Молитва в мастерской

Новая статья: молитва в мастерской на сайте святая-молитва.рф - во всех подробностях и деталях из множества источников, что удалось нам найти.

Шитая молитва

Подходит к концу строительство храма Новомучеников и Исповедников Российских на Лубянке, и мы продолжаем серию бесед с людьми, которые принимают непосредственное участие в благоукрашении этого храма. Сегодня мы беседуем в золотошвейной мастерской при Сретенском монастыре с Нонной Батытиной и Екатериной Пушкиной.

– Начнем разговор с того, над чем сейчас работает золотошвейная мастерская, участвующая в благоукрашении нового храма Сретенского монастыря.

Нонна Батытина: Мы называемся «золотошвейная мастерская», но направление нашей работы несколько шире: владыка Тихон благословил, чтобы мы делали всё, что связано с тканями в интерьере нового храма. Это очень большая и интересная работа. И интересна она прежде всего тем, что представляется уникальная возможность выполнить цельный, продуманный декор храма.

Конечно, в первую очередь мы подстраиваемся под архитектуру и живопись. Основная задача – чтобы ткани были органичным дополнением, последним штрихом, который бы закончил единое цельное пространство. Не повредить, а украсить. Вообще ткани в храме – это отдельная тема.

Это новые облачения и катапитасмы, литургические комплекты и работы по украшению алтаря и еще много другого, что создается специально для этого храма.

Если говорить, например, об облачениях, то при строительстве новых храмов очень часто бывает, что на тканевый декор либо уже не хватает денег, либо о нем начинают думать в самый последний момент, делая что-то непонятное.

В Сретенском монастыре при строительстве нового храма к проблеме подошли по-другому, и владыка Тихон предложил сразу сделать комплект новых облачений именно для нового храма. И сейчас эти облачения шьются с использованием уникальных тканей, специально вытканных для строящегося храма. По сути, приходится сейчас делать небольшое производство, потому что объем работ весьма значительный.

Такой же подход был и при выборе иконографии, материалов и техники шитья литургических комплектов для нового храма. С одной стороны, не хотелось отходить от древних традиций византийского шитья, с другой – то, что храм строится в России в XXI веке со своей уникальной программой храмовой росписи, накладывало свой отпечаток на выбор иконографии и материалов. Надеемся, что нам удалось достичь гармонии.

– Расскажите немного об истории вашей мастерской. Сколько лет она существует, с чего всё начиналось?

Нонна Батытина: Датой создания мастерской можно считать 8 сентября 1995 года – день праздника Сретения Владимирской иконы Божией Матери и 600-летия со дня основания монастыря. К этой дате было создано первое облачение – голубая фелонь: это был подарок нашему духовнику, наместнику монастыря – тогда еще архимандриту Тихону. Потом в мастерской было сшито много вещей для Сретенской обители и других храмов и монастырей: это и иерейские облачения, митры, литургические комплекты, пелены, плащаницы, а также несколько облачений для архиереев.

А началось всё с первых служб в Сретенском монастыре; первые покровцы были сшиты на праздник Сретения Господня. Это была пробная работа. Когда мы узнали, что отец Тихон будет наместником подворья Псково-Печерской обители в московском Сретенском монастыре, то решили сделать очень простой литургический комплект. И вот как раз на нем и служилась первая Литургия в Сретенском монастыре. Ничего другого просто не было.

Костяк нашей мастерской – три человека. На протяжении многих лет состав мастерской менялся, но в основном мы работаем втроем: я – руководитель мастерской, по образованию художник и искусствовед, Екатерина Пушкина и Ирина Шляндина – прекрасные мастера и художники. Самые сложные и ответственные работы, шитье ликов в том числе, делает Ирина Ивановна.

Екатерина Пушкина: Первой нашей работой на самом деле были не покровцы, а аналойник для подворья Псково-Печерского монастыря – так назывался тогда Сретенский монастырь. У нас было свободное время, хотелось сделать что-нибудь полезное для храма. Сшили аналойник с жемчужным крестиком. В общем, можно сказать, что всё началось с маленькой жемчужинки!

