Молитва намаз шииты

Новая статья: молитва намаз шииты на сайте святая-молитва.рф - во всех подробностях и деталях из множества источников, что удалось нам найти.

Молитва намаз шииты

Может ли суннит молиться за шиитским имамом?

Может ли суннит молиться за шиитским имамом?

Вопрос: Ассаламу Алейкум! У меня такая ситуация. У нас в поселке только одна мечеть. Там молятся шииты, а суннитов у нас практически нет. Могу ли я молится по пятницам с шиитами, за шиитским имамом?

Ответ: Конечно можете! Сделайте намерение на намаз, встаньте за имамом и выполняйте все действия в намазе, которые вы знаете…

А главное, причем тут шииты или сунниты?! Вы молитесь Аллаху! Разве есть намаз шиитов и намаз суннитов?! К чему все это?! Если сунниты будут отделяться от шиитов, а шииты от суннитов, тогда может ли быть речь о единой умме, о которой говорится в Коране?! Впрочем, с усилиями самих же мусульман, единой уммы между ними уже давно нет…

Поэтому, вы можете спокойно совершать свой намаз за шиитским имамом. Вы даже можете перед намазом поприветствовать и представиться ему, поблагодарить его за проповедь и вклад в веру. Толерантное отношение принесет пользу обеим сторонам. И может быть изменит отношение между шиитами и суннитами в пользу единой уммы, о которой говорит Аллах…

К слову, в Турции, в городе Диярбекире, есть старинная мечеть, которая называется Великой мечетью (Улу джами). Она отличается тем, что в ее стенах находится четыре михраба (места в намазе, где стоят имамы). Каждый михраб подразумевает один мазхаб. Т.е. ханафитский, шафиитский, маликитский и ханбалитский… И после того, как прозвучит азан, призыв на молитву, приверженцы того или иного мазхаба идут к своей группе и совершают намаз за своим имамом…

Это разделение в вере, в стенах одной мечети, есть признак отсталости мусульман и большой смуты (фитны) между ними, которую они до сих пор не видят. Поэтому комментировать такое плачевное положение мусульман можно только аятами Аллаха. Он говорит так:

«Крепко держитесь за вервь (за веру, Книгу, путь) Аллаха, все вместе и не разделяйтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами. Ведь это Он сплотил ваши сердца. И по его милости вы стали братьями…» (3/103).

«Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним явились ясные знамения. Именно им уготованы великие мучения» (3/105).

«Обращайтесь к Нему (Аллаху) с раскаянием, бойтесь его, совершайте молитву и не будьте в числе многобожников. И в числе тех, которые внесли раскол в свою религию и стали сектами, каждая из которых радуется тому, что имеет» (30/31-32).

«Воистину, ваша умма – умма единая, а Я – ваш Господь. Бойтесь же меня! Но они поделили свою религию на части и каждая секта радуется тому, что имеет» (23/52-53).

Теги: может ли суннит молиться за шиитским имамом, шииты, молитва шиита, молиться за шиитом, сунниты, фитна, разногласия, смута, умма, единая умма, раскол в религии, секты, многобожники, призыв на молитву, ясные знамения, ханафитский, шафиитский, маликитский, ханбалитский, мазхабы.

Намаз, правильное совершение

Основные положения правильного совершения намаза по шиитскому Фикху:

Каждый совершеннолетний и здравомыслящий человек в течение суток обязан совершать пять намазов. Порядок совершения пяти ежедневных обязательных намазов таков:

1. Утренний намаз (субх), состоящий из двух ракатов. Время совершения утреннего намаза начинается с рассветом и заканчивается с восходом солнца.

2 и 3. Полуденный и послеполуденный намазы (зухр и аср), состоящие из четырёх ракатов. Человек, который является путником, должен выполнять эти намазы сокращённо в виде двух ракатов. Время совершения полуденного и послеполуденного намазов начинается с шариатского полудня и продолжается до захода солнца.

