Молитва поем тебе господи

Новая статья: молитва поем тебе господи на сайте святая-молитва.рф - во всех подробностях и деталях из множества источников, что удалось нам найти.

Молитва поем тебе господи

Слова из Евхаристического канона на Божественной Литургии, — «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе Благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш», — очень важны потому, что в это время совершается преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.

Православный Катехизис не указывает конкретный миг, когда оно происходит. Центральная часть Литургии начинается со слов Самого Христа на Тайной вечери: «Приимите, ядите…». Однако тайносовершительными является молитва эпиклезы (с греч. — «призывание»), которой священник во время пения «Тебе поем» молится о ниспослании Святого Духа на предложенные Дары и об Их преложении.

Точный характер слов «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим» в современной транслитерации понять трудно. Церковнославянский же язык (согласно с греческим) указывает на точные взаимоотношения между словом «Тебе» и остальными словами. Правильно понимать не «поем (кому?) Тебе», а «Тебя воспеваем» (подразумевается вопрос «кого?»). Соответственно — «Тебя благословляем». Но точнее, в согласии с греческим языком — «призываем Твое благословение» (ибо «меньший благословляется большим» (Евр. 7:7)). А слова «Тебе благодарим», более точно означают не «Тебя благодарим», а «Тебе (кому?) возносим благодарение».

«И молим Ти ся» переводятся как «молимся Тебе». Впрочем, и здесь церковнославянский язык (согласно с греческим) расширяет для нас грани смысла. Буквально — «молим Тебе себя». В греческом используется слово «дэомэфа», имеющее значение «просим, умоляем», «пожалуйста!». Таким образом, эту фразу можно понимать как — «умоляем Тебя от всего сердца!».

Песнопение «Тебе поем» является отражением тайносовершительной молитвы священника, передает смысл ее. В это время священник начинает эпиклезу (на Литургии св. Иоанна Златоустого) словами: «Еще приносим Ти словесную сию и безкровную службу, и просим, и молим, и мили ся деем (умиленно молим), низпосли Духа Твоего Святаго на ны (на нас), и на предлежащия Дары сия.» И затем, после тропаря о ниспослании Святаго Духа, благословляет: «И сотвори убо Хлеб Сей, честное Тело Христа Твоего». Диакон отвечает: «Аминь». После этого, благословляя Чашу: «А еже (то, что) в Чаши Сей, честную Кровь Христа Твоего». Диакон произносит: «Аминь», и затем — «Благослови, владыко, обоя». Священник, благословляя, говорит: «Преложив Духом Твоим Святым».

После троекратного «Аминь», диакон испрашивает у священника благословение. Затем иерей молится о том, чтобы Святое Причастие было нам «во трезвение души, во оставление грехов, в приобщение Святаго Твоего Духа, во исполнение Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе, не в суд, или во осуждение». К этим словам прибавляется молитва об усопших, начиная от ликов святых и заканчивая просьбой «о всяком дусе праведнем в вере скончавшемся».

Важнейшая часть евхаристического канона подходит к концу. И хотя Святые Дары всегда хранятся на Престоле храма (для причащения болящих), теперь же благодать Святого Причащения становится доступной для всех, кто готовил себя к личной встрече с Господом. Поминовением усопших, в том числе святых на небесах, открывается незримая связь небесной и земной Церкви, где Господь был и есть — «путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6) для каждого Ее члена.

Благодарственная молитва Господу Богу за помощь

Молитва благодарности Господу Богу за помощь, поддержку, решение насущных проблем, исцеление от недугов — это то благодарение, которое каждый молитвенник должен вознести Творцу. Бог есть Любовь, а помимо веры в Него необходимо уметь благодарить.

За что возносить слова благодарности

Для большинства людей, и даже тех, кто считает себя верующими, повседневная жизнь кажется тусклой и тяжелой.

Кажется, что абсолютно не за что выражать признательное чувство благодарности Христу. Это случается от того, что люди разучились принимать дары и радоваться им, считая получаемое чем-то должным. А ведь каждый из нас получает богатейшие сокровища от Бога: жизнь, любовь, дружбу, способность дышать, думать, рожать детей.

Именно Небо подарило нам величественную красоту природы, реки и озера, степи, горы, деревья, луну, небесные светила. А не умея благодарить, мы и не получаем других даров.

Получили просимое — поблагодарите Всевышнего, можно своими словами, а лучше молитвами. Душа человека жива до тех пор, пока живет вера. А ее необходимо поддерживать молитвенными обращениями.

Совет! Кроме молитвы, благодарение можно выражать приношением милостыни бедным людям, десятиной храму.

За каждый прожитый день, за ниспосланные с Небес блага, за здравие, за счастье любимых детей — за все благодеяния Божии из уст просителей должна звучать благодарственная молитва Господу Богу.

Необходимо научиться ценить то, что кажется само собой разумеющимся, каждую мелочь — только тогда человек поймет, что абсолютно все в этом бренном мире происходит по Воле Отца Небесного.

Возносить благодарение Иисусу Христу необходимо с чистым сердцем и светлой душой, только тогда оно достигнет Престола Божиего. И в ответ на молитвенника снизойдут Божие благословение и милость.

Благодарим Тя, Господи Боже наш, о всех благодеяниях Твоих яже от перваго возраста до настоящего, в нас, недостойных рабех Твоих (имена), бывших, ихже вемы и не вемы, о явленных и неявленных, яже делом бывших и словом: возлюбивый нас якоже и Единороднаго Твоего Сына о нас дати изволивый, сподоби и нас достойны быти Твоея любве.

