Молитва об умерших из корана

Новая статья: молитва об умерших из корана на сайте святая-молитва.рф - во всех подробностях и деталях из множества источников, что удалось нам найти.

Молитва об умерших из корана

Дуа за умершего

اللهُـمِّ عَبْـدُكَ وَابْنُ أَمَـتِك، احْتـاجَ إِلى رَحْمَـتِك، وَأَنْتَ غَنِـيٌّ عَنْ عَذابِـه، إِنْ كانَ مُحْـسِناً فَزِدْ في حَسَـناتِه، وَإِنْ كانَ مُسـيئاً فَتَـجاوَزْ عَنْـه

Перевод смысла: O Аллах, раб Твой и сын рабыни Твоей нуждался в Твоём милосердии, а Ты не нуждаешься в мучениях его! Если творил он благие дела, то добавь ему их, а если совершал он дурное, то не взыщи с него!

Транслит: Аллахумма, ‘абду-кя ва-бну ама-ти-кя ихтаджя иля рахмати-кя, ва Анта ганийун ‘ан ‘азаби-хи! Ин кяна мухсииан, фа зид фи хасанати-хи, ва ин кяна му- си’ан, фа таджаваз ‘ан-ху!

Дуа за умершего

اللهُـمِّ اغْفِـرْ لَهُ وَارْحَمْـه ، وَعافِهِ وَاعْفُ عَنْـه ، وَأَكْـرِمْ نُزُلَـه ، وَوَسِّـعْ مُدْخَـلَه ، وَاغْسِلْـهُ بِالْمـاءِ وَالثَّـلْجِ وَالْبَـرَدْ ، وَنَقِّـهِ مِنَ الْخطـايا كَما نَـقّيْتَ الـثَّوْبُ الأَبْيَـضُ مِنَ الدَّنَـسْ ، وَأَبْـدِلْهُ داراً خَـيْراً مِنْ دارِه ، وَأَهْلاً خَـيْراً مِنْ أَهْلِـه ، وَزَوْجَـاً خَـيْراً مِنْ زَوْجِه ، وَأَدْخِـلْهُ الْجَـنَّة ، وَأَعِـذْهُ مِنْ عَذابِ القَـبْر وَعَذابِ النّـار

Перевод смысла: O Аллах, прости его, и помилуй его, и избавь его (от мучений и искушений могилы.) , и окажи ему милость, и окажи ему хороший приём (то есть, сделай его удел в раю хорошим), и сделай могилу его просторной, и омой его водой, снегом и градом, и очисти его от прегрешений, как очищаешь Ты белую одежду от грязи, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи и жену лучше его жены, и введи его в рай и защити его от мучений могилы и от мук огня!

Транслит: Аллахумма-гфир ля-ху (ля-ха), ва-рхам-ху(ха), ва ‘афи-хи(ха), ва-‘фу ‘ан-ху(ха), ва акрим нузуля-ху(ха), ва васси’ мудхаля-ху(ха), ва-гсиль-ху(ха) би-ль- ма’и, ва-с-сальджи ва-ль-баради, ва нак- кы-хи(ха) мин аль-хатайа кя-ма наккайта- с-сауба-ль-абйада мин ад-данаси, ва аб-диль-ху(ха) даран хайран мин дари-хи(ха), ва ахлян хайран мин ахлихи(ха), ва зауд-жан хайран мин зауджи-хи(ха), ва адхыль-ху(ха)-ль-джанната ва а’ыз-ху(ха) мин ‘азаби-ль-кабри ва ‘азаби-н-нари! (В скобках приведены окончания женского рода при мольбе за покойную женщину)

Мусульман ский календарь

Самое популярное

Рецепты Халяль

Наши проекты

При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна

Священный Коран на сайте цитируется по Переводу смыслов Э. Кулиева (2013 г.) Коран онлайн

Как дуа может помочь умершему человеку

В исламе большое внимание уделяется заботе о том, чтобы человек удостоился лучшей участи после смерти. Родственники, друзья и близкие покойного, как правило, молят Всевышнего поместить душу умершего в райские сады и простить его прегрешения. Этой цели служат различные дуа, тексты которых приведены ниже.

«Аллахуммэгъфир (назвать имя покойного) уэрфэгъ дэраджэтаху филь-мадийинэ уэхлюфху фии а’къыбихи филь-гъабириинэ уэгъфирлэнээ уэ лэху йээ раббэль аляямиин. Уэфси лээху фии къабрихи уэ нэууир лээху фиих»

Перевод: «О, Аллах! Прости (имя покойника), возвысь его степень среди ведомых правильным путём, стань его преемником для тех, кто останется после него, прости нас и его, о Господь миров! И сделай просторной для него его могилу и освети её для него!»

Многим мусульманам известна фраза, которую следует произносить, услышав весть о чьей-либо кончине:

إِنَّا لِلّهِ وَإِنَّـا إِلَيْهِ رَاجِعونَ

Иннэ лиЛлэхи, уэ иннэ илэйхи раджигун

Поистине, принадлежим мы Аллаху и к Нему возвращаемся!

Непосредственно после погребения желательно обратиться к Всевышнему со следующими словами:

«Аллахуммэ-гъфир лэхуллахуммэ сэббитху»

Перевод: «О, Аллах, прости его! О, Аллах, укрепи его!»

«Аллахуммэгъфир-лэху уэрхэмху уэгафихи уэгъфу а’нху уэ акрим нузулляху уэ уэсси’ мудхъаляху уэгъсильху биль-мэ-и уэссэльджи уэбэради уэ нэкъкыхи минэл-хъатаайэ кэмээ нэкъкайтэль-сэубэль-эбйяда минэд-дэнэси уэ абдильху дэран хъайран мин дээрихи уэ эхлял хъайран мин эхлихи уэзэуджэн хъайран мин зэуджихи уэ-аджильхуль-джэннэтэ уэ эгъинзху мин а’зэбиль-кабри уэ а’зэбин-нээр»

Перевод: «О, Аллах, прости его и помилуй его, и избавь его, и окажи ему милость. И окажи ему хороший приём, и сделай место его входа (имеется ввиду могила – прим. Islam.Global) просторным, и омой его водой, снегом и градом (т.е. метафорически выражается просьба об оказании покойному всех видов милостей и даровании ему прощения за все его грехи и упущения – прим. Islam.Global), и очисти его от прегрешений подобно тому, как очищаешь Ты от грязи белую одежду, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи, и жену лучше его жены, и введи в рай, и защити его от мук могилы и от мук огня!» (Такой текст дуа приведён в хадисе, переданном Муслимом)

