Молитва перед влахернской иконой божией матери

Новая статья: молитва перед влахернской иконой божией матери на сайте святая-молитва.рф - во всех подробностях и деталях из множества источников, что удалось нам найти.

ТИХВИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Судьба Тихвинской иконы Богоматери тесно переплетается с историей не только Северо-Запада России, но и всей нашей страны. Она почитается как покровительница правящих династий и как защитница, «крепкая помощница» в ратных делах. Недаром же ее часто называют «палладиумом России». Со времен посещения берегов Тихвины Василия III Тихвин называли «царским богомольем». Высочайшие особы посещали Тихвин вплоть до начала ХХ века. «Воинская слава» Тихвинской иконы началась в XVII веке. Многие поколения русских солдат отправлялись на защиту Родины с ее образами.

Тихвинская икона Божьей Матери является одним из наиболее чтимых списков Влахернской иконы Богоматери, или Влахернитиссы , упоминания о которой начинаются примерно с 439 года от Р.Х., когда она была перенесена из Иерусалима в Константинополь. Здесь для нее была выстроена Влахернская церковь. По своему типу она относится к Одигитрии-Путеводительнице, которая по преданию была написана евангелистом Лукой.

Во время иконоборческой ереси этот образ, как говорит предание, чудесно уплыл по морю из Константинополя в Рим. А после Торжества Православия тем же путем вернулся туда. В 1383 году, за 70 лет до того как османы захватили Константинополь, икона чудесным образом исчезла из храма, но возникла перед изумленными рыбаками над Ладожским озером. Икона появлялась по воздуху в семи местах как свидетельство ее чудотворной силы (что было важно во времена, когда процесс христианизации Руси еще продолжался и Русский Север не был охвачен им в достаточной мере) и окончательно остановилась над рекой Тихвинкой.

В предыдущие шесть раз икона не давалась в руки никому, перелетая с места на место, будто указывая путь следования за ней. Но тут, на берегу Тихвинки, все собравшиеся стали молиться перед ней, и она сошла им на руки. Тут же при священниках с молитвой положили деревянный венец – основу будущего строения, приготовили тес для дальнейшей стройки и, оставив его на ночь под стражей, ушли. Наутро, к великому ужасу и печали, пришедшие строители и заснувшие ночью сторожа не увидели ни иконы, ни венца. Горевали недолго – и икона, и венец, и тес оказались на другом берегу реки. Богоматерь Сама указала окончательное место для пребывания Ее Тихвинского образа.

В те годы это воспринималось как перенесение ее из страны, утратившей благочестие, в новый удел Богородицы — в Святую Русь, оставляя при этом первый и второй Рим — Константинополь, и переместившись в третий Рим — Московское царство. Икону стали воспринимать как подтверждение особого статуса России перед лицом Бога и, соответственно, как яркий символ Русского централизованного государства. С этим связывали особый иконографический тип иконы Одигитрии, как «Путеводительницы».

Пропись Тихвинской иконы Божией Матери

Широкое почитание Тихвинской иконы в Московском княжестве начинается с Василия III. Приезд Василия на Тихвину был связан с обстоятельствами его частной жизни. В 1525 г. произошел его развод с Соломонией Сабуровой и ее пострижение. В январе 1526 года Василий Иванович женится на Елене Глинской. Новые надежды на рождение наследника, связанные с новой супругой, усердно подкреплялись паломничеством к знаменитым святыням, вкладами в монастыри и соборы, молениями о чадородии. Его усердием вместо деревянного храма, построенном на месте явления иконы, был возведен каменный в честь Успения Богородицы.

Иван Грозный поднимает почитание иконе Тихвинской Богоматери на новую ступень. Он в течение всей жизни с особым благоговением относится к этой иконе, считая ее своей покровительницей. Например, в 1552 г. в походе на Казань во время ночлега русского войска на реке Пьяне. Царю во сне явилась икона Тихвинской Богоматери и укрепила его «на враги одоление». Позже Иван Васильевич основал на этом месте монастырь и подарил ему созданный в Тихвине список с чудотворной. Он приезжает на поклонение Тихвинской иконе за 15 дней до венчания на царство (и перед венчанием с Анастасией) – получить благословение на титул «царя» («цезаря») от святыни, почитаемой за римскую и константинопольскую. В 1560 году по приказу царя Иоанна Грозного при храме Успения Богородицы был устроен мужской монастырь, обнесенный каменной стеной.

