Молитва икона ушакову

Новая статья: молитва икона ушакову на сайте святая-молитва.рф - во всех подробностях и деталях из множества источников, что удалось нам найти.

Молитва икона ушакову

О преславный защитниче земли русския и веры прпвославныя усердный поборниче, непобедиме воине Феодоре! Никая благодарственная словеса, ниже изящная витийства довлеют, во еже прославити праведное и дивное твое житие, понеже измлада крепкую веру во Христа и любовь ко Отечеству стяжав, благоплодное прозябение честных родителей явился еси. Сего бо ради, Божию дару тезоименит, стране своей в скорбныя времена браней против иноплеменных показался еси. Ибо, праведным воеводам подражая, не числом и уменим токмо, но паче верою враги побеждал еси, силу благочестия истиннаго показуя. Темже любовию к тебе распаляеми, воспеваем многия добродетели твоя: велию лювовь ко Господу и ближним, зане тех ради живот полагал еси, чистоту ангелоподобную, тако вся воздержанием удивил еси, нестяжание истинное, ибо благая и красная мира сего презрел еси. Ей, преблаженне Феодоре, угодниче Божий и благоверный болярине царей православных, призри на убогое моление наше, из греховнаго плена к тебе возносимое. Приклони на мать Господа нашего Иисуса Христа, да не воздаст по делам нашим, но обаче дарует грехов оставление, избавит от злых, находящих на ны, и подаст властем нашем и народу усердное попечение, воинству мужество во ратех, народу благочестие трезвенное. И сподобит нас достигнути безмятежнаго пристанища во Царствии Небеснем, идеже со всеми святыми прославляти будем всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Приникни, праведне воине Феодоре, с горних селений на притекающих к тебе и вонми молению их: умоли Господа Бога даровати всем нам еже ко спасению нашему мы просим от него, при святем твоем предстательстве. Ты великое, возложенное на тя служение тщательно проходил еси, и нас твоею помощию пребывати коегождо, в неже призван есть, настави. Ты, победив супостатов множества, и на нас ополчающихся всех видимых и невидимых врагов низложи. Умоли Господа Бога даровати крепкий и ненарушимый мир и земли плодоносие, пастырем святыню, законам правду и силу, военачальникам мудрость и доблесть непобедимую, градоначальникам суд, флоту твоему российскому и всему воинству нашему преданность вере и Отечеству и неодолимое мужество, всем же православным христианам здравие и благочестие. Сохраняй страну нашу российскую и обитель сию святую от всех наветов вражиих, да словом и делом прославляется в них всесвятое имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Какой иконе о чем молиться? Часть 6

Св. блаженная Матрона Московская – Святая матушка Матрона – великая Святая угодница нового времени. Блаженная предсказывала, что после ее смерти "через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбами помолиться за них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу". Особенно святой молятся об облегчении телесных болезней, болезни ног, а также о всякой семейной и бытовой нужде.

Св. Таисья – молятся об избавлении от навязчивой плотской страсти.

Св.муч. Максим – этому святому особо молятся об исцелении.

Св. мученица Анастасия узорешительница – помогает роженицам в разрешении от трудного бремени, молятся за сидящих в тюрьмах и СИЗО. В Древнем Риме Анастасия помогала арестованным христианам, за что сама попала в тюрьму, где и была казнена.

Св. Апостол Филипп – Как при сеянии хлебов, так и во время жатвы хлеба молятся апостолу Филиппу.

Архангел Варахаил – молятся о благословении и покровительстве благочестивых семейств.

Архангел Иегудил – молятся о покровительстве подвизающихся и монашествующих.

Св. Архангел Рафаил – Архангел Рафаил – врачевание Божие, целитель человеческих недугов. Архангел Рафаил помог Товии найти невесту, и потому ему особенно молятся о счастье в браке.

Архангел Уриил – молятся о просвещении ума.

Апостол Марк – молятся о добрых отношениях в семье, о совете и любви между мужем и женой.

