Молитва в качестве имама

Новая статья: молитва в качестве имама на сайте святая-молитва.рф - во всех подробностях и деталях из множества источников, что удалось нам найти.

Коллективный намаз

Наша религия придает большое значение совершению намаза вместе с коллективом мусульман (джама‘атом). При совершении коллективного намаза мусульмане больше сближаются друг с другом. Человек, не обладающий знаниями, пользуется знаниями других, приобретая хорошие привычки и со временем оставляя вредные. Пребывание в джамаате улучшает взаимоотношения, усиливает любовь, чувство братства и взаимопомощи между мусульманами.

Вознаграждение за намаз, выполненный коллективно, в 27 раз больше, чем за намаз, выполненный по отдельности. Об этом сказано в хадисе: «За намаз, выполненный коллективно, вознаграждения больше в 27 раз, чем за намаз, выполненный индивидуально». «Тот, кто совершил ночной намаз вместе с джамаатом, подобен тому, кто совершал намаз полночи, а тот, кто совершил коллективно утренний намаз, будто совершал намаз всю ночь», – говорится в другом хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Помимо того, намаз, совершенный индивидуально, Всевышний может и не принять из-за наших упущений в нем. Но намаз, совершенный вместе с коллективом, Аллах принимает из уважения к джамаату, который собрался на намаз ради Него. Поэтому все обязательные намазы надо стараться совершать вместе с коллективом. Это может быть как в мечети, так и в другом месте.

Причинами, при наличии которых можно не посещать коллективный намаз, являются:

Неблагоприятные погодные условия (сильный дождь, ветер, непроходимая грязь на улицах, невыносимая жара или холод); если человек испытывает сильный голод (жажду) и еда готова; при прогрессирующей болезни и если есть риск потерять работоспособность какого-либо органа тела; если кредитор домогается; если человек скрывается от ареста или хочет избежать наказания; если поел что-то с неприятным запахом (например, чеснок); если приходится ухаживать за больным (за которым некому ухаживать); если человек является слепым и некому его сопровождать; если нужно омыть покойника, завернуть его в саван, похоронить; если человек отстает от спутников в пути; при землетрясении; если человек испытывает сильное желание спать; в первые семь ночей после женитьбы, если женишься на девственнице, и три ночи в противоположном случае, можно не присутствовать на коллективном вечернем и ночном намазах.

При коллективном намазе один человек стоит впереди (имам), а другой (маъмум) или какое-то количество молящихся стоят позади имама ровными рядами и следуют за ним в действиях. Если коллективный намаз совершают всего двое мужчин, следующий за имамом стоит чуть позади имама по правую сторону от него.

Условия и порядок следования за имамом

Нельзя совершать намаз: за имамом, намаз которого недействителен (если об этом точно известно); за тем, кто не умеет читать «Аль-Фатиха»; мужчине – за женщиной; за тем, кто умышленно совершает лишние ракааты. Также нельзя становиться даже чуть-чуть впереди имама; если самовольно опередить или отстать от имама в действиях на два рукну (не словесных), то намаз нарушается. Опережать имама на один рукн – греховно.

Совершая намаз за имамом, следует: стоять за имамом; произносить вступительный такбир после произнесения такбира имамом; иметь намерение в сердце следовать за имамом. Например: «Я намереваюсь совершить обязательный полуденный намаз, следуя за имамом, ради Аллаhа»; необходимо ждать, пока имам не перейдет в следующую позицию в намазе, и затем самому переходить в ту же самую позицию. Нельзя опережать имама в своих действиях в намазе. Если маъмум в своих действиях ненамеренно опередит имама, то он возвращается в исходное положение и ждет, пока это действие не совершит имам, а затем следует за ним.

Маъмумы в своих действиях не должны и сильно отставать от имама. Отставание от имама на один рукн является неодобряемым (макрух). Если маъмум без уважительных причин (‘узру) отстанет от имама более чем в двух действиях, то его намаз нарушается, но если он не может читать быстро по объективным причинам (‘узру), например, из-за заикания, то ему разрешается отстать на три долгих рукна (Кроме выпрямления после поясного поклона (и‘тидаль) и сидения между обеими земными поклонами, все остальные арканы намаза являются долгими). То есть, к примеру, если он, имея уважительные причины, не успел прочитать суру «Аль-Фатиха» и последовать за имамом в поясном поклоне, то он обязательно должен дочитать «Аль-Фатиха» до того, как имам поднимется со второго земного поклона, и совершить поясной поклон, и затем далее следовать за имамом. Поэтому каждое действие желательно совершать сразу за имамом.

Имам, в свою очередь, в намерении отмечает, что совершает намаз в качестве имама , громко произносит вступительный такбир и такбир в начале каждого действия, громко читает суру «Аль-Фатиха» (а также другую суру или аят за ней) в первых двух ракаатах утреннего, вечернего, ночного и пятничного обязательных намазов и некоторых других рекомендуемых намазов, совершаемых коллективно. По окончании чтения суры «Аль-Фатиха» имамом все вместе произносят «Амин, я Раббаль-‘алямин», затем маъмумы читают суру «Аль-Фатиха» после него про себя. В то время, когда в этих намазах маъмумы читают суру «Аль-Фатиха», имам про себя читает какую-либо суру или аят Корана примерно такой же продолжительности, что и «Аль-Фатиха», или читает дуа.

