Молитва для выпечки

Новая статья: молитва для выпечки на сайте святая-молитва.рф - во всех подробностях и деталях из множества источников, что удалось нам найти.

Чудесная афонская закваска для выпечки просфор и хлеба. Рецепты

На Афоне по сей день стремятся к использованию натуральных предметов и продуктов. В связи с этим никогда не добавляют в тесто для просфор и даже для простого хлеба дрожжей, получаемых промышленным путем.

Афонским монахам и православному населению Греции известны три способа получения натуральной хлебной закваски.

Первый способ связан с Пасхой, а точнее с утренней службой Великой Субботы, когда под конец утрени читается «Апостол», в котором говорится о Христе как о закваске новой жизни: « Братья, разве вы не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы безквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины». (1 Кор. 5: 6—8).

На практике процесс изготовления закваски выглядит так:

В соответствующем сосуде приготавливается небольшое количество муки, которая вносится в храм (на Афоне – в алтарь) перед началом утрени Великой Субботы. Под конец утрени, после пения «Великого Славословия», как только зазвучит прокимен Апостола, следует немедленно приступить к вымешиванию муки, добавив немного обычной воды. Некоторые добавляют еще немного святой воды, другие совершают крестное знамение рукой или крестом над этой необычной закваской. Кроме этого, для совершения этих действий выбираются люди глубоковерующие, безпорочные и набожные, которые перед и во время этих действий мысленно читают известные им молитвы, чаще всего молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!».

Сосуд можно прикрыть (например, полотенцем) и оставить в церкви до окончания Святой литургии. По окончании службы Великой Субботы верные разносят «пасхальную» закваску по своим домам. На Афоне, из практических соображений она остается в алтаре в течение первых трех дней Пасхи. На следующий день, то есть по окончании Пасхальной службы, поверхность закваски должна сделаться ноздреватой. Это означает, что «закваска принялась». На третий день по Пасхе нужно добавить небольшое количество муки и воды и снова замешать. Несколько часов спустя можно поделить закваску на части. Одну сохранить исключительно для просфор, а другую порцию – для выпечки хлеба, поместив ее в стеклянную или пластмассовую емкость под крышкой.

Оставшуюся закваску можно раздать нуждающимся. Хранить ее нужно в холодном месте или холодильнике. Каждый раз, замешивая тесто, прибавляем необходимое количество муки и воды к полученной закваске (не прибавляя дрожжей!). После замешивания просфор или хлеба каждый раз оставляем небольшое количество полученного теста в качестве закваски для выпечки следующей порции и так поступаем каждый раз весь год, до следующей Пасхи.

«С благословения моего настоятеля я исполняю это послушание в нашем братстве и являюсь свидетелем этого «Пасхального чуда» – этого неопровержимого доказательства святости и животворности Православия. Действительно, до своего приезда на Афон я ничего об этом не слышал. А теперь ежегодно на моих глазах происходит это удивительное явное чудо, неопровержимое и для всех видимое и легкодоступное. Всегда наблюдаю за процессом возникновения закваски и его постепенной ферментацией. Это явление всегда производит на всех нас большое впечатление, укрепляет нашу надежду и приносит нам огромную радость.

… С радостью вспоминаю Пасхальный период 1995 года, когда монастырь посетил англичанин Чарльз, репортер радиостанции «ВВС», протестант по вероисповеданию. Так случилось, что я накрывал на стол и у нас был еще хлеб первой выпечки из новополученной пасхальной закваски. Без каких бы то ни было намеков с моей стороны, наш гость начал приглядываться к ломтю хлеба и с удивлением спросил меня: «Неужели этот хлеб выпекается на Афоне?» В ответ я в общих чертах описал ему процедуру получения закваски. Восхищенный исключительным вкусом хлеба, он попросил меня дать ему несколько ломтей, чтобы он мог привезти их своим родным в Англию, а услышанную историю афонской закваски записал в блокноте и обещал рассказать о ней на родине». (Иеромонах Гавриил).

Это воистину дар Воскресшего Христа. К сожалению, он не особенно широко известнее верным нашей Церкви.

Второй способ получения закваски возможен при наличии частички Святого Животворящего Древа Креста Господня. Имеющий таковую может в любое время, помолившись, сделать новую закваску способом, описанным выше. Сила этого действа заключается в троекратном благословении святыней, то есть крестным знамением над приготовленной обычной закваской, изготовленной из муки и воды с добавлением святой воды, со словами: «Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Третья возможность — это получение закваски в день празднования Воздвижения (14/27 сентября), если в данной церкви совершается чин Воздвижения Креста, совершаемый под конец утрени и в этом Кресте находится частичка Святого Древа Креста Господня.