Св. Антоний Великий – молятся об избавлении от духов злобы, от чародейства волшебников, от вреда со стороны злых людей.

Св.Праведн.Воин и флотоводец Федор Ушаков – молятся об отыскании украденного и от воров.

Святитель Тихон Задонский – так как святитель Тихон сам долго боролся с недугом уныния, то к его молитвам прибегают в тоске, в отчаянии, в грусти, в душевной скорби.

Св. Симеон Верхоутский – лечил от продолжительной слепоты, являясь больным во сне. Также к его помощи прибегали в болезнях ног.

Св. пророк Божий Илия – об этом угоднике сказано: "Помолися, и небо и дождь и даде". Ему молятся также о помощи во время гололеда, в тяжких жизненных и материальных обстоятельствах.

Св. великомученик Никита – святой великомученик Никита пострадал за веру. Его тело, брошенное в огонь, не сгорело, но после долгого хранения у друга, было перенесено в храм. Святому векомученику Никите молятся о здравии детей, и особенно о порче, об исцелении "от родимца". На Руси великомученик Никита считался покровителем гусей. Ему молились о водоплавающей птице.

Св.Равноап. Кирилл – молятся чтобы хорошо и легко учиться наукам.

Св. Иаков Заведеев (младший) – молятся об успехе в рыболовстве.

Святитель Василий Великий – сам святой до своего священнического служения так много работал, обтесывал камни, что на его руках оставались мозоли. В своей литургии святитель молится о тех, которые трудятся "и в горах,и рудах. и в пропастех земных, и в горьких работах". Ему молятся о помощи в трудах. Преп. Серафим Саровский – Ему молятся о стяжании любви к ближним, о даровании непрестанной молитвы, об исцелении от всяких болезней, особенности от болезней ног.

Св. благоверные князь Петр и княгиня Феврония – Святым муромским чудотворцам молятся о ниспослании небесного благословения на вступающих в брак, и о сохранении от семейных нестроений и раздоров.

Икона Федора Ушакова

Некоторые православные иконы пишут с обычных людей, которые своими подвигами доказывают любовь к Богу. Одной из таких личностей, причисленных к лику святых, является воин Федор Ушаков, проявивший отвагу, защищающий людей и преданный православной вере.

Федор Ушаков не только сделал неоценимый вклад в спасение Отчизны от врагов, но и привнес немало новаторских идей, которые помогли русскому войску одержать победу во множествах сражений. Гениальный полководец и бесстрашный воин, он в конце жизненного пути отдавал все силы и накопления на помощь раненым и нуждающимся в защите от врагов и разорителей во время войн.

История иконы

Федор Ушаков был причислен к лику святых за множество подвигов. В его копилке успехов числится много отважных решений, которые помогли войскам одержать победу над врагами. Истинная любовь к людям и своей Родине, а также молитвы перед Высшими Силами не раз выручали полководца и приводили его к победе и успеху. Перед любым сражением он обязательно просил покровительства Высших Сил и получал Божественную поддержку в своих кампаниях.

Будучи в преклонном возрасте, адмирал Ушаков отказался от участия в военной кампании, оставшись в тылу. Там на свои сбережения он организовал госпиталь и по мере сил и возможностей помогал всем нуждающимся. В 2000 году Патриарх Алексий Второй благословил причислить Федора Ушакова к лику святых, а в 2001 году адмирал был канонизирован.

Где находится икона

Икона святого находится во многих городах России. Поклониться образу можно в Саранске, Волгодонске, Волгограде, Москве, Сочи, Санкт-Петербурге. Выстроено множество церквей и соборов, носящих имя прославленного воина. Также в Новгородской области, в деревне Молочково, есть купальня, выстроенная в честь Федора Ушакова.

Описание иконы

Образ святого написан максимально приближенно к исторической личности. Святой воин изображен в военном мундире с наградами, заслуженными им в многочисленных сражениях. Поясное изображение Федора Ушакова выглядит величественно. В правой его руке находится свиток с молитвами как символ веры и защиты Высших Сил, в правой руке воин держит оружие, которым сражал врагов своей Отчизны. Икона представляет собой безупречный образец канонического написания святых, а воин изображен со всей скрупулезностью и тщательностью.

