Молитва для освящения вербы

Новая статья: молитва для освящения вербы на сайте святая-молитва.рф - во всех подробностях и деталях из множества источников, что удалось нам найти.

Освящается в первую очередь не верба, а христианин, держащий в руке вербу

«Много людей празднуют праздники и знают их названия, но не знают причин, почему они установлены» (свт. Иоанн Златоуст)

Один из самых популярных вопросов наступающих дней — что делать с освящённой вербой? Об этом, а главное — о том, что делать в Вербное воскресенье с самим собой, в нашей беседе с благочинным Енакиевского округа, настоятелем Николаевского храма в Веровке протоиереем Владимиром Волосовым.

В это воскресенье Церковь празднует Вход Господень в Иерусалим, или Неделю ваий. В народе этот праздник известен как Вербное воскресенье. Суть праздника раскрывает первое его название. В этот день мы не только вспоминаем, но и таинственным образом участвуем в событиях, которые происходили две тысячи лет назад. Для нас с вами именно сегодня Господь входит в Иерусалим, восходя на путь добровольных страданий и смерти, которые Он принимает за род человеческий.

Исполняя пророчество, Христос въезжает в город на осле, и встречают Его как Царя Израилева. Он — Тот, о Ком проповедано было ещё Адаму во время изгнания из Рая. Бог сказал ему, что придёт время, когда «Cемя жены сотрёт главу змия» (Быт. 3:15). Иисус Христос — тот Царь, Который по праву занимает трон Давида.

Ветхозаветный Израиль жил ожиданием Мессии, и в этот день все мы присоединяемся к тем людям, что встречали Долгожданного, вопия: «Осанна в вышних! Благословен Грядый во имя Господне!» Как выражали свой восторг, почтение и любовь эти люди, встречающие Спасителя рода человеческого? — Из евангельских текстов мы знаем, что они постилали перед Ним свои одежды и вайи — ветви финиковых пальм.

Когда мы приходим в храм в Вербное воскресенье, я ещё раз подчеркну, мы соучаствуем тем давним событиям, потому что в храме происходит не просто воспоминание о событиях из жизни Христа, но таинственное прикосновение к происходящему в те дни.

Что же до вербы — то не только в память о тех, кто постилал пальмовые ветви пред Христом, но и как соучастники великого события люди на Руси приносили в храм веточки вербы, которые на тот момент только расцветали. И здесь очень важно отметить вот что: в тексте молитвы, произносимой священником, нет ни слова об освящении самой вербы. Говорится об освящении людей, которые в этот день принесли вербу!

К сожалению, годы гонений на Церковь не прошли даром: суть праздника для многих свелась только лишь к освящению вербы. С ней связано бесчисленное количество суеверий и нездоровых выдумок, не имеющих никакого отношения к Православию, а часто — и противных ему.

Так как же лучше провести этот день? — Вместо того, чтобы сосредотачиваться на вербе и том, что с ней делать (стегать ею, есть её или ещё какие глупости), лучше всей семьёй пойти в храм, помолиться, по возможности — подготовившись, причаститься Святых Христовых Таин.

Нужно центр нашего внимания перенести с вербы на храм и всё, что там в этот день происходит, на Христа, вокруг Которого сосредоточена жизнь Церкви. Главное — это Христос. А что касается куличей, вербы, освящаемых плодов — то они никакого сакрального, таинственного значения не имеют.

Как относиться к освящённым веточкам, что сними делать? — Они должны напоминать о празднике и о Боге. Можно сохранить вербу сухой, можно поставить в воду и посадить, когда она пустит корни, но важно знать: Церковь никак не оговаривает этот вопрос, и каких-то особых предписаний в этой связи нет.

Принципиальные вопросы — это прийти в храм, помолиться, попоститься, так как праздник этот приходится на дни Великого поста и предваряет особое время жизни Церкви — Страстную Седмицу. С понедельника каждый день этой недели будет именоваться Великим: Великий понедельник, Великий вторник и т.д. Это очень важное время, в которое мы вспоминаем и переживаем поистине великие дни, когда Христос претерпел страдания за всех нас.