Все эти способы получения чудо-закваски вполне определенно указывают на то, что наибольшее значение в Православной Церкви имеют Крест и Воскресение Христово. Именно из этих двух источников и из Святой Евхаристии черпает Православие и народ Божий животворящую силу и благодать Святого Духа, благодаря которым человек духовно возрождается для Вечной Жизни.

Иеромонах Гавриил ((Краньчук)

Из книги «Афонское приношение современному человеку»

Рецепт приготовления хлеба :

Перед началом работы с тестом читаются молитвы: тропарь «Христос воскресе из мертвых..» – 3 раза, «Воскресение Христово видевше..» – 1 раз, «Царю Небесный…» – 1 раз.

Полученную закваску нужно разделить на две части. В одну часть не менее 3-х столовых ложек закваски добавить 5 – 6 столовых ложек муки и чистой воды и довести закваску до густоты сметаны. Оставшуюся часть оставить для дальнейшего использования, поставив в холодильник.

Накрываем чистой салфеткой и укутываем теплым платком, далее ставим в теплое место на 2 – 2,5 часа. Закваска должна увеличиться в два раза.

Затем, для выпечки хлеба берем 6-7 столовых ложек закваски, 1-2 стакана ржаной муки и 4-5 стаканов муки высшего сорта, (по усмотрению, можно просто использовать муку высшего сорта) добавляем 2 столовые ложки отрубей, соль, сахар по вкусу. Замешиваем мягкое некрутое тесто, добавляя чистую воду и столовую ложку растительного масла. Тщательно вымешиваем. Готовим две формы для выпечки, смазывая их растительным маслом. Ставим формы с тестом опять в теплое место, накрывая салфеткой и укутывая платком на 4-4,5 часа. Тесто должно увеличиться в два раза. Затем ставим в подогретую духовку и выпекаем в течение 30-40 минут.

После выпечки хлеб нужно накрыть салфеткой, окропить водой и хорошо укутать чтобы он был мягким и душистым.

Заговор: Заговорные слова при выпечке сдобы

Наверняка Вы знаете хозяек, у которых сдоба всегда такая пышная и вкусная, что оторваться невозможно, когда ее есть начинаешь. Попросите Вы такую хозяйку поделиться рецептом, она конечно же не откажет, Вы сделаете все, как Вам посоветовали, но такой вкусноты уже не получится. А дело в том, что знает Ваша знакомая хозяйка заветные слова, которые и читает над выпечкой. Раньше такие заговоры держались в строжайшем секрете и передавались от матери к дочери. Теперь же я хочу научить двум из них всех хозяек. Читают заговорные слова два раза подряд: один раз, когда месят тесто, а другой раз – когда ставят сдобу в печь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Будь моя стряпня свята, крылата.

Святая Матерь Божья,

Испеки Господний Божий дар.

Пекися с Богом. Аминь.

Или такой заговор:

Дай, Господи, спорины,

Хлеба высокого и яты.

Не прытчься, не урочься, Божий хлеб. Аминь.

Как выпекается хлеб для богослужений?

Татьяна МАТВЕЕВА. фото Натальи ПАВИТЧАН, СКИФ / Витебский проспект / Татьяна МАТВЕЕВА. фото Натальи ПАВИТЧАН

Среди работников при храмах и монастырях есть люди, чей труд, на первый взгляд, незаметен и скромен. Но их послушание – одно из самых тяжелых и физически, и духовно: руки должны трудиться, уста молчать, а ум молиться. Это просфорники – люди, занятые приготовлением литургического хлеба. Пекут его монахи или монахини, а также, с благословения священника, прихожане. Как правило, это неженатые мужчины (или женатые, которые на время выпечки просфор, как в пост, удаляются от супружеских отношений) и женщины благочестивого поведения. Нередко выпечку просфор осваивают и священники, особенно в небольших деревенских церквях.

Просфоропечение – особое церковное искусство, которому порой учатся долгое время. К тому же помещения для выпечки богослужебного хлеба есть не в каждой церкви даже в крупных городах. Так, в Витебске просфоры пекут в Свято-Георгиевской церкви и Свято-Покровском кафедральном соборе.

В соборе это делают по четвергам и пятницам для нужд женского Свято-Духова монастыря и многих храмов в городе – в честь Преображения Господня, Воскресения Христова, святого апостола Андрея Первозванного, Успения Пресвятой Богородицы, церкви в честь святого пророка Илии на территории 103-й отдельной мобильной бригады, а также для некоторых приходов в области – в Богушевске, Езерище, Лиозно, Городке.