4. Вечерний намаз (магриб), состоящий из трёх ракатов. Путник не имеет права сокращать этот намаз, он также должен совершать его в виде трёх ракатов. Время совершения вечернего намаза начинается с того момента, как солнечный диск скроется за горизонтом, и продолжается до того момента, когда до полуночи останется столько времени, за которое можно совершить четыре раката ночного намаза. Следует заметить, что некоторые муджтахиды считают, что время совершения вечернего намаза начинается не с заходом солнца, а чуть позднее. Они считают, что после захода солнца необходимо подождать, пока краснота на восточной стороне неба, появляющаяся после захода солнца, не пройдёт над головой и не вернётся на западную сторону. Обычно в странах Ближнего Востока после захода солнца ждут приблизительно четверть часа и только потом приступают к совершению вечернего намаза.

5. Ночной намаз (иша), состоящий из четырёх ракатов. Человек, который является путником, должен выполнять этот намаз сокращённо в виде двух ракатов. Время совершения ночного намаза начинается после окончания вечернего намаза и продолжается до шариатской полуночи.

Ежедневные обязательные намазы необходимо совершать в своё время. Запрещено откладывать их совершение на другое время. Если по каким-либо причинам человек не смог совершить намаз в своё время, то он обязан возместить его совершение потом с намерением совершения пропущенного намаза. Например, если он неумышленно проспал время утреннего намаза и проснулся только после восхода солнца, то он должен возместить его совершение днём, вечером или ночью. Ему не следует беспечно относиться к возмещению пропущенного намаза, а следует совершить его как можно скорей. До тех пор, пока пропущенный намаз не будет возмещён, человек считается не совершившим его. А если он умышленно не возместит его, то он считается грешником, который в судный день будет отвечать за свой беспечный поступок. Это был краткий обзор пяти ежедневных намазов и времени их совершения.

Одним из условий верности намаза является наличие большого и малого ритуальных омовений (гусль и вуду).[1] Поэтому, если человек не имеет ритуального омовения, ему необходимо совершить его. В случае отсутствия воды он должен совершить очищение землёй (таяммум).

Большое ритуальное омовение совершается следующим образом. Необходимо приобрести верное намерение, затем омыть голову с шей, потом правую часть всего тела, а потом левую часть.

Малое ритуальное омовение совершается следующим образом. Сначала нужно приобрести верное намерение о совершении малого омовения ради Аллаха. Вода для большого и малого омовений должна быть чистой и законно приобретённой. Этой водой необходимо омыть лоб и лицо сверху вниз от места роста волос до подбородка. Ширина омываемой поверхности лица должна соответствовать расстоянию между средним пальцем и большим пальцем, отведённым в сторону. Затем нужно омыть правую руку сверху вниз начиная с локтя и заканчивая кончиками пальцев. Потом точно также необходимо омыть левую руку. После омовения лица и рук нужно протереть переднюю часть головы. Протирание головы должно совершаться влагой, оставшейся на ладонях после омовения лица и рук. Протирание можно совершить и на волосы, конечно же, если они короткие. А если волосы длинные, то необходимо протереть кожу у корней волос, например, сделав пробор и разделив волосы на две части. После протирания головы нужно протереть правую ногу. Это нужно сделать той же влагой, оставшейся на ладонях после омовения лица и рук Протирание необходимо совершать на верхнюю поверхность стоп от кончика пальцев до выступа на стопе. Затем точно также необходимо протереть левую ногу.

Также следует иметь в виду, что тело и одежда совершающего намаз человека должны быть чисты от скверны, например, крови, мочи, кала и так далее. Одежда совершающего намаз человека должна быть законно приобретённой и не должна быть сшита из частей животных, мясо которых запрещено употреблять в пищу. После всех этих подготовительных деяний человек готов к тому, чтобы приступить к непосредственному совершению намаза.