Людям сложно молиться, бороться с собой — это требует усилий, этого не хочется. А вот постегать кого-то вербой — дело нескольких секунд. Конечно, удобнее верить, что можно изменить жизнь или исцелиться таким простым способом. Но в реальности он не работает… Хотелось бы, чтобы люди это помнили. А также — не верили различным суевериям, связанным с этим праздником.

Был у меня в практике такой случай. Летом подходит ко мне девушка и рассказывает, что весной приходила в наш храм, освятила там вербу, а после посадила пустившие корни ростки. Волновало же её услышанное поверье о том, что, когда ствол посаженной вербы вырастет величиной с черенок лопаты, ей (девушке) выкопают могилу. Что сказать?

Понятно, что в советские годы нас учили ничему не верить и отрицать всякие чудеса. А сейчас люди верят во всё. И ведь видно, что человек образованный, грамотный. Но — задаёт абсолютно абсурдные вопросы. Предложил ей просто подумать над тем, что она говорит. Нам ведь Бог дал голову не только для того, чтобы шляпы и платочки носить!

Вообще, с вербой связано просто огромное количество суеверий.

Перечисляя их, хочется подчеркнуть: это именно суеверия, ничего общего с Православием не имеющие! И потому НЕ нужно:

  • есть почки освящённой вербы, дабы выйти замуж, забеременеть или иметь много детей;
  • хлестать кого бы то ни было вербой во обретение здоровья на целый год или с надеждой скорого выхода замуж;
  • верить, что сохранённая верба защитит дом от пожаров;
  • верить в то, что освященная верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю, брошенная в пламя — останавливает действие огня, а воткнутая в поле — сберегает посевы;
  • класть кусочек освященной вербы покойнику в гроб;
  • в случае града выбрасывать ветки освящённой вербы за окно — дабы град прекратился;
  • верить бабушкиным сказкам о том, что старая верба — это прибежище чертей, водяных и прочей нечисти, и потому освящать можно только ветви вербы молодой;
  • считать старую вербу проклятым деревом, так как из неё якобы были сделаны гвозди для креста, на котором был распят Христос;
  • верить, что нечистые силы весной спасаются на вербе от поздних холодов, а после Вербного воскресенья они падают прямо в воду, поэтому с Вербного воскресенья и до самой Пасхи черпать воду под вербой нельзя;
  • использовать освящённую вербу как средство увеличения количества молока у кормящих — как четырёх-, так и двуногих — и как средство увеличения количества мозгов у представителей Homo Sapiens любого пола и возраста.

освящение вербы

Сообщение [Страница 1 из 1]

1 освящение вербы в Вт Май 08, 2012 6:27 am

Накануне Господь Иисус Христос совершил чудо воскрешения святого праведного Лазаря, жившего вместе со своими сестрами Марфой и Марией в селении Вифания близ Иерусалима и скончавшегося за четыре дня до прихода Господа в Вифанию (поэтому субботний день, предшествующий Вербному воскресенью, именуется Лазаревой субботой). На следующий день Христос въехал в Иерусалим на молодом осленке, приветствуемый множеством людей, узнавших о чуде воскрешения Лазаря. Народ постилал на Его пути свои одежды и ветви деревьев, торжественно восклицая: ‘Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!’ – таку евреев было принято встречать царей и победителей. Однако это торжество является на самом деле предвестием страданий Спасителя: эти же люди, ныне торжественно встречающие Христа, всего лишь через несколько дней будут кричать римскому правителю Пилату: ‘Возьми, возьми, распни Его!’ и произнесут страшное проклятие на свой народ: ‘кровь Его на нас и на детях наших’ (Мф. 27, 25). По церковной традиции, в этот день в храмах верующие, как бы встречая невидимо грядущего Господа, стоят на богослужении с веточками верб в руках (отсюда и другое название праздника – Вербное воскресенье). Вербы заменяют собой вайя – пальмовые ветви, которые держали в руках встречавшие Христа жители Иерусалима. Накануне праздника, на всенощном бдении в субботу, вербы освящаются окроплением святой водой после прочтения особой молитвы.