По благословению ключаря Свято-Покровского собора иерея Андрея Понина мы смогли побывать в просфорной и познакомиться с ее тружениками – Валентиной Павловной Таран, Ольгой Владимировной Камович и дьяконом Георгием.

Уже с порога понимаем: старшая здесь – Валентина Павловна. Она распорядилась выдать нам белые халаты, разрешила наблюдать за процессом, но сразу же предупредила, что просфорники во время работы не разговаривают. Женщины и отец дьякон действительно трудятся молча, сосредоточенно, лишь изредка обмениваясь фразами по делу. Недаром говорят, что "там чудесный вкус просфор, где молитва и затвор"…

Наталья, моя коллега, молча фотографирует, мне же приходится задавать вопросы. Но что поделать – и рад бы помолчать, да профессия такая… Узнаю, что у женщин специальное образование: Валентина Павловна работала поваром, а Ольга Владимировна – кондитером. Но в просфоропечении они самоучки. "Я пришла сюда три года назад, меня одна женщина подучила, она училась этому в монастыре в Полоцке, теперь я вот обучаю Ольгу и отца Георгия", – говорит Валентина Таран. Она и ее напарница – прихожанки Покровского собора. Женщины давно ведут воцерковленный образ жизни: посещают службы, соблюдают посты, исповедуются, причащаются. Перед выпечкой просфор они всегда зажигают лампады и молятся.

Часть кухни в трапезной собора специально отведена для выпечки богослужебного хлеба. Вторая половина – для приготовления пищи. Здесь хозяйничает Наталья Антоновна Паньковская. Это необычный повар – у нее халат и косынка не белые, а розовые. А еще у этой женщины… радуга в глазах! Такое впечатление создается, когда она улыбается, а улыбается она постоянно. Наталья Антоновна готовит для монахинь, которые живут при соборе.

Пекут просфоры из заварного дрожжевого теста. "Нужно четыре ингредиента: освященная крещенская вода, мука высшего сорта с высоким процентом клейковины, чистая, без примесей, мелкая соль и дрожжи – прессованные, в килограммовых пачках, какие используют на хлебозаводах. Обычные магазинные дрожжи нам не подходят – они идут для сдобы, а нам надо, чтобы тесто спокойно подходило", – объясняет Ольга Камович.

Мука и вода в просфоре символизируют плоть человека, а дрожжи и святая вода – его душу. Верхняя и нижняя части просфоры изготовляются отдельно, но затем соединяются так, что становятся одним целым.

…Тесто подошло, и женщины принимаются за разделку. Ольга Владимировна обминает тесто, Валентина Павловна – раскатывает его скалкой и вырезает нижние части просфор. Для этого используются круглые формы разных размеров. Сразу готовят большие, служебные, просфоры, а затем малые – их продают верующим в храмах. "Кругляшки" теста протыкаются иглой, чтобы предупредить при выпечке образование пустот. Отец Георгий в это время вытирает и перекрещивает противень и аккуратно расставляет на него нижние части просфор. Затем накрывает их влажной марлей, полиэтиленовой пленкой и сухим льняным полотенцем. "Чтобы просфорки не пересыхали и чтобы им было тепленько", – отвечает на мой немой вопрос Ольга Владимировна. Укрытые таким образом противни отправляются в расстоечный шкаф – здесь "кругляшки" где-то час-полтора будут подходить.

Тут у нас появляется свободное время, и Наталья Антоновна предлагает нам позавтракать. Сразу отказываемся, но, когда видим аппетитные блинчики с грибной начинкой… Соблазн оказывается слишком велик! Блинчики женщина с радугой в глазах печет просто на славу! Кстати, в трапезной собора во время постов не готовят скоромных блюд, но все, даже неверующие среди рабочих, довольны – постная пища вкусная, сытная, полезная.

Нижние части просфор подошли. Их не узнать – такие пышненькие, как колобки! Теперь их нужно смочить теплой кипяченой водой и накрыть верхней частью – с печатью. Это, пожалуй, самый ответственный момент: верхнюю "крышечку" плотно прижимают к низу, но делают это осторожно: нужно, чтобы были отчетливо видны крест, буквы IC XC NIKA, изображение Богородицы.

"Иную просфорку можешь и пять раз перещупать, чтобы она красивая получилась", – говорит Ольга Владимировна, аккуратно расправляя "крышку" богородичной просфоры. И столько любви в этом жесте! "Да, без любви здесь нельзя работать", – словно угадывая мои мысли, продолжает она. Подходит Валентина Павловна, подправляет верх у нескольких просфор. Велит: "Так, кладите ровно, чтобы никаких изъянов не было".