Перед совершением обязательного намаза желательно произнести азан и икаму. Их желательно произнести и путнику, и человеку, пребывающему на своей родине. Их желательно произнести и для намазов, совершаемых в своё время, и для пропущенных намазов.

Азан (призыв к намазу) состоит из восемнадцати предложений, которые должны произноситься в определённом порядке:

اَكْبَرُ اللَّه – «Аллаху акбар» 4 раза (Аллах превелик).

اَشْهَدُ اَنْ لاَ اِلَهَ اِلا اللَّه – «Ашхаду альля иляха ильля-ллах» 2 раза (Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха).

اَشْهَدُ اَنَّ مُحَمَّداً رَسُولُ اللَّه – «Ашхаду анна мухаммадар-расулюллах» 2 раза (Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха).

حَىَّ عَلَى اصَّلاة – «Хаййа ‘аляс-солях» 2 раза (Спешите к намазу).

حَىَّ عَلَى الْفَلاح – «Хаййа ‘аляль-фалях» 2 раза (Спешите к спасению).

حَىَّ عَلَى خَيْرِ الْعَمَل – «Хаййа ‘аля хайриль-амаль» 2 раза (Спешите к наилучшему деянию).

اَللَّهُ اَكْبَرُ – «Аллаху акбар» 2 раза (Аллах превелик).

لا اِلَهَ الا اللَّه – «Ля иляха ильля-ллах» 2 раза (Нет божества кроме Аллаха).

Фраза اَشْهَدُ اَنَّ عَلِيّاً وَلِيُّ اللَّه «Ашхаду анна алиййан уалиййуллах» (Свидетельствую, что Али правитель от имени Аллаха) не является частью азана и икамы. Но будет хорошо произнести ее после фразы اَشْهَدُ اَنَّ مُحَمَّداً رَسُولُ اللَّه с намерением получения божественного благословения.

Икама (провозглашение о начале намаза) состоит из 17-ти предложений и произносится точно также как азан, но с небольшим отличием. В начале икамы фраза اَللَّهُ اَكْبَرُ «Аллаху акбар» должна произноситься всего два раза, а в конце фраза لا اِلَهَ الا اللَّه «Ля иляха ильля-ллах» должна произноситься только один раз. И после фразы حَىَّ عَلَى خَيْرِ الْعَمَل «Хаййа ‘аля хайриль-амаль» в икаме необходимо 2 раза произнести قَدْ قَامَتِ اصَّلاة «Кад каматис-салях» (Намаз начинается).

Необходимо отметить, что азан и икама не относятся к обязательным частям молитвы, поэтому произносить их не обязательно, а желательно. То есть, если совершающий намаз человек приступит к намазу без произнесения азана и икамы, то его намаз будет верен. Если человек не знает наизусть все фразы азана и икамы, то он может прочесть их, расположив перед собой книгу или лист бумаги.[2]

1. Совершение утреннего намаза. Утренний намаз, как было отмечено ранее, состоит из двух ракатов и выполняется следующим образом. Выполняющий намаз человек должен встать по направлению к кибле и приобрести намерение, что собирается совершить намаз ради Аллаха.

После намерения он должен произнести «такбиратуль-ихрам» (фразу «Аллаху акбар), с произношения которой собственно и начинается намаз.

Затем ему необходимо прочесть первую суру Корана, которая называется «Фатиха». А после неё ему нужно прочесть ещё одну целую суру, например, «Предвечернее время», «Искренность», «Обильный».[3] Если человек не знает наизусть Фатиху и другую суру Корана, то ему дозволяется расположить перед собой Коран или лист бумаги с написанной сурой и прочесть их оттуда.

После прочтения Фатихи и другой суры необходимо совершить поясной поклон, то есть нагнуться так, чтобы ладони расположились на коленях. В поясном поклоне в неподвижном состоянии необходимо произнести восхваление. Нужно один раз сказать:

سُبْحَانَ رَبِّيَ الْعَظِيمِ وَ بِحَمْدِهِ – Пречист мой Великий Господь и хвала Ему.