Получить профессиональное образование по церковной вышивке в то время было невозможно, и нам пришлось всё начинать с нуля. Это был 1994 год, еще не было Свято-Тихоновского университета с кафедрой церковного шитья, и не было ни одного учебного заведения, где бы подготавливали златошвеек.

Но в то же самое время были люди, которые с конца 1980-х годов стали возрождать искусство древнерусского лицевого шитья. В основном это были реставраторы и искусствоведы: они имели возможность видеть изнанку памятников церковного шитья, а затем пытались повторить их.

Начав нашу работу, мы стремились сотрудничать именно с такими реставраторами – специалистами очень высокого уровня. Одной из первых нам стала помогать Инна Исидоровна Вишневская, заведовавшая фондами Музеев Московского Кремля, и мы памятники шитья изучали именно там.

– В вашей мастерской только профессионалы, или вы еще кого-то привлекаете? Как сейчас организована у вас работа? Ведь объем немалый.

Екатерина Пушкина: За 20 или даже больше лет, что мы работаем, были опробованы разные формы организации мастерской. Мы работали то чисто профессиональным сообществом, не привлекая никого, то – при больших проектах – привлекали много людей; то расширялись, то сужались, но костяк оставался неизменным со дня основания мастерской.

В конце концов у нас сложилась такая форма существования, когда мы шьем вместе с прихожанами. Обучение происходит не так, как в учебных заведениях, у нас нет учебного плана: человек получает первые навыки шитья и, по возможности, быстро включается в практическую работу. Любому находится свое место. И как показало время, это замечательная форма организации труда. К нам в мастерскую приходят очень разные люди, разных возрастов, разных профессий. Есть многодетная мать, у которой семеро детей и которая сейчас уже счастливая бабушка, есть Герой Труда, которая еще БАМ строила, есть полицейские, бухгалтеры, военнослужащие, парикмахеры, математики… – всех и не перечислить. Так, вышивая, мы и объединились в некое сообщество. Люди вкладывают свое время, свои силы, но при этом все уходят домой после такого трудового дня очень радостные и наполненные. Вначале мы не знали, к чему придем, но это выросло именно в такое сообщество, и все очень хорошо работают.

Сейчас мы шьем литургический комплект для нового храма, большой, многофигурный. Пока не знаем, что будет, когда мы закончим, но надеемся, что мастерская продолжит существовать и будет и дальше работать во славу Божию и на благо Сретенского монастыря.

Люди очень хотят помочь храму, что-то сделать для этого храма, и они очень благодарны и счастливы, когда им Господь предоставляет такую возможность. А когда они понимают, что делают такие сакральные вещи, как литургический комплект, который будет использоваться во время Евхаристии, то они особенно счастливы. Для всех это очень много значит.

– Можете вы назвать какую-нибудь характерную особенность, специфику вашего ремесла?

Нонна Батытина: На Руси это искусство исторически развивалось как вклады в монастыри и в храмы. Сохранилось много вкладных надписей на покровцах и пеленах примерно такого содержания: «При таком-то царе такой-то вложил сию пелену в такой-то монастырь на вечное поминовение и в благодарность о том-то» – и тому подобное. Как правило, вкладывали с просьбой о помощи или «на помин души», с благодарностью Господу о чем-то. Сохранились различные предметы этого искусства, которые свидетельствуют о том, что шили как мастерские царей и цариц, знатных бояр, так и простые посадские люди. Конечно, вклады простых посадских людей были много скромнее царских или боярских, но они были и принимались монастырями с благодарностью.

Екатерина Пушкина: Этот вид искусства традиционно требовал больших материальных затрат, чем и объясняется то, что по большей части им занимались в боярских и царских семьях, так как это были люди, имевшие большой достаток. В средневековье на Руси ткани были вообще очень дорогие, их привозили из-за границы, и позволить себе это могли очень немногие. Владелицы златошвейных мастерских также имели возможность нанимать профессиональных вышивальщиц, приглашать иконописцев, которые делали прориси основной композиции и занимались вкладными и литургическими надписями.