В чем помогает икона святого Федора Ушакова

Перед иконой святого молятся об упокоении родственников, отдавших жизни на войне во благо Родины и людей, за здравие воинов, отбывающих службу, находящихся в горячих точках и служащих в армии. Прибегают к помощи святого для укрепления веры, обретения храбрости и мудрости.

Молитва перед образом

«Святой воин Федор, спаси и сохрани жизни мужей и сыновей наших, отбывающих воинскую службу. Дай им мудрости и отваги, защити их от врагов и помоги совершать деяния добрые. Благослови их на подвиги ратные да не оставь в минуту смертельной опасности. Помолись за упокой воинов, с честью выстоявших напор вражеский и защитивших Отчизну и людей от смертей и разорения. Аминь».

Дата празднования

Церковь дважды отмечает почитание иконы Федора Ушкова: 15 октября, в день его кончины, и 5 августа, когда воин был причислен к лику святых. В эти дни совершается праздничная литургия, и все желающие могут почтить память великого воина и праведника.

Покровитель всех военных Федор Ушаков является примером для подражания. Его сила и могущество, подкрепленные верой в Высшие Силы, помогли ему справиться со многими трудностями и смертельными опасностями. Помолиться святому можно своими словами. Главное, чтобы они шли от чистого сердца. Желаем вам удачи, и не забывайте нажимать на кнопки и

Смотрите также:

Журнал о звездах и астрологии

каждый день свежие статьи об астрологии и эзотерике

День Иконы Божией Матери «Скоропослушница»

В православном мире есть особая икона, которая пользуется популярностью во всех странах. Ее название «Скоропослушница», ибо то, о чем ее просят, .

Молитва святой Марте на исполнение желания

Чудотворные молитвы часто помогают в жизни. Малоизвестная, но крайне действенная молитва святой Марте поможет вам воплотить мечты в жизнь. .

Икона Божией Матери «Споручница грешных»

Икона «Споручница грешных» глубоко почитается православными христианами. Это одна из самых удивительных икон, чей духовный смысл .

Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия»

Икона «Одигитрия», почитаемая как чудотворная, известна на Руси с древних времен. Православные христиане особенно ценят ее за то, что она является .

22 декабря: молитвы в день иконы Божией Матери «Нечаянная Радость»

В православии есть множество икон, но некоторые почитаются верующими особенно сильно. Одной из таких икон является образ .

Святой праведный Феодор Ушаков

Память святого Феодора Ушакова празднуется в Русской Православной Церкви 27 октября по новому стилю. Кроме того, его память совершается вместе с собором Воронежских, Ростово-Ярославских и Тамбовских святых.

Федор Федорович Ушаков происходил из обедневшей дворянской семьи. Он родился в 1745 году в Ярославской губернии, и поскольку его отец проходил военную службу в Преображенском полке, то с детских лет Федор интересовался военным делом. В 1761 году он начал учиться в Санкт-Петербургском кадетском корпусе, где стал увлекаться историей судоходства при Петре I. После окончания учебы Ушаков служил мичманом на Балтийском флоте, позже служил в Азовской флотилии и принимал участие в русско-турецкой войне, за что был награжден и получил чин лейтенанта. Являясь талантливым военным, а также отличаясь большой смелостью, Федор Ушаков быстро продвигался по служебной лестнице и уже в возрасте 45 лет получил почетное и ответственное назначение командующим Черноморским флотом. Под руководством контр-адмирала Ушакова русский флот неоднократно одерживал победу над турецкими войсками, и в результате сражений был подписан мирный договор с Турцией, который окончательно упрочнил положение Российской империи на Черноморском побережье. За свои заслуги Федор Ушаков был награжден орденом Александра Невского, причем императрица Екатерина, вручавшая герою почетную награду, отмечала после, что контр-адмирал произвел на нее крайне благоприятное впечатление своей скромностью и искренностью.

