик-шах и между его наследниками разгорелась ожесточенная борьба за власть, что сильно ослабило сельджукское государство. Но все же главным было то, что в 1099 году начались Крестовые походы, которые существенно сковали силы сельджуков и все внимание турок было перенесено на борьбу с крестоносцами. Пользуясь этим в 1099 году Давид Строитель перестал выплачивать дань султану, добившись фактической независимости Грузии.

    Изменение международной обстановки в пользу Грузии несомненно имело важное значение. Несмотря на это, никакие успехи крестоносцев не могли вывести Грузию из тяжелейшего положения. Оставалось положиться на собственные силы. В результате нашествий турок-сельджуков и ослабления царской власти был совершенно развален государственный аппарат. Необходимо было проведение реформ. Одной из важнейших была церковная реформа. Давид IV решил навести надлежащий порядок в церкви и с этой целью в 1104 году созвал церковный собор в Руис-Урбниси, где были приняты важные решения касающиися церковной жизни. Почти полностью был сменен архиерейский состав. Царь Давид Строитель учредил новую должность объединяющюю в одном лице 2 должности: церковную (чкондидели – Чкондидский епископ) и государственную (мцигнобартухуцеси – канцлер). Иными словами, второе лицо в иерархии государственной власти являлось одновременно одним из высших иерархов Церкви. Эту должность занял воспитатель царя епископ Георгий.

    Вышеупомянутый Руисско-Урбнисский Поместный собор своим 15-м правилом постановил крестить переходящих в Православие армян полным чином.

    Для борьбы с турками-сельджуками необходима была хорошо вооруженная и преданная царю армия. С этой целью царь провел военную реформу. Он создал личную царскую гвардию – монаспа. Из верных ему азнауров организовал военные отряды. Была восстановлена дисциплина и наведен порядок в грузинской армии. Затем он предпринял ряд успешных военных операций против турков по освобождению и объединению земель. В 1104 г. состоялась решающая битва, в которой грузины одержали победу. "А сам царь не стоял, словно посторонний, спиной к рати своей, и не обращался к ней издали,… но прежде всех шел впереди и, подобно льву, издавал грозный клич, и словно вихрь носился по полю, наступал и руками мощными низвергал богатырей, сокрушал и свергал всех, кто попадался ему на пути… В тот день под царем убили трех коней и, оседлав четвертого, завершил он битву того дня".

    Усилилось влияние Грузии и на Северном Кавказе, что повлекло за собой распространение Православия, грузинского языка, письменности и культуры.

    Усиление православной Грузии встревожило турок-сельджуков, по приказу султана Махмуда 300-тысячная армия двинулась на Грузию. Ему противостояло объединенное грузинское войско, включавшее, 40 тыс. грузин, 15 тыс. кипчаков, 500 аланов и 100 крестоносцев которые, вероятно, прибыли в Грузию с посольством иерусалимского царя Балдуина II. Битва состоялась на Дидгорском поле. Как сообщает канцлер Антиохии Готье, царь Давид обратился к своим воинам со следующими словами: «Воины-христиане! Мы легко победим врага, если будем самозабвенно драться за Отечество наше. Одно я посоветую вам – дадим же Всевышнему нашему обет, что из любви к Нему все мы сложим голову на этом поле брани и не пропустим врага. И чтобы не бежать нам отсюда, завалим вход в ущелье деревьями». Царь заманил турок в узкое ущелье, где они не смогли воспользоваться своим численным превосходством, и разбил вражеское войско.

    Давид Строитель перед Дидгорской битвой

    В 1122 году Царь Давид Строитель завладел Тбилиси, который на протяжении 400 лет принадлежал мусульманам, и перенес туда из Кутаиси столицу государства. В городе был установлен мир и порядок. Всем жителям города, невзирая на религиозное вероисповедание, царь гарантировал неприкосновенность и покровительство. Мусульмане были обложены самым низким налогом – 3 динара, евреи платили 4 динара, а грузины – 5 динаров. Мудрый царь понимал, что не так-то просто резко изменить весь уклад жизни, существовавший в Тбилиси до его освобождения. Поэтому, в частности, христианам запрещалось резать свиней в районах города, населенных мусульманами. 1124 году Давид завоевал Ширван. В том же году представители армянской столицы Ани обратились за помощью к грузинскому царю и попросили освободить город от турок. Турки господствовали в Ани в течение 60-ти лет. Царь Давид освободил город и территории северной Армении присоединил к Грузинскому царству.

    В результате одержанных царем побед границы Грузинского царства расширились «от Никопсии до Дербентского моря и от Осетии до Арагаца» Царь Давид Строитель стал титуловаться как «Царь абхазов, картвелов, ранов, кахов и армян».

    Грузия при Царе Давиде Строителе отличалась веротерпимостью. Так, после присоединения Тбилиси Царь предоставил тбилисским евреям и мусульманам определенные льготы. Он часто вел беседы с гянджийским кади о догматах ислама. Армянские летописцы называли его покровителем и спасителем армянского народа Царь Давид Строитель описывается в источниках как щедрый благотворитель и воин, милосердный к пленникам.

