Молитва на джеоргуба

Новая статья: молитва на джеоргуба на сайте святая-молитва.рф - во всех подробностях и деталях из множества источников, что удалось нам найти.

Молитва на джеоргуба

Это- самый большой всенародный праздник, отмечаемый по традиции в ноябре. В каждом доме накрывается стол, многие забивают жертвеное животное: быка или барана. Соседи приглашают друг друга по очереди в свои дома для освящения трёх пирогов. Кроме этого устраиваются общие празднования для всех соседей или односельчан.

При этом всегда необходимо помнить, что Джеоргуба, как и все традиционные осетинские праздники – не просто весёлая посиделовка или, тем более, пьянка. Во время празднования и самого застолья необходимо соблюдать определённые требования и нормы осетинского агъдау и этикета. [/I]

Осетины, как известно, очень чтят своих дзуаров, но особо почетное место в пантеоне осетинских святых, да и в сердцах людей, занимает Уастырджи – покровитель мужчин, путников, защитник бедных и обездоленных, наставник молодежи. Осетин, где бы он ни был и что бы с ним ни случилось, обязательно заручится поддержкой Уастырджи. А уж за пиршественным или свадебным столом второй тост непременно произносят во славу покровителя мужчин.

Образ Уастырджи пришел к нам из нашего далекого прошлого, от наших предков – нартов. Уастырджи дал жизнь и Сатане, героине нартовского эпоса, являющейся олицетворением мудрости и красоты осетинской женщины.

Люди наделили любимое божество лучшими человеческими качествами, а чтобы показать свое доброе расположение, называют его «Золотой Уастырджи», «Доблестный Уастырджи», «Золотокрылый Уастырджи» и т.д. В их воображении он предстает высоким, стройным седобородым мужчиной, восседающим на белом коне. Женщины, не смея произносить его имя, обращаются к нему «Лагты дзуар» – «Покровитель мужчин».

Наверное, в Осетии нет такого ущелья, такого селения, где бы не было святилища в честь Уастырджи. Особенно известны Реком, Ныхас, Коб, Хурхор, Дзывгис, Роща Хетага, святилище Дигорского Уастырджи и святилище Джер.

Уастырджи был так почитаем нашими предками, что даже месяц, на который приходился его праздник, называли «Джеоргуыбайы май» — месяц Джеоргуыба. Поскольку праздник продолжается неделю, то эта неделя носит название «Неделя поклонения Уастырджи». Чаще всего праздник приходится на 19 – 21 ноября. Начинается он в воскресенье с заклания быка, которого откармливают к этому дню.

Как и на другие большие всенародные праздники (Реком, Уацилла, День Хетага и тд.) в эту неделю не принято забивать птицу, ставить на стол рыбу, свинину и приготовленные из них продукты. Свинина не должна присутствовать на столе при вознесении молитвы Богу – Стыр Хуцау, Уастырджи и другим святым . Эти продукты в неделю Джеоргуба не принято употреблять вообще.

Праздник, как мы уже отмечали, длится неделю — с понедельника по понедельник. В воскресенье перед началом праздника забивают быков, поэтому этот день называют “галэргэвдэн”. В понедельник каждая семья возносит молитву у себя в доме. А потом соседи начинают приглашать друг друга. Зачастую устраивают общий праздничный кувд. Следующий понедельник – проводы Джеоргуыба: накрывают стол, и глава семьи возносит молитву Уастырджи, поручает его попечительству свою семью, просит здоровья и счастья младшему поколению, высказывает пожелание встретить следующий праздник более достойно, с большими почестями.

Праздник в честь любимого святого приходится на осень, когда собран хлеб и закончены все осенние работы, т.е. наступает время отдыха, время свадеб и кувдов.

В последние годы Джеоргуыба стал национальным осетинским праздником. Каждая семья готовится к нему заранее. В каждом доме, в зависимости от материального достатка, приносят жертву в честь праздника, приглашают соседей, родственников, друзей. Во многих местах стало традиционным устраивать общесельские кувды.

Праздник Джеоргуба у осетин. История праздника, обычаи

Праздник Джеоргуба у осетин посвящен святому Уастырджи. За помощью к нему обращаются в основном мужчины. Также он защищает обездоленных и может наставить на истинный путь тех, кто сбился. Это торжество является одним из главных в Осетии. К его подготовке и проведению подходят ответственно. Более того, осетины настолько чтят традиции, что праздник остался таким же, как десятилетия назад.

