Молитва старообрядческая за упокой

Новая статья: молитва старообрядческая за упокой на сайте святая-молитва.рф - во всех подробностях и деталях из множества источников, что удалось нам найти.

Как подавать записки о здравии и за упокой

К сведению

Предстоящие события

  • 21.12.2017 – 28.01.2018:

Последние новости

Фотогалереи

Видеозаписи

В домашней молитве, согласно святоотеческому учению, о здравии и спасении можно молиться за любого человека, даже некрещеного. Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись… (1 Тим. 2, 3-4). В церкви тоже совершаются общие моления… за всех человеков, за царей и за начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте (1 Тим. 2, 1-2), — только без произношения личного имени неверных, иноверных, некрещеных.

За единоверных, правоверных христиан, в храме мы можем молиться поименно, но также не за всех во всех службах, а точнее, во всяком месте богослужения. Например, поименно нельзя молиться, вынимать частицу на Проскомидии, за курящих, не соблюдающих нисколько поста, блудно живущих, сквернословов и матерно ругающихся, чародеев, идолослужителей (к примеру, избравших профессию актера, танцора и т.п.) и прочих тяжкосогрешающих и на покаяние не обращающихся. Поэтому таких лиц имена нельзя подавать на Проскомидию (Литургию), разве что, по разсуждению духовного отца, если они ходят на исповедь, их можно поминать на ектении.

Имена должно писать в их полной церковно-книжной форме, которая часто отличается от разговорной. В поминаниях, записках для удобства чтения очень желательно отделить священство от мирян, мужчин от женщин и т.д.

Первыми пишут имена епископов, за ними священноиноков, протоиереев, священников, архи- и протодиаконов, диаконов, чтецов, потом иноков и инокинь, мужей, жен, отроков, девиц и отроковиц и, наконец, младенцев мужского и женского пола.

Как известно, все прошения об усопших начинаются со слов: «Помяни, Господи, душа (Часовник 6-го лета патриарха Иоасафа, л. 265, об.) раб Своих» или «Покой, Господи, душа раб Своих…» (или: душу раба Своего…). А поскольку поминаются безсмертные души умерших людей, то их имена следует писать в родительном падеже.

Душа — кого? — Николы, Иоанна, Захарии, Марии, Дарии, Татианы и т. п.

Но при чтении молитвы «Помяни, Господи Боже, иже о вере и о надежди живота вечнаго…», входящей во все заупокойные молитвенные последования, имя ставится в винительном падеже; например, «…усопшую рабу Твою Марию».

В поминание не записывают имена людей, не веровавших в Бога или иноверных, а также православных христиан, скончавшихся без покаяния, самоубийц и детей, которые умерли некрещеными.

Относительно таких детей часто спрашивают: можно ли молиться за упокой их душ и имеют ли они надежду на спасение? Ибо рождены они от родителей-христиан и без Крещения остались не по своей воле. Отвечает на этот вопрос само святое Евангелие: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5). То есть никто некрещеный — ни взрослый, ни ребенок — не может унаследовать вечное блаженство. Таким образом, некрещеных младенцев невозможно поминать в общих заупокойных молитвословиях, тем более что и имени христианского им не наречено.

Родители же, которые виноваты в том, что лишили своих детей Небесного Царствия, восприимут за этот тяжкий грех суровое наказание. В особенности жестоко мучены будут матери, преднамеренно лишившие своих детей как земной, так и вечной жизни, извергнув их из чрева путем аборта, посредством каких-то снадобий или колдовства.

Что же, если мать, повинная в детоубийстве, искренне раскаялась в своих прегрешениях, скорбит о душах своих умерщвленных младенцев и всем сердцем желает молиться о них Богу, чтобы хотя так исполнить свой материнский и христианский долг? В таком случае она в душе своей может воздыхать к Богу об этих детях с надеждой на Его безконечную милость и промышление о каждом человеке, наипаче же о младенце. Священное Писание многократно говорит об особенном Божественном промышлении о рождающихся чадах: Храняи младенца Господь (Пс. 114, 6); Яко Ты созда утробы моя, восприят мя из чрева матери моея (Пс. 138, 13); Яко Ты еси исторгии мя из чрева, упование мое от сосцу матери моея (Пс. 21, 9). Хотя, как уже сказано, совершать Божественную Литургию и вообще молиться в церкви за души некрещеных, мертворожденных и изверженных младенцев нельзя, однако следует знать, что молитвы, возносимые в церкви за упокой всех православных христиан, приносят пользу и душам этих детей.