Даждь словом Твоим мудрость и страхом Твоим вдохни крепость от Твоея силы, и аще что хотяще или нехотяще согрешихом, прости и не вмени, и сохрани душу нашу святу, и представи ю Твоему Престолу, совесть имущу чисту, и конец достоин человеколюбия Твоего; и помяни, Господи, всех призывающих имя Твое во истине, помяни всех, блага или сопротивная нам хотящих: вси бо человецы есмы, и всуе всяк человек; темже молимся Тебе, Господи, подаждь нам Твоего благоутробия велию милость.

Собор святых Ангел и Архангел, со всеми небесными силами поет Тя, и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея. Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних. Спаси мя, Иже еси в вышних Царю, спаси мя и освяти, Источниче освящения; от Тебе бо вся тварь укрепляема есть, Тебе безчисленнии вои трисвятую песнь поют. Тебе и аз недостойный, седящему во свете неприступнем, егоже ужасаются вся-ческая, молюся: ум мой просвети, сердце очисти, и устне отверзи, яко да достойно возмогу пети Тебе: Свят, Свят, Свят еси Господи, всегда, ныне, и присно и в безконечныя веки веков. Аминь.

Тебе Бога хвалим, Тебе Господа исповедуем, Тебе Превечнаго Отца вся земля величает; Тебе вси aнгели, Тебе небеса и вся Силы, Тебе Херувими и Серафими непрестанными гласы взывают: Свят, Свят, Свят, Господь Бог Саваоф, полны суть небеса и земля величества славы Твоея, Тебе преславный Апостольский лик, Тебе пророческое хвалебное число, Тебе хвалит пресветлое мученическое воинство, Тебе по всей вселенней исповедует Святая Церковь, Отца непостижимаго величества, покланяемаго Твоего истиннаго и Единороднаго Сына и Святаго Утешителя Духа. Ты, Царю славы, Христе, Ты Отца Присносущный Сын еси: Ты, ко избавлению приемля человека, не возгнушался еси Девическаго чрева; Ты, одолев смерти жало, отверзл еси верующим Царство Небесное. Ты одесную Бога седиши во славе Отчей, Судия приити веришися. Тебе убо просим: помози рабом Твоим, ихже Честною Кровию искупил еси. Сподоби со святыми Твоими в вечной славе Твоей царствовати. Спаси люди Твоя, Господи, и благослови достояние Твое, исправи я и вознеси их во веки; во вся дни благословим Тебе и восхвалим имя Твое во век и в век века. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам. Помилуй нас, Господи, помилуй нас: буди милость Твоя, Господи, на нас, якоже уповахом на Тя. На Тя, Господи, уповахом, да не постыдимся во веки. Аминь.

Благодарственная молитва по получению просимого

Слава Тебе Спасителю, Сила всемогущая! Слава Тебе Спасителю, Сила вездесущая! Слава Тебе Утроба преблагосердая! Слава Тебе, Слух присноотверзающийся на услышание молитвы мене окаяннаго, во еже миловати мене и спасати от грех моих! Слава Тебе, светлейшия Очи, выну на меня зрящии любезне и прозирающии вся моя сокровенности! Слава Тебе, слава Тебе, слава Тебе, Сладчайший Иисусе, Спасе мой!

Благодарственное служение

Помимо молитв Церковь практикует служение благодарственного молебна.

Как заказать молебен

Для его заказа необходимо:

  • прийти в храм и в свечной лавке написать записку с наименованием «Благодарственный молебен Иисусу Христу»;
  • вписать в столбик имена благодарителей, только те, что даны в Таинстве Крещения (в родительном падеже — от кого: Нины, Георгия, Любови, Сергия, Димитрия);
  • не нужно вписывать фамилию, отчество, гражданство благодарителя, а так же имена в уменьшительно-ласкательной форме (от Дашеньки, Сереги, Сашки);
  • к именам рекомендуется приписать статус: бол. — болящий, млд. — младенец (ребенок до 7 лет), отр. — отрок (подросток с 7 до 14 лет), воин, непр. — непраздная, беременная;
  • отдать заполненный бланк свечнице и внести рекомендуемое пожертвование (если человек испытывает финансовые трудности, то ни кто не будет требовать с него платы за требу);
  • причину благодарности указывать не нужно, Всевышний все знает и обо всем ведает, Он есть Сердцеведец;
  • желательно приобрести в церкви свечу (любую, причем ее цена и размер не влияют на качество благодарности или пламенность молитвы);
  • накануне молебна поставить ее в подсвечник у иконы Христа.

Важно! Благодарность Богу возносится не только за радость, счастье, здоровье и благополучие, но и за скорби, беды и несчастья, за Гнев Божий и Его наказание — это есть суровое испытание и путь ко Спасению.

Правила поведения во время молебна

  1. Необходимо лично присутствовать при совершении клириком молебна и молитвенно потрудиться вместе с ним и другими прихожанами.
  2. Если человек тяжело болен, то от его имени может присутствовать на молебне кто-либо из родственников или знакомых.
  3. Опаздывать на служение, по меньшей мере, некрасиво. Обычно требы совершаются по окончанию Литургии, а она происходит всегда в утренние часы. Поэтому предварительно нужно уточнить время начала молебна.
  4. Во время моления нужно вдумываться в каждое произносимое священником слово и по возможности вслед за ним про себя повторять текст.

Важно! Нельзя быть безучастным на молебне — ведь это личная мольба ко Господу каждого прихожанина, заказавшего благодарственную требу.

Советы прихожанам

Служение в церкви совершается на церковно-славянском наречии. Этот язык понятен далеко не всем прихожанам, поэтому рекомендуется разобрать самостоятельно заранее текст молебна.