Однако на этом военные подвиги Федора Ушакова не закончились. После прихода к власти императора Павла началась Средиземноморская кампания, в которой Россия в составе коалиции сражалась против Франции. Целью военного похода было усиление положения Российской империи на Средиземном море. В результате военной операции остров Корфу был захвачен без больших потерь для российского флота и империя получила возможность организовать средиземноморскую военную базу. За заслуги Федор Ушаков был произведен в чин адмирала, а также награжден не только русскими, но и союзническими орденами.

Последние годы своей жизни адмирал командовал Балтийским флотом, а после выхода в отставку в 1807 году поселился в своем имении в Тамбовской губернии. По свидетельству современников, Феодор Федорович Ушаков в последние годы много времени уделял молитве, нередко посещая расположенный неподалеку Санаксарский монастырь. Кроме того, он большую часть своих средств тратил на дела благотворительности. Скончался праведный Феодор в 1817 году и был погребен в любимой им Санаксарской обители.

В 2001 году состоялось причисление Феодора Ушакова к лику местночтимых святых, а позже он был прославлен в лике праведных для общецерковного почитания. В своей жизни святой сумел объединить военную доблесть с милосердием и любовью к ближним, причем эти христианские добродетели проявлялись не только по отношению к подчиненным ему людям, но также и к неприятелю. На иконах святой Феодор изображается с открытой ладонью, повернутой к молящимся. Этот жест, характерный для иконописных изображений праведных, символически указывает на открытость и милосердие святого к людям. Таким и был праведный Феодор Ушаков, который берег и охранял не только своих подчиненных, но и к врагам проявлял человеколюбие, неоднократно спасая их от смерти.

Святой праведный Феодор Ушаков считается покровителем русского военно-морского флота и военно-воздушных сил.

Державе Российстей архистратиг непобедимый явился еси, агаринскую злобу нивочтоже вменив и разорив: не славы мирския, ниже в богатства взыскуя, но Богу и ближнему послужил еси, моли, святе Феодоре, воинству нашему даровати на враги одоление, отечеству во благочестии непоколебиму пребыти, и сыновом Российским спастися.

Архистратиже Российский, служителю народа Божияго, нищих и угнетенных свободителю, нечестивых наказателю, полезное нам проси и велию милость, яко споборник наш праведне болярине Феодоре.

Величаем тя, святый праведный отче наш Феодоре, и чтим святую память твою: ты бо молиши за нас Христа, Бога нашего.

Приникни, праведне воине Феодоре, с горних селений на притекающих к тебе, и вонми молению их: умоли Господа Бога даровати всем нам еже ко спасению нашему мы просим от Него, при святем твоем предстателъстве. Ты великое, возложенное на тя служение тщательно проходил еси, и нас твоею помощию пребывати коегождо, в неже призван есть, настави. Ты, победив супостатов множества, и на нас ополчающихся всех видимых и невидимых врагов низложи. Умоли Господа Бога даровати крепкий и ненарушимый мир и земли плодоносие, пастырем святыню, законом правду и силу, военачальником мудрость и доблесть непобедимую, градоначальником суд, флоту твоему Российскому и всему воинству нашему преданность вере и Отечеству и неодолимое мужество, всем же православным христианом здравие и благочестие. Сохраняй страну нашу Российскую и обитель сию святую от всех наветов вражиих, да словом и делом прославляется в них всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва икона ушакову

Официальный сайт Иконописного Отделения Санкт-Петербургской Духовной Академии

«Икона — и путь, и средство; она сама молитва. Отсюда её величественная простота, спокойствие движения; отсюда ритм её линий, ритм и радость её красок, вытекающие из совершенной внутренней гармонии.»

Людмила Ушакова. Икона это молитва.

Предлагаем вашему вниманию очередную публикацию из журнала «Невечерний свет» — интервью студентки Иконописной школы СПбДА Ушаковой Людмилы.