Также имам громко произносит «Сами‘аллаhу лиман хамидаh» при выпрямлении после поясного поклона и, завершая намаз, громко произносит заключительный «Салям».

Имам также вслух читает молитву «Кунут» (во множественном числе, см. Приложение 7) в утреннем намазе, маъмумы слушают его и произносят «Амин» после каждой паузы, до выражения «Фаиннака такзы валя юкза ‘аляйка…». Начиная с этого выражения и далее маъмум читает молитву вместе с имамом про себя. После этого все вместе произносят «Амин» и далее продолжают намаз как обычно.

Порицательные действия при совершении коллективного намаза

Порицается растягивание намаза имамом без согласия коллектива. Маъмуму нежелательно совершать действия намаза одновременно с имамом, также стоять дальше полутора метров от имама, стоять отдельно от ряда или на заднем ряду, не заполнив предыдущий. Если они (имам и маъмум) молятся вдвоем, то маъмуму нежелательно становиться слева от имама, или прямо за ним.

Все это препятствует получению полного вознаграждения за коллективный намаз. Если в ряду есть свободное место, нужно встать туда, а если нет, то из этого ряда попросить кого-то к себе. Вступив сначала в намаз, нужно притянуть к себе для ряда впереди стоящего, но если нет уверенности, что этот человек составит с тобой ряд, то можно стоять и одному. Желательно, чтобы имам и маъмум стояли на ровном месте. Но при необходимости можно стоять одному выше, а другому ниже.

Порядок выполнения коллективного намаза для тех, кто опоздал к его началу

Опоздавшим можно назвать того, кто пришел на коллективный намаз, когда не осталось времени, достаточного для чтения суры «Аль-Фатиха» до ухода имама в поясной поклон, или присоединился к коллективному намазу, когда имам выполнял поясной поклон, выпрямление после него, земной поклон или читал «Ташаhhуд» и т.д., до произнесения имамом первого заключительного «Саляма».

Если опоздавший успел совершить какую-либо часть коллективного намаза, то он получает соответствующее вознаграждение коллективного намаза, но не полностью.

Что должен делать опоздавший?

Опоздавший вступает в намаз, сделав намерение, и затем следует за имамом в действиях.

Если имам заканчивает чтение «Аль-Фатиха», а следующий за ним только начинает ее читать, то когда имам закончит читать и сделает поясной поклон, следующий за имамом прекращает чтение и следует за ним. Он не должен дочитывать суру «Аль-Фатиха».

Если имам совершает поясной поклон, то следующий за имамом тоже делает поясной поклон. Весь этот ракаат ему засчитается, если он успел находиться в положении поясного поклона вместе с имамом в течение времени, достаточного для произнесения «Субханаллаh», пока имам не совершил выпрямление после него. Если же не успел, то этот ракаат (цикл) не засчитывается. Ему нужно совершать этот ракаат полностью после того, как имам завершит намаз. Если имам находился в положении после поясного поклона: стоя, при земном поклоне или сидел, то следующий за имамом принимает то же положение, что и имам, но этот ракаат ему не засчитывается. Ему нужно совершить его после того, как имам завершит намаз. Если опоздавший присоединился к имаму, когда тот читал последний «Ташаhhуд», то он следует за имамом, но после того, как имам завершит намаз, ему нужно совершить намаз полностью.

Если руководящий намазом не сделает намерение совершить намаз в качестве имама, то он упускает вознаграждение за коллективный намаз. Однако его намаз считается действительным, кроме случая с пятничным намазом.

Книга о способах очищений (китаб-ут-тахарат) 4

Зикр после пяти ежедневных молитв.

В книге мазхаба Ханафи «Мерак-иль-фалях» Имама Шернблали (994-1069/1658), и в комментариях к этой книге Имама Тахтави (ум. в 1231/1815 в Каире), пишется: "После прочтения фарда (Обязательной молитвы), Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сидел ровно столько, чтобы произнести: «Аллахумма антассаляму ва минкассалям. Табаракта йа зульджалялу валь-икрам» – (О Аллах мой, Ты – Мир и от Тебя – мир. Благословен Ты о обладатель Величия и Почитаемый!) и затем сразу вставал и читал сунну. То есть между фардом и последней сунной этого времени он не читал «Аййат аль-Курси» и тасбихи. Также и между первой сунной и фардом ничего не читается.

Итак, по мазхабу Ханафи «Аййат аль-Курси», тасбихи и дуа читаются после полного окончания молитв данного времени. При чтении молитвы вслух (одинаково как за имамом, так и при самостоятельном чтении), после произнесении суры Фатиха, произносится Ааамииин тихо, про себя. (По мазхабу Шафии – произносится вслух).

Также, по мазхабу Ханафи, стоя за имамом ничего не читается из Корана. Читаются "Субханака", "А’узу… Бисмилля…", все тасбихи, ат-Тахиййату, салаваты и т.д.1

Внимание! При совместной молитве ни в коем случае нельзя опережать Имама в движениях (при переходах к следующему рукну). При суджуде нельзя отрывать от пола одновременно обе ноги! Особенно надо следить за тем, чтобы не отрывать от пола правую стопу.