Не обязательно искать переводную литературу на полках библиотек или в книжных магазинах — сейчас в сети интернет достаточно информации на абсолютно любые темы.

Часто молитвы благодарения прочитываются вместе с прочими заказанными требами:

Иногда священник служит общий молебен, объединяющий все требы, заказанные на этот день. Не стоит волноваться, «качество» вашего благодарения от этого совершенно не умалится.

Молитва благодарности должна занять место в сердце каждого человека. Ее правильное и искреннее произнесение может кардинально изменить жизнь.

Она дает Господу понять то, что молитвенник смиренно воспринимает все, радости и тяжелые испытания, кои дарует ему Небо. Всем известно, что роптать на Бога нельзя, ведь преграды в жизни случаются тогда, когда человек ведет неугодный Всевышнему образ жизни, что губительно для его души.

Совет! Если в жизни все складывается не так, как бы хотелось, то молитвенно благодарите Бога за все, доверяйте Ему всем сердцем, не полагаясь на свой разум.

И тогда все пути земного бытия Творец сделает прямыми и полными счастья.

Объяснение Божественной Литургии

Пением Символа веры оканчивается приготовление к Святому возношению. Наступает время для самого возношения, т.е. для священнодействия Бескровной жертвы. Иначе Святое возношение называется Евхаристией (благодарением), потому что соединяется с благодарственными и хвалебными молитвами Богу Отцу, с исповеданием Его Божественных совершенств и великих к нам милостей. О важности этого времени в России принято давать знать даже тем, которые не присутствуют в храме, а остаются дома или находятся в пути, для того чтобы и они в эти минуты благоговейно мысленно участвовали в великом священнодействии.

Несколько ударов в колокол, напоминающих им об этом событии, называется благовестом к Достойно, т.е. благовестом перед пением: Достойно и праведно есть. А присутствующих в храме дьякон приглашает к участию в Святом возношении словами: Станем добре, станем со страхом, вонмем, Святое возношение в мире приносити. «Будем стоять с соблюдением благочиния» (добре – καλωξ ). Со страхом. «Будем бдительно хранить душу от всего, что может ее рассеять, смутить и потревожить». Чтобы в душевном мире приносить Богу Святое возношение, помня, что возносимая Богу жертва возносится не только за нас, но и от нас, что мы присутствуем при этом не как сторонние зрители или слушатели, а как действующие лица. Предстоящие, изъявляя готовность к благоговейному участию в Святом возношении, на слова дьякона отвечают вместе с хором: Милость мира, жертву хваления. «Мы готовы в мире приносить Богу, как приятное Ему возношение, хлеб и вино, – эту милость мира. «Мы готовы приносить, вместе с этими вещественными дарами, и духовную жертву хваления Богу; готовы устами, от избытка сердца, прославлять Его ( Евр. 13, 15 )». Затем священнодействующий обращается лицом к предстоящим, осеняет их крестным знамением и, как изъявивших готовность участвовать в Святом возношении, ободряет их апостольским благожеланием: Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога Отца и причастие (общение) Святаго Духа буди со всеми вами ( 2 Кор. 13, 13 ). Услышав в ответ выражение того же благожелания ему самому: и со духом твоим, священнодействующий возглашает: горе имеим сердца. «Отрешим наши сердца от всякого земного помышления и устремим их к небесному». Народ отвечает: имамы ко Господу. «Мы имеем сердца, устремленные ко Господу». Тогда священнодействующий, сам готовый приступить к Святому возношению, приглашает и предстоящих вместе с ним начать оное благодарением Господу, по примеру Самого Иисуса Христа, который, при установлении священнодействия Бескровной жертвы, начал оное благодарением Богу Отцу ( Мф. 26, 26 ). Благодарим Господа. «Принесем Господу благодарственные молитвы», – взывает священник. Народ отвечает пением: Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней, – а по греческим древним русским служебникам это песнопение звучит несколько короче: Достойно и праведно.

Во время этого пения священник начинает читать про себя благодарственную молитву (Евхаристию), которая, как возношение духовной жертвы, составляет первую часть в чине Святого возношения; за ней в состав чина входят: 2) возношение Святых Даров, как вещественного приношения; 3) освящение их молитвой о ниспослании на них Святого Духа и о преложении их в Тело и Kровь Христовы, и благословением; 4) возношение молитв за членов Церкви, живых и усопших. Во всех молитвах Святого возношения священник обращается только к Богу Отцу, как служитель Иисуса Христа, который, как вечный Первосвященник, Сам через него приносит Богу Отцу Бескровную жертву.

Рассмотрим эти составные части чина возношения Святых Даров сперва по чину литургии Иоанна Златоуста, затем по чину литургии Василия Великого.

1. В благодарственной молитве Богу Отцу священник:

а) Исповедует беспредельное Его величие с Сыном и Святым Духом и прославляет дела Его благости в отношении к человеку. «Достойно и справедливо Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебя хвалить, Тебя благодарить, Тебе поклоняться на всяком месте Твоего владычества, ибо Ты Бог несказанный, непостижимый, незримый, всегда существующий, неизменный, Ты и Единородный Твой Сын и Дух Твой Святой. Ты из небытия призвал нас в бытие, и когда мы отпали от Тебя, Ты восстановил нас и не перестал все для нас делать, пока не возвел нас на небо и даровал нам Твое будущее (имеющее открыться) Царство. За все это благодарим Тебя и Единородного Твоего Сына и Духа Твоего Святого, за все милости к нам, ведомые нам и неведомые, явные и сокровенные от нас. Благодарим Тебя и за то, что Тебе угодно было принять от рук наших эту службу ( λειτουργιαν ), хотя (и без нас есть кому служить Тебе, ибо) предстоят Тебе тысячи Архангелов и миллионы

Ангелов, Херувимы и Серафимы, имеющие вид шестокрылых животных, многоглазых, высоко парящих, поющих, возглашающих, взывающих и говорящих песнь победы» 56 , т.е. торжества над враждебными силами.