Нонна Батытина: В общем, надо признать, что этот вид искусства относился и относится к роскоши. Искусство шитья очень дорогое, в первую очередь потому, что тут используются дорогие материалы: жемчуг, золото, камни, натуральные шелковые нити, иногда прокрашенные «под заказ», ручная работа, дорогие ткани.

И получается, что в Церкви не все могут себе позволить сделать так, как хотелось бы. Редко бывают такие заказчики, которые могут оплатить работу так, чтобы сделать все по-настоящему качественно. Так что этот действительно дорогой вид искусства в наше время сталкивается с определенными трудностями.

Но сейчас создалась уникальная возможность, как вот теперь в Сретенском монастыре, когда вместе с профессионалами работают и любители – простые прихожане, которые хотят сделать что-то для монастыря своими силами, сделать свой вклад, как это делали в старину. Монастырь очень помогает этому и поддерживает такую инициативу, все вышивается здесь, в стенах обители, и это очень правильно.

– Что такое все-таки вклад применительно именно к золотому шитью?

Екатерина Пушкина: Что касается вкладов, то, как правило, эти вещи шились как некое моление, материализованное в таких прекрасных вещах. Надписи, которые мы читаем на древних вещах, говорят о том, что молились о разных нуждах. Просьбы были самые разнообразные: о чадородии, об избавлении от какой-то болезни; были вклады об упокоении кого-то из родственников. Это, можно сказать, шитая молитва, а так как вещи служили долго, столетиями, то и люди, имена которых вышивались на литургическом комплекте, поминались веками.

Нонна Батытина: Наша работа сейчас действительно идет как вклад: каждый приходит и вкладывает свой труд. Очень трогательно люди к этому относятся, с трепетом, с огромной любовью и отдачей, и очень отрадно это видеть, ведь сама по себе работа довольно кропотливая.

Екатерина Пушкина: Человеку вообще свойственно рукоделье, это у нас природное, а вот когда есть возможность переключиться с бытового рукоделья на работу над вещами, которые потом будут участвовать в богослужении, – это очень интересная задача. Те, кто у нас в мастерской работают, уже не успевают дома крестиком вышивать.

– А сколько примерно человек прошло через этот конкретный проект?

Екатерина Пушкина: Человек 15. Многие из них уже несколько лет в мастерской обучаются и шьют.

– Все вышесказанное еще раз подтверждает тот факт, что материальные средства не решают всех вопросов церковной жизни, правильно?

Нонна Батытина: Если бы всё упиралось исключительно в материальный вопрос, то было бы хуже. Эта работа отличается тем, что это не какой-то заказ за деньги, тут надежда многих людей возлагается на то, что Господь услышит их молитву.

17 ноября 2016 г.

скрыть способы оплаты

скрыть способы оплаты

ФОТОРЕПОРТАЖ

Божественная литургия и благодарственный молебен в новом храме Сретенского монастыря

Анатолий Горяинов, Иван Ткаченко

28 мая в новом храме Сретенского монастыря состоялась первая воскресная Божественная литургия.

Выше страдальцев за веру — только Христос Выше страдальцев за веру — только Христос

Руками художников Дарьи Шебалиной и Михаила Леонтьев а украшены более пятнадцати храмов по всей России. Но в новом храме Сртенского монастыря нет композиций, которые когда-либо использовались в других храмах, все сделано супругами впервые.

Строительство нового храма: как это было

ФИЛЬМ ТК «Россия»

Строительство нового храма: как это было

ФИЛЬМ телеканала «Россия»

О том, как возводился храм, рассказывают строители, архитекторы, дизайнеры, инженеры, художники, иконописцы и многие другие.