Три человека в этой команде почти без слов понимают друг друга, и работа идет на удивление слаженно. Всякая хозяйка знает, что любое тесто – живое: впитывает энергетику наших рук, мыслей. А уж приготовление хлеба для литургий тем более не терпит ни суеты, ни промедления, ни злых помыслов. В просфорной должно царить мирное настроение – чтобы сохранялась благодать. "Мы же не пирожки здесь печем", – шутит отец Георгий.

Управившись с сегодняшними просфорами, О. Камович начинает готовить тесто для завтрашних – заваривает муку кипятком. "Остынет, и нужно будет добавить дрожжи, а наутро в опару кладется соль. Когда мука заваривается, тесто за счет этого получается сладким", – объясняет она. Так вот в чем, оказывается, секрет сладости просфор, хоть в них и нет ни грамма сахара!

К 12 часам дня все просфоры разделаны, и их остается только отправить в духовой шкаф. Выпекается литургический хлеб быстро – он должен лишь слегка подрумяниться. Сразу пекут служебные просфоры, потом маленькие, для прихожан. Хранят их в холодильнике.

Просфорники на ногах с шести утра, и заметно, что они устали. На кухне тяжело дышать от жары, от длительного стояния у них отекают ноги, болят руки – обминать и раскатывать заварное дрожжевое тесто очень тяжело, такое оно плотное. Но никто не жалуется. "Божьими молитвами справляемся. Сейчас у нас еще не так много работы. Много будет, когда перед Пасхой начнем печь артос. Его в Витебске, кроме нашего собора, только в Казанской церкви в мужском монастыре пекут. Где-то за две недели до светлого Христова Воскресения начнем уже готовиться, а потом будем печь целую неделю", – рассказывает старшая просфорница.

На прощание нас угостили просфорами. И это запомнится на всю жизнь! Ну где еще можно попробовать теплую, только что испеченную просфорку? Ничего вкуснее я, наверное, никогда в жизни не ела. Никакое пирожное не сравнится с хлебом, который делается для Бога и людей – с молитвой, любовью и миром в душе.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Молитва для выпечки

«Хлеб наш насущный…» — эти слова молитвы ежедневно произносят миллионы людей всего мира, подчеркивая особое значение этого продукта в качестве пищи для тела и осознавая значение духовной пищи для духовного насыщения. Хлеб как символ имеет огромное значение в христианстве. Не случайно монастыри, как оплот веры, стали и хранителями традиций хлебопечения, как для таких ритуальных действий как причащение, благословение, так и для обеспечения монахов продуктами питания. Особое распространение получило хлебопекарское ремесло в монастырях в Средние века. Практически при каждом монастыре были собственные мельницы и пекарни, а изготовление хлеба считалось очень ответственным и почетным делом. Процесс выпечки православные монахи обязательно сопровождали молитвой, испрашивая Божьего благословения.

До XII века на Руси преимущественно изготовляли белый хлеб, а кислый хлеб из ржаной муки или как его еще называли — «черный», начали выпекать позже. Такой хлеб замешивался на закваске старого теста и содержал большое количество витаминов (о которых тогда естественно еще не знали) и различных ферментов. Но, как свидетельствуют летописи, в монастырях кроме просфор и ржаного хлеба выпекали и пшеничный хлеб, калачи и сайки, а также изделия с маком, творогом, и медом, и пироги с начинкой. Еще в средневековье стали появляться особые сорта хлеба — бородинский, красносельский, заварной.

Кстати, существует интересная история появления бородинского хлеба. Она гласит: бородинский хлеб изобрели монахини Спасо-Бородинского монастыря, основанного вдовой генерала Тучкова, героически павшего в Бородинском сражении. По другой версии, вследствие попадания ядра в обоз с провизией, мука смешалась с тмином и кориандром. Когда из этой муки выпекли хлеб, то вкус его был необычным, но хорошим и тогда назвали хлеб бородинским. Еще существует версия, что этот рецепт был известен еще с 15-16 века, по нему пекли черный поминальный хлеб.