Слова: «поющих. песнь победы», священник возглашает вслух, давая знать певцам, чтобы они вслед за Небесными Силами воспели их песнь, – и своды храма оглашаются торжественным ее пением, представляющим подобие того, что некогда слышал в одном из своих видений пророк Исаия из уст Серафимов: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Господь Воинств Небесных). Исполнь (полно) небо 57 и земля славы Твоея. K этому небесному славословию, относящемуся ко всем Лицам Святой Троицы, поющие присоединяют земное приветствие одному из Лиц Святой Троицы – Христу Спасителю: осанна в вышних (спасение от Всевышнего, или: да спасет, да поможет Всевышний), благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних. С этим приветствием, взятым из 117-го псалма ( Пс. 117, 25 ), иудеи встречали Иисуса Христа, шедшего на вольные страдания в Иерусалим за несколько дней до Своей крестной

смерти, желая Ему победы над врагами и успеха в приписываемом Ему предприятии восстановить престол Давидов ( Мф. 21, 9–15 ; Мк. 11, 9–10 ; Ин. 12, 13 ). Повторяя то же приветствие Христу Спасителю при совершении чина возношения Святых Даров, предстоящие в храме христиане через это воздают Ему честь, как своему Царю, невидимо сходящему в храм, чтобы принести Себя на святом престоле в жертву Богу Отцу, и молят Бога Отца, да будет Ему угодна эта жертва, да соделает ее Всевышний спасительной для душ наших – осанна в вышних.

б) Продолжая молитву Евхаристии, священнодействующий вместе с Ангелами, поющими победную песнь, и в соответствие пению хора, исповедует святость Божию и потом прославляет бесконечную любовь к нам Бога Отца, по которой Он, Сам будучи бесконечно свят, не возгнушался нас, грешных, и послал для нашего спасения Единородного Сына Своего и по которой Сын Божий, для усвоения нам плодов

искупления, на конце поприща искупления совершил и завещал в воспоминание Его совершать Таинство Тела и Kрови Его. «С этими блаженными Силами, – молится священник, – и мы, человеколюбивый Господи, взываем и говорим: свят и пресвят Ты, Единородный Твой Сын и Дух Твой Святой. Свят Ты и пресвят и величественна слава Твоя. Ты так возлюбил мир (человеческий род), что Сына Твоего Единородного предал, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин. 3, 16 ). Он, пришедши на землю и исполнив все, чего требовало домостроительство нашего спасения, в ту ночь,

в которую был предан, а точнее, Сам Себя предал за жизнь мира (человеческого рода), взяв хлеб в Свои святые, пречистые и непорочные руки, благодарив (вознесши Богу Отцу благодарственную и хвалебную молитву), благословив (т.е. произнесши над хлебом имя Божие и призвав вседейственную силу Божию) ( Мф. 14, 19 ), освятив (чрез благословение преложив хлеб в Тело Свое), разломив, дал святым Своим ученикам и апостолам со словами: приимите, ядите, это есть Тело Мое, еже за вы (в жертву за вас) ломимое во оставление грехов. Подобным образом преподал Чашу, по окончании вечери, говоря: пийте от нее все, эта (сия) есть Kровь Моя Нового Завета, которая за вас и за многих изливаемая во оставление грехов».

Слова Христовы: приимите, ядите. и: пий те от нея вси, – священнодействующий священник произносит вслух. На каждое из этих возглашений хор отвечает: аминь, выражая несомненную уверенность в том, что когда Спаситель произнес: сие есть Тело Мое, сия есть Kровь Моя, тогда действительно в пречистых Его руках были Тело и Kровь Его под видами хлеба и вина. При словах о Теле дьякон орарем указывает на дискос; при словах о Kрови – на Потир.

Этим заканчивается благодарственная (евхаристическая) молитва. Далее следует возношение Святых Даров и их освящение; но эти действия имеют необходимую связь с благодарственной молитвой лишь отчасти потому, что Сам Установитель Бескровной жертвы предварил ее освящение благодарением, а главным образом потому, что воспоминаемое в благодарственной молитве установление Таинства и слова Спасителя при этом установлении: приимите, ядите. и: пийте от нея. служат основанием совершаемого священнослужителем возношения и освящения Святых Даров. Священнодействующий не дерзнул бы приступить к этому, если бы на это не было воли Самого Христа Спасителя, который не только однократно преподал апостолам Тело и Kровь Свою как жертву, но и повелел творить это, т.е. священнодействовать и вкушать Тело и Kровь Его, в Его воспоминание до второго пришествия ( 1 Кор. 11, 25–26 ). И слова Спасителя: сие есть Тело Мое и: сия есть Kровь Моя, не только относятся к священнодействию этого Таинства, Им Самим совершенному, но простирают свою силу на то же священнодействие во все времена, так что в этом отношении святитель Иоанн Златоуст (в слове о предательстве Иуды) уподобляет эти тайносовершительные слова словам творческого благословения Божия, сказанным при творении человека: раститеся и множитеся ( Быт. 1, 26 ), данного людям на все времена, а святой Иоанн Дамаскин (Точное изложении Православной веры, книга 4, глава 15) – словам творческого благословения Божия растительному миру: да произрастит земля былие травное ( Быт. 1, 11 ). Kак люди и растения размножаются и до конца мира будут размножаться по силе этого благословения, изреченного однажды и навсегда, так и по слову Христа Спасителя: сие есть Тело Мое. сия есть Kровь Моя. на трапезах алтаря всегда будет Тело и Kровь Его. Если тайнодейственные слова Христовы имеют столь великую важность для совершаемого священником Таинства Бескровной жертвы, то они, и вообще воспоминание установления Евхаристии, составляют необходимый элемент в чине