— Людмила, почему икона? Вы где-то учились… Как пришли к иконописи?

— Почему икона? Этот вопрос задал мне Владыка ректор во время вступительного собеседования. Четкого ответа «потому, что…» у меня не было, поэтому я рассказала ему то, что со мной произошло. На мою жизнь очень сильно повлиял и сейчас влияет Валаам. Однажды я прожила на острове замечательные 104 дня, и когда вернулась в Петербург, моя жизнь изменилась. Я стала активным участником приходской жизни при Спасо-Парголовском храме, где Господь собрал очень хороших батюшек — духовных чад о. Василия Лесника — прежнего настоятеля.

В воскресной школе при храме есть театральная студия, хор, в котором я стала заниматься. Мы пели за богослужением, давали концерты. Как-то готовились к Рождеству — было запланировано посещение детского дома, где мы должны были показать спектакль. Зная, что я окончила факультет дизайна одежды Художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица, мне поручили рисовать декорации. Рисуя вертеп, я изучала различные иконы. Мне нужно было создать образ Богородицы на картоне, чтобы Ее можно было посадить на ослика и показать детям, как Она путешествует из Назарета в Вифлеем. С другой стороны — нужно было показать, как Пресвятая Дева сидит в пещере рядом с Младенцем. То есть нужен был такой необычный образ. И вот я рисую Богородицу, пришла мысль, что иконописи надо учиться,

что художник и иконописец — это разные люди и что быть иконописцем — это духовно высоко и очень ответственно не только перед людьми, но и перед Богом. Я стала искать, где учат писать иконы. Пришла на летний просмотр в иконописную школу Духовной академии и поняла — это мое. Здесь будет моя комната, мой класс. Здесь возникло ощущение моего дома. Поэтому я здесь.

— А от профессии дизайнера одежды не жалко было отказываться? Ведь Академия им. Штиглица выпускает профессионалов, прикладников…

— Да, творческих людей и очень разносторонних. Но не жалко. Как оказалось, мой опыт в дизайне костюма пригодился здесь. Оглядываясь назад, я вижу, насколько всё было промыслительно. В иконе очень важно уметь рисовать человека, а на нашем факультете основной упор делался на анатомию человека.

Венчальная пара. 21× 25 (каждая). 2014 год. Частный заказ.

— Получается такой путь: Валаам — Парголовский храм — хоровая студия — Рождество — Образ Богородицы — иконопись. На первых этапах мысли о написании икон появлялись?

— В том-то и дело, что нет… Мысль пришла как Божий призыв — пора, вставай, иди. Это было чудо. Когда я познакомилась со вступительными требованиями, со списком книг, показалось, что я в жизни столько ни за что не прочитаю, не выучу. А потом как-то потихонечку, потихонечку начала читать… И все молитвы — по перечню — учила, и книжки, которые были рекомендованы для поступления, были прочитаны, что для меня — ранней — совсем не характерно. Это не эволюция, это такой мгновенный переворот в сознании, в душе…

— Задам немного глупый ворос: как писать икону?

— В первую очередь надо помолиться, получить благословение. Затем — как ни странно это будет звучать — нужно очень много прочитать, чтобы полученные из книг знания передать в композиции, в цвете и линиях. Икону называют Евангелием в красках. Мы читаем очень много. Потому что не обо всех двунадесятых праздниках написано в Евангелии. Об Успении, к примеру, мы знаем не из корпуса Священного Писания, а из Священного предания — это различные Послания, Слова, проповеди, раскрывающие не только историю события, но и богословски объясняющие его. Потом нужно найти хорошую доску: выбрать уже готовую или заказать у мастера. Если требуется — объяснить, как её изготовить, в том случае если плотник никогда этим не занимался. Затем делаем рисунок. Нельзя просто ксерокопировать какой-то образец, приложить его к доске и перевести. Раскрываем икону в цвете, строим высветления, прописываем лики. В конце надписываем образ. В завершение живопись закрепляется олифой.

