Молитва мусульман приветствие

Новая статья: молитва мусульман приветствие на сайте святая-молитва.рф - во всех подробностях и деталях из множества источников, что удалось нам найти.

Правила приветствия в Исламе

Приветствовать друг друга является желательным (сунна) и великой милостью Аллаха для мусульман, потому как приветствие усиливает любовь и уважение в обществе, как сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение):

الذي نفسي بيده لا تدْخُلُوا الجنَّةَ حتى تُؤْمنُوا ولا تُؤمنُوا حتى تحابوّا، أولا أدلّكم على شيء إذا فعلتمُوه تحاببتم؟ أفشُوا السلام بينكم

Смысл: «Клянусь Аллахом, вы не войдёте в Рай, пока не уверуете, а не уверуете вы (не будет полноценна ваша вера), пока не полюбите друг друга (ради Аллаха)», и далее продолжил: «Не указать ли вам на то, что усиливает любовь между вами?! Это распространение приветствия вашем обществе (приветствуйте как можно больше друг друга, и любовь укрепится)» (Имам Муслим).

Также от Абудулла ибн Амра (да будет доволен им Аллах) передаётся:

عن عبد الله بن عمرو أن رجلا سأل رسول الله صلى الله عليه وسلم: أيُّ الإسلام خير؟ قال أنْ تُطعمَ الطعامَ وتقرأ السلامَ على منْ عرفتَ ومَنْ لم تعرف

Смысл: «Однажды, один человек спросил Посланника Аллаха (мир ему благословение): «Какой Ислам лучший (т.е., какое действие лучшее в Исламе)?», Пророк (мир ему и благословение) ответил: « Того, кто приветствует человека , знает он его или не знает»» (имам аль-Бухари).

Любому человеку понравится, когда его приветствуют, независимо от ситуаций, настроения и т.д. Порой просто приветствие сближает сердца, облегчает понимание и придаёт началу разговора положительные ноты.

Какая же форма приветствия лучшая?

Приветствовать человека можно по-разному, например, «Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый вечер» и т.д., но Ислам отменил такие формы приветствия и заменил лучшим видом – «Ассаламу Алайкум» (Мир вам), и ещё лучше добавить «милость Аллаха и Его благодать», как Аллах в Коране сказал:

Смысл: «Когда вы (уверовавшие) начинаете приветствие, то начните лучшим из приветствий» (сура «ан-Ниса», аят 86).

«Ассаламу алайкум» – это приветствие не только этого мира, но и приветствие обитателей Рая. Аллаха в Коране сказал:

وَأُدْخِلَ الَّذِينَ آَمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ جَنَّاتٍ تَجْرِي مِنْ تَحْتِهَا الأنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا بِإِذْنِ رَبِّهِمْ تَحِيَّتُهُمْ فِيهَا سَلامٌ

Смысл: «И введут уверовавших, совершавших благие дела, в Рай, в котором протекают реки по воле Аллаха, где приветствием является «ас-Салям»». Сам Всевышний приветствует своих рабов, когда они входят в Рай, такой формой приветствия, как говорится в Коране:

Смысл: «Приветствие (Салям) от Аллаха Милостивого (обитателям Рая)» (сура Йасин, аят 58). Все пророки и посланники (мир им и благословение) приветствовали друг друга именно этой формой приветствия.

Начните приветствие первым

Начинать первым приветствие Ислама при встрече и расставании мусульманин является сунной, а также более воздаваемым, как сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение):

إنَّ أَوْلَى النَّاسِ بِاَللَّهِ مَنْ بَدَأَهُمْ بِالسَّلَامِ

Смысл: «Лучший из людей перед Аллахом тот, кто первым начал приветствие» (Абу Давуд, ат-Тирмизи). Сказано в хадисе:

حَقُّ الْمُسْلِمِ عَلَى الْمُسْلِمِ سِتٌّ , قِيلَ : وَمَا هِيَ يَا رَسُولَ اللَّهِ ؟ قَالَ : إذَا لَقِيته فَسَلِّمْ عَلَيْهِ

Смысл: «Когда Посланника Аллаха (мир ему и благословение) спросили об обязательствах мусульманина перед мусульманином, он ответил, что есть шесть вещей, и перечислил среди них первое: «Когда ты встретишь его, то поприветствуй»» (аль-Бухари в «Адаб аль-Муфрад» от Абу Хурайры).