Или же три раза сказать: سُبْحَانَ اللَّهِ – Пречист Аллах.

После выполнения поясного поклона необходимо выпрямиться, а затем совершить земной поклон. При земном поклоне лоб необходимо приложить на землю, камень, глину или на что-либо другое, на что дозволяется совершать земной поклон. При земном поклоне на земле должны располагаться семь частей тела – лоб, ладони, колени и кончики больших пальцев ног. После того как тело примет неподвижное состояние нужно произнести восхваление. Нужно один раз сказать:

سُبْحَانَ رَبِّيَ الاَعْلىَ وَ بِحَمْدِهِ – Пречист мой Высочайший Господь и хвала Ему.

Или же три раза сказать: سُبْحَانَ اللَّهِ – Пречист Аллах.

Затем нужно сесть, выдержать паузу и точно так же совершить второй земной поклон.

После окончания двух земных поклонов необходимо подняться для выполнения второго раката намаза, который совершается подобно первому ракату. Во втором ракате после чтения Фатихи и другой суры и до совершения поясного поклона желательно выполнить кунут. Для этого на уровне лица нужно поднять ладони и прочесть любую молитву. Лучше всего в кунуте прочесть следующую молитву:

لا اله الاّ الله الحلیم الکریم، لا اله الا الله العلیّ العظیم، سبحان الله ربّ السماوات السبع، و رب الارضیین السبع، و ما فیهن و ما بینهنّ ورب العرش العظیم، و الحمد لله رب العالمین

После окончания двух земных поклонов второго раката необходимо сесть, чтобы произнести ташаххуд и салам:

اَشْهَدُ اَنْ لا اِلهَ إلاَّ اللّهُ وَحْدَهُ لا شَريكَ لَهُ. وَ اَشْهَدُ اَنَّ مُحَمَّداً عَبْدُهُ وَ رَسُولُهُ. اَللّهُمَّ صَلِّ عَلى مُحَمَّد وَ آلِ مُحَمَّد.اَلسَّلامُ عَلَيْكَ اَيُّهَا النَّبِىُّ وَ رَحْمَةُ اللّهِ وَ بَرَكاتُهُ، اَلسَّلامُ عَلَيْنا وَ عَلى عِبادِ اللّهِ الصّالِحينَ، اَلسّلامُ عَلَيْكُمْ وَ رَحْمَةُ اللّهِ وَ بَرَكاتُهُ.

Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха, и нет у Него сотоварища. И свидетельствую, что Мухаммад Его раб и Его посланник. О Аллах, благослови Мухаммада и род Мухаммада. Мир тебе, о пророк, милость Аллаха и Его благословение. Мир нам и всем благочестивым рабам Аллаха. Мир вам, милость Аллаха и Его благословение.

На этом утренний намаз завершён.

2. Совершение вечернего намаза. Вечерний намаз состоит из трёх ракатов. Первые два раката вечернего намаза совершаются так же, как в утреннем намазе. Но после ташаххуда не нужно произносить приветствие, а нужно подняться для совершения третьего раката. В третьем ракате по своему усмотрению можно прочесть или суру «Фатиха», или четырёхкратное восхваление, произносимое следующим образом:

سُبْحانَ اللَّهِ وَ الْحَمْدُ لِلَّهِ وَ لا اِلَهَ اِلا اللَّهُ وَ اللَّهُ اَكْبَرُ

Пречист Аллах, и вся хвала Аллаху, и нет божества кроме Аллаха, и Аллах превелик.

Четырёхкратное восхваление лучше произнести три раза.[4]

После этого необходимо совершить поясной поклон, два земных поклона, ташаххуд и салам. На этом вечерний намаз завершён.

3. Совершение полуденного, послеполуденного и ночного намазов. Эти намазы состоят из четырёх ракатов. Они совершаются как вечерний намаз с той разницей, что после окончания двух земных поклонов третьего раката не нужно произносить ташаххуд и приветствие, а нужно подняться для совершения четвёртого раката. Четвёртый ракат этих намазов совершается так же, как третий ракат вечернего намаза. После этого произносится ташаххуд и приветствие. На этом четырёхракатный намаз завершён.