Тихвинская икона Божией Матери была тесно связана с родом новых русских царей. В Костромском Ипатьевском монастыре, мать боярина Михаила Федоровича Романова, старица Марфа, благословила его на царство списком с Тихвинской иконы.

В 1613 – 1614 годах шведские войска, возглавляемые генералом Делагарди, захватив Новгород, не раз пытались уничтожить монастырь, но заступлением Божией Матери обитель была спасена. Так, однажды, в виду приближавшегося шведского войска, иноки решили бежать из монастыря, взяв чудотворную икону, но не могли сдвинуть ее с места. Это чудо остановило малодушных, и они остались в монастыре, уповая на защиту Божией Матери. Незначительные по числу защитники монастыря успешно отражали атаки намного превосходивших их сил противника. Наступающим шведам то представлялась многочисленная рать русских, идущая от Москвы, то какое-то небесное воинство, и они обращались в бегство.

Когда шведы потерпели в 1617 году окончательное поражение, по просьбе послов царя был сделан список с Тихвинской иконы Божьей Матери. Заключение мирного договора в деревне Столбово под Тихвином между царем Михаилом Федоровичем и королем Густавом II Адольфом 10 февраля 1617 года происходило перед этим ликом Богородицы. По условиям договора шведский король признавал династию Романовых. До этого новая династия была признана только Англией, Столбовский договор положил начала международного признания законности династии Романовых. Образ затем был перенесен как чтимая святыня в Успенский собор Московского Кремля, а позже, по ходатайству новгородцев, его перенесли в новгородский Софийский собор. Так с начала XVII века началось всероссийское почитание Тихвинской иконы Божьей Матери.

Тихвинская икона и ее списки были знамениты чудесными спасениями и ратными делами.

Фельдмаршал Б.П.Шереметев был спасен от пули образком Тихвинской иконы во время Полтавского боя. Он основал в своем имении Борисовский Тихвинский женский монастырь, а его потомки поколение за поколением дарили иконе в Тихвине богатые подарки.

В начале XIX столетия фрегат «Тихвинская Богородица» плавал в эскадре контр-адмирала Сарычева между Кронштадтом и Любеком. Иеромонахи Тихвинского Богородицкого монастыря окормляли Российский военный флот. В частности, получил известность подвиг иеромонаха Кирилла, который 28 и 29 июля 1855 года во время бомбардирования неприятельским флотом крепости Свеабы, на корабле «Иезеркиль» служил молебны на палубе корабля даже во время самой сильной перестрелки, воодушевляя своим примером матросов.

По московскому преданию чудотворная икона Тихвинской Божией Матери из церкви Тихвинской иконы Божией Матери в селе Алексеевском храма была на самолете обнесена вокруг Москвы и вслед за этим начался разгром фашистов под Первопрестольной. Вскоре был освобожден и г. Тихвин.

В 1910 году по инициативе Комитета Попечительства о русской иконописи древняя икона была раскрыта из-под поздних записей Г.О. Чириковым. Церковь, принимая во внимание существовавший столетиями со времен царя Михаила Федоровича, страх перед прикосновением к письму иконы, (поскольку, «Утаивая пречистое подобие», сама Богородица останавливала любого, кто прикаса лся к ее образу), провозгласила это новым чудом Богоматери.