Общая информация

В последнюю неделю ноября наступает ответственный день, к проведению которого тщательно готовятся все осетины. Джеоргуба празднуется по окончании сельскохозяйственных работ и проходит одинаково как в северных, так и в южных районах. Более того, другие нации и народности, проживающие в Осетии, тоже положительно относятся к торжеству – для них оно стало родным.

Накануне праздника, который всегда наступает в понедельник и продолжается до конца недели, каждая семья закалывает животное для жертвоприношения. Предпраздничное воскресенье так и называют – «день закалывания быка».

В понедельник торжество ориентировано только на семейный круг. К столу подаются голова убитого животного, а также три пирога, называемых молитвенными. Старший в семье произносит слова благодарности, после чего приступают к празднованию. Женщины сидят за отдельным столом, так как Уастырджи является покровителем мужчин.

Всю остальную неделю осетины ходят в гости к соседям, друзьям и родственникам. В последний же день с праздником прощаются, и происходит это снова в кругу семьи.

Принципы торжества

Джеоргуба – осетинский народный праздник, история возникновения которого уходит далеко в прошлое. К столу в это время нельзя подавать рыбу, свинину или птицу. Основной рацион составляет говядина или баранина. В качестве главного блюда выступает голова быка или овцы, приготовленная по национальному рецепту.

Вначале к трапезе приступают старейшины семьи. Они оставляют большие и сочные куски мяса молодым юношам, чтобы новое поколение росло здоровым и сильным. Женщины ранее не участвовали в праздновании, но сегодня они также отмечают его вместе с остальными.

Даже тогда, когда неделя торжеств заканчивается, никто не забывает про святого Уастырджи. Тосты и молитвы в его честь произносятся постоянно, независимо от того, какое происходит событие. Это может быть день рождения, юбилей, свадьба или даже корпоративная вечеринка.

История возникновения

Праздник Джеоргуба у осетин основывается на нартском эпосе. Он пришел в страну из далекого прошлого, и сегодня никто точно не может сказать, когда именно зародилась традиция отмечать день святого Уастырджи. Известно только, что непосредственно само празднование ничуть не изменилось. На стол подаются те же самые блюда, принципы и традиции тоже остались аналогичными.

Поскольку Джеоргуба – праздник в честь осетинского святого, в этот день принято обращать свои молитвы только к нему. Но отмечающие не забывают и про Бога. Несмотря на то что святой покровительствует мужчинам, поднимаются тосты и в честь женщин.

Кто такой Уастырджи?

Как известно, праздник Джеоргуба у осетин посвящен одному из святых этой нации. Это великий Уастырджи, пришедший их нартских эпосов. Его нередко сравнивают со святым Георгием, который фигурирует в христианских письменностях. Он представляет собой покровителя мужчин, путешественников и воинов.

Скорее всего, такое отношение к Уастырджи основывается непосредственно на том, что святой жил точно так же, как и остальные люди. Он вел привычный образ жизни, был горцем. Еще до смерти сделал много хорошего. Являясь посланником Всевышнего, он всегда наставлял на истинный путь каждого, кто к нему обращался. Однозначно можно сказать, что и сегодня любой осетин прежде, чем начать что-либо делать, всегда заручится его поддержкой.

В 1995 году Уастырджи поставили памятник – образ человека верхом на коне. Это очередной раз доказывает, что праздник Джеоргуба в Осетии действительно почитается. Вес памятника – 28 тонн. Обычно, когда машины проезжают мимо него, водители останавливаются, чтобы преклониться перед главным из своих святых.

Традиции и обряды

Праздник Джеоргуба каждый год проводится приблизительно одинаково. Разница заключается только в том, что не все семьи могут себе позволить большой размах. После того как его отметят в кругу семьи, осетины ходят в гости к соседям. Обычно те люди, которые дружны между собой, договариваются о том, кто, когда и к кому приходит в дом. Нередки случаи, когда на празднование скидываются все отмечающие. Но в современности нет старых проблем с деньгами, поэтому эта традиция осталась только в деревеньках и небольших населенных пунктах.