Имам Али бин Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) говорил, что если бы у него была возможность, то он перед исполнением молитвы прибил бы большой палец правой ноги к полу. После окончания любой из ежедневных пяти молитв, с любым количеством ракаатов, читается:2

1) «Аллахумма Анта-с-Саляму ва Мин-ка-с-саляму. Табаракта йа зуль-Джаляли валь-Икрами!» – (О Аллах мой, Ты – Мир и от Тебя – мир. Благословен Ты и Почитаем, о обладатель Величия!)

и затем: 2) «Аллахумма салли аляа сайидина Мухаммадин ва аляа али саййидина Мухаммад»

3) Три раза «Астагьфиру-л-Лахи-ль-Азыйм аллязи ляа иляха илля Хува-ль-Хаййу-ль-Каййум ва атубу илейх». (Или, можно произнести трижды сокращённо: "Астагьфиру-л-Лахи"- Прости меня Аллах).

4) «Субхана-л-Лахи валь хамду ли-л-Лахи ва ляа иляха илля-л-Лаху ва-л-Лаху акбару ва ляа хавля ва ля куввата илляа билляахиль-Алиййиль-Азыйм». – (Слава Аллаху и хвала Аллаху! Нет божества кроме Аллаха! Аллах Велик! Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха Всевышнего, Великого!). После этого:

5) «А’узуби-л-Лахи мин-аль-шайтани-р-раджиим».

– (Прибегаю к Аллаху от изгнанного Сатаны!).

6) 1 раз «Аййат аль-Курси» (255-ый аййат суры Бакара)

7) 33 раза «Субхана-л-Лахи», 33 раза «Аль-хамду лиль-Лахи» и 33 раза «Аллаху Акбару».

8) «Ляа иляха илля-л-Лаху вахдаху ля шарика ла-Ху. Ляхуль мульку ва ляхуль хамду ва хува аляа кулли шай’ин кадиир». – (Нет божества кроме одного лишь Аллаха и нет у Него сотоварища. Лишь Ему принадлежит Владычество. Хвала Ему, Он может всё!). И после слов:

9) «Субхана Рабби-иль-Алий-иль-алель-Ваххаб», поднимаются руки до уровня груди, раскрываются ладони пальцами в сторону Киблы и сближаются друг к другу, но не соединяются полностью. После чего следует мольба к Аллаху Тааля за себя и за всех мусульман – дуа.

После изложения просьбы к Аллаху Тааля, рекомендуется:

10) "Ас-саляту ва-с-саляму алейка йа расуля-л-Лахи, ас-саляту ва-с-саляму алейка йа набия-л-Лахи, ас-саляту ва-с-саляму алейка йа саййида-ль-аувалине ва-ль-ахрыйн…" – (Мир тебе и благословение о посланник Аллаха, мир тебе и благословение о пророк Аллаха, мир и благословение тебе о глава первых и последних).

И далее, 3 последних аййата Суры 37 (Саффат – Стоящие в ряд):

11) «Субхана Раббика Рабби-ль-иззати аммаа йасифун. Ва-салямун алаль мурсалийн. Ва-ль-хамду ли-ль-Лахи Рабби-ль аалямиийн» – "Хвала же Господу твоему, Господу величия, превыше Он того, что они Ему приписывают! И мир посланникам! И хвала Аллаху, Господу миров!" (37: 180-182). Затем:

12) «Би рахматика йа архама-р-Рахимиийн». Здесь можно закончить, прочитав Суру Фатиха и провести ладонями по лицу.

Тому кто желает заслужить ещё больше благостей Аллаха субхана ва тааля, рекомендуется (после утренней и вечерней молитв) прочитать после дуа: Вместе с «Би-сми л-Лахи р-Рахмани р-Рахим», 11 раз суру 112 – «Ихлас», по одному разу суры 113, 114. После этого 67 раз произнести «Астагфиру-л-Лах» в этой краткой форме. И далее обращение с мольбой к Аллаху Тааля – дуа. Затем № 10), 11), 12) и закончить прочтением суры Фатиха.

Большие благости ожидают того, кто сразу после утренней молитвы произнесёт 10 раз: «Ляа иляха илля-л-Лаху вахдаху ля шарика лях. Ляхуль мульку ва ляхуль хамду йухйи ва йумит ва Хува аляа кулли шай’ин кадиир». Хадис приведён у Тирмизи от Абу Зара, да будет доволен им Аллах. Смысл хадиса следующий: "Если кто-либо после утренней совместной молитвы, не отвлекаясь прочтёт этот (Зикр) 10 раз, тому будет записано 10 благостей, будут прощены 10 грехов. По Воле Аллаха он возвысится на 10 степеней. В тот день он будет избавлен от воздействий шайтана и в его книгу в тот день не будет вписан ни один грех, кроме ширка (многобожия)".

1. По мазхабу Шафии стоя за имамом "Фатиха" читается, но тихо. (вернуться)

2. По мазхабу Ханафи, – после последней сунны; по мазхабу Малики и Шафии, – сразу, после фарда. (вернуться)

Дополнительный земной поклон (Суджуд ас-Сахв).