В 1924 году Тихвинская обитель была закрыта. Чудотворная икона до 1941 года находилась в Тихвинском краеведческом музее, а после проделала длительный путь: во время оккупации немецко-фашистскими войсками она была передана в Псков, в Духовную миссию. Два года она находилась там, ее особо выдавали для воскресной службы в Троицком кафедральном соборе. Потом икону перевезли в Ригу, и еще спустя время она оказалась в американской оккупационной зоне в Германии, откуда попала в Чикаго. Здесь Тихвинская икона Богоматери хранилась в Свято-Троицком соборе, где настоятелем был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), который и вывез сюда икону в 1949 году, а затем его приемный сын протоиерей Сергий, всю свою жизнь посвятивший сохранению иконы. Согласно завещанию архиепископа Иоанна, возвращение иконы в Россию должно было состояться лишь тогда, когда Тихвинская обитель возродится.

В 1995 году монастырь был передан Церкви, Успенский собор восстановлен и освящён.

В 2004 году 9 июля после 60 лет странствий за рубежом икона была торжественно возвращена на её историческое место в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь .

Тихвинская икона Богородицы имеет особое значение в истории нашего Государства и в наши дни. Восстановлена и традиция получения благословения Тихвинской иконой Богоматери первого человека в государстве. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил в день инаугурации Владимира Владимировича Путина именно Тихвинским образом Пресвятой Богородицы , который и сегодня не престает быть палладиумом Российского государства.

Тихвинская икона Божией Матери в ризе

Днесь, яко солнце пресветлое, возсия нам на воздусе всечестная икона Твоя, Владычице, лучами милости мир просвещающи, юже великая Россия, яко некий дар Божественный свыше благоговейне восприемши, прославляет Тя Богомати всех Владычицу, и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего величает радостно. Емуже молися, о Госпоже Царице Богородице, да сохранит вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, и спасет верою покланяющихся Его Божественному и Твоему Пречистому образу, Дево неискусобрачная.

Притецем, людие, к Деве Богородице Царице, благодаряще Христа Бога, и к Тоя чудотворней иконе умильно взирающе припадем и возопием Ей: о, Владычице Марие! Присетивши страну сию Твоего честнаго образа явлением чудесно, спасай в мире и благовременстве вся христианы, наследники показующи небесныя жизни. Тебе бо верно зовем: радуйся, Дево, мира спасение.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Тихвинской

Благодарим Тя, о Преблагая и Пречистая, Преблагословенная Дево, Владычице, Мати Христа Бога нашего, о всех благодеяниих Твоих, яже показала еси роду человеческому, наипаче же нам, христоименитым людем российским, о нихже ниже самый ангельский язык к похвалению доволен будет. Благодарим Тя, якоже и ныне удивила еси неизреченную Твою милость на нас, недостойных рабех Твоих, преестественным самопришествием Пречистыя Твоея иконы, ею же всю просветила еси Российскую страну. Темже и мы, грешнии, со страхом и радостию покланяющеся, вопием Ти: о Пресвятая Дево, Царице и Богородице, спаси и помилуй люди Твоя, и подаждь им победы на вся враги их, и сохрани царствующия грады, и вся грады и страны христианския, и сей святый храм от всякаго навета вражия избави, и всем вся на пользу даруй, ныне пришедшим с верою и молящимся рабом Твоим, и поклоняющимся Пресвятому образу Твоему, яко благословенна еси с рождшимся от Тебе Сыном и Богом, ныне и присно и во веки веков. А минь.

Покров во Влахернах

Только раз в год, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в том храме, где в начале X века было явление Божией Матери, совершается торжественное богослужение на церковнославянском языке.

По правде сказать, я и не чаял оказаться на литургии в знаменитом Влахернском храме. И тем более – в день праздника. Знал, что греки отметили Покров Пресвятой Богородицы на две недели раньше. И все же я спросил у прихожанки русской Андреевской церкви в Стамбуле, когда можно посетить Влахернский храм. В ответ услышал, что именно 14 октября там будет праздничное богослужение. Оказалось, что недавно назначенный на приход Андреевской церкви архимандрит Панарет является клириком Влахернского храма и теперь по просьбе своих прихожан служит на Покров во Влахернах.