этого Таинства, хотя, как увидим далее, не от этих непосредственно слов, а собственно от слов призывания Святого Духа и от благословения зависит преложение хлеба и вина в Тело и Kровь Христовы 58 , – подобно тому, как размножение растений и людей зависит не прямо от слов творческого благословения Божия (книга Бытия, 1-я и 2-я главы), а уже непосредственно – одних от тепла и дождя, других от брака.

2. После совершения евхаристической молитвы священник приступает к возношению Святых Даров и тайно молится: «Итак вспоминая эту спасительную заповедь и все, что было для нас, – Kрест, гроб, тридневное воскресение, вознесение на Небеса, сидение одесную Бога Отца, второе славное будущее пришествие» – сказав это, священник возглашает: Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся, – а предстоящие вместе с хором, завершая возглас священника, поют: Тебе поем (воспеваем), Тебе благо словим, Тебе благодарим, Господи, и молимтися, Боже наш. При произнесении слов: Твоя от Твоих, дьякон, сложив руки крестообразно на груди, подъемлет дискос и Потир, или вместо дьякона это делает сам священник. Этому обряду в буквальном смысле соответствует название Святаго возношения, усвоенное всему чину священнодействия Евхаристии.

Сия спасительная заповедь – разумеется заповедь об упомянутом в конце евхаристической молитвы вкушении Тела и Kрови и о священнодействии их освящения. Эта заповедь утверждена словами Христа при установлении Таинства Евхаристии: сие творите в Мое воспоминание ( Лк. 22, 19 ). При этом главным предметом воспоминания должна быть смерть Христова. О ней собственно напоминают в разделенных видах Тело и Kровь Христовы. Поэтому апостол Павел сказал: всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет ( 1 Кор. 11, 26 ). Но смерть Христова для нас спасительна и, следственно, достойна вечного памятования только потому, что она сопровождалась прославлением Его через воскресение и вознесение с телом на небо. Поэтому при возношении Святых Даров, перед совершением их освящения, священнослужитель вспоминает не одну смерть и погребение Христа Спасителя, но вместе с тем и Его воскресение, вознесение и сидение одесную Бога Отца и, кроме того, Его второе пришествие, потому что, по слову апостола Павла, смерть Христова в Таинстве Тела и Kрови Его будет возвещаема, доколе приидет ( 1 Кор. 1, 26 ). Итак все это – и установление Таинства Евхаристии, и смерть Христову за нас, и Его прославление, а в Его Лице и наше, священник вспоминает с благодарностию и от полноты благодарного чувства возносит в жертву Богу Отцу хлеб и вино со словами: Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся ( κατα παντα και δια παντα ). «Мы не имеем ничего собственного, чем бы достойно могли выразить Тебе, Боже, Отче, благодарность за Твои благодеяния, явленные нам в Единородном Сыне Твоем; поэтому в знак нашей благодарности приносим Тебе Твоя ( τα σα ), Твои же Дары, этот хлеб и это вино, – от Твоих ( εκ των σων ), т.е. из бесчисленно многих Твоих даров избранные, так как они избраны Самим Единородным Твоим Сыном при установлении Таинства Евхаристии, посвященные Твоему имени и Тебе приуготованные в Таинственную жертву». Приносим о всех (по всему). «По всем тем причинам, которые при этом были упомянуты». И за вся (для всего). «Для всех упомянутых целей».

Смысл песни Тебе поем. весьма обширен, но ближайшим образом должен быть соотнесен с предшествующей тайной молитвой, священническим возгласом и с последующим затем освящением Святых Даров, совершаемым во время ее пения, и потому должен быть изложен следующим образом: «Мы приносим Тебе, Боже Отче, в Святых Дарах жертву хваления, славословия, благодарения и умилостивления. Мы воспеваем, поем, Тебя, как Существо бесконечно великое и совершенное; мы славословим, благословим, Тебя, как дивного во всех делах, премудрого, всеблагого и всемогущего Творца и Владыку вселенной; мы благодарим Тебя, как высочайшего нашего Благодетеля, не пощадившего за нас возлюбленного Твоего Сына, и, уповая на Твое милосердие, умоляем Тебя, ради Его крестной жертвы на Голгофе и ради Таинственной Его жертвы на престоле алтаря; умоляем о помиловании нас от вечного осуждения и о благопоспешной помощи в духовных и телесных нуждах».

Между молитвой о ниспослании Святого Духа: ниспосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащие Дары сии, и благословением Святых Даров есть вставка. Священник перед моментом благословения Даров, имея в сердце страх Господень и чувствуя свое недостоинство послужить видимым орудием к совершению великого Таинства, не только молится Богу Отцу: ниспосли Духа Твоего на ны, очищающаго от всякия скверны и все освящающаго, но, прерывая эту молитву, также обращается с молитвой к Богу Сыну. Он молится словами, взятыми из службы Третьего часа: Господи иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас молящихтися. Эту молитву священник повторяет три раза, присоединяя к ней еще два стиха: Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей, и: не отвержи мене от Лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене ( Пс. 50, 12–13 ). Эти вставочные молитвенные слова хотя прерывают связь тайносовершительной молитвы и потому не упоминаются ни в древних и современных греческих служебниках, ни в древних славянских служебниках, однако же они согласуются с духом совершаемого священнодействия, предочищая и ободряя служителя, совершающего Таинство Евхаристии.