Суджуд ас-сахв – Дополнительный двойной земной поклон после окончания молитвы, в которой допущена непреднамеренная ошибка. То есть, при чтении молитвы произошла задержка с выполнением фарда, или пропущен ваджиб. Например: При необходимости чтения вслух, было прочитано тихо, или при чтении молитвы Витр, забыли прочитать в конце мольбу «Кунут», или же в 4-х ракаатной молитве пропущено первое сидение после 2-го ракаата. В таких случаях, совершив суджуд ас-сахв после окончания молитвы, восполняется непреднамеренная ошибка. (Если при чтении молитвы пропущен фард, то молитву необходимо возобновить сначала). Пропуск в молитве действий по сунне, не влечёт необходимости суджуд ас-сахв.

Способ исполнения: Если до окончания молитвы вы поймёте, что по забывчивости совершили ошибку, то после прочтения «ат-Тахиййату» и приветствия в одну или обе стороны, не вставая, произносите «Аллаху Акбару» и совершаете повторно два земных поклона. После второго земного поклона, прочитав сидя «ат-Тахиййату», «Аллахумма салли…», «Аллахумма барик…» и «Раббанаа атинаа…», приветствуете направо и налево.

Если же непреднамеренная ошибка была у имама, то он, заканчивая молитву, даёт приветствие только направо и сразу совершает суджуд ас-сахв. Остальные повторяют за ним.

Совместная молитва в мечети.

О значении совместной молитвы:

Как-то раз, когда Посланник Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, вёл утреннюю молитву, один из Сподвижников опоздал на вступительный такбир совместной молитвы. В связи с этим, он вернулся домой и освободил одного раба (пленника). После этого, придя к Пророку Аллаха (меиб), спросил: "О Посланник! Я сегодня утром опоздал на вступительный такбир совместной молитвы, и в связи с этим, когда вернулся домой, освободил одного раба. Скажи мне, вернул ли я этим самым благость пропущенного вступительного такбира перед совместной молитвой"?

Пророк Аллаха (меиб) повернулся к стоящему рядом Абу Бакру и спросил: "А ты что думаешь по поводу пропущенного вступительного такбира вместе с имамом?".

Абу Бакр, да будет доволен им Аллах субхана ва тааля, сказал в ответ:

"О Пророк Аллаха! Если бы я имел сорок верблюдов нагруженных драгоценными камнями, и если бы я всё это богатство раздал бедным, то всё равно не смог бы получить столько же благ, сколько можно получить от вступительного такбира, произнесённого вместе с имамом перед совместной молитвой".

Затем, этот же вопрос был задан Умару бин Хаттабу, да будет доволен им Аллах, на который он ответил:

"О Пророк Аллаха! Если бы у меня было стадо верблюдов, занимающих пространство от Мекки до Медины, и если бы я их раздал бедным в качестве милостыни, то всё равно не смог бы получить столько же благ, сколько мог бы получить от вступительного такбира, произнесённого вместе с имамом перед совместной молитвой".

Затем, вопрос был задан Усману бин Аффану, да будет доволен им Аллах, на который он ответил:

"О Пророк Аллаха! Если бы я прочитал среди ночи 2 ракаата молитвы и в каждом ракаате прочитал бы по одному хатму Корана, то и в этом случае не удостоился бы тех благ, какие можно получить от вступительного такбира, произнесённого вместе с имамом перед совместной молитвой". (Хатм – единовременное прочтение Корана от начала до конца).

Затем, вопрос был задан Али бин Абу Талибу, да будет доволен им Аллах, на который он ответил:

"О Пророк Аллаха! Если бы все неверные от запада до востока выступили бы с целью уничтожения мусульман, и если бы Аллах субхана ва тааля наделил бы меня достаточной силой, и я бы совершил джихад и победил бы их, то всё равно не смог бы получить столько благ, сколько можно получить от вступительного такбира, произнесённого вместе с имамом перед совместной молитвой".

После этого Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

"О моя умма и мои сподвижники! Если семь небес и семь слоёв земли станут бумагой, а все моря станут чернилами, и если все деревья станут ручками, а все ангелы станут писцами и будут писать до самого Судного Дня, то и в этом случае они не смогут описать то количество благ, которое воздаётся за произнесение вступительного такбира вместе с имамом перед совместной молитвой". (Из книги: "Мифтах уль-Джаннат" Мухаммада Кутбуддина Изники; ум. в 885/1480).