«Аллахуммэ-гъфир лихиййэнэ уэ мэййитинээ уэ шээхидинээ уэга-и-бинээ уэ сагъыиринээ уэ кэбиииринэ уэ зэкэринээ уэ унсэнээ. Аллахуммэ мэн ахйэйтэху миннэ фэ-эхйихи а’лэль-ислями уэ мэн тэуэффэйтэху миннээ фэтэуэффэху а’лэль-имээн. Аллахуммэ лэ тэхримнэ эджраху уэ лээ тудыллэнэ бэ’дэх»

Перевод: «О, Аллах, прости нашим живым и мёртвым, присутствующим и отсутствующим, малым и старым, мужчинам и женщинам! О, Аллах, сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по (установлениям) ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере! О, Аллах, не лишай нас награды на него (то есть награды за терпение во время испытаний прим. Islam.Global) и не сбивай нас с пути после него (т.е. после его смерти)!» (Встречается в сборниках хадисов Ибн Маджи и Ахмада).

«Аллахуммэ а’бдукэ уэбну эмэтикэ ихтэджэ илээ рахмэтикэ уэ энтэ гъаниййун а’н а’зээбихи ин кээнэ мухсинн фэзид фии хэсэнээтихи уэ ин кээнэ мусии-эн фэтэджээузз а’нху»

Перевод: «О, Аллах! Раб Твой и сын рабыни Твоей нуждался в Твоём милосердии, а Ты не нуждаешься в мучениях его! Если творил он благие дела, то добавь ему их, а если совершал он дурное, то не взыщи с него!» (Текст дуа по хадису, переданному аль-Хакимом).

Существует также отдельная дуа, к которой прибегают в ситуации вознесения заупокойной молитвы за умершего ребёнка:

«Аллахуммэ-джа’лху лэнээ фэратан уэ сэлэфэн уэ эджран»

Перевод: «О, Аллах, сделай так, чтобы он опередил нас (в раю) и стал нашим предшественником и наградой для нас!»

Доводы тех, кто выступает «за»

Для начала необходимо привести аргументы, которые позволят утвердительно ответить на поставленный выше вопрос:

«А те, которые пришли после них, говорят: “Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты – Сострадательный, Милосердный”» (59:10)

Этот аят является примером того, как мусульмане должны обращаться к Всевышнему за предыдущие поколения мусульман, которые уже покинули этот мир. Если бы в этом действии не было особой пользы для умерших, то, очевидно, ниспослание подобного аята не имело бы смысла.

Аргументы противников мольбы за умерших

Можно привести ещё множество других доводов в пользу необходимости совершать от имени умершего благие поступки. Однако представители мутазилитской школы в Средние века решительно выступали против этого. Приведём некоторые их аргументы:

«Каждый человек является заложником того, что он приобрёл» (74:38)

Они утверждают, что человек не может рассчитывать на успех за счёт других людей. Однако мутазилиты упускают из внимания тот факт, что в аяте речь идёт только о греховных деяниях. На благие поступки аят не распространяется.

«Человек получит только то, к чему он стремился» (53:39)

Из этого следует вывод, что раб Аллаха не может рассчитывать на деяния, совершённые другими людьми. Однако ответить на этот довод мутазилитов можно сразу с нескольких позиций.

«Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере, и нисколько не умалим их деяний» (52:21)

Исламские богословы трактуют этот текст Священного Писания в том русле, что в Судный день праведные дети родителей смогут утяжелить их чашу весов, в которой будут находиться благие поступки. Об этом же говорится в приведённом выше хадисе о трёх вещах, которые будут приносить человеку божье воздаяние после смерти.

Человек конечно может помолиться за душу умершего, ничего плохого от этого никому не станет.

Помогут ли эти молитвы умершему в Вечной жизни, станут ли для него облегчением в тот момент когда он станет отвечать за свои поступки?

В статье на мой взгляд дан исчерпывающий ответ.

Акида, Хадисы, Фикх иншАллах на пути салафов

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного! Хвала Аллаху Господу миров. Мир и благословление пророку Мухаммаду и его семье. Да будет доволен Аллах его сподвижниками, и да смилуется Он над теми, кто последовал за ними в благочестии.

Как передавали, Умар ибн Хаттаб сказал: «Посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллам) сказал: «Поистине дела оцениваются только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) то, что он намеревался (обрести), и поэтому (человек, совершавший) хиджру к Аллаху и посланнику Его, переселится к Аллаху и его посланнику, переселявшийся же ради чего-то мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся»[1] .

Как передал имам Навави, да помилует его Аллах: «Абу Саид Абд ар-Рахман ибн Махди сказал: «Пусть начинает с этого хадиса каждый, кто пожелает написать книгу» [2].

Практика чтения Корана умершим была широко известна в Исламской общине на протяжение веков. Это разрешалось факихами, мухадисами, и крупнейшими Имамами нашей общины.

К огромному сожалению в наше время появились некоторые горе проповедники, которые назвали это действие новшевством, и обвинили мусульман в нововведение!

В этой работе с помощью Аллаха Всевышнего мы с вами рассмотрим доводы в пользу дозволенности чтения Корана умершим. Для пользы я разбил книгу на несколько глав. Чтобы заострить внимание читателя, некоторые особые моменты будут отмечены красным цветом.

Пятница 16, Джумада ас-Саний, 1437 год.

Баку, Азербайджан. Абу Румайса аль-Ханафи

1) Имам Абу Дауд ас-Сиджистани передал в книге «ас-Суннан» со слов Макиля ибн Йасара, что посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) сказал: «Читайте (суру) Йасин своим умершим».

Это предание, иногда с небольшой разницой в тексте, также передали ибн Хиббан в «ас-Сахих», Ахмад ибн Ханбаль в «Муснаде», ат-Табарани в «аль-Муджам аль-Кабир», ибн Абу Шейба в «аль-Мусаннаф» и тд.

Хадис посчитали достоверным ибн Хиббан, Хаким и Захаби согласился с ним в этом[3].