Аль-Кази Ияз (да будет доволен им Аллах) вынес решение, что начинать первым приветствие похвальнее, также как и освобождение (прощение долга) бедняка от долга лучше, чем ожидать возврата долга.

В наше время мы часто видим обратное, люди не стремятся приветствовать друг друга или делают это не совсем с охотой или просто какими-то сокращениями и изменениями формы приветствия, которые не являются сунной.

Такое поведение людей является признаком приближения Дня суда, когда как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил, что будет время, когда люди не будут приветствовать никого кроме тех, кого знают, то есть, не будут учитывать религию и братство в приветствии.

Более превосходными формами, используемыми в приветствиях, будут слова «ас-Салам алайкум» или «салямун алайкум» (т.е., без «алиф ляма» в слове «салям»), также дозволяется говорить «аляйкум ассалам» или «салям», однако последние две формы являются нежелательными, ибо есть запрет Посланника Аллаха (мир ему и благословение) на них, однако отвечать на это приветствие обязательно.

Приветствие мубтадиов и грешников из мусульман

Приветствовать мусульманина – сунна, что касается мусульманина – грешника, или мубтадиа (тот, кто внёс в религию безосновательные новшества), то нежелательно приветствовать перечисленных выше людей. Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллаха) сказал:

«Что касается Мубтадиа и грешника, совершающего явно грехи, который не покаялся в своем грехе, то приветствовать первым их

нежелательно, так же и отвечать на их приветствие. Так считали имам аль-Бухари и другие ученные.

Что касается сегодняшнего времени, если пренебрежение приветствием людей, относящихся к этой категории приведёт к смуте и раздору, то лучше поприветствовать, чтобы избежать раздора и обид. В этом тоже есть единогласие правоведов Шафиитского мазхаба.

Приветствие противоположного пола

Очень часто бывает так, что молодые братья или же девушки спрашивают о этике приветствия противоположного пола, потому как знакомые или дальние родственники сталкиваются между собой в учреждениях и т.д., и возникает вопрос: что делать, как приветствовать или не приветствовать?

Существует два основных положения ответа на этот вопрос: 1) Приветствие личного характера непосредственно мужчины и женщины. 2) Приветствие коллектива женщин или мужчин.

Положение первое. Начинать приветствовать молодому человеку или мужчине чужую девушку или женщину является нежелательным, так же как и отвечать на приветствие девушки или женщины является для негонежелательным.

Однако, девушке или женщине первой приветствовать мужчину или юношу запрещено, равно как и отвечать на приветствие их для нее. Исключением является пожилой человек, который уже вышел из возраста.

Положение второе. Если же мужчина или группа мужчин поприветствовали группу женщин, то в этом случае одна хоть из женщин обязана ответить, и наоборот, если группа женщин поприветствовала группу мужчин, то хотя бы одному из мужчин нужно ответить.

Ответ на приветствие мусульман и форма ответа

Если мы писали, что начинать приветствие мусульманина словами «ас-Салам алейкум» являлось желательным, то отвечать на это приветствие мусульманина является коллективной обязательностью (Фарз аль-Кифая), кроме исключительных ситуаций, о которых мы уже говорили.

Коллективный фарз – это обязательство распространяется на группу людей, а не на каждого отдельно, то есть, если с одного коллектива на приветствие ответит один человек, то этого будет достаточно, от других спадает обязательство.