В храме Новомучеников есть важный элемент преемственности

Академик Игорь Воскресенский

В храме Новомучеников есть важный элемент преемственности

Беседа с академиком Игорем Николаевичем Воскресенским

Иеромонах Игнатий (Шестаков)

Сохраняя ноту торжественности и скорби, одновременно храм Новомучеников является очень жизнеутверждающим. Внутри это торжество превращается в праздник победы духа, выраженный в красках, форме, убранстве.

Великое освящение нового храма

ФОТОРЕПОРТАЖ

Великое освящение нового храма

Гурий Балаянц, Анатолий Горяинов, Иван Ткаченко

Великое освящение храма Святейшим Патриархом Кириллом, перенесение мощей священномученика Илариона, Божественная литургия.

«Здесь душа переполняется радостью» «Здесь душа переполняется радостью»

Гости и прихожане Сретенского монастыря – о новом храме обители

Храм такой благолепный, величественный, светлый, в нем ощущается радость. Когда в него входишь, хочется сказать именно «Христос воскресе!»

Храм примирения: собор Новомучеников Российских «освятил» и украсил Лубянку Храм примирения: собор Новомучеников Российских «освятил» и украсил Лубянку

Десятилетие восстановления единства Русской Православной Церкви было отмечено 25 мая великим освящением в самом центре Москвы на Лубянке 60-метрового белокаменного собора в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Епископ Тихон: храм Воскресения и Новомучеников освящается в год 100-летия революции Епископ Тихон: храм Воскресения и Новомучеников освящается в год 100-летия революции

Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов)

В Сретенском монастыре Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение нового храма Воскресения Христова и новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Освящение нового храма в Сретенском монастыре

ВИДЕО

Освящение храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Сретенском монастыре

25 мая 2017 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения храма Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Сретенском ставропигиальном монастыре

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.

Молитва при открытии мастерской или промышленного предприятия любого типа апостолам Петру и Павлу

Молитва при открытии мастерской или промышленного предприятия любого типа апостолам Петру и Павлу

О преславнии апостоли Петре и Павле, души за Христа предавшии и кровию вашею пажить Его удобрившии! Услышите чад ваших молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимая. Се бо беззаконьми омрачихомся и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елея же добраго жития обнищахом зело. О сильнии! Понесите немощи наша, не отлучайтеся духом от нас, да не разлучимся вконец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь. Всех нас молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Ему же честь, и слава, и благодарение, и поклонение во веки веков. Аминь.

Похожие главы из других книг

6.8 ВИДЕНИЕ ИМПЕРАТОРУ ПАВЛУ I

6.8 ВИДЕНИЕ ИМПЕРАТОРУ ПАВЛУ I По рассказу протоиерея Г. Дьяченко, «Из области таинственного», Москва, 1900 г.Тихий шорох пробудил от задумчивости императора Павла Петровича. Он оглянулся, у дверей стоял старик в монашеской рясе. Как попал он в кабинет государя?– Что скажешь,

5.10. Об открытии негуманоидами роли эмоций в жизни человека

5.10. Об открытии негуманоидами роли эмоций в жизни человека Добившись стабилизации внимания человека в личности, негуманоиды столкнулись с очередной проблемой. Дело в том, что для своего функционирования биокомпьютер нуждался в постоянном источнике энергии. Негуманоиды

От любого оружия

От любого оружия Читают на дорогу, если нужно куда пойти или поехать по опасным делам.Завяжу я по пять узлов всякому стрельцу немирному, неверному, на пищалях и луках, на клинках и ножах, на всяком ратном оружии. Вы, узлы, заградите стрельцам все пути и дороги. Ступайте,

Глава 2 «Взаимодействие сфер», или Еще раз об Открытии

Глава 2 «Взаимодействие сфер», или Еще раз об Открытии Могут ли Учителя ошибаться?! Об авторских правах, заимствованиях и плагиате. Простое описание сути Открытия! Как «охотника» превратить в «жертву». Сфера «абсолютного превосходства» и ее свойства. Энергетическая

