Молитва в путешествии ислам

Новая статья: молитва в путешествии ислам на сайте святая-молитва.рф - во всех подробностях и деталях из множества источников, что удалось нам найти.

Намаз в пути

Общие положения

Если человек выезжает из дома в другой населенный пункт или местность, расстояние до которых составляет более чем 90 км (примерно), то он считается «путником» (мусафир) и имеет право: объединить вторую молитву с третьей и четвертую – с пятой; не соблюдать обязательный пост (ураза) с последующим обязательным восполнением пропущенных дней; не посещать пятничную проповедь; не совершать пятничную молитву и т.д.[1] Объединенные молитвы совершаются в течение одного общего промежутка времени: с начала времени второй молитвы до окончания времени третьей и с начала времени четвертой – до окончания времени пятой молитвы[2]. Что касается своевременности, то путник может совершать молитвы-намазы в положенное для них время, то есть не объединяя вторую с третьей и четвертую с пятой, или – на стыке времен[3].

Кроме того, те молитвы, которые состоят из четырех ракяатов, сокращаются до двух, то есть молитвы Зухр, ‘Аср и ‘Иша’[4]. Сокращать и объединять молитвы можно только после выезда за пределы города (населенного пункта)[5].

Путник пользуется каноническими облегчениями ритуальной практики до тех пор, пока не определится со сроком своего возвращения и пока остается вероятность в любой момент покинуть место временного пребывания, даже если в таком ожидании пройдут месяцы[6].

Относительно возможности воспользоваться облегчениями в случае, когда отправившийся в путь изначально знает сроки своего возвращения, среди богословов существует несколько мнений.

Теологи ханафитского мазхаба утверждают: «Человек с первого же дня перестает пользоваться облегчениями путника в том случае, если он прибыл к месту своего назначения и намеревается остановиться там на пятнадцать или более суток. Если путешественник (мусафир) собирается остаться на срок менее пятнадцати дней, то он пользуется всеми каноническими облегчениями»[7]. В качестве одного из аргументов они приводят слова Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара: «Если ты заходишь в город (селение), являясь путником (мусафиром), и имеешь намерение остаться там на пятнадцать дней, то ты должен совершать молитвы в полном объеме. Если же ты не знаешь о времени отбытия из данной местности, то [до тех пор, пока ты в состоянии неведения] читай молитвы в сокращенной форме»[8].

Шафиитские ученые считают, что «если путник собирается остановиться в каком-либо месте на четыре дня, то он совершает молитвы в полном объеме, а если менее четырех дней – сокращает их и пользуется облегчениями. День прибытия и день отбытия в счет не берутся»[9].

Отсутствие в Сунне Пророка четких указаний по данному вопросу привело к появлению среди богословов различных мнений, основанных не на прямых, а на косвенных аргументах из пророческого Предания.

Намаз в пути – сокращать или нет?

Отметим, что сокращение с четырех ракяатов фарда до двух обосновано кораническим текстом, достоверной сунной и абсолютным согласием ученых (иджма‘).

Обязательно ли путнику сокращать эти молитвы-намазы? Имеет ли он право самостоятельно выбрать для себя наиболее приемлемое (сократить до двух или совершить все четыре ракяата)? Отвечая на этот вопрос, мусульманские ученые акцентировали внимание на разных достоверных хадисах, в результате чего появились следующие мнения:

1. Обязательно сокращать. Так говорят богословы-ханафиты. Среди аргументов в пользу именно такого практического подхода они приводят достоверный хадис от ‘Аиши: «Молитва-намаз поначалу была обязательной в два ракяата. Для путника так в два и осталась, а относительно места постоянного пребывания – дополнилась до четырех»[10]. Аналогичный хадис был передан и Ибн ‘Аббасом[11].

2. Ученые шафиитского мазхаба говорят о том, что сокращение молитв в пути является дозволенным. Человек сам может выбрать наиболее приемлемое для себя, но лучше сократить до двух, нежели совершить в полной форме. Приоритетно именно сокращение до двух по той причине, что Пророк, а также праведные халифы, являясь путниками, всегда сокращали четырехракяатные молитвы.