Крестьяне в день Лазарева воскресенья пекут хлебцы в количестве, соответствующем членам семьи, в один из хлебцев запекают грош. У кого этот хлебец окажется, тот считается счастливым или будет счастлив в будущем году; для девушки это предвещает выгодное и счастливое замужество.

Основные обряды, поступки, действия, связанные с Вербной неделей, совершались в воскресный день.

Придя из храма со святой вербой, несколько веточек ставили в воду, а после Пасхи саженцы высаживали возле дома. Верба являлась надежным оберегом от всякой нечисти.

Почки освященной вербы советовали есть бесплодным женщинам

Ветками принесенной из церкви вербы хлестали друг друга, и в первую очередь детей, при этом желая здоровья.

Ветки вербы, принесенные из церкви, обыкновенно прячутся и в случае летней грозы, а в особенности града, их выбрасывают на двор в уверенности, что от этого гроза прекращается и град перестает идти.

Распространено верование, что всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен в Вербное воскресенье по приходе от заутрени вбить в стену своего дома колышек освященной вербы Ч средство это, если не превратит труса в героя, то, во всяком случае, прогонит природную робость.

Как видите, очень многое можно сделать, при помощи ВЕРБОЧКИ. Но, у всех есть свои небольшие отклонения. Мои бабушки, всегда несли вербочки в церковь, в субботу и оставляли их в церкви на всеночную, опять таки у всех церквей, везде разная практика. Вечером в субботу служили службу и шли домой с горящей свечой, а кто по здоровей и кто мог оставался стоять всеночную службу, и только тогда забирали ВЕРБОЧКУ, и шли домой с ВЕРБОЧКОЙ.

Почему в последнее воскресенье Великого поста, православные христиане отмечают праздник Входа Господня в Иерусалим, известный в народе как Вербное воскресенье? Что случилось в то воскресенье почти два века назад? Итак, перенесемся в Иерусалим.

Приближаясь к городу, Господь направил двух своих учеников в селение: найти и привести молодого осла. И они привели осленка к Иисусу и возложили на него свои одежды. И когда Он ехал, многие из народа постилали свои одежды по дороге и выходили к Нему навстречу с пальмовыми ветвями в руках, восклицая: "Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!" И все прославляли Его с восторгом как царя и Господа

Когда Иисус вступил в Иерусалим, где Его ожидали страдания и смерть, весь город пришел в движение и говорил: "Кто это?", а народ, сопровождавший Его, отвечал: "Это Иисус, пророк из Назарета Галилейского". И вошел Иисус в храм Божий и выгнал из него всех продающих и покупающих, и приступили к Нему слепые и хромые, и Он исцелил их.

Накануне и в самый день праздника верующие отправляются в храм с веточками вербы в руках: "Без вербы — не весна!", "С вербой Спаса в Старом Иерусалиме встретили!", "Верба — деревце Спасово", — приговаривали наши предки. И добавляли: "Вербное воскресенье — белое, Пасхальное — красное".

По преданию, Христос сошел в ад с вербною (пальмового) ветвью в одной руке и с крестом из вербной лозы — в другой. И расцветшее деревце явилось грешникам как бы знамением спасения.

Известно, что на Егория, как правило, первый раз выгоняли скотину пастись. Крестьяне в этот день брали годовалую вербу, мочили в святой воде, окропляли ею скот во дворе и потом хлестали скотину, приговаривая: "Господь благослови и здоровьем награди". С вербовым прутиком провожали застоявшийся за зиму скот на пастбище.