Молитва старообрядческая за упокой

В домашней молитве, согласно святоотеческому учению, о здравии и спасении можно молиться за любого человека, даже некрещеного. Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись… (1 Тим. 2, 3-4). В церкви тоже совершаются общие моления «за всех человеков, за царей и за начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим. 2, 1-2), — но только без произношения личного имени неверных, иноверных, некрещеных. В целом, в Православной Церкви сложилась следующая практика:

Если Ваши родители или близкие являются чадами РПСЦ, имеют духовного отца и регулярно бывают на исповеди, то за них можно оставить поминание (записку) на Литургию (проскомидию). Это же правило распространяется на умерших: в том случае, если они были отпеты старообрядческим священником. При подаче записки или заявки на поминовение Вас наверняка спросят о том, какую жизнь ведут или вели указанные в ней лица. Прием записок на Рогожском – вещь весьма консервативная. Вас пристрастно расспросят о духовниках умерших и здравствующих, проверят знание церковной географии и соответствующего священноначалия…

Решение об отпевании, в свою очередь, принимает священник на основании того, как провел человек свою жизнь. Практики «уладить вопрос» из уважения к покойнику в старообрядчестве не существует. Отсутствие бороды у мужчины, равно как и более двух лет пребывания без исповеди, до исправления лишает человека шанса быть помянутым за православной Литургией. Помимо сказанного выше, поименно нельзя молиться, вынимать частицу на Проскомидии, за курящих, не соблюдающих нисколько поста, блудно живущих, сквернословов и матерно ругающихся, чародеев, идолослужителей (к примеру, избравших профессию актера, танцора и т.п.) и прочих тяжкосогрешающих и на покаяние не обращающихся. Имена таких людей нельзя подавать на Проскомидию (Литургию). В крайнем случае, по разсуждению духовного отца, если они ходят на исповедь, их можно поминать на ектении. Стремящиеся ко спасению непременно будут услышаны! Наконец, попытки слукавить при подаче записки или тем более желание отпеть человека в ином уповании «для галочки» еще более порочны: это не принесет указанному лицу облегчения, а вы возьмете на душу дополнительный грех.

Если здравствующий православный человек, крещенный в РПСЦ, в настоящее время не имеет постоянного духовника, ведет неправедный образ жизни, либо по усопшему не совершалось отпевание, для его поминовения нужно заказывать молебны. Как было указано выше, по сложившейся в РПСЦ практике, в течение двух лет хотя бы один раз надо исповедаться, чтобы не попасть в число отступивших от Церкви.

Если же Ваши родные и близкие вовсе не являются старообрядцами, то записки за них, к сожалению, нельзя подавать ни на Литургию, ни на молебны в храме. В поминание не записывают также имена людей, не веровавших в Бога, самоубийц и детей, которые умерли некрещеными. В данном случае наша Святая Церковь руководствуется трудами блаженного Симеона Фессалоникийского, одного из отцов Церкви XV века, который обобщил устоявшуюся на тот момент традицию:

«В сем божественном образе и действии священной проскомидии мы видим, некоторым образом, Самого Исуса, созерцаем и всю единую Церковь Его… Здесь – будущее царство и откровение вечной жизни. Бог зрится и приемлем бывает нами! Здесь нет места неверным и иномудрствующим. Ибо кое общение свету во тьме (2 Кор. 6, 14);

– Сказано, что Ангелы возьмут злых от среды праведных. Поэтому вообще иерей не должен приносить (частиц) за инославного, или совершать по нем память. Нельзя также приносить (частиц) за тех, которые явно грешат и живут нераскаянно: потому что приношение служит им к осуждению, как в осуждение служит и причащение тем, кои без покаяния причащаются страшных Таин, как сказал божественный Павел (2 Кор. 11, 29)» (Труды блаженного Симеона, Новосибирск, 2009, стр.66).