Монастырские пекарни способны были выпекать хлеб в довольно больших объемах. Например Троице-Сергиевский монастырь ежедневно обеспечивал хлебом около 900 человек. Своим вкусным хлебом славилась Киево-Печерская Лавра. Рецепт, которым пользовались тамошние монахи сохранен до наших дней и приведен ниже. Считалось, что монахи владеют особыми секретами приготовления хлеба, которые передаются из поколения в поколение. Как говорят современные монахи, особых секретов не существует, но тесто, которое замешивается с молитвой, и хлеб, в который вкладывается особая любовь, всегда отличается особым вкусом. Хотя, безусловно, в каждом монастыре имелись свои особенности рецептуры, посуда из определенных материалов, особый температурный режим. Кроме этого принято в тесто добавлять освященную воду, а печь растапливать от огня неугасимой лампады. Сейчас возрождение многих монастырей сопровождается и восстановлением давних традиций хлебопечения. При некоторых монастырях энтузиасты отстраивают заброшенные пекарни и выпекают хлеб для нужд монастыря и для прихожан.

У нас есть возможность ознакомиться с древним рецептом монастырского хлеба, который дошел от 19 века до наших дней. В этом тексте сохранен стиль повествования прошлых лет, и встречаются старорусские слова, которые расшифрованы ниже.

Для раствора одной четверти муки надо иметь на закваску от прежнего хлебопечения заготовленного теста в количестве на 2 хлеба. Закваска эта растворяется в посуде для заквашивания теста 25-35 литров воды, которую надо приготовить так, чтобы на 6 ведер холодной воды приходилось 1 ведро кипятку. После чего над дежею становится проволочное сито, и через него просеивается полчетверти муки. Затем просеянная мука размешивается с разведенною закваскою деревянными веселками до тех пор, пока совсем не будет видно сухой муки. После этого раствор теста присыпается сверху мукою и дежа накрывается плотно деревянной крышкой с тем, чтобы теплота и газы угольной кислоты не имели свободного выхода из дежи и чтобы оттого раствор теста мог скорее укиснуть. Причем раствор должен подняться до верха дежи и затем осесть наполовину прежней высоты объема. Затем тем же порядком открывается дежа, над нею ставится сито, через которое просеивается оставшиеся полчетверти муки. Потом, сняв сито с дежи, хлебопеки замешивают тесто с мукою руками, для смачивания коих должен быть бак с такою же водой для лучшего и скорейшего вымешивания теста до тех пор, пока руки месивших сделаются совершенно чистыми от теста. По окончании вымешивания готовое тесто заглаживается и дежа накрывается крышкою. Вслед за тем вытапливается печь дровами, которые необходимо класть в печь для высушки после предыдущего хлебопечения.

Ко времени топки печи железные формы для выпечки хлеба смачивают внутри конопляным маслом. Когда же тесто в деже поднимается до верха ее, тогда тесто накладывают поровну в формы на 2/з их высоты от дна до верхних краев ее. Затем тесто в формах заглаживается руками, смоченными водой, при этом тесто в формах подрастает до вершины краев формы. Наконец, формы с тестом ставятся в протопленную печь, очищенную от угля и золы, при этом печь должна быть накалена так, чтобы всыпанные в нее отруби сгорали без пламени, и при таких условиях топки посаженный 6 килограммовый хлеб выпекается в течение 3 часов, 16,4 кг — в течение 4 часов, 32,8 кг — в течение 6 часов. При печении хлеба надо строго следить, чтобы заслонка печи не замазывалась, а лишь только прикрывалась слегка для того, чтобы водяные пары из хлеба имели свободный выход и чтобы хлеба в печи не пригорали сверху. По выпечке формы с хлебами вынимаются из печи и становятся в холодном месте, после чего верхняя корка всех хлебов смачивается холодной водой, а сами хлеба выкладываются из формы в том же порядке, в каком они вынимались из печи, и кладутся нижней коркой кверху на твердом месте.

В раствор закваски на четверть муки для вкуса надо всыпать соли. Четверть муки, подготовленную для печения, необходимо за 2 дня выдержать в теплом месте. На топку печи следует употреблять дрова твердого вида, от которых пол печей мог бы накаляться больше горизонта печи. Железные формы для печения должны содержаться в большой опрятности и смазаны постным маслом, полагается на 30 малых железных фор — 800 грамм масла, на 164 кг и 32,8 кг — 400гр масла.

На сито должна идти проволочная железная сетка такой густоты, чтобы в 1 дюйме (2,6 см) было 13 клеточек. На железные формы — русское сибирское котельное листовое железо.

Старорусские меры объема и массы:

  • дежа — деревянная кадушка, используемая для заквашивания теста;
  • четверть — старая русская мера объема сыпучих материалов — примерно 210 л;
  • ушат — мера объема жидкостей, равная приблизительно 20 — 25 л;
  • фунт — 400 г.

Вы должно быть авторизован опубликовать комментарий.

Оценка 4.7 проголосовавших: 18
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here