Шейх Шуайб аль-Арнаут сказал: «Извод предания слабый по причине неизвестности (передатчиков) Абу Усмана и его отца. Сулайман ат-Тайми это ибн Тархан, ибн Мубарак это Абдуллах. Ибн аль-Гаттан указал на изъян (хадиса) в (книге) «Байан аль-Вахам аль-Ихъям» по причине путанницы и неизвестности Абу Усмана и также его отца. И сказал Даракутни как приводится в (книге) «Талхис аль-Хабир» (2/104): Это предание со слабым изводом, и неизвестным текстом. И нет достоверного предание в этом вопросе»[4].

Можно ли следовать слабым преданиям?

Как видит дорогой читатель, предание не является вымышленным. Знающие люди понимают разницу между словами ученого «предание слабое» и словами «извод предания слабый». Как мы увидим с помощью Аллаха далее в нашей работе, есть множество преданий, которые подкрепляют этот хадис. Но даже если мы признаем, что это предание слабое, хочется напомнить читателям слова имама Навави. В своей книге «аль-Азкар» он писал: «Улемы из числа мухаддисов, факихов и других знатоков религиозных наук говорили, что допустимо и желательно заниматься достойными делами, на которые есть указания в слабых хадисах, если только они не являются подложными, как желательно использовать такие хадисы с целью исправления, побуждения и устрашения»[5]. В предисловие к своей другой работе «40 хадисов», имам Навави писал: «Учёные единогласны в дозволенности следования за слабым хадисом в области праведных дел».

Нет сомнения в том, что чтение Корана является праведным делом. Учитывая, что приведенный высше хадис не является вымышленным или крайне слабым, ему можно следовать. И никто не имеет право обвинять мусульман, которые читают суру «Йасин» умершим в нововведение.

Шейх, имам, аллама Бадрутдин аль-Айни аль-Ханафи сказал в книге «Умдатуль Кари шарху сахих аль-Бухари» [6] : «Это предание свидетельствует, что покойный получает пользу от чтения Корана около него, и он является доводом против тех, кто утверждает, что покойный не получает пользы от чтения Корана».

Как отметил шейх Атия ибн Мухаммад Салим (ум 1420) в книге «Шархуль булуг аль-Марам»[7]: «В этом вопросе есть противоречие. Следует ли ее читать нашим умершим после того как они скончались? Или ее следует читать нашим умершим после того как их похоронили? Или же ее надо читать когда они находятся на смертном одре?»

Ибн Хиббан аль-Бусти сказал: «Тут имеется ввиду тот, к кому пришла смерть. То есть он лишь в начале (этого пути). Что касается умершего, то для него не читается»[8].

Имам Абуль Хасан ас-Синди аль-Ханафи (рахматуллахи алайх) комментируя это предание, сказал: «Его слова «(Читайте суру Йасин) вашим умершим, означают, что ее следует читать (человеку) который находится при смерти, или (также можно) после смерти»[9].

Шейх ибн Абдульбари аль-Ахдал (ум 1298 по хиджре) сказал в книге «Ифадатуль туллаб»[10]: «Сказал ас-Суюти и другие (ученые) из числа шафиитов, что под умершим (в этом предание) имеется ввиду тот кто находится при смерти, потому что над уже усопшим человеком не читают. Но это мнение не является общим, другие (ученые) сказали, что под умершим тут имеется ввиду тот, кто действительно уже умер. И это более правильно. Ведь принимать (шариатские) тексты в прямом смысле более правильно, чем принимать их иносказательно, если только нет для этого преграды. И мнение, что над умершим не читают, не подкреплено доводом. Напротив оно отвергается законностью чтения над умершим во время заупокойной молитвы, и это не делается кроме как с целью принести пользу усопшему».

2) Имам Бухари передал в своем сборнике «ас-Сахих»[11] со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришла какая-то женщина из племени джухайна и сказала: «Моя мать дала обет совершить хаджж, но умерла, так и не совершив его. Могу ли я совершить этот хаджж за неё?» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Да, соверши хаджж за неё. Скажи, если бы у твоей матери остался долг, разве ты не заплатила бы его? Платите же долги Аллаху, ибо Он больше всех достоин (того, чтобы с Ним) рассчитывались сполна!»

И там же[12] опять со слов ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, который сказал: «(Однажды) к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл какой-то человек и сказал: “О посланник Аллаха, моя мать, которая должна была поститься в течение месяца, умерла, так следует ли мне соблюдать этот пост вместо неё?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Да”, и он сказал (также): “Ведь долг Аллаху более всего заслуживает того, чтобы быть оплаченным!”».

Имам Бухари передал со слов матери правоверных Аиши что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Пусть за умершего, которому предстояло соблюдать пост, постится (кто-нибудь из его) близких»[13].

Хадж и пост являются видами поклонения, также как и чтение Корана является поклонением. Если мусульманину дозволено совершать паломничество и держать пост за умершего, ему также будет дозволено читать Коран за умершего.

3) Имам ат-Табарани передал в «аль-Муджам аль-Кабир»[14] со слов Абдуллах ибн Умара, что посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) сказал: «Если умрет кто-либо из вас не задерживайте его, поторопитесь его похоронить. И прочитайте около его головы суру аль-Фатиха, и около его ног концовку суры аль-Бакара».

Имам аль-Хейсами в «Маджмау заваид»[15] отметил, что в изводе предания есть Йахъя ибн Абдуллах аль-Бабалти, и он слабый рассказчик.

4) Абу Бакр ибн Абу Шейба передал в своей книге «аль-Мусаннаф» (№10848)[16] от имама аш-Шаби, что он сказал: «Ансары читали суру аль-Бакара около умерших».

Автор привел это предание в главе «Что читается около больного человека, который находится при смерти».

В изводе предания Муджалид, который был чрезвычайно слабым рассказчиком.

Глава вторая. Мнения ученых четырех мазхабов.

Сказал имам, аллама ибн Абидин аш-Шами в книге «Раддуль Мухтар аля Дарриль Мухтар Шархуль Танвир аль-Абсар» [17] : «Его слова «Пусть прочитает суру Йасин» сказаны по причине предания [18] – «Тот кто войдет на кладбище и прочитает суру Йасин, Аллах облегчит в этот день (страдания) тех (кто похоронен там), а ему запишется столько добрых дел, сколько там похоронено людей».