Во время празднования непосредственно за столом старший член семьи говорит тост за Всевышнего. Вторую рюмку выпивают за божественного посланника Уастырджи. К каждому из них во время произнесения тоста обращаются со словами, чтобы они сохранили всю семью в целом и каждого ее члена в частности.

В современности женщины тоже принимают участие в праздновании, только они садятся за другую часть стола. Тосты и молитвы не произносят, однако могут выпивать и радоваться наравне с остальными.

Заключение

Осетины очень почитают каждого из своих святых. Однако есть тот, который стал ближе народу, простым людям. Мужчины, путники, обездоленные, несправедливо обиженные – каждый человек мог обратиться к святому Уастырджи в своих молитвах. И на протяжении многих десятилетий он всегда помогал нуждающимся. А то, что праздник Джеоргуба у осетин до сих отмечается с большим размахом и соблюдением национальных традиций и обрядов, – прямое тому подтверждение.

Молитва на джеоргуба

Меню публикаций

Фамильное меню

Культура и искусство

Дела домашние

ДЖЕОРГУЫБА

Осетины, как известно, очень чтят своих дзуаров, но особо почетное место в пантеоне осетинских святых, да и в сердцах людей, занимает Уастырджи – покровитель мужчин, путников, защитник бедных и обездоленных, наставник молодежи. Осетин, где бы он ни был и что бы с ним ни случилось, обязательно заручится поддержкой Уастырджи. А уж за пиршественным или свадебным столом второй тост непременно произносят во славу покровителя мужчин.

Образ Уастырджи пришел к нам из нашего далекого прошлого, от наших предков – нартов. Уастырджи дал жизнь и Сатане, героине нартовского эпоса, являющейся олицетворением мудрости и красоты осетинской женщины.

Люди наделили любимое божество лучшими человеческими качествами, а чтобы показать свое доброе расположение, называют его «Золотой Уастырджи», «Доблестный Уастырджи», «Золотокрылый Уастырджи» и т.д. В их воображении он предстает высоким, стройным седобородым мужчиной, восседающим на белом коне. Женщины, не смея произносить его имя, обращаются к нему «Лагты дзуар» – «Покровитель мужчин».

Наверное, в Осетии нет такого ущелья, такого селения, где бы не было святилища в честь Уастырджи. Особенно известны Реком, Ныхас, Коб, Хурхор, Дзывгис, Роща Хетага, святилище Дигорского Уастырджи и святилище Джер.

Уастырджи был так почитаем нашими предками, что даже месяц, на который приходился его праздник, называли «Джеоргуыбайы май» — месяц Джеоргуыба. Поскольку праздник продолжается неделю, то эта неделя носит название «Неделя поклонения Уастырджи». Чаще всего праздник приходится на 19 – 21 ноября. Начинается он в воскресенье с заклания быка, которого откармливают к этому дню.

Как и на другие большие всенародные праздники (Реком, Уацилла, День Хетага и тд.) в эту неделю не принято забивать птицу, ставить на стол рыбу, свинину и приготовленные из них продукты. Свинина не должна присутствовать на столе при вознесении молитвы Богу – Стыр Хуцау, Уастырджи и другим святым. Эти продукты в неделю Джеоргуба не принято употреблять вообще.

Праздник, как мы уже отмечали, длится неделю — с понедельника по понедельник. В воскресенье перед началом праздника забивают быков, поэтому этот день называют “галэргэвдэн”. В понедельник каждая семья возносит молитву у себя в доме. А потом соседи начинают приглашать друг друга. Зачастую устраивают общий праздничный кувд. Следующий понедельник – проводы Джеоргуыба: накрывают стол, и глава семьи возносит молитву Уастырджи, поручает его попечительству свою семью, просит здоровья и счастья младшему поколению, высказывает пожелание встретить следующий праздник более достойно, с большими почестями.

Праздник в честь любимого святого приходится на осень, когда собран хлеб и закончены все осенние работы, т.е. наступает время отдыха, время свадеб и кувдов.

В последние годы Джеоргуыба стал национальным осетинским праздником. Каждая семья готовится к нему заранее. В каждом доме, в зависимости от материального достатка, приносят жертву в честь праздника, приглашают соседей, родственников, друзей. Во многих местах стало традиционным устраивать общесельские кувды.