Потому как Аллах в Коране сказал:

إذا حييتم بتحية فحيوا بأحسن منها أو ردوها

Смысл: «Когда вас приветствуют с приветливостью (словами, жестом, пожеланиями или почтением), отвечайте таким же или ещё лучшим приветствием. Поистине, Аллах подсчитывает всё, большое и малое!» (сура ан-Нисаъ, аят 86).

Минимальной и достаточной формой ответа на приветствие является «ва алайкум ас-Салам», похвальным считается добавить в ответ «ва рахматуЛлагьи ва баракатугь ва магъфиратугьу ва ризванугьу», что означает «и милость и благодать Аллаха и прощение и довольство Его», потому как Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) привёл хадис, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил именно в такой форме.

Когда не желательно приветствовать

Бывают моменты и ситуации, когда нежелательно приветствовать другого, конечно, все их мы не сможем перечислить, но некоторые приведём: приветствовать кушающего, совершающего омовение, занимающихся супружеским долгом, справляющего нужду, спящего, совершающего грех, провозглашающего призыв к молитве (муаззин), молящегося, читающего Коран и т.д.

Отвечать же этим категориям людей является обязательным, после завершения своих дел.

В этой статье краткая и важная информация об исламском приветствии, которую должен знать мусульманин и руководствоваться им.

Да поможет нам Аллах следовать написанному.

Намаз приветствия мечети (тахийят)

Намаз-тахийят – это двухракаатный намаз, совершаемый после входа в мечеть.

При входе в мечеть произносят салават – формулу благословения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), затем читают:

اللَّهُمَّ افْتَحْ لِي أَبْوَابَ رَحْمَتِك

Перевод: «О Аллах, открой мне врата Твоей милости».

В мечеть желательно войти с правой ноги, и прежде чем сесть, следует совершить два ракаата намаза-тахийят. Так велит достоверный хадис, приводимый имамами аль-Бухари и Муслимом.

Этот намаз следует совершать всякий раз при входе в мечеть, даже если вы вошли ненадолго. Если вы вышли на короткое время и снова зашли, то и в этом случае следует совершить тахийят. Намаз-тахийят считается совершённым также, если сразу при входе в мечеть совершить любой намаз (намаз-фарз, намаз-суннат, будь он своевременный или возмещаемый), потому что главная цель – совершение намаза, прежде чем сядете в мечети. Поэтому, если мусульманин сразу при входе в мечеть приступит к совершению любого намаза, он получит вознаграждение и за тахийят. Если вместе с намерением совершить любой намаз, вознамериться и совершить тахийят, то вознаграждение возрастает. Больше всего вознаграждение полагается за совершение раздельно сначала тахийята, затем и другого намаза.

Нежелательно садиться в мечети, не совершив тахийят, если нет на то особой причины (болезнь и т. п.). Но если есть необходимость без промедления возместить упущенный намаз или заканчивается время обязательного намаза, то совершать тахийят запрещено (харам). Тахийят нежелательно совершать и в том случае, если прозвучал призыв к началу молитвы (икамат) или уже начался коллективный намаз.

Если мусульманин сядет в мечети, то время совершения намаза-тахийят заканчивается. Так же заканчивается его время при отказе его совершения. Но если он сел по забывчивости и не прошло времени больше, чем нужно для совершения двухракаатного намаза, то время намаза-тахийят не считается законченным. Время его не заканчивается и в том случае, если присесть, с намерением тут же встать, например, из-за усталости или присесть, чтобы испить воды. Если же кто-то из-за невозможности совершить омовение и его отсутствия не может совершить намаз или не желает его совершить, то ему желательно четыре раза произнести:

سُبْحَانَ اللَّهِ وَالْحَمْدُ لِلَّهِ وَلَا إلَهَ إلَّا اللَّهُ وَاَللَّهُ أَكْبَرُ وَلَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إلَّا بِاَللَّهِ الْعَلِيِّ الْعَظِيمِ

Перевод: «Пречист Аллах, всякая хвала Аллаху, нет божества, которому следовало бы поклонятся кроме Аллаха, Аллах велик и нет силы оставить плохое и нет мощи совершить хорошее, кроме как от Аллаха Великого и Величественного».