Вряд ли вы сможете отыскать на картах Стамбула храм Влахернской иконы Божией Матери. И далеко не всякий таксист знает это место. Однако самостоятельно добраться до церкви не составит большого труда. В старом городе на автостанции «Эминеню» вы садитесь на любой автобус, следующий по берегу залива Золотой Рог, и выходите на остановке «Айвансарай».

За этими воротами находится Влахернский храм

Вы увидите, что рядом с остановкой сквозь хаотичную восточную застройку проступает стена древнего Константинополя с остатками врат, возле которых в Средневековье плескалось море – сейчас залив отступил от стены метров на двести. Когда-то здесь были Царские сходни – место причала корабля императора. Пройдя несколько десятков метров по переулку вглубь жилых кварталов, вы упретесь в серые железные ворота с крестом наверху. Это и есть вход на территорию знаменитого храма.

Так сегодня выглядит знаменитый Влахернский храм

Восставшая из пепла

За большим садом с раскидистыми гранатовыми деревьями и вьющимся виноградом невысокая Влахернская церковь просто незаметна. Я убедился, что не ошибся воротами, только когда увидел звонницу, утопающую в объятиях кедра и кипариса. Сейчас великая святыня выглядит более чем скромно.

Церковь, построенная в V веке, изначально имела величественный вид – на древних иконах праздника Покрова она предстает трехъярусной и многокупольной. Но в 1434 году храм сгорел до основания. Поджигателями оказались городские мальчишки, гонявшие по крышам голубей. У последних императоров Византии не было средств для восстановления святыни, и храм пролежал в руинах почти четыреста пятьдесят лет.

Только во второй половине XIX века греческая община выкупила этот участок земли и восстановила церковь. От древнего храма сохранилось несколько мраморных капителей и обломков колонн – они выставлены во дворе у алтарной части. Еще уцелела каменная икона-барельеф (по всей видимости, на ней изображены равноапостольные Константин и Елена), которую можно увидеть в притворе на южной стене.

Старинная храмовая икона Покрова пресвятой Богородицы

Внешне очень простая церковь внутри поражает атмосферой древности. Пол храма находится на три метра ниже уровня земли. Все, что выше, – тысячелетний культурный слой. Даже в ясный солнечный день здесь царит таинственный полумрак. Строители не смогли расчистить все пространство древней святыни, но добрались до нижнего яруса и алтаря – так что молящиеся сегодня стоят ровно на том же месте, где совершалась литургия в византийские времена. Иконы и настенные росписи за полторы сотни лет, со времени восстановления церкви, уже состарились и вполне соответствуют многовековой истории храма. Поднимаю голову – из небольшого купола льется теплый малиновый свет.

На службу пришли около ста человек, в основном русские – те, кто постоянно живет в Стамбуле, и те, кто в эти дни совершал паломничество по святым местам древнего Константинополя. Им, как и мне, просто посчастливилось попасть сюда на литургию в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы. На клиросе пел хор Андреевской церкви. Приход этого русского храма весьма примечателен. Многие годы он состоял из представителей старой русской эмиграции. Да и сейчас остались еще несколько потомков той диаспоры. На службу, например, пришла внучка звезды немого кино Веры Холодной, названная в честь бабушки тоже Верой.

Свечной ящик, где принимают записки о здравии и за упокой, здесь устанавливать не принято. Если кто-то хочет подать записку, самостоятельно относит ее к алтарю, а пожертвования опускает в специальный ящик. При этом записки можно писать по-русски.

Башня Калигария у древних стен Влахерн

О том, что произошло во Влахернском храме в начале Х века, мы знаем из жития святого Андрея, Христа ради юродивого. У стен Царьграда стоял враг, и горожане собрались во Влахернской церкви на всенощное бдение, чтобы помолиться о спасении города. Блаженный Андрей увидел стоящую «на воздухе» Богородицу в окружении ангелов и святых и сказал о видении своему ученику святому Епифанию – будущему патриарху Константинопольскому.