Там же ибн Абидин сказал: «И сказано в «Шархуль Лубаб»: «И пусть он прочитает из Корана, что является для него легким. (К примеру) суру аль-Фатиха, начала суры аль-Бакара до слов «аль-муфлихун», Аят Трона, (конец суры со слов) «Уверовал Посланник» (аль-Бакара 285 аят), суру Йасин, Мульк, ат-Такасур, и Ихлас – 12 раз, или 10, или 7, или 3 раза. Затем ему следует сказать: «О Аллах, доведи /саваб/ за то, что я прочитал до такого-то, или до таких-то» [19] .

Общеизвестный факт, что наш мазхаб строит большинство своих решений на словах Абдуллах ибн Масуда, и Ибрахима ан-Нахаи.

Абу Бакр аль-Халлал передал с изводом, что Ибрахим ан-Нахаи сказал: «Нет проблем с чтением Корана на кладбищах» [20] .

Аллама Шурунбулали аль-Ханафи сказал в «Нурр аль-Иддах» [21] : «Рекомендуется мужчинам и женщинам [22] посещать могилы в соответствие с наиболее правильным мнением. И желательно читать (там) суру Йасин, так как передавалось (в предание): «Тот кто войдет на кладбище и прочитав суру Йасин, подарит (нааграду) усопшим, Аллах облегчит (им) в этот день, а ему даруется награда равная количеству (похороненных там людей)».

Можно ли брать плату за чтение Корана?

К сожалению мы живем в такое время когда большинство мусульман не могут читать Коран на арабском языке. Возникает соблазн нанять какого-то человека, чтобы он читал Коран для умершего.

Аллама Мухаммад Алаутдин ибн Абидин аш-Шами аль-Ханафи сказал: «Харам (запрещено) получать плату за совершение зикров и чтение Корана»[23].

Подобный запрет и желание мусульман принести пользу своим умершим, подвигнет некоторых ленивых правоверных на изучение арабского языка и Книги Аллаха. Так же подобный запрет преградит путь нечистым на руку людям, которые кормятся, читая Коран за деньги.

Сказал имам Джалал ад-Дин ас-Суюти в своей книге «Шарху судур» (стр 297): «Затем они разошлись во мнениях доходит ли награда (от чтения) Корана до умерших. И большая часть праведных предшественников (салафов), и три Имама придерживались мнения, что (награда) доходит, и этому противоречил наш имам аш-Шафи, который основывался на словах (Всевышнего) «Человек получит только то, к чему он стремился» (сура ан-Наджм 39 аят). Те кто придерживался первого мнения отвечали на этот довод двумя способами, первый, это утверждение, что этот аят отменен[24] словами Всевышнего «Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере» (сура ат-Тур 21 аят)[25]. (Этот аят свидетельствует, что) дети войдут в рай по причине благости родителей. Второй ответ заключался в том, что (хукм аята на которым основывался имам Шафи) касался лишь общины Мусы и Ибрахима, да пребудет с ними мир. А что касается этой общины, то для нее то к чему она стремилась, и то к чему стремились ради нее, как сказал Икрима. И третий ответ, что в (аяте «Человек получит только то, к чему он стремился») под человеком имеется ввиду неверующий[26]. Что касается верующего то он получит то к чему стремился, и к чему стремились ради него»[27].

Эти же три пункта привел в своей книге имам ас-Сафарини аль-Ханбали под заглавием «Ответ джумхура на аят»[28].

Касательно аята 39 суры ан-Наджм – «Человек получит только то, к чему он стремился».

Имам Джалал ад-Дин ас-Суюти передал в своем комментарии «Дурр аль-Мансур»[29]: «Привели Абу Дауд и ан-Наххас в (книгах по) насху[30], а также ибн Джарир, ибн Мунзир, ибн Мардавейх, что ибн Аббас сказал об этом аяте: «После этого Аллах ниспослал: «Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере» (сура ат-Тур 21 аят) – Аллах ввел детей в рай посредством их родителей».

Смотрите также «Тафсир» имама ибн Джарира ат-Табари к аяту 39 суры ан-Наджм; «Джамиуль ахкам аль-Куран» имама аль-Куртуби, тафсир к к аяту 39 суры ан-Наджм; ас-Салаби (ум 427 х) «аль-Кашф валь-Байан».

Один из крупнейших шафиитских ученых всех времен, имам Навави сказал в книге «аль-Азкар» (стр 207): «Сообщается, что ‘Усман бин ‘Аффан, да будет доволен им Аллах, сказал: − Обычно после завершения погребения покойного пророк, , (некоторое время) стоял у его (могилы), а потом говорил: «Молите (Аллаха) о прощении для вашего брата и просите, чтобы Аллах (его) укрепил, ибо, поистине, сейчас ему задают вопросы».

Аш-Шафи‘и и его последователи говорили: «Желательно также почитать у (могилы покойного) что-нибудь из Корана». И они говорили: «А если Коран прочтут полностью, будет прекрасно».

  1. Сообщается, что после погребения покойного Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, предпочитал читать начало и конец суры “Корова”[31]. (конец цитаты)

Имам Навави также сказал в книге «аль-Азкар» (стр 211): «Улемы расходятся по вопросу о том, получит ли покойный награду за чтение Корана.

Большинство шафиитов и некоторые приверженцы других мазхабов считают, что награды за это покойный не получит, тогда как Ахмад бин Ханбаль, некоторые другие улемы и часть приверженцев аш-Шафи‘и придерживаются мнения, что покойный получит награду за это. После завершения чтения желательно, чтобы человек сказал: «О Аллах, даруй такому-то награду за то, что я прочитал!» − а Аллах знает об этом лучше. Кроме того, желательно воздать хвалу покойному и упомянуть о его достоинствах». (конец цитаты)

Обратите внимание, имам Шафи отрицал дозволенность чтения Корана умершим в некоторых преданиях. Несмотря на это шейхи из числа шафиитов не обвиняли в нововведение тех кто читает Коран умершим! Что стало с общиной мусульман в наши дни.

Имам Куртуби привел в своей книге «аль-Тазкирах»: «Шейх Иззаддин ибн Абдуссалам давал фетву, что до усопшего не достигает награда, которую ему подарили чтением (Корана). Когда он умер некоторые его сподвижники увидели его во сне, и спросили: «Ты говорил, что до умершего не додит награда, которую ему подарили чтением (Корана), и как это на самом деле?» И сказал он: «Я говорил это будучи в том мире, а сейчас я отверг эти слова так как увидел награду Аллаха за это. Он доводит (награду) до него (усопшего)»[32].