Предосторожности, предпринимаемые при открытии центров

Предосторожности, предпринимаемые при открытии центров 08.03.53 Модератор есть чехол, или оболочка, из психической энергии, которой Вел[икий] Учит[ель] прикрывает открытые центры для приглушения остроты их восприятий во время опасных периодов напряжений. Без модератора

Трансформация организма при открытии высших центров сознания

Трансформация организма при открытии высших центров сознания 22.11.53 Причина недомогания одна и та же – приоткрытие некоторых центров, и потому никаких лекарств, кроме полного покоя и легкой пищи. Все они вредны во время такого процесса переустройства организма. Перечтите

Болезненные явления при открытии центров

Болезненные явления при открытии центров 13.01.34 Надеюсь, что Ваше огненное напряжение утихает и Вы почувствуете себя лучше. При всех огненных напряжениях мне очень помогает мускус, и если напряжение это в солнечном сплетении, то очень облегчают частые приемы

Психоэнергетическая трансформация организма при открытии высших центров

Психоэнергетическая трансформация организма при открытии высших центров 24.01.54 Моя Зиночка[51] закончила одно из переустройств в своем организме, именно отрыва нерва селезенки от солнечного сплетения, и благодаря такой операции тонкое тело ее стало подвижнее на Плане

Процесс Творческой Мастерской Абрахама

Процесс Творческой Мастерской Абрахама Вот в чем заключается этот процесс вы каждый день будете посещать своего рода Творческую Мастерскую, ненадолго, 15 минут вполне достаточно, 20 — это максимум Мастерской не обязательно каждый день находиться в одном месте, но будет

В Творческой Мастерской

В Творческой Мастерской Итак, сейчас вы чувствуете себя счастливыми и находитесь где-то в своей Творческой Мастерской. Вот пример работы, которой вы можете там заниматься.Мне нравится здесь находиться; я ценю смысл и энергию этого времени. Я очень хорошо себя здесь

[Священные боли (при открытии центров)]

[Священные боли (при открытии центров)] Боли бывают очень велики и мучительны. Когда возгорается центр легких, то невозможно двинуться без невольного крика. Приходится сидеть, не меняя положения, причем и дыхание сильно затруднено. И, конечно, все эти явления повторяются.

Рассказ о великом открытии

Рассказ о великом открытии Ранним утром, когда назойливые звонки будильников, прогоняя сон, напоминают о начале нового трудового дня, в старом одноэтажном доме на одной из улиц Краснодара просыпаются два пожилых человека. Семён Давидович и жена его Валентина

[Священные боли (при открытии центров)]

[Священные боли (при открытии центров)] Боли бывают очень велики и мучительны. Когда возгорается центр легких, то невозможно двинуться без невольного крика. Приходится сидеть, не меняя положения, причем и дыхание сильно затруднено. И, конечно, все эти явления повторяются.

ДЖИНН В МАСТЕРСКОЙ

ДЖИНН В МАСТЕРСКОЙ Польский этнограф В. Жукровский в книге “Странствия с моим гуру” (М., 1965) привел рассказ одного индийского портного о том, как завелась и что вытворяла в его доме «нечистая сила».Вот этот рассказ:«Портняжная мастерская не отличается от десятка лавчонок,

Осознание цели – залог успеха всего предприятия

Осознание цели – залог успеха всего предприятия Прежде всего вы должны решить, для чего вам нужен участок, и дальше действовать в соответствии с поставленной целью, ибо нельзя объять необъятное, да еще и на шести сотках. Разные цели – разные и способы хозяйствования.Если

Глава об открытии могилы для души (ба) и для тени, и о выходе днём, и о власти над двумя ногами[50]

Глава об открытии могилы для души (ба) и для тени, и о выходе днём, и о власти над двумя ногами[50] Место, что закрыто, открыто, место, что заперто и опечатано, распечатано(?). То, что кладётся внутрь в закрытое место, открывается душой-проявлением (Ба), которая находится внутри. Я

Оценка 4.7 проголосовавших: 18
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here