В книге "Уйун-уль-бесаир" сказано: "Перед тем как войти в мечеть, необходимо снять обувь. Вначале снимается обувь с левой ноги, затем с правой. Входят в мечеть с правой ноги. При выходе из мечети одевается вначале обувь на правую ногу, затем на левую и выходят с левой ноги". В книге "эль-Хадикат-ун-Надиййа Шарх-ут-Тарикат-иль-Мухаммадиййа" Абдулгани ан-Наблуси (1050-1143/1640-1731) говорится: "В комментариях к книге "Сахих-и Муслим", Имам ан-Навави (631-676/1233-1277) пишет, что все наши действия и поклонения весьма желательно начинать справа. Одеваем ли мы брюки, рубашку или обувь. Подстригаем ли волосы, усы, ногти; чистим ли зубы, моем ли руки, ноги – все эти действия совершаем справа. Правой ногой входим в мечеть, в дом мусульманина и в другие чистые и приятные места. Правой ногой выходим из туалета. Правой рукой даём милостыню, едим, пьём воду. Перечисленные и подобные им действия в обратную сторону весьма желательно совершать наоборот. То есть: снимаем обувь, начиная с левой ноги. Одежду снимаем вначале с левого плеча. С левой ноги входим в туалет. Левой рукой моем ноги, прочищаем и вытираем нос, моем половые органы после отправления естественных нужд. Выходим из мечети и медресе, из своего дома и из дома мусульманина с левой ноги. Все эти и им подобные действия согласуются с Сунной и поэтому весьма желательны". Не соблюдение этих правил по Сунне может лишить нас дополнительной благости Аллаха субхана ва тааля.

В мазхабах Ханафи, Малики и Шафии чтение всех пяти обязательных (фард) ежедневных молитв совместно за имамом является сунной. Некоторые учёные склоняются к тому, что чтение обязательных ежедневных молитв вместе с джамаатом, очень близко к обязательному предписанию, – то есть Ваджиб. Для совместного чтения обязательных ежедневных молитв достаточно ещё одного человека, кроме имама. (Чтение пятничных и праздничных молитв совместно, является обязательным условием. О количестве людей, необходимых для чтения пятничной молитвы, смотрите ниже). Имамом должен быть тот, кто лучше и правильнее согласно таджвиду (правилам чтения) читает Коран, а не тот, у кого сильнее голос или лучшие вокальные способности. Нежелательно, чтобы имамом становился нечестивый мусульманин. Даже, если он обладает лучшими знаниями. Если мусульманин, обладающий глубокими знаниями, не живёт согласно им, или хотя бы не стремится жить, как положено в исламе, или грешит открыто, то это признак того, что он или нечестивый мусульманин (фасык), или вовсе отступник (мюртад).

В книге "Уйун-уль-бесаир" на стр. 135 говорится: "Если человек не читает ежедневную молитву в мечети совместно с джамаатом, но имеет для этого все возможности, то он не получит соответствующих благ. Даже если он читает молитву дома совместно с кем-либо. Блага, даваемые Аллахом субхана ва тааля за совместную молитву в мечети, гораздо выше. Хотя молитва, совершённая дома совместно в 27 раз выше молитвы, прочтённой в одиночестве. Конечно же, в случаях чтения молитвы дома или в мечети, учитываются особенности джамаата и личные качества имама. Весьма нежелательно, а в отдельных случаях и запрещено читать молитву в мечети за имамом нечестивым (кроме пятничной и праздничной молитв). Если джамаат у вас дома лучше, то и читать молитву лучше дома".

Отсюда видно, что нежелательно читать ежедневные молитвы за нечестивым имамом, не придающим большого значения условиям молитвы. Очень большая вероятность, что молитва таких имамов не будет принята. Если всем известно, что имам – человек пьющий, играющий в азартные игры, берущий проценты, увлекающийся девушками, женщинами, то, читать молитву за таким имамом нежелательно. Даже если он (имам) замечен только в одном из перечисленных или подобных грехов, и даже если он лучше знает и соблюдает особенности омовения и молитвы.

Что касается хадиса, (приведённого в книге "Фатава-и Абу-с-Сууд") смысл которого: "Совершайте молитву и за благочестивыми и другими имамами", то имам Абу-с-Сууд (Ахмад бин Мустафа, ум. в 928/1574) в своей книге фетв даёт такое разъяснение: "В хадисе говорится не обо всех имамах, а только о тех, за которыми читают пятничную молитву. Более глубокий смысл этого хадиса в том, чтобы не выступать против законно избранных правителей, которые назначают имамов для пятничной молитвы". Таким образом, согласно хадису мы читаем пятничную молитву за любым имамом (когда нет выбора из-за того, что пятничная молитва проводится только в одной мечети), а ежедневную молитву читаем там, где можно получить больше благостей Аллаха субхана ва тааля. А что касается того, чтобы в вашей мечети имамом был благочестивый мусульманин, так это ведь зависит, по воле Аллаха, от самих мусульман. Более того, каждый мусульманин обязан ради Аллаха субхана ва тааля заниматься решением этого вопроса в рамках предписаний шариата.

Шесть необходимых условий для того, чтобы быть имамом.

Для того, чтобы быть имамом, необходимо соблюдение 6-ти условий:

Быть мусульманином. Не может быть имамом тот, кто не верит в вознесение (Мирадж); в мучения умерших в могиле; в законность получения должности Халифа Абу Бакром Сыддыком и Умаром бин Хаттабом (да буудет доволени ими Аллах).

Дееспособным. (Пьяный или склеротик так же не могут быть имамами).

Быть мужчиной. Женщина не может быть имамом на совместной молитве мужчин.

Уметь правильно прочитать на память хотя бы суру "Фатиха" и один айат из Благородного Корана.