Сказано, что это замещает тахийят, а также земной поклон (саджда), совершаемый при чтении Корана или с целью благодарения Аллаха. Но если есть возможность совершить омовение, то эта молитва не замещает тахийят, но со слов имама аль-Газали, приводимых в его книге «Ихяу улуми ддин», понимается обратное.

Если в пятницу мусульманин войдёт в мечеть во время чтения проповеди (хутбы) имамом, то и тогда ему следует совершить намаз-тахийят.

В хадисе, приводимом ат-Тирмизи, ан-Насаи, Хакимом и другими, говорится: «Когда один из вас зайдёт в мечеть, пусть не сядет пока не совершит двухракаатную молитву».

Намаз-тахийят – это настоятельная сунна (суннатун муаккадатун). Его разрешают совершать и в периоды, когда совершать намазы нежелательно. Но если его пропустили, то возмещать уже не надо.

Намерение произносится так: «Я вознамерился совершить намаз-тахийят».

Целью намаза-тахийят является возвеличивание хозяина мечети – Всевышнего Аллаха, а не возвеличивание самой мечети, и если человек намерился при соблюдении намаза-тахият возвеличить саму мечеть, его намаз не засчитывается. При совершении намерения, если даже мы и произносим его следующим образом (я намерен совершить двухракаатный намаз возвеличивания мечети), то должны иметь в виду возвеличивание не самой мечети, а её Хозяина, то есть Всевышнего Аллаха.

Преподаватель Дагестанского теологического института им. Саида-афанди

Мусульманское приветствие

Ас-саля́му ‘алейкум – мусульманское приветствие (араб. ‏وعليكم السلام‎‎ — мир вам). На приветствие отвечают уа-алейкум ас-саля́м (араб. ‏وعليكم السلام‎‎ — и вам мир). Слово «салам», однокоренное с «ислам», буквально означало «мир с Богом».

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Вы не войдете в Рай, пока не уверуете, а не уверуете вы до тех пор, пока не станете любить друг друга. Так не указать ли мне вам на то, что приведет вас к взаимной любви, если вы будете делать это? Распространяйте приветствия между собой!» (Муслим)

Варианты приветствий

Ассаляму алейкум – общепринятая форма приветствия без конкретизации по полу, так как грамматически указывает на второе лицо множественного числа (вам).

Ас-саля́му алейка (араб. السلام عليك‎‎ — мир тебе) — при обращении на «ты» к одному мужчине;

Ас-саля́му алейки (араб. السلام عليك‎‎ — мир тебе) — при обращении на «ты» к одной женщине;

Ас-саля́му алейкума (араб. السلام عليكما‎‎ — мир вам (обоим)) — при обращении к двум людям любого пола;

Ас-саля́му алейкунна (араб. السلام عليكن‎‎ — мир вам) — только при обращении к трём и более женщинам;

Ас-саля́му алейкуму (араб. السلام عليكم‎‎ — мир вам) — при обращении к группе из трёх или более человек, в которой есть хотя бы один мужчина; или высшему государственному лицу (королю, министру и так далее);

Ас-саля́му алейкум ва-рахмату-Лла́х (араб. السلام عليكم ورحمة الله‎‎) — форма приветствия, означающая: «Мир вам и милость Аллаха»;

Ас-саляму алейкум ва-рахмату-Лла́хи ва-барака́тух (араб. السلام عليكم ورحمة الله وبركاته‎‎) — форма приветствия, означающая: «Мир вам и милость Аллаха и Его благословение».

Ва-алейкум ас-саля́м ва-рахмату-Лла́хи ва-барака́тух (араб. وعليكم السلام ورحمة الله وبركاته‎‎) — форма ответа на приветствие, означающая: «И вам мир, милость Аллаха и Его благословение».