Стоит также отметить, что как передавалось имам Шафи сперва отрицал дозволенность чтения Корана умершим, а затем поменял свое мнение.

Сказал имам Навави: «Наш имам Шафи сперва отрицал это (дозволенность чтения Корана умершим), затем он поменял свое мнение, когда до него дошли сообщения (говорящие о дозволенности чтения Корана умершим)»[33].

Имам Абу Бакр аль-Халлал передал с изводом от аль-Хасана ибн ас-Сабаха аз-Зафарани, который сказал: «Я спросил Шафи о чтение (Корана) около могил. Он сказал: «С этим нет никаких проблем»[34].

В «Маусуатуль фикхия» [35] сказано: «Ханафиты и Ханбалиты придерживаются мнения, что дозволено чтение Корана и дарение награды за это умершим».

Имам Ахмад сказал: «В соответствие с текстами пришедшими в этом вопросе, любое из добрых деяний доходит до умершего» [36] .

В книге «аль-Бахру аз-Захир» [37] приводится предание от Али ибн Мусы ал-Хаддада: “Я присутствовал на похоронах вместе с Ахмадом ибн Ханбалом и Мухаммадом ибн Кудамой ал-Джавхари, после того как покойный был похоронен, слепой человек сел и начал читать Коран. Ахмад, увидев это, сказал ему: «Эй, чтение (Корана) около могил есть новшевство!». Когда мы покинули кладбище Мухаммад ибн Кудама сказал имаму Амаду ибн Ханбалю: “О Абу Абдуллах, что ты скажешь о Мубашшире ал-Халаби?”, имам Ахмад сказал: “Он надежный человек». (Ибн Кудама спросил): «Ты записывал от него кое-что?”. Имам сказал: «Да». И тогда Ибн Кудама сказал: «Передал мне Мубашир от Абдуллах ибн Ладжладжа, который рассказал от своего отца, что он завещал, чтобы после его похорон около его головы прочитали начало и конец суры аль-Бакара. Он также сказал, что слышал как Абдуллах ибн Умар оставил такое же завещание». Имам Ахмад сказал: «Вернись и скажи мужчине, чтобы продолжал читать».

Хадис Ладжаджа с цепочкой передатчиков передал имам ибн Асакир в «Тарих мадинатуль димашк» (50/297) [38], имам ат-Табарани в «Муджам аль-Кабир» (19/220-221)[39]. Имам аль-Хейсами в «Маджмау заваид»[40] сказал, что на рассказчиков Табарани можно положиться — /маусукун/. Ибн Муфлих аль-Макдиси отметил, что предание достоверно.

Имам Газали в «аль-Ихъя» и Абдульхаг в «аль-Акибат» передали, что имам Ахмад сказал: «Если вы заходите на кладбище прочитайте суру аль-Фатиха, аль-Муавизатейн[41], и «Скажи Он Аллах Единый», и даруйте это обитателям могил, воистину это дойдет до них[42].

Со слов имама Ахмада это также передавал Мухаммад ибн Ахмад аль-Марвази[43].

Шейх, аллама, мухадис Шамсуддин Мухаммад ибн Муфлих аль-Макдиси сказал: «Достоверно передалось, что ибн Умар завещал прочитать около его (могилы) начало и конец суры аль-Бакара. И по этой причине Ахмад отошел от мнения, что это[44] не желательно» [45] .

Как передавал имам Абдуллах ибн Ах мад ибн Ханбаль: «Я слышал как моего отца спросили о человеке который станет читать (Коран) около могилы для покойного. Он ответил: «Надеюсь, что в этом нет вреда»[46].

Шейх Абдуллах ибн Абдуррахман аль-Бассам сказал: «Сказал имам Ахмад: «Передал мне Саффан, который сказал: «Шейхи говорили: «Если сура Йасин читается умершим, облегчаются им (страдания)». Ибн Хаджар в «аль-Исаба» отметил, что извод этого предания достоверный» [47]

Шейх Нуратдин аль-Итр отметил, что цепочка передатчиков хорошая [48]

Шейх Албани в «Ирва аль-Галиль»[49] привел это предание следующим образом: «Что касается предания из «Муснада» (4/105) со слов Саффана, который рассказал от своих шейхов, что когда присутстовали около Гузайфа ибн аль-Хариса ас-Сумали когда усилилась его боль. Он сказал: «Если ли среди вас кто-то кто сможет прочитать суру Йасин?» Салих ибн Шарих ас-Сукуни начал читать суру, и когда он достиг 40 (аятов) (Гузайф) умер. Наши шейхи говорили: «Если сура Йасин читается умершим, облегчаются им (страдания)». Саффан сказал: «Иса ибн аль-Мутамар читал ее около ибн аль-Мабада».

Я (шейх Албани) говорю: «Этот извод достоверен до Гузайфа ибн аль-Хариса, да будет доволен им Аллах».

Шейх аль-Бассам также сказал: «Мазхабом имама Ахмада и большинства салафов является точка зрения, что (награда за совершения поклонений телом со стороны живого человека) дойдет (до умершего, если ее подарят)» [50]

Сказал имам Шамсуддин ибн Абдуль Вахид аль- Макдиси аль-Ханбали: «И эти предания, даже если они слабые, в целом свидетельствуют, что у этого действия (чтение Корана умершим) есть основа. Мусульмане на протяжение всего времени, во всех землях (Ислама) собирались и читали (Коран) своим умершим, без (какого-либо) порицания (для этого действия). И это есть иджма»[51].

Имам Сафарини аль-Ханбали сказал в книге «аль-Бахру аз-Захир»[52]: «Привел ас-Самарканди, говоря о награде за чтение суры аль-Ихлас, со слов Али (ибн Абу Талиба) в возведенной форме: «Тот кто придет на кладбище и прочитает там (суру) «Скажи Он Аллах Единый» 11 раз, затем подарит ее награду умершим, получит награду равную количеству умерших»[53]. И от Абу Хурайры[54], да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) сказал: «Тот кто войдя на кладбище прочитает суру аль-Фатиха, «Скажи Он Аллах Единый», суру ат-Такасур, а затем скажет: «Я дарю (награду за) то, что я прочитал из Твоей речи обитателям этого кладбища из числа верующих мужчин и верующих женщин» — они станут его заступниками перед Аллахом».