Не иметь болезней, из-за которых неожиданно может нарушиться омовение. К примеру: постоянное кровотечение; пускание воздуха; слезоточивость из-за болезни глаз; постоянные выделения из ушей и др. мест и т. п. По мазхабу Ханафи люди с такими недостатками не могут быть имамами для здоровых людей. Для людей с подобными болезнями – могут. В необходимых случаях, когда нет другого, более здорового человека для ведения молитвы, нужно принять намерение быть имамом по мазхабу Малики или Шафии. По этим мазхабам люди с недостатками могут вести совместную молитву.

Десять условий совместной молитвы.

При чтении совместной молитвы, необходимо соблюдение 10-ти условий

Перед произнесением Такбира, принять намерение сердцем следовать за стоящим впереди имамом. Нет необходимости произносить имя имама и названия молитвы.

Имаму необходимо принять намерение быть имамом и для женщин. Все учёные пишут, что нежелательно посещение мечетей для совершения молитв женщинами. Им лучше всего читать молитвы дома. В давние времена разрешалось присутствие пожилых женщин на вечерней и ночной молитвах. В наше время и для них становится это нежелательным действием. Об этом пишет один из крупнейших имамов первой трети 19-го века Имам Ибни Абидин (ум. в 1836-ом году).

Для того чтобы молитва была действительной, имаму совсем необязательно принимать намерение быть имамом для мужчин. Но для самого имама это имеет большое значение. Если имам примет такое намерение, то получит благость равную количеству присутствующих мужчин. Если такого намерения не примет, то получит благость такую же, как если бы он читал молитву один.

Присутствующие на совместной молитве, должны стоять за имамом не менее чем на пядь, или на полступни.

Имам, и стоящие за имамом люди должны читать одинаковую молитву. Если человек уже читал обязательную молитву и снова стал за имамом, то вторая молитва будет считаться "навафиль" – дополнительной.

Между имамом и джамаатом не должно быть женского ряда. Допускается, если их меньше ряда, и если между женским и мужским рядами существует перегородка, или если женщины стоят ниже или в стороне от мужского ряда. В книге "Тергиб-ус-салят" М. бин Ахмада Захида (ум. в 624/1234) говорится, что за женский ряд принято считать четырёх рядом стоящих женщин. Если за таким рядом стоят мужчины, то молитвы всех их будут недействительны, сколько бы не было человек в ряду и сколько бы не было рядов. Если в женском ряду только трое женщин, то молитвы мужчин, которые стоят непосредственно за ними (по три человека до самого последнего ряда), будут нарушены.

При следовании в молитве имаму, достаточно его видеть или слышать. Поэтому, если между имамом и молящимися есть какая-то преграда (перегородка, речка, дорога и т.п.), то это не является помехой для совместной молитвы.

Между имамом и молящимися не должно быть глухой преграды, мешающей видеть или слышать имама, или хотя бы видеть действия стоящих впереди. Но и тут есть ограничения. Учёные Ислама пишут, что расстояние от имама до последнего ряда молящихся за ним, не должно превышать 300 зра (300 х 0,42 = 126 метров). В книге "Тергиб-ус-салят" говорится, что для того чтобы молитва молящихся вне мечети была действительной, помещение мечети должно быть полной. Если же мечеть не наполнена, и если между последним рядом внутри мечети и молящимися снаружи будет расстояние достаточное для проезда повозки, то молитва молящихся снаружи будет недействительной.

Совершать молитвы под звуки, которые слышны из репродуктора, радио или телевизора, является бида’ – недозволенное новшество, так как не являются непосредственно человеческим голосом. Точно так же, не читаются молитвы за имамом, который виден лишь на экране телевизора или киноэкране. Потому что в первом случае – это всего лишь звуки, но не голос имама, а во втором – всего лишь изображение имама, но не он сам. Подробные разъяснения по этому поводу можно прочитать в декабрьском номере индийского журнала "аль-Муаллим" за 1985-ый год. О недозволенности чтения совместной молитвы по репродуктору пишется и в книге "Суйуф-уллахи-ль-аджилла", вышедшей в Пакистане в 1981-ом году.

Нельзя читать молитву за имамом, который сидит верхом на животном, в то время, как молящиеся стоят на земле. Так же нельзя быть имамом, находясь на земле, когда джамаат сидит верхом на животных.

Нельзя читать молитву на судне, за имамом, который находится на другом судне, если эти два судна не стоят рядом борт о борт.

Мусульмане мазхаба Ханафи могут читать молитву за имамом из другого мазхаба (Малики, Шафии, Ханбали), если они не знают или не видят у этого имама положений, которые считаются нарушениями по мазхабу Ханафи.

Другие положения совместной молитвы.

Если при совместной молитвы кроме имама присутствует только один человек, то он становится справа от имама, отступив назад на полступни. Если второй молящийся опоздает, то становится сзади имама, а первый, не нарушая молитвы перейдёт назад. Имам в таких случаях не делает шаг вперёд, как это делают иногда по незнанию.

Если присутствуют два или более человек, то они становятся в ряд за имамом. Первый человек становится непосредственно за имамом; второй справа от первого; третий слева от первого; четвёртый справа от второго; пятый слева от третьего и так далее.