Евангелисты. 58 × 40 (каждая). 2014 год. Нижегородская область, с. Саконы, Троицкий храм.

— Слово «искусство» — происходит от греческого «техни». Греки понимали под искусством технику, материальность, мастерство исполнения. На мой взгляд, искусство и иконопись — это разные вещи. Икона — это молитва. Когда мы молитву облекаем в слишком замысловатые формы, за ними может потеряться ее суть.

— Значит, подходить к иконе, оценивать её по критериям искусства мы не можем?

— Мы имеем уже такой опыт в нашей истории, когда к иконе подходили с критериями искусства, тогда иконопись была заменена светской живописью. Выпускники Академии художеств писали великолепные картины на библейские темы, на евангельские сюжеты, делали композиции для храмов, их работы стали выдающимися произведениями мирового искусства, а вот в ряд икон, которые настраивают на молитву, их поставить сложно… Я однажды слышала мнение, что лучше было бы, если в храме присутствовало только два образа — Спасителя и Богородицы, и крест, и больше ничего. Чтобы человека ничто не отвлекало от главного — от молитвы — Богообщения.

— Если вы пишите икону, посвященную святому, но его документального изображения история не знает, как быть?

— Искать словесные описания — как выглядел святой, какие у него были особенности, изучать иконописный подлинник, смотреть аналоги…

— Описания словами, не красками. Получается, чтобы увидеть образ — требуется творческое воображение…

— Конечно. Описания бывают очень подробными, вплоть до указаний, какая была цветовая гамма, одежда, борода. К тому же есть иконописный канон, регламентирующий, как изображать преподобного, или святителя, или святых князей, и другие чины святых.

— C ликами сложнее — надо действительно много молиться, и Господь помогает, открывает образ святого.

— У меня такого не было.

— Но мы должны признать, что каждый иконописец…

— Вкладывает частичку себя.

— И создает практически свой образ святого…

— Я бы сказала — свое видение Святого.

— Как вы настраиваетесь на работу, как подходите к своему рабочему столу, к мольберту, на котором стоит икона? Что должно произойти, перед тем как иконописец взял в руки кисть?

— Для начала — душа должна обрести мир: тишина и молитва — это самое главное. Потому что всё, что

в момент написания иконы есть внутри тебя — мысли, чувства, эмоции, то и отразится на иконе. Чтобы быть в мире — нужно какое- то время посидеть в покое и безмятежности… изгнать из себя все волнения… иногда так сидеть приходится долго, ничего не делать…

— Несмотря на то, что семестровый обход приближается…

— Если обход приближается — идешь на исповедь к батюшке, поплачешь, расскажешь обо всем, он утешит, ободрит, поддержит. Обязательно нужно причаститься… и приступать к работе. А вообще, перед началом иконописания предусмотрен небольшой молебен — состоящий из молитв предначинательных, 69-й псалма, тропарей апостолу Иоанну Богослову, преподобному Андрею Рублеву, преподобному Алипию — иконописцу Киево-Печерскому. Дух должен быть в мире, душа должна быть в покое.

— В секулярном мире бытует мнение, что искусство — это передача энергии между художником и зрителем. Чтобы энергию передавать, её нужно иметь. Применима ли эта мысль к иконописи?

— Здесь не художник отдает зрителю. Здесь святой, чей образ пишется, отдает иконописцу, а потом и молящемуся пред образом. Когда о святом много читаешь, знакомишься с ним, с его жизнью, его под- вигами, просишь в молитве помощи, ходатайства перед Богом… Святой помогает.

— Так если образ отдает, может быть, не надо ни есть, ни пить… Я шучу, конечно.

Я могу благоговейно стоять перед иконой, молиться, но создавать икону мне не приходилось. Как чувствуется эта помощь святого? Свет идет, тепло?