Саля́м (араб. سلام‎‎ — мир) — так мусульмане приветствуют друг друга в некоторых странах. Причем,так могут здороваться с мусульманами и между собой и представители других религий.

Адабы приветствия

1. Быть щедрыми на приветствия. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, никогда не был скуп на приветствие. В передаче от Абдуллы бин Амра: «Пророка спросили: “О, Посланник Всевышнего! Что в Исламе наилучшее?”. “Наилучшее — если накормишь голодного, поприветствуешь и знакомых, и незнакомых”, – ответил Пророк».

2. Обязательно отвечать на приветствие. «Салям» — это еще и дуа (мольба), произнесенная языком и идущая от сердца, и нужно обязательно отвечать тому, кто желает вам мира, милости и благословения.

3. Согласно Корану, мусульмане обязаны отвечать на приветствие, используя не меньше слов, чем тот кто поприветствовал первым.

«Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым. Воистину, Аллах подсчитывает всякую вещь»

Священный Коран. Сура 4 «Ан-Ниса» / «Женщины», аят 86

4. Мусульмане приветствуют друг друга, даже если они находятся в ссоре. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Когда встретятся два мусульманина, то пусть приветствуют друг друга, а если между ними произошла ссора или возникла вражда, то пусть также приветствуют друг друга» (Абу Дауд).

5. Первыми приветствуют: старший — младшего, горожанин — сельского жителя, всадник — пешего, стоящий — сидящего, хозяин — прислугу, отец — сына, мать — свою дочь. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Всадник (должен первым) приветствовать пешего, идущий — сидящего, а меньшая (по количеству группа людей) — большую» (Аль-Бухари, Муслим).

6. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил: «Вновь прибывший из вас пусть приветствует присутствующих и покидающий вас пусть также выскажет приветствие остающимся. И не превосходит первое приветствие по значимости последнее».

7. Перед приветствием людей в мечети мусульмане должны совершить молитву тахияту ль-масджид (приветствие мечети).

8. Мусульманам нельзя первым приветствовать:

  • Мужчинам — незнакомых девушек, молодых женщин
  • Читающего молитву (намаз), проповедь (хутбу) либо Коран
  • Совершающего поминание Аллаха (зикр) или произносящего проповедь
  • Муэдзина, призывающего к молитве (азан или икамат)
  • Принимающего пищу или отправляющего естественную нужду
  • Человека, совершающего грех

Всевышний Аллах знает лучше

При копировании этой статьи гиперссылка на MuslimClub.ru обязательна

Понравилась статья? Пожалуйста, поделитесь в социальных сетях!

Мусульман ский календарь

Самое популярное

Рецепты Халяль

Наши проекты

При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна

Священный Коран на сайте цитируется по Переводу смыслов Э. Кулиева (2013 г.) Коран онлайн

Молитва приветствия во время пятничной проповеди

С овершение молитвы приветствия во время пятничной проповеди По этой теме в богословских источниках часто упоминается хадис, в котором говорится о том, что во время одной из пятничных проповедей, проводимых Пророком Мухаммадом (да благословит его Всевышний и приветствует), в мечеть вошел мужчина по имени Суляйк.

Пророк спросил его: «Совершил ли ты молитву?» Тот ответил: «Нет». Тогда он (да благословит его Аллах и приветствует) повелел: «Встань и соверши два ракяата [приветствия мечети]». /1/ Данный хадис использовался как главный аргумент в пользу желательности (сунна) совершения двух ракяатов при входе в мечеть даже во время пятничной проповеди. /2/ Другая часть ученых иначе трактует данную ситуацию, опираясь на обстоятельства, в которых все это произошло, а также на аргументы из Священного Корана и Сунны.Приведем наиболее веские и актуальные из них.