Согласно народных верований, черти удирают из воды после Крещения и селятся на вербе до тех пор пока ту не осветят на Вербницу, после чего укрываются в траве до ее освящения на Яна (Купалье). Согласно народным наблюдениям, морозы-“вербичи” нужны именно в предпасхальную неделю, чтобы не было более поздних морозов, которые могут повредить севу и всходам.

Букеты вербы с горящими свечами вечером в субботу освящают в храме (их кропят святой водой) приносят домой и, как правило, хранят весь год. Те, кто не успел освятить букетики вечером, освящают их и на другой день после Литургии. При освящении верб читается молитва: "Освящаются вербы сии, Благодатию Всесвятаго Духа и окроплением воды сия священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь!" Часто прихожане волнуются, попала ли святая вода на принесенные ими веточки, настойчиво требуют окропить снова и снова. Но освящается верба благодатью Духа Святаго, поэтому неважно – попала ли на веточку капелька святой воды или литр – верба освящена.

Девочки, вам мой совет – службу отстойте сами, а не покупайте ВЕРБУ, и эту ВЕРБОЧКУ, храните у себя дома, до следующего года. С ВЕРБНОГО веничка, когда вы прийдёте из церкви и принесёте с собой ещё и горящую свечу, возьмите одну веточку и зажгите её и обойдите всю свою квартиру, дом, двор, и т.д. с молитвой Отче Наш, Богородица, Живые Помощи.

Не спешите, спокойно идя по часовой стрелке, и аккуратно читая молитвы, даже если Вы не знаете все молитвы, можете прочесть только те которые Вы знаете, к примеру Отче Наш. Спокойно крестите горящей Вербочкой, углы, входы и выходы, и все закаулки своего домовладения и прочта молитвы, в произвольной форме просите помочь защитить свою семью от всех невзгод и горя, перечисляя имена свих домочадцев. Когда Вербочка перегорит, её пеплом если есть двор, то развейте по всему двору, если нет двора, а квартира, смойте пепел в унитазе, это в крайнем случае, а лучше закопать в цветочную землю. Строго с квартиры пепел не выбрасывается.

Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:

Вы не можете отвечать на сообщения

Когда освящают вербы в Церкви

  • Когда освящают вербы в Церкви
  • Когда Вербное воскресенье в 2016 году
  • Что такое "вербное воскресенье"

Об освящении вербы

В Церкви существуют различные традиции, получившие широкое распространение в среде русского народа. Одной из таковых является освящение верб на праздник Входа Господня в Иерусалим в православных храмах.

Стоит заметить, что само торжество Входа Господня в Иерусалим не сводится исключительно к практической стороне освящения ветвей дерева, которое первым распускается по весне (вербы и ивы). Главной сутью торжества является воспоминание шествия Спасителя на вольные страдания и смерть ради спасения человека и примирения последнего с Богом. Поэтому посещение храмов исключительно для того, чтобы освятить вербы, не является правильным с точки зрения православной веры. Освящению вербы нельзя придавать особое мистическое значение, это действие не должно являться самоцелью для православного христианина.

Во время входа в Иерусалим Спасителя, Господу стелили под ноги ветви пальм. В России вербы заменили собой пальмы. Это дерево стало символом духовной радости и пробуждения, подобно тому, как пробуждается природа посредством расцветания почек ивы и вербы.

Освященная верба является святыней для православного человека, свидетельством благодати Божией, ниспосланной во время освящения. Эти святыни верующие люди хранят в течение года, после чего ветви сжигают или же вставляют в землю на садовых участках в место, непопираемое ногами.

Когда и как освящается верба

Многие ошибочно полагают, что освящение вербы совершается на сам праздник в воскресенье. Однако церковный устав не предусматривает такой чин на литургии или после нее в день Входа Господня в Иерусалим. Освящение вербы происходит накануне вечером за субботним богослужением всенощного бдения.