По материалам книги Гастана Агнаева “Осетинские обычаи”

Молитва в дни праздника Джеоргуыба в святилище Дзывгис

– Если мы один раз вспомним Твое имя, Сто раз помоги нам.

– Сегодня славный день благословения,

И да будем мы в одном ряду с теми старшими, Кто сумел лучшим образом благословить младших!

– Много дзуаров в этом ущелье: Хуыцауы дзуар, Дзиры дзуар, Тхосты дзуар,

Да помогут они тем, кто возносит им молитвы, Да захочет того Бог!

– Уастырджи Хетага, ты почитаемый и могущественный дзуар,

Пусть все, кто живет под тобой, пребывают в счастии и благополучии, — Помоги им в этом!

– Да обретут счастливую дорогу все, кто проходит мимо тебя,

Да пожелает этого Хуыцау!

– В нашем городе живет много благочестивых людей, Пусть они получат свою долю счастья и благоденствия, —

Да пожелает этого Хуыцау!

– Хоры Уацилла, Тбау Уацилла, табу вам! Пусть у людей будут и хлеб, и тучные стада

И для себя и для того, чтобы восславить имя дзуара, — Да пожелает этого Хуыцау!

– Всем, кто пришел сегодня на кувд — И мужчинам, и женщинам —

Да покровительствует этот дзуар!

– И если от востока до запада есть такой дзуар, Который скажет: «Если бы меня вспомнили, я бы

еще лучше помог»,

Да будет и его благословение! Пусть и он примет наши приношения! Да пожелает этого Хуыцау!

– Да будет мирным и счастливым наше время, Да будет мир на земле,

Пусть Хуыцау этого захочет.

– Стыр Хуыцау! Много добра лучше, чем много молитв,

Так пошли нам много добра и благоденствия. Да будут Тебе угодны наши пироги и мысайнагта, принесенные в это святилище.

– 7 ому, кто отведает, пусть дарует Бог долгую жизнь!

Молитва в дни праздника Джеоргуба в святилище Дзывгис*

Боже! Тебе молимся, Боже!

И если мы один день вспоминаем твое имя — ты похмогаи’ нам сто дней.

Сегодня славный день благословения, Божий день, и да. будем мы в одном ряду с теми, кто сумел лучшим образом, благословить младших!

Это благословение в Осетии имеет почет и силу, и если от предков и до наших дней оно помогло кому-нибудь, старшим или младшим,— пусть поможет и тем, кто пришел сюда сегодня, да будет на то Божья воля!

Да хранит их эта святыня — пусть того хочет Бог!

Много святынь в этом ущелье: Хуцауы Дзуар, Дзиры

дзуар14, Тхосты Дзуар. 15 пусть и они помогут тем, кто молится — да захочет того Бог!

здаєм цаеры, аемае уыцы кад аемае амондаей ацы куваег адаем даер хайджын куыд уой, Хуыцау афтае заегъаед!

  • Оммен!

Хоры Уацилла, Тбау Уацилла, табу дає хорзаехаен! Адае- маен хор даер куыд уа, фос даер куыд уа, саехицаен даер аемае Дзуары ном ссаірьшаен даер, Хуыцау уый заегъаед!

  • Оммен!

Абон куывдмае чи рцыди — наелгоймагаей, сылгойма- гаей — уыдоны ацы дзуары хорзаех уаед!

  • Оммен!

Хурыскаесаенаей хурныгуылаенмае дзуараей цыдаериддаер ис аемае ма афти чи загътаид, «мае иом мын куы ссардтаид, уаед сын хуыздаер баххуыс кодтаин», уыдои хорзаех даер нае уаед! Уымаен даер уае кувинаегтае, уае мысайнаегтае барст -куыд уой, Хуыцау уый заегъаед!

  • Оммен!

Афтаемаей нае раестаег сабыр куыд уа, амондджын куыд уа, заеххыл сабырдзииад куыд уа, Хуыцау уый заегъаед!

  • Оммен!

Гъер, мах кувынаей ницы расайдзыстаем, фаелж афтае заегъаем: ацы каердзынтае цы хаедзаерттаей рацыдысты, цы бинонты хсаенаей рацыдысты, сае мысайнаегтае, се ’ртыган каердзынтае, барст куыд уой, Хуыцау уый заегъаед!