    Как-то царь Давид созвал собор, на котором был устроен надолго затянувшийся диспут православных богословов с армянскими. Наскучило это царю. "Вы, отцы, вторглись в самые глубины неведомого, как философы, мы же не в состоянии постичь этого, будучи невеждами и мирянами. Вы знаете, что я, как воспитанный в военных заботах, далек от учения и науки. Поэтому скажу вам словами простыми и неучеными." Сказав это, царь Давид в таких притчах дал ответ армянам, что оставил их безответными и бессловесными. "Как когда-то Василий Великий в Афинах", замечает летописец.

    Хотя царь, по смирению своему, назвал себя невеждой, но он вовсе не был таковым, хотя и действительно с молодых лет был постоянно в походах. Дело в том, что он специально всюду возил с собой в походы нагруженных книгами мулов и верблюдов. Как только предоставлялась возможность, св. Давид углублялся в книгу и читал до темноты. Когда глаза уставали от чтения, ему читали вслух.

    При Царе Давиде Строителе был возобновлен монастырь Шиомгвиме, по заказу царя Арсений Икалтойский перевел Типикон монастыря св. Симеона Столпника на Чёрной Горе (Сирия), по которому в Шиомгвимском монастыре совершалось богослужение до начала XIX века. Царь щедро одаривал лавры, церкви и монастыри не только Грузии, но и Византии, Афона, Сирии, Кипра, Палестины, а особенно «могилу Господа нашего Иисуса Христа». С крупным пожертвованием Царя Давида Строителя также связаны строительные работы в монастыре вмц. Екатерины на Синае.

    Царь Давид Строитель имел тесные связи с крестоносцами. Известно, что он передал им в дар крест, сделанный из частей Креста Господня. Этот крест, названный европейцами «Крестом Давида», хранился в соборе Парижской Богоматери во Франции

    Монастырь Гелати – место упокоения святого царя Давида Строителя

    Но самым любимым его детищем был Гелатский монастырь , строительство которого началось в 1106 г. По преданию, царь сам работал на строительстве храма, своими руками таскал каменные глыбы. Здесь, в Гелати, в ограде монастыря была основана Академия, в которой наряду с богословскими изучались и светские науки. Из зарубежных монастырей были приглашены ученые монахи: философ Иоанн Петрици, гимнограф и богослов прп. Арсений Икалтойский и др.

    Святой благоверный царь Давид из рода Багратиони предал свою душу Господу 24 января 1125 года в Тбилиси. Его останки были перенесены в Кутаиси и погребены согласно его воле, под камнем при входе в Георгиевскую церковь Гелатского монастыря.

    Могила Давида IV Строителя (Надгробная плита Давида Строителя)

    В конце XIIIв. Православная Церковь Грузии, сделав исключение из правила канонизировать только мучеников и преподобных, причислила Царя Давида Строителя к лику святых как благоверного царя; тогда же ему была составлена служба, его мощи были перенесены под престол соборного Успенского храма Гелатского монастыря .

    Успенский храм Гелатского монастыря (примерно в 15 км от Кутаиси)

    Храмовые фрески XI века (местами реставрированные, местами в первозданном виде)

    По описанию своего духовника Арсения, царь был весьма красив, высокого роста, необыкновенно плечист и вообще могучего телосложения, доказательством чему служит кольцо, в которое свободно входят три пальца обыкновенного мужчины, туфля, шитая золотом и жемчугом, вдвое больше обыкновенной, и его шапка.

    Благоверный царь Давид отличался особым благочестием и любовью к Богу. Он является автором покаянного канона и 2-х духовных завещаний. Как считают исследователи, канон Царя Давида Строителя был создан под влиянием Великого канона преподобного Андрея Критского, перевод которого по поручению Царя Давида Строителя осуществил преподобный Арсений Икалтойский. Это молитва смиренного Царя перед Всевышним и Богородицей, в тексте отражены эсхатологические и философские взгляды Царя Давида Строителя на человека, вселенную, сущность греха и покаяния. Канон зачитывают после литургии в день памяти святого благоверного Царя Давида.

    Покаянные песнопения, сложенные Давидом-царем. XIII в. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе)

    "Когда же настанет час скорбей и горестных воздыханий, исчезнут торжественное величие и почести царские, иссякнет радость, увянут цветники, другой примет скипетр, за другим последует войско, тогда помилуй меня, о Судия мой! Когда раскроется книга в День судный, и перед Тобой предстану я, преклонивший главу, и Ты, Владыка, будешь вершить праведный суд, восстанет гнев ангелов Твоих, праведники будут блаженствовать, грешники ввергнуты будут в огонь, тогда помилуй меня, о Иисусе мой!"

    Царю Давиду Строителю посвящены церкви в Грузии, в честь его названы многие учебные заведения страны, учреждения, проспекты, площади и улицы в грузинских городах. Высшей наградой Грузинской Академии Наук является медаль святого царя Давида Агмашенебели.

    Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

    для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

  • Оценка 4.7 проголосовавших: 18
    ПОДЕЛИТЬСЯ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here