Пречистая Дева молилась со слезами на глазах, после чего покрыла народ в храме своим омофором, защитив его от врага. Никто, кроме святых, этого не видел, но вскоре все смогли убедиться в милости Богоматери. Осада Царьграда была снята – враг отступил.

Праздник Покрова на Руси всегда был любим, как ни в одной другой стране. Особо почитался и блаженный Андрей, Христа ради юродивый. Известно, что он был славянином (возможно, из русских земель), проданным в рабство. Житие святого Андрея было переведено с греческого на церковнославянский язык еще в XII веке – значительно ранее не только всех других текстов житийной литературы, но и многих книг Священного Писания. Существует предположение, что и сам праздник Покрова Пресвятой Богородицы изначально был установлен именно на Руси, а не в Византии.

Небольшой уютный сад возле церкви

Риза Богородицы и саван Спасителя

Когда-то в древнем Влахернском храме хранилось несколько великих святынь. Риза Богородицы, найденная в Назарете, была перенесена в Царьград в 474 году – в честь этого события установлен праздник Ризоположения. За долгую историю осад Константинополя жители города не раз выносили святыню из церкви и проходили с ней по крепостной стене, прося у Богородицы помощи.

В «Повести временных лет» рассказывается, как корабли Аскольда и Дира, осадившие Царьград, разметала внезапно поднявшаяся буря. Это случилось после того, как Патриарх Константинопольский погрузил Честную ризу в воды Влахернской бухты. Языческие князья были настолько поражены свершившимся на их глазах чудом, что решили принять христианство. Крестились здесь же в Царьграде, сразу после того как утих шторм. Во святом Крещении Аскольд был наречен Николаем, а Дир – Илией.

Позднее в ковчег с ризой были помещены омофор и пояс Богородицы, обретенные в Ее гробнице в Гефсимании. Возможно, среди святынь церкви была и знаменитая Туринская плащаница. Крестоносец Роберт де Клари, участвовавший в захвате Царьграда в 1204 году, утверждал, что во Влахернском храме хранился «саван, которым был обернут наш Господь; этот саван приоткрывали каждую пятницу, так что можно было ясно видеть Лик нашего Господа». Видимо, это та самая плащаница, которая теперь хранится в Турине.

Какие же святыни до наших дней сохранились в храме? Это святой источник с мраморной купелью и чудотворная Влахернская икона Божией Матери. Источник находится прямо в храме справа от алтаря. Это целый грот, уходящий глубоко под землю. О том, что храм изначально был построен именно у целительного ключа, свидетельствует древнее византийское «послание». В нем говорится, что здесь «бьют источники для телесных омовений, избавляющие и от душевного морока». В византийские времена в этих водах императоры совершали особое ритуальное омовение, последовательность которого подробно описана в трактате Константина Багрянородного.

Целительная сила источника известна уже полторы тысячи лет. Обычай умываться водой из него закрепился еще в древности, при этом было замечено, что особенно часто святая вода исцеляла глазные болезни. У источника люди просили у Господа и о духовном прозрении, крепости в вере. На мраморной плите запечатлен призыв: «Омой свои грехи, а не только лицо».

Вода в источнике по-прежнему бьет ключом, ее температура 39 градусов. Однако в сам грот никому, кроме служителей храма, пройти не дозволяется. Паломники набирают святую воду из кранов, вмонтированных в мраморную купель.

Святой источник, давший начало храму

Чудотворная Влахернская икона Божией Матери находится также справа от алтаря, непосредственно возле источника. Святыня, увы, пребывает в плачевном состоянии. Прекрасный оклад сверкает серебром, но само изображение Богородицы едва различимо. Икона отгорожена стеклянной дверцей, за которую все желающие опускают пожертвования на восстановление Влахернского образа. За стеклом немало серебряных подвесок, имеющих форму руки, ноги или целого человека. Так по греческой традиции верующие благодарят Пречистую Деву за исцеление, дарованное по молитве перед Ее образом.

Члены местной общины верят, что это та самая икона Богоматери, которая была написана апостолом Лукой. Святыню приобрела супруга императора Феодосия II Евдокия, когда в 436 году совершала паломничество в Иерусалим. Затем икону преподнесли в дар сестре императора святой Пульхерии, которая и поместила образ во Влахернском храме.