В деревенской или районной мечети совместная молитва вместе с Азаном и Икаматом читается лишь по одному разу. В мечетях у дорог, а так же в мечетях, где нет постоянного имама и муадзина можно читать каждый из пятикратных молитв по несколько раз вместе с Азаном и Икаматом (если джамаат продолжает прибывать).

Если имаму после прочтения фарда необходимо исполнить сунну молитвы, то нужно сместиться для этого вправо или влево. Весьма нежелательно для имама читать сунну на том же месте, где читал фард. Джамаату дозволяется чтение сунны на том же месте, где читался фард, но всё-таки, весьма желательно после фарда расстроить ряды. В книге "Имдад-уль-Феттах" Шернблали (ум. в 1069/1658) говорится, что сунну, следующую после фарда, можно читать и дома, но в пределах времени, отведённой для этой молитвы. После окончания молитвы, имаму нежелательно сидеть спиной к прихожанам. Нужно развернуться лицом к людям. Если прямо перед ним в 1-ом ряду кто-то читает молитву, то надо сместиться в любую сторону и сесть лицом к джамаату.

Если читать дополнительную молитву за человеком, читающим обязательную, то можно получить благость совместной молитвы. Если кто-либо опоздал на совместную молитву, то ему весьма желательно поспешить в другую ближайшую мечеть с намерением успеть на совместную молитву уже там. Уважительными причинами для неучастия в совместной молитве (для чтения молитвы в индивидуальном порядке) могут быть следующие: болезнь, отсутствие ноги, пожилой возраст, уход за тяжелобольным, сильный дождь, грязь, сильный холод, сильный ветер ночью, боязнь грабежа, боязнь встречи со своим кредитором, опасность для жизни, необходимость отправления естественных нужд, путнику – боязнь упущения транспорта, боязнь пропуска занятий по фикху (религиозно-правовых знаний) и тому подобные уважительные причины. А так же, если имеются серьезные основания полагать, что имам не соответствует своему положению ввиду своих реформаторских устремлений, или ввиду не соблюдения правил омовения или ведения молитвы.

Выбор имама.

При выборе имама для проведения совместной молитвы надо учитывать следующие достоинства:

1) Главным условием при выборе является то, чтобы избранный имам был из числа последователей одного из 4-х мазхабов Суннитов и отличался от других кандидатов лучшим знанием правил омовения и ведения молитвы.

2) Если таких претендентов несколько, то из них избирается тот, кто правильнее читает Благородный Коран. Для этого совсем не обязательно быть хафизом (лучших чтецов раньше называли кари).

3) Затем избирается из них тот, кто более осторожен в отношении сомнительного. Наиболее благочестивых мусульман, внимательных и осторожных в отношении сомнительного, называют обладателями состояния Вара’.

4) И при этих равных достоинствах, избирается старший по возрасту.

Уже после этого учитывается по порядку: лучший характер, симпатичность, родословие, голос, одежда, богатство и положение в обществе. И при этих равных качествах, гость (мусафир) должен уступить местному претенденту.

Если при выборе имама будут разногласия, то выбирают по большинству голосов. Если изберут менее достойного, конечно же, получится некрасиво, хотя греха в этом и не будет. Так же избирают и представителей власти. Лишь при избрании Халифа, будет грехом, если выберут менее достойного кандидата.

У кого-либо дома или на званом ужине выбор имама не производится. Имамом становится хозяин. Или же он сам выбирает имама. В таких случаях надо учесть, что не следует назначать имамом того, кто не желателен для остальных.

Избирать имамом последователя реформаторских идей, или сторонника взглядов, не соответствующих какому-либо положению вероучения Приверженцев Сунны, весьма и весьма нежелательно. Как известно, до нашего времени сохранились 4 школы (мазхаба) Суннитов. Всех, кто не придерживается этих 4-х мазхабов Ахл ас-Сунна ва-л-Джамаа (Людей Сунны и Согласия), называют Безмазхабными. Только эти четыре школы Ахл ас-Сунна сохранили в своих книгах, верные знания, полученные по цепи поколений учёных от самого Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.

"Безмазхабные" делятся на две группы. Если кто-либо не верит или сомневается в то, о чём открыто сказано в Священном Коране и в хадисах, то он – неверный (кафир). Например, если кто-то не верит в то, что всё вокруг, в конечном счете, создано Единым Создателем и рассуждает наподобие: "Так было всегда и так будет вечно…", то этот человек кафир. Если же кто-либо ошибочно истолковывает айаты Корана и хадисы, в которых заключены скрытые знания, то он совершает бидъа. То есть такое толкование будет недозволенным новшеством. Но, ни в коем случае нельзя называть кафиром людей, которые совершают молитву в сторону Кыблы и не отрицают ни одного ясного факта из Корана и Сунны, а лишь неверно толкуют некоторые сложные вопросы. В то же время, кафиром становится любой человек, отрицающий ясные положения Корана, пусть даже и всю жизнь читает пятикратную молитву в сторону Кыблы.