В «аль-Ваджиз» [55] шейха и имама ад-Дуджайли, сказано: «Не будет предосудительным чтение (Корана) на могиле. Мусульманину принесет польза, от (дел) приближающих (к Аллаху) подаренная ему живыми».

Сказал шейхуль Ислам ибн Таймия: «Тот, кто считает, что человеку могут помочь только его деяния, тот противоречит единогласному мнению, и это (мнение) ложное по многим причинам». И он упомянул около десяти причин, среди них:

1) Человеку приносит польза мольба другого человека, и это является пользой от деяний другого человека.

2) Праведный сосед приносит пользу в жизни и после смерти, как это пришло в преданиях, и это польза от деяний другого человека.

3) Молитва живого человека, совершаемая по усопшему, и мольба за него в ней, приносит пользу умершему. И это (польза) от деяний другого»[56].

Шейхуль Ислам также сказал: «Имамы Ислама сошлись во мнение, что польза от мольбы (за него) достигает до умершего. (Также достигает польза) за хорошие (деяния) совершаемые от его (имени). Это из числа известных без сомнения (действий) в Исламе, о которых свидетельствует Книга, Сунна и Иджма. Тот кто станет противоречить этому, тот из числа приверженцев нововведений. Не станет противоречить этим достоверным и ясным преданиям тот, до кого они достигли. Противоречить им может лишь тот, до кого они не дошли. Они разошлись во мнение конкретно касательно поклонений, совершаемых телом. Такие как молитвы и чтение Корана.

Ханафиты, Ханбалиты, поздние ученые из числа шафиитов а также маликиты считали, что награда за (поклонения телом со стороны) живого доходит до умершего, и (даже) до живого.

Ранние ученые из числа шафиитов и маликитов придерживались мнения, что награда за чисто телесные поклонения не доходит ни до кого кроме как совершающего их»[57].

Можно ли дарить награду за совершенные дела посланнику Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям)?

Ибн аль-Кайум аль-Джаузия сказал: «Среди поздних (ученых) факихов были те, кто считал это чем-то хорошим, и те кто не считал это чем-то хорошим. Они считали это (религиозным) новшевством, так как никто из сподвижников не поступал таким образом. Пророк (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) получает награду за все (добрые) дела совершаемые (мусульманами), без уменьшения награды совершающих. Ведь он указал своей общине (на врата) всех благ, повел их, и призвал их к этому. По этому он получает (награду) равную их награде, без уменьшения их награды». На этот вопрос таким же образом отвечал ибн аль-Казий[58].

Но вернемся к нашему вопросу, и продолжим приводить доводы из книг наших братьев ханбалитов о дозволенности чтения Корана умершим.

«В книге «Шарху аз-Зад (аль-Мустагна) и других книг (мазхаба) ханбалитов, сказано: «Если мусульманин совершить любое из дел приближающих его (к Аллаху), такие как мольба, просьба о прощение, молитва, пост, хадж, чтение (Корана) и другие — а затем подарит (награду) за них умершему мусульманину, или живому, то (эта награда) дойдет до него».

Сказал имам Ахмад: «Покойный получает (награду за) все хорошие дела, в соответствие с текстами пришедшими по этому поводу».

Ибн аль-Кайум (аль-Джаузия) сказал: «Согласно Ахли-Сунне валь Джамаат награда достигнет до умершего или живого, если кто-то станет держать пост, молиться, раздавать милостыню с намерением даровать награду им. Сам же он получит награду за свое намерение. Но лучше будет если совершающий обряды послушания, будет делать это для себя, и (при этом) молиться (за умерших) как пришло в Книге и Сунне» [59] .

Имам Мухаммад ибн Балбан аль-Ханбали ад-Димашки отметил[60]: «Сунной для мужчин является посещение могил мусульман, и чтения около них того, чтобы облегчит (их страдания)».

Шейх Абу Мухаммад Абдуллах аль-Джибрин, один из ученых салафитов нашего времени, сказал: «И есть противоречие в вопросе дарования награды за действия совершенные телом усопшему мусульманину. И более правильным мнением является то, что дозволено даровать награду покойному, и что награда достигнет его, если на то будет воля Аллаха. Если к примеру совершить два руката молитвы, и даровать награду за нее усопшему, это принесет ему пользу в соответствие с общими высказываниями факихов. И также если поститься, и по этому поводу даже пришли конкретные тексты. Сказал (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям): «Кто умер и на нем есть долг поста, пусть поститься за него его опекун»[61]. Предания в этом вопросе достаточно ясные. И правильное мнение, которого мы придерживаемся, что до него (покойного) достигает (награда) за любые деяния. Все равно будут ли это деяния совершенные телом[62], словами[63] или имуществом[64]. Если на то будет воля Аллаха, все это принесет пользу, если (награда за эти действия) будет дарована (усопшему) со стороны его близких, или даже не близких (людей) из числа мусульман»[65].

Другой известный ученый салафитского течения, Абдульазиз ибн Абдуллах ар-Раджихи сказал в комментарии к книге «Шархуль Умда»:

« — Принесет благо покойному мусульманину любое совершенное благое дело, если награда была дарована ему (совершившим это дело) –

Это означает, что если мусульманин совершит что-либо из действия приближающих его к Аллаху, и вознамерится даровать награду за это покойному мусульманину, то это принесет ему пользу. Это мазхаб ханбалитов и ханафитов, в соответствие с этой точкой зрения разрешено давать милостыню от имени покойного, совершать за него большое или малое паломничество, поститься за него, читать Коран – и даровать награду за все это умершему»[66].

Сказано в книге «аль-Муджалла филь фикх аль-Ханбали»[67]: «Любое из дел приближающих (к Аллаху) которое совершает мусульманин, принесут пользу умершему или живому мусульманину, если (совершающий) захочет даровать награду за них им».