Намазы-сунны в пути

Великий ученый, имам ан-Навави, сказал: «Поистине, сошлись мнения богословов в том, что дополнительные молитвы, совершаемые по желанию (нафиля), являются желательными (мустахаб) как в обычные дни, так и в пути. Однако в отношении желательности прочтения тех молитв сунны, которые сопровождают обязательные ежедневные фарды (раватиб), мнения разошлись. Так, Ибн ‘Умар и некоторые другие ученые не совершали их. Однако имам аш-Шафи‘и и большая часть ученых высказали мнение о желательности их совершения (мустахаб)»[12]. Аргументируют они это тем, что пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) неоднократно совершал в пути молитвы-сунны, сопровождающие фард (раватиб). В качестве второго аргумента эти ученые приводят сравнение со свободными дополнительными молитвами сунны (нафиля): если мнение едино в отношении их желательности (о чем было сказано ранее), то и сопровождающие молитвы (раватиб) тем более должны оставаться желательными.

В сводах хадисов имамов аль-Бухари и Муслима приводится хадис Ибн ‘Умара, в котором он говорит: «Я сопровождал Божьего посланника. В пути он (да благословит его Аллах и приветствует) всегда совершал не более двух ракяатов[13]. Так же поступали Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман»[14].

Имам ан-Навави сказал относительно последнего хадиса следующее: «Возможно, Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) совершал сопроводительные ракяаты сунны (раватиб) в своем шатре, по причине чего Ибн ‘Умар этого не видел. Также возможно, что Пророк иногда не совершал их для того, чтобы указать на дозволенность несовершения их в пути»[15].

Богословы ханафитского мазхаба считают, что «путешественник, в отношении которого действительны канонические облегчения, может совершать молитвы-сунны (раватиб), если находится в обстановке безопасности и спокойствия (то есть находится не в дороге, а где-то остановился на время, в течение которого пользуется канонически облегченными нормами). В противном случае он их не совершает (желательность аннулируется сложностями пути, затруднениями и т.п.)»[16].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1]См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 321.

[2]Там же. С. 349–351.

[3]Подробнее см. материал «Объединение молитв в затруднительных ситуациях».

[4]Если вы движетесь по Земле [путешествуете], то нет на вас греха в сокращении молитвы, если боитесь вы [зла или вреда] со стороны безбожников» (см.: Св. Коран, 4:101). У сподвижника Пророка, халифа ‘Умара, спросили: «В аяте сказано: «если боитесь вы [зла или вреда] со стороны безбожников», а сейчас таких опасений нет. Так как же быть с сокращением молитв во время путешествий?» ‘Умар ответил: «Меня тоже волновал этот вопрос, я спросил у Пророка, и он ответил: «Это [сокращение молитв] – милостыня от Господа. Примите же Его милостыню [то есть, путешествуя, сокращайте молитвы, несмотря на то, есть опасность в дороге или нет]» (хадис от Я‘ля ибн Умайя; св. х. Муслима, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др.). Также достоверно известно, что «пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) не читал более двух ракяатов молитвы [четырехракяатные молитвы сокращал до двух] во время путешествий» (хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима). См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 3. С. 212, хадисы № 1154, 1155.

[5]См., например: Аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 1. С. 467; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2. С. 121; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 324.

[6]См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 325.

[7]См., например: Аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 1. С. 481.

[8]См., например: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. С. 80; аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 1. С. 483.

[9]См., например: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 488, 489.

[10]См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2001. Т. 4. С. 77, хадис № 350; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 2. С. 611, хадис № 350.

[11]См.: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 272, хадис № 687.

[12]См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 348, 349; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1371.

[13] За исключением четвертой обязательной молитвы (Магриб). Она во всех случаях совершается в три ракяата, о чем упоминается в других достоверных хадисах. См., например: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 77.

[14]См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 7. С. 209, хадис № 1102; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 734, хадис № 1102; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 273, хадис № 689.

[15]См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 349; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1372.

[16]См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2. С. 131.

Если же говорить о посте, то для путника, имеющего возможность держать пост, приоритетным, по мнению всех мусульманских ученых, является именно его соблюдение. Подтверждением тому – текст Священного Корана: «Но если вы будете поститься [например, путник, которого не затруднит пост в пути], это – наилучшее для вас, если бы вы только знали!» (см.: Св. Коран, 2:184).

Молитва в путешествии ислам

Намаз путника. Первая часть

Мы продолжаем переводить книгу «Аль-Фикху ль-манхаджи ‘аля мазхаби ль-имами Аш-Шафии», совместный труд известных современных ученых: Мустафы Аль-Буга, Мустафы Аль-Хини, а также Али Аш-Шурбаджи.

Раздел о намазе путника рассматривает основные вопросы, связанные с сокращением и совмещением молитвы, совершаемой во время путешествия (сафар), а также связанные с ними условия.