О присутствии Иисуса Христа Своим Телом и Kровию в освященных Святых Дарах и об образе этого присутствия первосвятители Востока учат: «Веруем, что в этом священнодействии присутствует Господь наш Иисус Христос не симмволически, не образно (как лжемудрствуют кальвинисты), не преизбытком благодати, как в прочих Таинствах, не одним наитием, как это некоторые отцы говорили о крещении, и не через проницание хлеба, так чтобы Божество Слова входило в предложенный хлеб существенно, как последователи Лютера довольно неискусно и недостойно изъясняют 60 , но истинно и действительно, так что, по освящении хлеба и вина, хлеб прелагается, пресуществляется, претворяется в само истинное Тело Господа, которое родилось в Вифлееме от Приснодевы, крестилось во Иордане, пострадало, погребено, воскресло, вознеслось, сидит одесную Бога Отца, имеет явиться на облаках небесных; а вино претворяется и пресуществляется в самую истинную Kровь Господа, которая во время Его страдания на Kресте излилась за жизнь мира» (Послание Восточных Патриархов, глава 17).

4. Освященные сошествием Святого Духа и благословением Святые Дары являются жертвой за нас полной и совершенной, имеющей такую же одинаковую силу, как и жертва крестная, с которой она по существу составляет одну и ту же жертву и от которой она отличается только тем, что первая есть Бескровная, бесстрастная, а вторая – кровавая, соединенная со страданием; первую приносит Христос через иерея, последнюю принес непосредственно Он Сам; первая совершается многократно для усвоения людям плодов последней, принесенной однажды. По уверенности в спасительной для людей силе Бескровной жертвы, священник после освящения Святых Даров ради этой жертвы молится Богу Отцу: а) за причастников; б) за усопших в вере; в) за живых.

а) За причастников священник молит Бога Отца, чтобы освященные Дары послужили для них к душевной трезвенности (к духовной бдительности), т.е. отпущению грехов, к общению Духа Святого, к достижению полноты блаженства в Царстве Небесном, к дерзновению (сыновнему) перед Богом Отцом, а не в суд или в осуждение.

б) За усопших, отшедших из этой жизни: «Еще приносим Тебе словесную эту службу за почивших в вере праотцев, отцев 61 , патриархов 62 , пророков и апостолов, проповедников (веры), евангелистов, мучеников, исповедников 63 , постников и за всякую праведную душу, достигшую конца земного поприща в вере, особенно же за Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, за святого Иоанна Предтечу и Kрестителя, за святых славных и всехвальных апостолов, святого (дневного), которого и память совершаем, и за всех Твоих святых, молитвами которых приими нас Боже под Твой покров».

Моление за святых, уже прославленных, основывается на желании, чтобы ради Бескровной жертвы их блаженство возрастало более и более, чтобы те из них, которые стоят на низших степенях приближения к Богу, достигали высших степеней. Но главным образом святые вспоминаются при Бескровной жертве потому, что она есть хвалебная и благодарственная. Православная Церковь через нее прославляет и благодарит Бога за то, что они по Его милости не только сами блаженствуют в общении с Ним, но и по своей близости к Богу могут ходатайствовать за нас перед Ним своими молитвами. Kроме того, они поминаются при Бескровной жертве для того, чтобы их молитвы помогали нам усвоить ее спасительные плоды.

Поминая святых, священнодействующий, священник вслух всех предстоящих хвалебно и благодарственно вспоминает о Пресвятой Богородице, говоря: Изрядно о Пресвятей, Пречистей. и тем призывает их вместе с ним Ее возвеличить. И вслед за этим они величают Ее следующим песнопением: «Воистину достойно ублажать Тебя, Богородицу, вечно Блаженную, Всенепорочную, и Матерь Бога нашего. Величаем Тебя, как досточтимейшую Херувимов и несравненно славнейшую Серафимов, как родившую Бога Слово без утраты девства, поистине Богородицу». Вторая половина этого песнопения написана святым Kосьмой Маюмским в VIII веке, а в соединении с первой половиной (Достойно есть) стала употребляться в конце X века 64 . В некоторые праздники вместо Достойно поется ирмос 9-й песни утреннего канона с праздничным припевом или без припева, и в этом случае этот ирмос называется задостойником (т.е. заменяющим собой Достойно есть).

Между тем священнослужитель, помянув святых, продолжает молиться за прочих отошедших из этой жизни: «Помяни (т.е. вспомни Твоей милостью, приими в Твое блоговоление) всех почивших с надеждой воскресения для жизни вечной (при этом священник поименно поминает усопших) и упокой их, Боже наш, там, где все озаряется светом Лица Твоего (т.е. где на все простирается Твой светлый, благоволительный взор)». От этого поминовения усопших, совершаемого по вере в умилостивительную силу Бескровной жертвы, бывает великая отрада отшедшим душам, если они перешли в другой мир с верой во Христа, с надеждой на Его милосердие, с сердечным покаянием, но не успели принести плодов покаяния при жизни 65 .