В церковной традиции службы начинаются вечером накануне празднуемого события. Всенощное бдение в субботу перед Вербным воскресеньем уже относится к праздничному богослужению Входа Господня в Иерусалим. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в храмах освящаются вербы во время этого богослужения, а не при служении литургии в воскресенье.

Освящение верб происходит на утрени после чтения текстов Евангелия. Ппо прочтении Священного Писания читается пятидесятый псалом, во время которого совершается каждение приготовленных ветвей ивы и вербы. Священник читает молитву на освящение вербы и окропляет ветви святой водой. После этого богослужение продолжается своим праздничным чином.

Молитва для освящения вербы

Читайте більше

Вербное воскресенье Вход Господень в Иерусалим

Також у розділі

Жити в Церкві

Інші статті цього автора

Нове на сайті

Популярні за 30 днів

5 фактов о том, когда и зачем освящается верба

ОТ РЕДАКЦИИ. Что мы знаем об освящении вербы в праздник Входа Господнего в Иерусалим? — Так, сложившаяся благочестивая традиция…

Что делать с освященной вербой / зеленью на Троицу / букетами на Маковія? — Вот, собственно, и все вопросы, которые у нас в этой связи возникают.

Наши современники — богословы из общества имени Скабаллановича — в своём миссионерском издании «Служба Входу Господню во Иерусалим: всенощное бдение и Божественная Литургия» обращают внимание на то, когда и зачем освящается верба за богослужением в день праздника.

Освящение веточек вербы происходит на вечернем богослужении в субботу

Во время полиелея — самой торжественной части праздничного вечернего богослужения, после Евангелия, во время чтения покаянного 50-го псалма священник кадит народ, стоящий с ветками деревьев и зеленью.

После чего читается молитва:

Господи Боже наш, седяй на херувимех, возставивый силу Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, да спасет мир Крестом, и погребением, и воскресением Своим. Егоже и ныне пришедша во Иерусалим на вольную страсть, людие седящии во тьме, и сени смертней, приемше воскресения знамения, ветви древес, и ваиа финик, воскресение знаменующе сретоша. Сам Владыко и нас по подражанию онех, в предпразднственный сей день, ваиа и ветви древес в руках носящих соблюди и сохрани. Да якоже онии народи и дети осанна Тебе приношаху, и мы такожде в песнех и пениих духовных, животворящаго и тридневнаго Воскресения достигнем, в томже Христе Иисусе Господе нашем: с Нимже благословен еси, с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Господи Боже наш, восседающий на Херувимах, воздвигший силу Твою и пославший единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, да спасёт Он мір Крестом, погребением и Воскресением Своим. Его, пришедшего в Иерусалим на добровольное страдание, люди, пребывавшие во тьме и тени смертной, встретили, взяв символы победы – ветви деревьев и побеги пальм — и воскресение тем предсказали.

Сам, Владыка, и нас, в этот предпраздничный день пальмовые и древесные ветви в подражание им в руках держащих и, как те толпы и дети, возгласы «Осанна» Тебе приносящих, соблюди и сохрани.

Чтобы нам с гимнами и песнями духовными удостоиться достигнуть животворящего и тридневного Воскресения во Христе Иисусе, Господе нашем, с Которым благословен Ты, со Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

После этой молитвы стоящих в храме людей с веточками вербы в руках окропляют святой водой.

Освящается не верба, а люди, стоящие в храме.

Хотя и считается, что освящаются ветки деревьев (чаще всего вербы), однако в молитве речь идёт о совершенно другом, а именно: мы просим Господа освятить нас, дать нам Свою Спасительную благодать, чтобы мы, держащие ветки, как незлобивые дети при встрече Господа в Иерусалиме, таковыми и остались, чтобы не стали такими, как те, что сначала кричали «Осанна!», а затем стали кричать «Распни Его!» Даже если мы и не говорим таких слов, то всё равно своими грехами, своим безчувствием и ленью мы ещё и ещё раз распинаем Христа и делаем Его Жертву для нас напрасной.