Шейх ибн Хусайн аль-Макки аль-Малики сказал в «Хашия» на книгу Ахмада ибн Идриса аль-Карафи «Анвауль Бурук фи Анвауль Фурук»: «Что касается чтения (Корана) на могилах, ибн Рушд (аль-Малики) в «аль-Аджвибат», ибн аль-Араби (аль-Малики) в «Ахкамуль Куран», аль-Куртуби (аль-Малики) в «аль-Тазкирах» сказали, что покойный получает пользу от чтения (Корана) который читается на могиле, в доме, или (даже читается) в (одной) стране, (когда как покойный похонен в другой) стране»[68].

В «Маусуатуль фикхия»[69] сказано: «Старые ученые из числа маликитов считали, что нежелательно читать Коран умершим, и что награда за это не дойдет до них. Более поздние ученые из числа маликитов считали, что нет проблемы в том, чтобы читать Коран (умершим), делать зикр, и дарить награду умершим. И они считали, что награда достигнет их».

В этой же книге[70] также сказано: «Ибн Хилал сказал: «Ибн Рушд (аль-Малики) и другие наши имамы из числа жителей Андалусии издали фетву, что успоший получает пользу от чтения Священного Корана, и до него доходит польза и награда, если читающий (Коран решит) подарить (ее)»[71].

В заключение нашей работы я отмечу:

1) Как я указал высше есть прямые указания от пророка (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям), которые позволяют чтение Корана умершим. Если по отдельности они считаются слабыми преданиями, им безусловно придаст вес и силы предания рассказаные со слов сподвижников.

2) Согласно киясу, основанному на абсолютно достоверных преданиях от пророка (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) мусульманин может совершать поклонения от имени умерших близких людей.

3) Во всех четырех общепризнанных школах Ислама есть мнение, что дозволено читать Коран умершим. Среди салафов этой общины я не встретил ни одного человека, даже из тех кто не позволял чтение Корана умершим, кто стал бы обвинять в нововведениях мусульман практикующих это.

Хвала Аллаху, который позволил своему рабу завершить начатое. Все правильное в этой работе от Милостивого, все ошибки от Его нерадивого раба.

[1] Бухари «Сахих» №1. В этом хадисе речь идет о человеке, совершившим хиджру ради женитьбы на женщине, которую звали Умм Кайс.

[2] Мухий-д-дин Абу Закария ибн Шараф ад-Димашки аш-Шафии ан-Навави «Аль азкар аль мунтахаба мин калам саййид аль-абрар» стр. 24, издательство «Умма».

[3] Нуратдин аль-Итр «Иламуль Анам Шарх Булуг аль-Марам» 2/199. Даруль Фарфуд, Дамаск.

[4] «ас-Суннан» Абу Дауд, ткх Шуайб аль-Арнаут. 5/39.

[5] Стр 17-18, перевод А.Нирша.

[6] 13/63. Мактабах Шамела

[7] 7/113. Мактабах Шамела.

[8] Абу Бакр ибн Мухаммад ад-Димьяти, известный как аль-Бакри «Хашияту Ианату Талибин» 2/107. Мактабах Шамела.

[9] «Шарху суннан ибн Маджа» 2/195, Даруль Маариф — Бейрут.

[10] Абуль Фадль Мухаммад ибн Ахмад ибн Абдульбари аль-Ахдал «Ифадатуль туллаб би Ахкамуль Кираат аляль Амват ва Василу Саваб» стр 6, Мактабатуль Матбуатуль Нахдатуль Хадисия, 3-е издание 1402 год.

[11] «Мухтасар Сахих аль-Бухари» имама Зубайди, №848 (1852). Перевод А.Нирша.

[12] «Мухтасар Сахих аль-Бухари» имама Зубайди, №901 (2091).

[13] «Мухтасар Сахих аль-Бухари» имама Зубайди, №900 (1952)

[14] №13613, Мактабах Шамела.

[15] №4242, 3/124. Даруль Кутуб аль-Ильмия.

[16] Даруль Тадж, Ливан.

[17] 3/151, Даруль Аламуль Кутуб.

[18] Мухаммад ибн Ахмад ибн Салим ибн Сулайман ас-Сафарини аль-Ханбали «аль-Бахру аз-Захир фи Улум аль-Ахыр» 1/362, Изд Гирас. Предание слабое.

[19] «Раддуль Мухтар аля Дарриль Мухтар Шархуль Танвир аль-Абсар» 3/151.

[20] Абу Бакр аль-Халлал «Кираат индаль кубур» напечатана вместе с книгой «аль-Амр биль Маруф» стр 89-90.

[21] «Нурр аль-Иддах» стр 195, Мактабатуль Бушра.

[22] «И сказано было, что это запрещено для женщин. Сказал Бадруддин аль-Айни в комментарии к Бухари: «И конечное мнение: Это не желательно для женщин, или даже запрещено в наше время». См «Хашияту Нурр аль-Иддах» шейх Мухаммад Иззаз Али, напечатано вместе с «Нурр аль-Иддах» стр 195. Я (Абдуллах Эфенди) говорю, что если это было запрещено во времена имама аль-Айни, представьте насколько это запрещено сейчас.

Шейх Мухаммад ибн Ибрахим ат-Тувайджири сказал: «Посещение могил женщинами из числа величайших грехов». «Масуатуль фикх аль-Исламия» 2/793.

[23] «аль-Хадийатуль Алайиа» стр 162, изд Кахраман.

[24] Это мнение передавалось от ибн Аббаса. См «Мухтасар тазкирах фи ахвалиль мавта валь умур аль-ахира» имама Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, стр 83. Даруль Асимах.

[25] Мнение, что первый аят был отменен этим передавалось со слов ибн Аббаса, Хатибом Ширбини. См аль-Ахдал «Иффадатуль туллаб» стр 15.

[26] Это мнение передавалось от ар-Рабиа ибн Анаса. «Мухтасар тазкирах фи ахвалиль мавта валь умур аль-ахира» имама Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, стр 84; «Мааламут Танзил» имама аль-Багави, комментарий к 39 аяту суры ан-Наджм.

[27] Али аль-Кари аль-Ханафи «Миркатуль мафатих Шархуль Мишкатуль Масабих» 4/174, Даруль Кутуб аль-Ильмия.

[28] Мухаммад ибн Ахмад ибн Салим ибн Сулайман ас-Сафарини аль-Ханбали «аль-Бахру аз-Захир фи Улум аль-Ахыр» 1/359-360, Изд Гирас.

[29] Комментарий к 39 аяту суры ан-Наджм.