— Чувствуется, будто не ты пишешь икону, а что икона тебя преображает. Ты закончил работу, покрыл икону олифой — она сохнет. Потом ты приходишь и не узнаешь своей работы, и говоришь: «Господи, кто же это писал, я так бы не смогла». Словно кто-то водил твоей рукой.

— По словам священника Павла Флоренского это так. Образ на иконе не просто напоминает нам о святом — но являет нам живого святого. Так как образ — это символ, а назначение символа — соединение с иной реальностью. Именно в связи с этим в иконе должно отсутствовать всякое живоподобие и эмоциональность, которые присущи нашему миру, они не дают нам преодолеть материальность и возвыситься до духовного. Красота иконы не в передаче оттенков чувственности, здесь красота иная. Она — в сосредоточенном смирении и глубоком взгляде внутрь себя святого, что учит человека молиться.

— Не страшно заглядывать в иной мир?

— Я пока еще туда не заглянула. Мы с преподавателем говорили на эту тему. Я как-то сказала, что я по эту сторону «окна», к нему прикасаюсь, но заглянуть сквозь него не могу.

— Вопрос о светлой, мистической составляющей иконы. Можете об этом что-то сказать?

— Святитель Григорий Палама говорил о Фаворском свете. Светозарность Господа непостижима и несказанна, Он неизреченно сияющий нечувственным, нетварным светом. Светоносная Божия благодать обозначается на иконах золотом, мерцающий блеск которого создает особое сияние образов.

— Но иногда линии, цветовые пятна дают мистические эффекты. И человек может увидеть то, чего — как бы — нет.

— Мне сейчас образ Троицы, написанный преподобным Андреем Рублевым, вспомнился. Есть такое понятие — синергия — соработничество Бога и человека. По вашему вопросу мы хотим узнать, что там — за этой чертой, а нам бы свою часть работы выполнить, которая поручена, и стараться сделать ее качественно. Отцы церкви говорят, что молитва перед образом должна быть безОбразной и советуют не стараться «увидеть то, чего как бы нет».

— Хорошо. Другой вопрос: как Вы определяете — икона получилась или не получилась?

— Митрополит Антоний Сурожский сказал: никто не может отрешиться от земли и искать Царствия Божия, кто не увидел в глазах или на лице хоть одного человека сияния вечной жизни… Когда я смотрю на икону, над которой трудилась месяц или больше, я не могу сразу определить — получилась она или нет. Но когда я вижу положительную реакцию других людей на мой труд, тогда можно говорить: да, икона получилась.

Венчальная пара. 17× 21 (каждая). 2015 год. Частный заказ.

— Извините, Вы не ответили… Как это — профессионал не может понять, что он сделал? Может быть, вашу работу вообще нельзя выставлять на публику…

— Все-таки — я понимаю, что написание иконы завершено, через другого человека, сейчас, когда я учусь, через преподавателя. Пока для меня — только так, ведь иконописи всю жизнь учатся. Лучше спросить совета, помощи, критики у человека, которому доверяешь. Взгляд со стороны очень важен, так как когда долго работаешь, порой не замечаешь и делаешь элементарные ошибки.

— Например, у старца… Псково- Печерского монастыря.

— Это было бы идеально. Вы представляете, сколько старец уже видел на своем жизненном пути… Он может душой, внутренним зрением понять, хороший ли образ получился или нет.

— Может быть, вопрос об оценке не имеет смысла.

— Ну, вот женщина родила человека — мальчика или девочку. Она что, может определить, получился человек или не получился?

— Икона, как человек, — меняется со временем, буквально преображается от молитвы. До тех пор пока икона не надписана — она еще не «родилась». Как только на доске появляется надпись — это уже икона. До надписи, еще можно и нужно править, изменять ее, посоветовавшись с кем- то, размышлять, богословствовать, сравнивать с образцами мастеров. Раньше надписание икон было делом епископа. Образ приносили архиерею, и тот, если узнавал святого, освящал икону и надписывал ее.