Можно ли поминать за здравие еретиков и т.п.?

Правильный ответ, согласно учению православной Церкви – «ДА», несмотря на приведенную выше цитату. Церковь должна молиться и молится за всех вообще людей, то есть не только православных, а находящихся вне апостол Павелкорабля Церковного – инославных и даже атеистов. Об этом говорит апостол Павел: «Прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 1–4);

Однако не следует в данном случае путать обезличенные молитвы ко всемогущему Господу и указание конкретных имен в записках, предназначенных для соборного поминовения.

Даже в ежедневном домашнем молитвенном правиле мы молимся о здравии и спасении всех ненавидящих и обидящих нас. По усердию в молитве «О здравии» утреннего и вечернего правила мы можем при поминовении добавлять имена тех, кто нам особенно дорог. В православных же канонах святым даже не предусмотрено места, где можно было бы указать чье-либо имя!

Толкование святаго Иоанна Златоустаго на приведенное выше изречение апостола Павла гласит:

«Не бойся молиться за язычников; и Он (Бог) этого хочет. Бойся только проклинать других. Потому что этого Он не хочет. А если надобно молиться о язычниках, то очевидно и об еретиках, потому что обо всех людях надобно молиться, а не преследовать их». (Творение св. Иоанна Златоуста. Толкование на 1 послание к Тимофею апостола Павла. Беседа 6, том 11, стр. 659).

В духе сказанного выше поступали и наши благочестивые предки, это же было подчеркнуто в постановлении Совета Митрополии РПСЦ от 4-5 февраля 2015 года.

О поминании умерших некрещеными

Возвращаясь к вопросу о запретах, следует заострить внимание на вопросе о том, как следует поступать, если кто-либо скончался некрещеным. Под крещением в данном случае понимается полное троекратное погружение в воду, ибо иные практикуемые в некоторых церквях формы обливания или даже побрызгивания таковым не являются.

Вот какое размышление приводит официальный сайт РПСЦ в ответ на вопрос «Можно ли молиться за упокой душ детей, умерших некрещеными, но рожденных от родителей-христиан и оставшихся без Крещения не по своей воле? Имеют ли они надежду на спасение?»:

Отвечает на этот вопрос само святое Евангелие: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). То есть никто некрещеный — ни взрослый, ни ребенок — не может унаследовать вечное блаженство». Таким образом, некрещеных младенцев невозможно поминать в общих заупокойных молитвословиях, тем более что и имени христианского им не наречено.

Родители же, которые виноваты в том, что лишили своих детей Небесного Царствия, восприимут за этот тяжкий грех суровое наказание. В особенности жестоко мучены будут матери, преднамеренно лишившие своих детей как земной, так и вечной жизни, извергнув их из чрева путем аборта, посредством каких-то снадобий или колдовства.

Что же делать, если мать, повинная в детоубийстве, искренне раскаялась в своих прегрешениях, скорбит о душах своих умерших или умерщвленных младенцев и всем сердцем желает молиться о них Богу, чтобы хотя так исполнить свой материнский и христианский долг?

В таком случае она в душе своей может воздыхать к Богу об этих детях с надеждой на Его безконечную милость и промышление о каждом человеке, наипаче же о младенце.

Священное Писание многократно говорит об особенном Божественном промышлении о рождающихся чадах: «Храняи младенца Господь» (Пс. 114, 6); «Яко Ты созда утробы моя, восприят мя из чрева матери моея» (Пс. 138, 13); «Яко Ты еси исторгии мя из чрева, упование мое от сосцу матери моея» (Пс. 21, 9).

Хотя, как уже сказано, совершать Божественную Литургию и вообще молиться в церкви за души некрещеных, мертворожденных и изверженных младенцев нельзя, однако следует знать, что молитвы, возносимые в церкви за упокой всех православных христиан, приносят пользу и душам этих детей.