[31] Предание от ибн Умара привел имам Бейхаки с хорошим изводом, как сказал имам Навави. См «Иффадатуль туллаб» стр 8.

[32] ас-Сафарини аль-Ханбали «аль-Бахру аз-Захир фи Улум аль-Ахыр» 1/363; «Курратуль уюн биль фатава улама аль-Харамейн» основанная на фетвах Хусайна Ибрахима аль-Магриби, муфтия маликитов в заповедной Мекке и шейха Мухаммада Салиха ар-Раиса аз-Зубайри, стр 63; «Мухтасар тазкирах фи ахвалиль мавта валь умур аль-ахира» имама Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, стр 85.

[33] «аль-Бахру аз-Захир фи Улум аль-Ахыр» 1/363.

[34] «Кираат индаль кубур» напечатана вместе с книгой «аль-Амр биль Маруф» стр 89.

[36] «Маусуатуль фикхия» 33/60. Кувейт.

[37] 1/363-364; Абу Бакр аль-Халлал «Кираат индаль кубур» напечатана вместе с книгой «аль-Амр биль Маруф» стр 88-89, Даруль Кутуб аль-Ильмия; «Тазкирах фи ахвалиль мавта валь умур аль-ахира» имама Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, стр 274, Мактабатуль Даруль Минхадж.

[39] Мактабатуль ибн Таймия.

[41] Суры ан-Нас, и аль-Фалак.

[42] «аль-Бахру аз-Захир фи Улум аль-Ахыр» 1/364; Али аль-Кари аль-Ханафи «Миркатуль мафатих Шархуль Мишкатуль Масабих» 4/173; «Тазкирах фи ахвалиль мавта валь умур аль-ахира» имама Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, стр 274, Мактабатуль Даруль Минхадж; «Шарху ат-Тибби аля Мишкатуль Масабих аль-мусамма биль Кашф ан Хагаиг ас-Суннан» 4-ый джуз, стр 1414. Рияд.

[43] «Тазкирах фи ахвалиль мавата валь умур аль-ахира» имама Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, стр 274.

[44] Чтение Корана умершим на могилах.

[45] «аль-Фуру ва мааху Тасхих аль-Фуру» стр 448. Байтуль Афкаруд Давлия.

[46] «Масаиль Имам Ахмад ибн Ханбаль би риваят ибнуху Абдуллах ибн Ахмад» №543, стр 129. Даруль Мавадда, Даруль Таасиль.

[47] «Тавдих аль-Ахкам мин Булуг аль-Марам» 3/144.

[48] Аль-Итр «Иламуль Анам Шарх Булуг аль-Марам» 2/200.

[49] «Ирва аль-Галиль» 3/151-152.

[50] «Тавдих аль-Ахкам мин Булуг аль-Марам» 3/147.

[51] Али аль-Кари аль-Ханафи «Миркатуль мафатих Шархуль Мишкатуль Масабих» 4/174, Даруль Кутуб аль-Ильмия; Мухаммад ибн Ахмад ибн Салим ибн Сулайман ас-Сафарини аль-Ханбали «аль-Бахру аз-Захир фи Улум аль-Ахыр» 1/363, Изд Гирас.

[52] «аль-Бахру аз-Захир фи Улум аль-Ахыр» 1/361

[53] Предание от Али ибн Абу Талиба передал ас-Силафи и другие. См «Тазкирах фи ахвалиль мавта валь умур аль-ахира» имама Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, стр 276.

[54] Хадис передал Абуль Касим Сад ибн Али аз-Зинджани в книге «аль-Фаваид». См «Миркатуль мафатих Шархуль Мишкатуль Масабих» 4/173.

[55] Сираджуддин Абу Абдуллах аль-Хусайн ибн Юсуф аль-Дуджайли (ум в 732 по х), «Аль-Ваджиз филь Фикх аля мазхаб аль-Имам Ахмад ибн Ханбаль» стр 102, Мактабатуль Рушд.

[56] Аль-Ахдал «Иффадатуль туллаб» стр 16.

[57] «Тавдих аль-Ахкам мин Булуг аль-Марам» 3/145.

[58] Аль-Ахдал «Иффадатуль туллаб» стр 14.

[59] «Тавдих аль-Ахкам мин Булуг аль-Марам» 3/147.

[60] «Ахдар аль-Мухадараталь филь Фикх аля мазхаб имам Ахмад ибн Ханбаль ва мааху хашияту ибн Бадран».стр 136 Даруль Башаруль Исламия.

[61] Хадис передал имамы Бухари и Муслим.

[62] К примеру молитва.

[65] Абу Мухаммад Абдуллах ибн Абдуррахман ибн Абдуллах аль-Джибрин «Ибхаджуль муминин би шархиль минхаджус саликин» 1/275-276, Даруль Ватан ли Нашр.

[66] «Шархуль укда фи шарх аль-Умда» 1/324. Даруль Тавхид лин-Нашр. Справедливости ради следует отметить, что согласно самому шейху лишь награда мольбу, милостыню, хадж и умру можно дарить усопшему.

[67] Сулейман аль-Ашкар «аль-Муджалла филь фикх аль-Ханбали» 1/241, Даруль Калам, Дамаск.

[68] «Анвауль Бурук фи Анвауль Фурук», глава «Фарк бейна ма йасиля иляль майит ва ма ля йасыля иляль майит».

[70] «Маусуатуль фикхия» 33/60.

[71] Это также отметил шейх аль-Магриби аль-Малики, смотрите «Курратуль уюн биль Фатва улама аль-Харамейн» стр 63.

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Навигация по записям

Можно ли читать Коран умершим? : 3 комментария

Ас-Саляму алейкум ва рохматуЛлахи ва барокятуху можно задать вопрос?

алейкума салам ва рахматуллах ва баракату. Можно.

Кто первый назвал чтение Корана мертвым нововведением или с какого времени начало порицание этого действия? Ведь, даже было передано иджма в этом вопросе.

Слова в начале статьи меня подтолкнули к этому вопросу, а именно: Практика чтения Корана умершим была широко известна в Исламской общине на протяжение веков. Это разрешалось факихами, мухадисами, и крупнейшими Имамами нашей общины.

К огромному сожалению в наше время появились некоторые горе проповедники, которые назвали это действие новшевством, и обвинили мусульман в нововведение!

Оценка 4.7 проголосовавших: 18
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here