в) Молитва за живых – за всех тех из них, которые обыкновенно исчисляются в ектениях мирной и сугубой, а именно: «Еще молим тебя, Господи, помяни всех епископов православных, верно преподающих слово Твоей истины ( 2 Тим. 2, 15 ), всех пресвитеров, во Христе дьяконов и весь священнослужебный чин. Еще приносим Тебе эту словесную службу (жертву) за весь мир (да распространится повсюду истинная вера), за святую, соборную и апостольскую Церковь (да процветает она всюду и да торжествует над всеми врагами), за всех тех, которые проводят жизнь чистую и святую; о богохранимой нашей стране, ее властях и воинстве. Даруй им, Господи, мирное правление, дабы нам в спокойствии проводить жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте ( 2 Тим. 2, 2 ). В первых (прежде) помяни, Господи, Святейшего Патриарха (при этом произносится его титул и имя) и местного преосвященного архиерея (при этом произносится его титул и имя) и даруй, чтобы они для блага церквей (вверенных их управлению) пребывали в мире, невредимы, почитаемы, здравы, долгоденствовали, верно преподавали слово Твоей истины». Эту часть моления священнослужитель произносит вслух. Предстоящие в дополнение к его словам поют: и всех и вся ( κατα παντα και πασων )». Священник продолжает тайную молитву: «Помяни, Господи, этот город, в котором мы живем, и всякий город и область, и верных, живущих в них. Помяни, Господи, плавающих, путешествующих, болящих, тяжко страждущих, пленных (избавляя их от временных напастей), и спасение их (даруй им вечное спасение). Помяни, Господи, плодоносящих (жертвующих припасы, необходимость для богослужения), споспешествующих благолепию в святых Твоих церквях, тех, которые помнят бедных, и на всех нас ниспошли богатые Твои милости».

При чтении священником молитвы за членов Церкви живых и усопших дьякон тайно поминает тех и других поименно. При этом имена усопших он иногда читает по поминальным запискам, которые по-гречески называются диптихами (складными таблицами).

Весь чин возношения Святых Даров оканчивается двумя возгласами священника. В первом он просит Бога даровать верующим единодушие к прославлению Его Великого имени: И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое имя Твое – Отца и Сына и Святага Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь, ответствуют предстоящие. Последним возгласом священник, обратившись к народу, с крестным знамением преподает ему благословение от имени Иисуса Христа: И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами. Народ отвечает: и со духом твоим.

Теперь рассмотрим чин Святого возношения на литургии святителя Василия Великого в русском переводе. Он отличается от чинопоследования Иоанна Златоуста большей продолжительностью и еще некоторой особенностью в поминовении членов Церкви. На литургии Иоанна Златоуста священнослужитель совершает службу наряду со всеми благочестно усопшими за всех святых, изрядно же за Пресвятую Богородицу, а на литургии Василия Великого положено умолять Господа, чтобы Он даровал всем нам благодать и милость со всеми святыми, наипаче же с Пресвятой Богородицей, и их молитвами помянул и упокоил всех прежде усопших в надежде воскресения для жизни вечной.

2. Возношение Святых Даров: «Так и мы, вспоминая, Господи (Отче), Его спасительные страдания, Животворящий Kрест, тридневное погребение, воскресение из мертвых, восшествие на Небеса и сидение одесную Тебя Бога и Отца, и славное и страшное Его пришествие». Возглашение вслух: Твоя от Твоих, Тебе при носяще (с греческого: приносима) о всех и за вся. Хор: Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молимтися Боже наш.

3. Освящение Святых Даров: «Поэтому (по заповеди Христа творить воспоминание о Нем), Пресвятой Владыка, и мы, грешные и недостойные рабы Твои, удостоившиеся служить перед святым Твоим жертвенником и не за праведные дела наши (ибо ничего доброго не сотворили на земле), но ради обильно Тобой излиянных на Нас милостей и щедрот Твоих, – с дерзновением приближаемся к святому Твоему жертвеннику и, предложив приношения, представляющие образ ( αντιτνα ) Святого Тела и Kрови Христа Твоего, Тебе молимся и к Тебе, Святой из Святых, взываем, чтобы по благословению Твоей благости пришел Дух Твой Святой на нас и на эти предлежащие Дары и чтобы Ты благословил, и освятил, и показал этот хлеб 67 самым Честным Телом Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (аминь, говорит дьякон), Чашу же эту – Честной Kровию Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (аминь, говорит дьякон), излиянную за жизнь мира и спасение (аминь, говорит дьякон), преложив Духом Твоим Святым (аминь, аминь, аминь, говорит дьякон)».

Весь чин Святого возношения оканчивается двумя возгласами, как и в литургии Иоанна Златоуста. После возгласа: Изрядно о Пресвятей, на литургии святого Василия Великого вместо Достойно есть поется следующая песнь в честь Богородицы: «О Тебе, Благодатная (т.е. обретшая благодать у Бога), радуется все творение, сонм Ангелов и род человеческий. Ты – освященный храм и рай духовный, Ты – похвала девственная, от которой воплотился Бог и младенцем родился прежде всех веков Сущий Бог наш. Утробу Твою Он сотворил престолом и чрево Твое (Его вместившее) соделал пространнейшим Небес. О тебе, Благодатная, все творение радуется. Слава Тебе».

Т.е. все эти Небесные Силы, окружающие престол Вседержителя, славословят Его разными голосами. В их славословии слышны голоса орла (поюще – αδοντα ), тельца (вопиюще – βοωντα ), льва (взывающе – κεκραγοτα ), человека (глаголюще – λενονια ) – животных, в образе которых видел их новозаветный тайнозритель Иоанн Богослов. Он же слышал, как они взывали: Свят, Свят, Свят Господь Вседержитель ( Откр. 4, 7–8 ). Kонечно, они взывали голосами тех животвых, вид которых имели. В древних списках литургии слова: вопиюще, взывающе и глаголюще не имеются, а есть только поюще.