Тысячелетняя история пребывания святыни в Константинополе знаменовалась множеством исходящих от нее чудес – как исцеление страждущих, так и спасение целого города от завоевателей.

Чудотворная Влахернская икона Божией Матери

По воле Богородицы

Хорошо известно и о так называемом привычном чуде. Каждую пятницу на закате солнца покрывало, которым был занавешен образ, чудесным образом приподнималось. Византийцы видели в этом особую волю Богородицы. Если император, например, готовился к военному походу и в пятницу перед выходом войск покрывало над иконой не шевелилось, то кампания откладывалась.

Даже свои житейские споры византийцы отдавали на суд чудотворной иконе. Так, в 1075 году губернатор Фессалоник и монахи обители Каллиас спорили из-за прав на мельницу. Дело осложнялось тем, что каждая сторона имела множество судебных вердиктов в свою пользу. Тогда было решено обратиться к суду Богородицы. Перед иконой сложили все документы, условившись, что мельница отойдет монахам, если покрывало не поднимется в течение определенного времени. Когда время истекло, а покрывало не шелохнулось, монахи стали праздновать победу. И в этот момент занавес на иконе стал подниматься. Решение Богородицы заставило всех задуматься…

В притворе храма хранится особо чтимый список с Влахернской иконы Богоматери. Образ хоть и древний, но сохранился очень хорошо. Его специально вынесли в притвор, чтобы паломники могли помолиться Богородице и прочитать перед святыней акафист, если вдруг придут в неурочный час. Церковь открывают только во время богослужений. Как сообщил отец Панарет, службы на греческом языке проходят здесь ежедневно в десять часов утра и в четыре часа вечера, кроме вторника.

По традиции свечи здесь ставят в церковном притворе в насыпанные зерна пшеницы

Икона-барельеф, уцелевшая от древнего храма

На шестом холме

После литургии мы с прихожанами Андреевской церкви решили прогуляться по окрестностям. Влахерны – особый район старого города. Он весь сплетен из узких кривых улочек и переулков. То и дело на глаза попадаются старинные деревянные хибары и невысокие дома из дикого камня. Здесь царит патриархальный уклад жизни – спокойный, тихий, очень домашний.

В византийские времена на этом месте была огромная площадь, на которой стоял императорский дворец. По свидетельству очевидца, в нем «от сияния драгоценных камней ночью было светло, как днем». Оставшиеся от дворца руины поднимаются от Влахернской церкви вверх на шестой холм Царьграда. Только так называемый дом Багрянородного частично восстановлен, сейчас в нем находится музей.

Масштабы Влахернской резиденции впечатляют. Сюда на закате Византии переместилась вся жизнь священной империи: государственная, деловая и религиозная.

…Я рассказал местным христианам, что в России на Покров обычно выпадает снег, который верующие воспринимают как видимый символ Божией благодати. «Как же, знаем, – отвечали мне, – “паче снега убелюся”, поется в псалме. У нас тоже зимой раньше снег лежал, в детстве мы на лыжах катались. Теперь, если и выпадает, то быстро тает. Для нас великая благодать на Покров – сама праздничная литургия во Влахернах, ведь в былые годы это случалось так редко».

На праздничной службе

Певчие русской Андреевской церкви

Моб. тел. о. Сергия Демидова: 8-906-220-92-09

Алексей Макеев, фото автора

Популярные туры:

Продолжайте путешествие!
  • Где радовалась и страдала Богородица

На Святой Земле есть немало мест, которые и по сей день хранят память о земной жизни Божией Матери.

«О, красота моя Оптинская! О, мир, о, тишина, о, безмятежие и непреходящая .

Продолжатель славного рода Иоанн Кронштадтский появился на свет 19 октября 1829 года .

По благословению викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископа Воскресенского Саввы .

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-54816.

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Оценка 4.7 проголосовавших: 18
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here