Из всего сказанного можно сделать закономерный вывод. Если случилось так, что место имама занимает человек, не соответствующий этому званию (должности), по указанным выше или подобным признакам, и если этот человек не стремиться к получению знаний, а умышленно искажает шариат, то каждый мусульманин в меру своих сил и в рамках шариата должен способствовать его переизбранию.1

Женщина может быть имамом (вести молитву) только у женщин, и только при заупокойной молитве. Но если случилось так, что заупокойную молитву вела женщина при участии мужчин, то вновь читать эту молитву не надо. Так как заупокойная молитва читается только один раз. Если женщина будет имамом у женщин, то ей необходимо стоять в середине первого ряда. Так как стоять впереди (для женщин) – грех.

Мужчина у себя дома может быть имамом у женщин – родственниц (махрам), которым по шариату запрещено выходить за него замуж. Для посторонней женщины у себя дома мужчина имамом быть не может. Так как уединение с посторонней женщиной (Хульват) – запрещено. Если же среди джамаата присутствует ещё один мужчина, или махрам имама, то могут присутствовать и посторонние женщины. Но и тут нежелательно присутствие молоденьких женщин, если они махрам со стороны жены или кормилицы. При молитве в мечети не возникает положение Хульват. Здесь одна женщина (в крайнем случае) может читать молитву за имамом. Но она должна при этом стоять за имамом, а не рядом с ним. (Но лучше и этого не допускать из-за фитны).

Войдя в мечеть перед молитвой, нежелательно проходить в передние ряды, когда много народу и нет свободных проходов. Если нельзя пройти, не задев никого, то лучше этого не делать, чтобы не беспокоить сидящих. Лучше оставаться сзади, и проходить на свободное место переднего ряда перед непосредственным началом молитвы. Если мусульманин, опоздавший на начало молитвы, увидит, что все находятся в положении рукуу, то ему нужно оставаться в заднем ряду. Если в заднем ряду стоят очень плотно и встать невозможно, то, не оставаясь один, проходит в другой ряд, где стоят более свободно. Разрешается проходить перед молящимися в другой ряд, чтобы не стоять одному. Это не будет нарушением.

Если при совместной молитве мужчина заметит, что рядом хочет встать на молитву женщина, то он может сделать ей знак рукой, чтобы она отступила назад. Если женщина не отступит назад, то её молитва будет нарушена, а молитва мужчины – нет.

Мусульманин, который не может совершать рукуу и суджуд, не может быть имамом у тех, кто эти рукны может исполнить. Не может быть имамом тот, кто читает дополнительную молитву, тому, кто намеревается прочитать фард.

Перед тем, как читать совместную молитву, необходимо принять намерение сердцем: Принимаю намерение следовать за стоящим впереди имамом и читать молитву в основном так же, как и читал бы самостоятельно. С той лишь разницей, что, при чтении стоя (Кыйам), не читать ничего из Корана. В первом ракаате за имамом тихо произнести вступительный такбир "Аллаху Акбар" и прочитать только: "Субханака…" и "Аузу… Бисмилля…". При этом неважно, читает ли имам вслух или тихо (про себя). В мазхабе Ханафи сура "Фатиха" за имамом не читается.2 После прочтения имамом суры "Фатиха" вслух, остальные произносят тихо (про себя) "Аамиин". Затем, возвращаясь из положения Рукуу в положение Кыйам, имам произносит: "Самиа-л-Лаху лиман хамидех", остальные тихо про себя говорят лишь: "Раббанаа лака-ль-хамд". Остальные рукны за имамом читаются так же, как и при самостоятельном чтении. Надо следить за движениями Имама и ни в коем случае не опережать его.

Если кто-либо из читающих молитву за имамом заметит, что у имама нарушилось омовение, то эту молитву надо будет ему восстановить. Если сам ведущий молитву заметит такое положение во время молитвы, то ему необходимо сразу сообщить об этом остальным. Если же имам вспомнит о том, что у него было нарушено омовение после того, как все разошлись, то ему необходимо об этом сообщить всем, кто присутствовал на этой молитве (кого вспомнит) в письменном виде, или через кого-либо. Тому, кто получит известие, надо будет восстановить эту молитву. А те, которые не получат такого сообщения, – будут прощены, инша-ал-Лаху. Разрешено имаму при чтение молитвы, не объявляя о нарушенном у него омовении, потянуть кого-либо из стоящих за одежду и поставить на своё место для продолжении молитвы. Затем, он выходит для восстановления омовения и, возвратившись, продолжает молитву со всеми. Молитва "Витр" читается совместно только в месяц Рамадан, после молитвы "Таравих".

1. Более подробная информация о школах Приверженцев Сунны, об их вероучении, учёных и книгах см.: "Ахл ас-Сунна ва-ль-Джама’а" – Люди Сунны и Согласия; (Абу Асад аль-Ханафи, СПб – 1999 г.). В этой работе говорится о методах Иджтихада учёными Ахль ас-Сунна, положенные в основу их работ. Даны краткие биографии основателей мазхабов и биографии более 200 учёных мазхаба "Ханафи" с названиями их основных произведений. (вернуться)

2. В мазхабе Шафии сура "Фатиха" за имамом читается обязательно и "Аамиин" произносится вслух. В мазхабе Малики сура "Фатиха" не читается, когда имам читает вслух, и разрешается читать про себя, когда имам читает тихо. (вернуться)

Оценка 4.7 проголосовавших: 18
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here