На смерть младенца

преподобный Ефрем СиринПреподобный Ефрем Сирин.Песнопение 37.

Как горьки слезы при смерти дитяти! Как тяжко матери, когда лишается она грудного младенца! Возрасти его, Господи, в чертоге Твоем! Этот день возбуждает в родителях скорбь об утрате детей, потому что смерть сокрушает опору их старости. Ты, Господи, подкрепи их!

Этот день отъемлет нередко у матери единородного, лишает ее руки, которая дотоле ее поддерживала. Ты, Господи, поддержи ее!

Вот день, который разлучает младенца с его матерью и оставляет ее в грустном одиночестве, в скорби и печали. Ты, Господи, утешь ее!

Вот день, который грудного младенца отрывает от матернего лона. Рыдает и сетует мать, что не стало ее утехи. Да узрит она его во Царстве!

Горе старости! Она остается здесь в бедствии. Ты, Господи, помоги ей!

При подготовке обзора использовалась информация с официального сайта РПСЦ,

также спасибо О. Хохлову и сайту Старовер

Молитва старообрядческая за упокой

ПОСЛЕДОВАНИЕ МАЛОЙ ПАНИХИДЫ

(заупокойной литии без священника)

Три поклона с молитвою мытаря: Б оже, милостив:

З а молитв святых отец наших, Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас. А минь. [поклон]

П омяни, Господи, яко Благ, рабы Своя

и елика в житии сем согрешиша, прости,

никтоже бо без греха, токмо Ты

могии преставленным дати покой.

И же глубинами мудрости, человеколюбне вся строя,

и еже на пользу всем подавая, Едине Содетелю.

Покой, Господи, душа усопших раб Своих,

на Тя бо упование возложиша,

Творца и Зиждителя и Бога нашего.

С о святыми покой, Христе, душа раб Своих,

идеже несть болезни, ни печали, ни воздыхания,

но жизнь вечная.

И ныне, богородичен, глас 8.

Т ебе град и пристанище имамы,

и Молитвенницу благоприятну к рождьшемуся из Тебе Богу,

Богородице Безневестная, верных спасение.

Ектения: Г осподи, помилуй 40 раз и молитва об упокоении:

П омяни, Господи Боже, иже о вере и о надежди живота вечнаго, усопших раб Твоих имя рек, яко Благ и Человеколюбец, превосходя грехи и потребляя неправды, ослаби, остави, прости все вольное их согрешение и невольное, возставляя тех во святое второе пришествие Твое, в приобщение вечных Ти благ. О нихже в Тя Единаго вероваша, Истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси Воскресение и живот и покой Твоим рабом, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Ти Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веком.

Ч естнейшую херувим, и славнейшую воистину серафим, без истления Бога Слова рождьшую, сущую Богородицу Тя величаем. [поклон]

С лава Отцу и Сыну и Святому Духу. [поклон]

И ныне и присно и во веки веком. А минь. [поклон]

Г осподи, помилуй, дважды. Г осподи, благослови. [поклон]

Г осподи, Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Ти Матере, преподобных и Богоносных отец наших и всех святых, помилуй и упокой душа раб Твоих в безконечныя веки, яко Благ и Человеколюбец.

Р абом Божиим преставльшимся, отцем и братиям нашим, и всем православным християном, о них же и поминание творим: вечная память. [трижды]

П окой, Господи, душа усопших раб Своих имя рек, [поклон]

и елика в житии своем, яко человецы, согрешиша,

Ты же, яко Человеколюбец Бог, прости их и помилуй, [поклон]

И вечныя муки избави, [поклон]

Небесному Царствию причастники учини, [поклон]

и душам нашим полезная сотвори. [поклон]

Сие глаголем трижды, а поклонов пятнадесять.

И по сем три поклона с молитвой мытаря: Б оже, милостив буди:

Все права защищены.

По благословению настоятеля храма Покрова Пресвятыя Богородицы о. Иоанна Михеева

Оценка 4.7 проголосовавших: 18
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here