— Следующий вопрос: сейчас модно строить современные храмы. Из стекла, металла, бетона — с прорезями в виде крестов, еще с чем-то. Совсем не в традициях церковного зодчества. Можно такой подход применить в иконописи и написать икону по-современному?

— Есть такие прецеденты. Мне они не нравятся. Эти образы подходят к интерьерам как детали пространства, но не как иконы. Можно сделать так, как, например, сделано в храме в честь новомучеников и исповедников Российских, рядом с Феодоровским собором. Маленький храм пирамидальной современной формы, но он наполнен

Успение Пресвятой Богородицы 40 × 50. 2015 год.

образами в каноническом стиле, и все вполне гармонично.

— Митрополит Антоний Сурожский, говоря о проповедничестве, сказал: «Я убежден, что слова, которые употребляешь, должны время от времени обновляться». Краски, которые Вы употребляете в иконописи, должны обновляться?

— Краски наши остались те же. Техника живописи яичной темперы применялась еще в Древнем Египте. Такое письмо доказало великолепно сохранившимися древними иконами свою долговечность.

— Я хотел услышать о перспективах развития современной иконописи.

— Икона уникальна тем, что прошла через века и доказала свою — в материальном плане — вечность. Можно найти образцы IV века, сохранившиеся до наших дней в прекрасном состоянии. А какая гарантия у современных материалов? Иконостас Кирилло-Белозерского монастыря — это 1497 год. Там позолота сохранилась! Там все цвета свежие, яркие, сочные, как будто вчера написаны.

— Я не говорю о том, чтобы писать иконы на современном пластике или ДСП. Я говорю о линиях, формах, структуре образа.

— Древние иконописцы умели великолепно передавать образ, а мы еще не достигли такого мастерства. Иконы пережили период XVII–XIX веков, когда их переписывали в натуралистичном стиле, когда они утратили свою простоту и символичность. Возрождение иконописи в ХХ веке началось через возврат к каноническому изображению Бога и Его святых и продолжается в глубоком изучении христианского искусства.

Архангел Михаил. 25 × 30. 2014 год. Санкт-Петербург.

— Можно с Вашей помощью заглянуть во внутреннюю жизнь иконописной школы? Здесь есть интернат, Вы тут и учитесь, и живете?

— Да. Никуда не надо вечером уезжать, а утром — возвращаться. Здесь предусмотрено все необходимое для учебы и проживания.

— В комнате. На пятерых человек.

— Как уединиться? Когда почитать книжку?

— По расписанию весь день расписан. Свободное время начинается с 16.30, тогда можно и книги почитать и в город сходить. В 22 часа мы вновь собираемся все вместе на вечернюю молитву.

Спас Нерукотворный. 18 × 23. 2015 год. Великий Новгород. Частный заказ.

— Да. Питание, форму, учебные материалы — все предоставляет Академия, выдает нам стипендию за отличную учебу. Преподаватели приходят. Если нужно — связь с ними держим через Интернет — посылаем фотографии, консультируемся.

— Когда возникают мысли о «свободе», задаешь себе вопрос: а зачем ты сюда пришла? Кто тебя сюда заставлял поступать? Я люблю нашу школу. Здесь учат мастерству иконописи, дают профессиональные навыки в этом деле. Я очень рада, что нахожусь здесь. Мы учимся четыре года. За это время происходит действительно чудо —студенты, которые до поступления ни разу не писали икон, на дипломе выставляют прекрасные образы, плоды своего труда.

— Какое будущее у выпускников школы? Отсюда распределяют по местам работы, как было раньше в вузах? Что будет с вами после диплома?

— Я не знаю, что будет после четвертого курса. Для меня самой это пока тайна, буду надеяться на Божию помощь и верить, что впереди все будет хорошо.

Журнал НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ / INFINITE № 5, 2015

  • Опубликовано: 1 год тому назад 24.11.2016
  • Рубрика: Дайджест

Интервью Анны Голубевой

Виктор Слётов. Минеральные пигменты в иконописной традиции.

Оценка 4.7 проголосовавших: 18
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here