1. Комментируя хадис, богословы напоминают обстоятельства, при которых Пророк велел человеку совершить два ракяата: «он пришел на проповедь в крайне изношенной одежде (ее и одеждой сложно было назвать)», о чем достоверно известно и упомянуто в ряде сводов хадисов. /3/ Данное повеление совершить молитву было сказано в конкретной ситуации (что проистекает из контекста хадиса) и поэтому касалось сугубо одного человека — Суляйка. В тот момент он пребывал в крайне затруднительном материальном положении. Велев ему совершить два ракяата молитвы, Пророк тем временем призвал в своей речи присутствующих в мечети оказать Суляйку помощь. /4/

2. Еще одним аргументом является коранический аят, в котором говорится: «Если читается Коран, то пребывайте в молчании и слушайте его» (см., Св. Коран, 7:204). Так как в проповеди цитируются отдельные аяты Священного Корана, то необходимо молча слушать имам-хатыба.

3. С момента восхождения имама на минбар и до призыва (икамата) на два ракяата фарда все прихожане должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) строго и вместе с тем аллегорически подчеркивал: «Кто разговаривает во время пятничной проповеди, тот подобен мулу, несущему на себе священные книги [то есть тому, кто, имея возможность обогатиться благостной атмосферой проповеди, божественным благословением и крупицами знаний, невежественно пренебрегает этим, идя против повеления Пророка]» /5/ ; «Если во время пятничной проповеди ты скажешь своему соседу: «Замолчи», — то сделаешь то, чего не следовало бы делать [или (второй вариант перевода) — «твой приход в мечеть на пятничную проповедь будет впустую»]». /6/ Вывод: если строго порицается даже само замечание в адрес разговаривающего во время проповеди кратким словом «замолчи», тогда два ракяата приветствия во время речи проповедника тем более неуместны.

4. Во время одной из проповедей Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует), увидев, как один идет «по головам» (буквально — «перешагивает через шеи других»), обратился к нему: «Сядь! Ты причиняешь боль (неудобства) другим!» /7/ Вывод: ему было велено сесть, не совершая двух ракяатов приветствия мечети.

5. В своде хадисов имама ат-Табарани приводятся слова Пророка: «Если зашел кто-либо из вас в мечеть, а имам уже взошел на минбар, то не должно быть ни молитв-намазов, ни слов, пока имам не завершит проповедь». /8/

Аргументы желательности совершения молитвы-приветствия

Сторонники сохранения желательности совершения молитвы-приветствия, даже во время проведения пятничной проповеди, подчеркивая, что одно не противоречит другому (касательно приведенных ранее аргументов), ответили на эти пять пунктов следующим (кратко):

1. Основой (в мусульманском богословии) является обобщение ситуации, и то, что Пророк пожелал помочь Суляйку материально, призвав людей к этому, не вступает в противоречие с допустимостью совершить два ракяата приветствия другими, пришедшими в мечеть во время проповеди. То есть материальная помощь касается Суляйка, а совершение двух ракяатов приветствия мечети остается желательным для всех.

2. Проповедь состоит не только из коранических аятов.

3. Совершающего два ракяата молитвы-приветствия можно назвать молчащим, ведь он ничего в слух не проговаривает.

4. По вышеприведенному хадису («Сядь! Ты причиняешь боль (неудобства) другим!») можно так же, как и в случае с Суляйком сказать, что он касается лишь человека, оказавшегося в данной ситуации, а также любой другой ситуации, когда мечеть переполнена, а человек продвигается по рядам, желая найти свободное место для совершения молитвы приветствия, мешая другим и отвлекая их от прослушивания проповеди. Таковому требуется сесть, найдя свободное место, и не мешать другим. Ведь молитва лишь желательна.

5. Этот хадис (из свода хадисов имама ат-Табарани) не является достоверным. /9/

Аргументы нежелательности совершения молитвы-приветствия

Сторонники нежелательности совершения молитвы приветствия в пользу своего мнения приводят также следующие аргументы (приведем некоторые из них).