Фатиху и другую суру в полуденном и послеполуденном намазе мужчины и женщины должны читать шёпотом. В утреннем, вечернем и ночном намазах Фатиху и другую суру мужчины должны читать вслух. А женщины по своему усмотрению могут прочесть их вслух или шёпотом.[5]

В третьем и четвёртом ракатах Фатиху или четырёхкратное восхваление необходимо произносить шёпотом. Это касается и мужчин, и женщин.[6]

Это было краткое описание того, как нужно совершать ежедневные обязательные намазы, совершение которых является обязанностью каждого мусульманина. В случае возможности ежедневные намазы лучше выполнять коллективно, ибо в этом случае их благость повышается, и Аллах дарует за них больше духовных наград. Подробную информацию о совершении намаза каждый мусульманин может почерпнуть из сборников фетв шиитских муджтахидов.

  • 1. Шиитские муджтахиды считают, что после обязательного большого омовения необязательно совершать малое омовение и можно сразу приступить к совершению намаза. Некоторые из них считают, что сразу же приступить к совершению намаза можно и после желательного большого омовения. В данном случае мусульманам следует обратиться к фетве своего муджтахида.
  • 2. Сборники фетв шиитских муджтахидов, глава об азане и икаме.
  • 3. В намазе не следует читать четыре суры, в которых имеется аят обязательного земного поклона. Ими являются суры «Земной поклон», «Разъяснены», «Звезда» и «Сгусток».
  • 4. Тахрир аль-василя, Имам Хомейни, т.1, стр.152, пункт 17.
  • 5. Вслух они могут прочесть в том случае, если их голоса не услышит посторонний мужчина.
  • 6. Сборники фетв шиитских муджтахидов, главы о намазе.

Шиитский намаз: порядок совершения

Ислам отличается разнообразием течений, многие из которых появились в первые столетия зарождения религии. Но иногда принадлежность к разным группам становится основанием для взаимной вражды, хотя маловероятно желание Всевышнего, чтобы Его последователи унижали и уничтожали друг друга из-за каких-то догматических вопросов. Ведь оснований для единства по-настоящему много.

Одним из таких оснований является намаз – физическое и духовное поклонение раба перед своим Творцом. Несмотря на наличие различных течений, практически для всех них общим является акцент на важности выполнения намаза. Не является в этом аспекте исключением и шиитская ветвь ислама.

Общая информация о намазе шиитов

2 ракаата молитвы – таков стандартный формат намаза в рамках шиизма. Однако это не значит, что молитв с большим количеством ракаатов не бывает. Как и в суннизме, намазы, состоящие из 3 или 4 ракаатов (дневной, предвечерний, вечерний и ночной), являются обязательными. Главными элементами этого вида поклонения являются кыям (стояние), руку’ (поясной поклон), кунут (мольба), суджуд (земной поклон), джалса (сидение), рафа’ йадаин (поднимание рук).

В шиитском намазе произнесение слов происходит при совершении таких элементов, как такбир (восхваление – произносится «Аллаху Акбар!» / «Аллах Велик!»), кыраат (чтение коранических сур), дуа-кунут, при проговаривании восхвалений во время поясного и земного поклонов, при ташаххуде (дуа во время сидения/джалса), салавате (слова прославления Пророка Мухаммада (с.г.в.) и его семьи), а также саляме (приветствии).

В контексте кыраата следует упомянуть одно отличие, которое характерно для намаза в рамках шиизма. Если, согласно суннитским богословам, необходимо читать какую-то отдельную суру либо несколько идущих друг за другом аятов после «Фатихи» в первом и втором ракаатах намаза, то в шиизме необходимо читать дополнительные суры полностью независимо от того, какая у них длина.