  • Охммен!

Чи ацахода, уымаен йае цаераенбон Хуыцау бирае скаенаед.

Информатор: Елхъанаты Таймураз

(дзуары лаег), 62 азы , Дзысгъис, 24 ноябрь, 1991 аз.

  • Оммен!

Хетаджы Уастырджи, ты — славный дзуар, ты — могучий дзуар, пусть все, кто живет под тобой, пребывают в счастье и благополучии — помоги им в этом!

  • Оммен!

Все, кто идут мимо тебя, пусть добираются домой во здравии — да пожелает этого Бог!

  • Оммен!

И в городе тоже живет много счастливых людей, пусть эти молящиеся люди получат и отсюда также свою долю счастья и благоденствия — да пожелает этого Бог!

  • Оммен!

Хлебный Уадилла, Тбау Уацилла, слава тебе! Пусть у людей будет и хлеб, и скот — и для себя, и для того, чтобы восславить имя Дзуара,— да пожелает этого Бог!

  • Оммен!

Всем, кто пришел сегодня на кувд16 — и мужчинам, и женщинам — пусть покровительствует этот дзуар!

  • Оммен!

И если от востока до запада есть такой дзуар, который скажет: «если бы и меня вспомнили, я бы еще лучше помог» — да будет и его благословение! Пусть и он примет ваши приношения!

  • Оммен!

Да будет мирным и счастливым наше время, да будет мир на земле — пусть Бог так решит!

  • Оммен!

А мы скажем так: да будут приняты приношения тех домов, тех семей, что прислали сюда по три пирога,— пусть пожелает этого Бог!

  • Оммен!

Тому, кто этого отведает, пусть дарует Бог долгую жизнь!

  • Оммен!

Информатор: Елканов Таймураз

(дзуары лаег), 62 года, с. Дзывгис, 24 ноября 1991 г.

Джеоргуба

Джеоргуба́ или Джоргуба́ (осет. Джеоргуыба ) — праздник в честь осетинского святого (в некоторых толкованиях — божества) Уастырджи. Уастырджи занимает особое место в пантеоне осетинских святых — он покровитель мужчин, путников, защитник слабых и обездоленных, учитель молодёжи.

Этот праздник отмечается как в Северной, так и Южной Осетии. Это самый большой праздник у народа Осетии, который отмечают только мужчины, он приурочен к концу сельскохозяйственных работ, и отмечается очень широко. В празднованиях принимают участие представители всех национальностей, населяющих республику.

Традиции и Обряды

Этот праздник длится 2 недели, с понедельника до следующего понедельника, в конце ноября каждого года. Накануне праздника, в воскресенье закалывается жертвенное животное, бык или баран, в зависимости от размаха празднования, и этот день так и называется «день закалывания быка» (осет. галыргавдан ). Также во время праздника осетинам запрещается употреблять в пищу свинину, мясо птицы и яйца.

В первый понедельник каждая семья отмечает у себя дома, в кругу семьи. Накрывается стол с традиционными тремя пирогами и головой заколотого животного, и после произнесения старшим молитвы, все могут садится за стол.

За столом традиционно первый тост произносится к Всевышнему (осет. Стыр Хуыцау ), второе — к его посланнику Уастырджи. Глава семьи поручает его попечительству свою семью, род и просит благополучия, мира и счастья для всех. Затем следуют традиционные тосты и молитвы.

В остальные дни недели принято ходить праздновать в гости к соседям, по предварительной договорённости. В некоторых сёлах принято каждый год чередовать проведение празднования между соседями.

В последний день праздника, понедельник, образное прощание с праздником до следующего года, все опять же празднуют каждый в своём доме.

Интересные факты

  • Месяц, на который выпадает празднование, называется так же как и праздник — «месяц Джеоргуба» (осет.Джеоргуыбайы мæй ).
  • Поскольку праздник продолжается неделю, то эта неделя носит название «Неделя поклонения Уастырджи».Чаще всего праздник приходится на 19-21 ноября.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое “Джеоргуба” в других словарях:

Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this. OK

Оценка 4.7 проголосовавших: 18
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here