1. На время совершения Суляйком двух ракяатов Пророк прервал проповедь, продолжив ее лишь после того как тот завершил молитву. Упоминание об этом приведено, например, в сводах хадисов ад-Дара Кутни, Ахмада ибн Ханбаля, Ибн Абу Шейба. /10/ Данная оговорка не является однозначно достоверной (сахих), но и не относится к чему-то выдуманному (мавду‘), а потому может быть принята во внимание.

2. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Когда мусульманин совершит полное омовение в пятницу и затем отправится в мечеть, не причиняя кому-либо боли и неудобств, зайдя в мечеть, совершит молитву-намаз, а в случае же если увидит имама уже выходящим [для чтения проповеди], то — сядет и будет молча слушать до окончания проповеди, тогда станет все это причиной искупления грехов одной недели». /11/

3. «В пятницу [на пятничную молитву и проповедь] ангелы стоят на входах каждой из мечетей и записывают входящих в нее один за другим [в списки благословленных]. Заблаговременно приходящие [в пределах часа до начала самой пятничной проповеди] получают от Всевышнего больше благодатного воздаяния. Когда же имам выходит к людям и садится [для обращения к ним с назиданиями и проповедью] ангелы сворачивают свои списки и начинают внимательно слушать». /12/ Оба вышеприведенных мнения канонически обоснованы. О необходимости на уровне Сунны, то есть — желательности совершения молитвы приветствия даже во время пятничной проповеди говорили такие известные богословы, как аш-Шафи‘и, Ахмад, Исхак, Абу Саур и другие. Также этими учеными проговаривалась желательность облегченности, краткости данной молитвы-намаза, во благо того, чтобы пришедший на проповедь быстрее присоединился к ее прослушиванию. /13/ Подчеркнул это и имам аль-Бухари в своем своде хадисов. /14/

О недопустимости (а точнее — нежелательности) совершения этой молитвы во время проповеди сказали Абу Ханифа, Малик, Суфьян ас-Саври, ал-Лейс, ан-Наха‘и, Ибн Сирин, многие (джумхур) из сподвижников Пророка (такие как ‘Укба ибн ‘Амир, ‘Абдулла ибн ‘Умар, ‘Абдулла ибн ‘Аббас, Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман, ‘Али) и богословы следующего после них поколения (таби‘ун). /15/ Если человек начал совершать какую-либо из дополнительных молитв-намазов (приветствие мечети, два или четыре ракяата сунны), а имам в это время взошел на минбар, то молящийся дочитывает молитву до конца. /16/ Наличие мнения о нежелательности соотносится не столько с самой молитвой приветствия, сколько акцентирует внимание человека на важности и первостепенности самой проповеди, ее духовной атмосферы, придающей человеку столь необходимые приливы веры, оптимизма и жизнестойкости. Ко всему прочему, наличие двух диаметрально противоположных суждений дает человеку возможность оптимального выбора в зависимости от конкретной ситуации, места, мечети, времени и т. п. А это (возможность выбора) в наше время сложно переоценить. Упомянутые два богословских мнения касаются двух ракяатов молитвы приветствия мечети. А вот начать совершать любую иную молитву-намаз во время пятничной проповеди (точнее, с самого начала восхождения имама на минбар) запрещено (харам), в чем сходятся мнения всех без исключения ученых-богословов. /17/

/1/ Хадис от Джабира; св. х. аль-Бухари, Муслима и др. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]: В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997, т. 1, с. 276, хадис № 930; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998, с. 337, хадис № 875; ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999, с. 165, хадис № 1400, «сахих»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999, с. 136, хадис № 1115, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 3, с. 271, хадис № 1223; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘атун мухаккака, мухарраджа). Т. 2, с. 641, хадис № 423.

/2/ В другом риваяте (повествовании) от Джабира слова Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует) звучат так: «Суляйк! Встань и соверши два ракяата, сделав это в краткой, облегченной форме [то есть читай в молитве короткие суры]». После чего Посланник Всевышнего добавил: «Если придет кто-либо из вас [в мечеть] в пятницу, когда имам читает проповедь, то пусть же совершит два ракяата [приветствия мечети] в облегченной, краткой форме». См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]: В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.], т. 3, ч. 6, с. 164, хадис № 59 (875); аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2, с. 1318.