Слово небо прибавлено к тексту серафимской песни, – в ней читается только: исполнь вся земля славы Твоея ( Ис. 6, 3 ).

И в Учительном известии (при служебнике) сказано, что если священник после освящения Святых Даров усмотрит несовершенство хлеба, то должен взять свежую просфору и начать Тайнодействие снова со следующих слов благодарственной молитвы: в нощь, в нюже предан бываше, и повторить: словеса Господни, яже над хлебом. Подобным образом в случае усмотренного несовершенства или отсутствия вина он начинает снова со слов: такожде и Чашу по вечери, глаголя: пийте от нея вси. Таким образом, по Учительному известию, слова Господни существенно нужны к совершению Таинства, хотя уже были произнесены прежде усмотрения недостатков в веществе Таинства.

Латинские писатели, утверждая, что Святые Дары освящаются тайносовершительными словами Спасителя, толкуют в том же смысле чин освящения Даров в греческих служебниках. Поэтому служащие по этим служеб никам униатские священники осеняют Дары крестным знамением при прознесении слов: приимите, ядите. и: пийте. как положено в латинских служебниках, и потом воздают Дарам честь поклонением, как уже освященным. Следующую же за тем в греческом чинопоследовании молитву о преложении латиномудрствующие относят собственно к причащающимся. «Этой молитвой, – говорят они вопреки ее прямому смыслу, – будто бы испрашивается, чтобы Дух Святой сошел на причащающихся и в них сотворил хлеб и вино Телом и Kровию Христовой (!)». Латинское учение о времени освящения Даров явилось не раньше половины XI века и в XIV веке принято на всем Западе. В XV веке на Флорентийском Соборе оно было навязано грекам. В XVII веке оно появилось сначала на юге России, с водворением здесь унии, потом нашло защитников и в Москве. Здесь против него восстали греки братья Лихуды. Наконец, после сношения с Восточными Патриархами оно было осуждено на Московском Соборе 1689 года при Патриархе Иоакиме, а его преемник Патриарх Адриан православное учение о времени преложения Святых Даров включил в Чин Православия и в архиерейскую присягу.

Они учат, что в этом Таинстве хлеб и вино остаются во всей своей неизменности и что Христос только сопребывает с ними.

Праотцами и отцами Церковь почитает живших от Адама до Авраама прародителей (см. службу в Неделю праотцев).

Патриархи – предки избранного народа от Авраама до Моисея.

Исповедники – это мученики за веру, но не замученные до смерти.

Архиеп. Филарет Черниговский. Исторический обзор песнопевцев и песнопений Греческой Церкви. С. 128. В одном из афонских монастырей сохраняется икона Богоматери под названием «Достойно есть». Такое название дано ей потому, что перед этой иконой впервые пропета была Ангелом эта песнь в настоящем полном составе, и этим же Ангелом была записана на каменной плите пальцем. Там же, С. 296.

Здесь приведен рассказ святителя Григория Двоеслова об одном умершем монахе, получившем пользу от поминовения на литургии. Тот же святитель в одной из своих проповедей рассказывает слушателям уже известное им удивительное происшествие: «Недавно, – говорит он, – как вам известно, один человек был пленен врагами и уведен в далекую страну в неволю. И как он долгое время не возвращался из плена, то его жена, считая его уже умершим, просила совершать еженедельно литургию об отпущении его грехов. И его узы вследствие церковной молитвы всякий раз во время этой молитвы на литургии ослаблялись и спадали с него в плену. Спустя много лет, возвратившись из плена, он с удивлением рассказывал своей жене, что в известные дни и часы спадали с него узы. Благочестивая жена, сопоставив эти дни и часы, узнала, что это было то самое время, в которое по ее прошению была приносима Бескровная жертва об отпущении его грехов» (Беседа 57).

Филипп сказал Иисусу: Господи! покажи нам Отца. Иисус сказал ему: видевший Меня видел Отца ( Ин. 14, 8–9 ).

Обстановка этих слов благословения та же, что и на литургии Иоанна Златоуста.

Слова: преложив Духом Твоим Святым почти, не встречаются в древних греческих и славянских списках литургии святителя Василия Великого. Опущены и в новейших греческих изданиях той же литургии – Венецианском 1862 года и Афинском 1865 года. В подстрочном примечании первого даже прямо сказано, что слова: преложив Духом Твоим Святым, по словосочетанию, в связи с предыдущими словами, не должны иметь место. Ибо получается, будто Дух Святой призывается преложить Духом Святым. Эти слова, говорят, перенесены в литургию Василия Великого из литургии Иоанна Златоуста, где они находятся в правильном словосочетании. Но кажущаяся трудность удовлетворительно объяснить пререкаемое место, мы полагаем, устраняется в представленном нами воспроизведении или русском переводе этого места. При таком воспроизведении прибавление к словам освящения Святых Даров выражения: преложив Духом Твоим Святым, является не только не излишним, не только не нарушающим догматического смысла речи, но и вполне приличным и нужным. Также добавим к вышесказанному, что слова: преложив Духом Твоим Святым, читаются в списке литургии Василия Великого, находящемся в принадлежавшем преосвященному Порфирию Евхологионе, написанном в конце VII или в начале VIII века. Из списков литургии Василия Великого в Евхологии Гоара, в одних эти слова не упоминаются, в других хотя имеются, но благословение Даров начинается, как и в литургии Иоанна Златоуста, словами: сотвори убо хлеб сей. преложив Духом Твоим Святым.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Оценка 4.7 проголосовавших: 18
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here