Как читать намаз в рамках шиизма

Порядок совершения намаза следующий (описание будет проходить на примере утренней молитвы, его фардовой части):

Проговаривая про себя либо вслух намерение, верующий встаёт в сторону Кыйблы. В момент произнесения такбира тахрим («Аллаху Акбар!») он поднимает руки до уровня ушей, дотрагиваясь большим пальцем до мочки. После этого молящийся опускает руки. Подобно маликитскому мазхабу в рамках суннизма, верующий держит руки опущенными. В таком положении он читает дуа-сана (в первом ракаате):

Далее читается «Аль-Фатиха», а также дополнительная сура из Священного Корана. Стоит отметить, что в отличие от суннитского распорядка совершения намаза, шииты после «Фатихи» произносят не слово «Аамиин», а выражение «Аль-хамду ли-л-Ляхи» («Хвала Аллаху!»).

После чтения Корана верующий совершает поясной поклон (руку’). Перед этим действием он произносит такбир и поднимает руки до ушей. В состоянии руку’ молящийся произносит трижды следующие слова: «Субхэнэ Раббиа-ль-‘Азыйм уэ би хэмд» («Пречист Господь Великий и хвала Ему»). После этого он выходит из состояния поясного поклона. Произнеся слова «Самига-л-Лаху лимэн хамидэ» («Аллах слышит тех, кто Его восхваляет»), верующий совершает земной поклон. Однако прежде он должен произнести такбир и поднять руки (рафа’ йадаин), но не касаясь мочки уха.

Земной поклон (суджуд) совершается аналогично тому, как это делается в рамках суннитских мазхабов. После первого поклона молящийся принимает сидячее положение, коадёт кисти рук на бёдра. При этом ступни он скрещивает. То, какая нога должна стоять сверху, роли не играет. Уход на второй земной поклон сопровождается также произнесением такбира и поднятием рук до ушей. Во время этого вида поклона верующий трижды должен произнести слова «Субхэнэ Раббиа-ль-‘Азыйм уэ би хэмд» («Пречист Аллах Великий и хвала Ему»).

После этого молящийся с произнесением такбира и поднятием рук встаёт на совершение второго ракаата. В момент вставания ему следует говорить следующие слова: «Би хэу лил-Лэhи уэ куввэтиhи акъуму уэ акъ’уд» («Я сижу и встаю при помощи могущества Всевышнего»).

Во втором ракаате читается «Фатиха» и дополнительная сура. В утренней молитве ещё добавляется дуа-кунут. Для её совершения молящийся снова делает такбир, поднимает руки, опускает их. Далее ему следует поднять их на уровне лица ладонями, направленными на небо/крышу/потолок. Дуа-кунут в шиизме может произноситься молящимся не только на арабском, но и на родном языке. Человек может просить о том, что его больше всего волнует.

После дуа-кунут молящийся совершает руку’ и суджуд таким же образом, как и в первом ракаате. Однако после второго поклона он не встаёт, а садится и читает ташаххуд, во время которого указательный палец правой руки не поднимается. После этого следует салават и совершение приветствия в обе стороны.

Ташаххуд в шиизме читается следующим образом:

Перевод: «Свидетельствую, что нет никого достойного поклонению, кроме Аллаhа. Также свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник. О Аллаh, даруй благословение Мухаммаду и его семье».

Салават читается следующим образом:

Последним действием у шиитов в рамках намаза, состоящего из двух ракаатов, является поднимание рук трижды и произнесение такбира (см.видео)

В намазах, состоящих из трёх ракаатов, молящийся после второго ракаата не читает салават, а поднимается на кыям третьего ракаата. Ташаххуд с салаватом и приветствиями говорится в уже в концовке этого ракаата.

В молитве, которая состоит из четырёх ракаатов, верующий после земного поклона третьего ракаата сразу встаёт на четвёртый, которым и завершает намаз.

Оценка 4.7 проголосовавших: 18
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here