Важно не унести из храма освященную вербу, а прийти с ней в храм.

Веточка в руках — знак того, что Вход Господень в Иерусалим на вольные страдания для нас так же важен и трогателен, как и для тех, кто две тысячи лет назад приветствовал его пальмовыми ветвями и кричал «Осанна!».

Вот как об этом поётся в тропаре празднику:

прежде Твоея Страсти уверяя,

из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже.

Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще,

Тебе победителю смерти вопием:

осанна в вышних,

благословен Грядый во имя Господне.

В общем воскресении

прежде Твоего страдания удостоверяя,

из мертвых воздвиг Ты Лазаря, Христе Боже.

Потому и мы, как дети, держа символы победы,

Тебе – Победителю смерти воззовем:

«Осанна в вышних,

благословен Грядущий во имя Господне!»

Церковь вообще вневременна. На богослужениях практически невозможно услышать что-либо о священных событиях в прошедшем времени, к примеру, что Господь входил в Иерусалим. Реже можно услышать, что Он «восшел в Иерусалим», но чаще всего — «входит», и причем «днесь», сейчас. В душах людей евангельские события переживаются каждый раз по-новому. Поэтому и приносят вербы в храм, стоят с ними во время богослужения, чтобы показать, что и мы приветствуем Господа как своего Царя и Мессию.

К сожалению, эта прекрасная традиция со временем была переосмыслена в категориях внешней обрядности. Если богослужебные тексты весь акцент делали на «Грядущем во имя Господне» — Христе и людях, Его встречавших, то народная традиция весь смысл праздника свела к освящению вербы. Приносить в храм вербу (а, вернее, уносить из храма), получается, уже нужно не для того, чтобы засвидетельствовать перед Господом свою любовь, а для того, чтобы запастись хорошим оберегом.

Если вы не стояли с вербой на службе, прославляя Господа, «грядущего на вольную страсть», то идти с ней в храм просто так, чтоб освятить, не нужно.

Из года в год повторяется одна и та же история: на протяжении дня, когда праздничная Литургия уже давно закончилась, в храм заходит множество людей с вопросом: «А где здесь раздают вербу?» Вербы не жалко, но почему-то всегда от этого становится грустно.

В книжечках и устных беседах можно встретить множество советов, что делать с вербой, куда её ставить, сколько лет хранить, даже в каких случаях желательно съесть вербную почку.

Люди надеются получить от вербы помощь, ведь верба освящённая. Но если разобрать текст молитвы, то окажется, что в ней нет ни одного слова о том, что освящается верба, её смысл сводится к фразе: «. и нас, по подражанию онех (т.е. нас, в подражание людей, встречавших Господа ветками), в предпразднственный сей день, ваия и ветви древес в руках носящих, соблюди и сохрани».

Объектом освящения Церковь видела не вербу, а самого человека. В Требнике — сборнике священнических молитв, содержащем последования Таинств и обрядов — даже нет указания окроплять вербу святой водой. Это указание есть в Служебнике — книге, содержащей последования Литургии, вечерни, утрени, но там оно появилось уже позже, как отображение установившейся практики.

Утром в день праздника вербу окропят святой водой, но молитва на освящение уже не читается.

Обычно окропление повторяется в сам день праздника, после Литургии.

При освящении верб читается молитва: «Освящаются вербы сии, Благодатию Всесвятаго Духа и окроплением воды сия священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь

Но при совершении этого обряда нельзя забывать внутренний его смысл. Главное — это куда идет Господь и ради чего.

Праздником Вербного воскресенья начинается для нас Страстная седмица. В течение этих нескольких дней Господь завершит Свою земную жизнь. В этом завершении будет совершение всего. Как Он Сам скажет в Своих последних словах на Кресте: «Совершилось!»

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
Оценка 4.7 проголосовавших: 18
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here