/3/ Это упоминается сподвижником Пророка Абу Са‘идом аль-Худри, чей риваят данной ситуации приведен в сводах хадисов Ахмада, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Абу Дауда, Ибн Хаббана и других. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]: В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000, т. 3, с. 518; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани [Господне открытие (помощь) для упорядочения свода хадисов Ахмада ибн Ханбаля аш-Шайбани]: В 12 т., 24 ч. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, [б. г.], т. 5, ч. 9, с. 186, 187, хадис № 235 и пояснение к нему, «сахих»; ан-Насаи А. Сунан. С. 166, хадис № 1408, «хасан»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002, с. 179, хадис № 510, «хасан, сахих».

/4/ См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3, с. 518; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 3, с. 272.

/5/ См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]: В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995, т. 3, с. 287, хадис № 1250, а также с. 288; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]: В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998, т. 2, с. 639, хадис № 421, «хасан ли гайрихи».

/6/ Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи и Ибн Маджа. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990, с. 55, хадис № 801; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1, с. 277, хадис № 934; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 330, хадис № 851; ан-Насаи А. Сунан. С. 165, хадисы № 1401 и 1402, оба «сахих»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 136, хадис № 1112, «сахих»; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]: В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1997, т. 7, с. 32, 33, хадис № 2793, «сахих», а также с. 35, хадис № 2795, «сахих».

/7/ См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 137, хадис № 1118, «сахих»; ан-Насаи А. Сунан. С. 165, хадис № 1399, «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999, с. 125, хадис № 1115, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 180, хадис № 512.

/8/ См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]: В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994, т. 1, с. 303.

/9/ См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3, с. 519.

/10/ См., например: Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]: В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989, т. 2, с. 20, глава № 19, хадис № 3; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 3, с. 271.

/11/ См.: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 3, ч. 6, с. 75, хадис № 1576.

/12/ Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 8, с. 374, хадис № 3211; там же т. 3, с. 465-470, хадис № 881.

/13/ См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3, ч. 6, с. 164; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3, с. 523; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 3, ч. 6, с. 77, хадис № 1579.

/14/ См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1, с. 276, название пункта № 33.

/15/ Подробнее по теме см.: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 3, ч. 6, с. 77-79; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 179; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 3, с. 271-273; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2, с. 1317, 1318; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3, ч. 6, с. 164; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар: В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966, т. 2, с. 158; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3, с. 517-522; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]: В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2001, т. 6, с. 330-340; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар. Т. 2, с. 20, 21, глава № 20, пункты № 1-10.

/16/ См., например: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]: В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Фикр аль-‘араби, [б. г.], т. 1, ч. 1, с. 84.

/17/ См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3, с. 521; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 3, с. 74; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘атун мухаккака, мухарраджа). Т. 2, с. 642; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2, с. 1318.

Дата по хиджре

Ближайшие знаменательные дни в исламе

29/30 ноября (12 раби` аль-авваля)

19 марта (1 раджаба)

Ислам онлайн видео

Свежие записи

Случайные записи

Ислам You Tube видео

Просим у Господа принять сей труд (выполненный лишь с надеждой на Его милость, довольство и любовь по отношению к нам) и простить возможные ошибки и прегрешения, ибо единственное намерение – принести людям пользу на пути Того, хвала Которому возносит все сущее на небесах и на Земле.

ММРО Махалля №1 г. Ульяновска РДУМ Ульяновской области

Мусульмане и Ислам в Ульяновске. Бесплатное обучение знаниям ислама. Время намаза. Наука, история мусульман и ислама. Исламские программы. Интересные статьи об исламе. События, новости мусульман Ульяновска.

Оценка 4.7 проголосовавших: 18
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here