Сафар – это (какая-то) часть муки, [трудностей]. В нем человек утрачивает стабильность и спокойствие. Поэтому, Всевышний Аллах облегчил путнику множество решений религии, и из таких облегчений является намаз. Чуть позже мы остановимся на рассмотрении формы облегчения (намаза), её условий и на способе извлечения от него пользы.

Как выполняется намаз путника:

Всевышний Аллах облегчил путнику его намаз двумя облегчениями:

Первое: сокращение количества ракаатов, что называется «каср» – сокращение.

Второе: объединение двух своевременных намазов, чтобы путник имел как можно больше свободного времени, и это называется «джам’у байна салатайн» – объединение намазов.

Это совершение четырехракаатных намазов, таких как Зухр, Аср и Иша в два ракаата вместо четырех, как мы это увидим далее, в приведенных (нами) доводах.

Основой, в установлении сокращения, являются слова Всевышнего Аллаха: «Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы сократите некоторые из намазов» [2] .

Передает имам Муслим от Я’ля ибн Умаййа, сказавшего: «Я произнес (перед) Умаром ибн аль-Хаттабом (данный аят): «Не будет за вами греха в сокращении молитвы, если боитесь, что неверующие подвергнут вас испытанию» и спросил его: «Но ведь теперь люди в безопасности». Он ответил: «Я тоже когда-то удивился этому и спросил об этом Посланника Аллаха, на что он ответил: «Это милостыня, которую Аллах подал вам. Так примите же Его милостыню!»

И это указывает, что сокращение намазов не является обособленным только лишь из-за состояния боязни.

Для сокращения намаза необходимо соблюдать следующие условия:

1.Необходимо, что бы наступление времени намаза и его совершение было в сафаре.

Это условие исключает совершение намаза, время которого наступило до того, как путник вышел в путь. Такой намаз не разрешается совершать сокращенно, потому что он не был путником в то время, когда этот намаз на нем обязывался и ему стало обязательным его выполнение.

Также исключается намаз, время которого наступило в то время, когда он еще был путником, но который он не совершил [в пути], пока не возвратился в свой город. Ему не разрешается совершить её в сокращенном виде, потому что он, во время его совершения, не является путником, а сокращение является (облегчением только) для путника.

2. Преодоление границ (стен) города [3] , из которого путник выходит в путь, или же минование построек, если этот город не имеет границы, потому что тот, кто находится внутри этих построек или границ, не является путником.

То есть, сафар начинается тогда, когда человек переходит эти границы (города), также как и сафар заканчивается прибытием на это место. И, исходя из этого, он не сокращает намазы кроме тех, которые стали его ответственностью в этот промежуток времени (то есть в промежуток между минованием границы и прибытием к этим границам, но это слабое мнение. Сильным мнением в Шафиитском мазхабе является то, что н е является условием для совмещения намаза, чтоб человек, совмещающий намазы, был мусафиром в начале первого намаза, как это и было сказано выше, то если если время намаза наступило до того как человек выехал в сафар, а он не совершив его у себя дома вышел в сафар то ему разрешается его сократить и совместить с другим намазом, как это пишет Ибн Хаджар аль-Хайтами. Прим. пер. ).

Передали имамы Бухари [4] и Муслим [5] что Анас, да будет доволен им Аллахговорил: «Вместе с Посланником Аллаха, я совершил обеденную молитву в Медине в четырех (ракаатах) и также исполнил вместе с ним предвечернюю молитву в Зуль-Халифе в двух ракаатах». А Зуль-Халифа находится за пределами построек Медины.

3. Отсутствие намерения задержаться в том месте, куда он держит путь, на 4 дня (или более), не считая дней прибытия и отъезда.

А если же он, все-таки сделал такое намерение, то место, куда он держит путь, считается как его родина (родной город), где он живет, и ему не разрешается сокращать намаз, кроме как в дороге (т.е., ему разрешается сокращать намазы в дороге до места, куда он держит путь, а с прибытием на это место у него заканчивается сафар).

А если же он намерен остаться там менее четырех дней, или же он не знает срок пребывания в этой местности из-за его работы и не знает, когда она закончится: в первом случае, он сокращает, пока не возвратится обратно, а во втором – до восемнадцати дней, не считая дней прибытия и отъезда.

Передал Абу Дауд [6] от Имрана бин Хусейн, да будет доволен им Аллах, он сказал:

«Я сражался вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и присутствовал с ним во время открытия (Мекки), и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, остался в Мекке восемнадцать ночей, не совершая кроме двух ракаатов». Потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в том году, когда была завоевана Мекка, оставался там на этот срок (18 дней), сокращая молитвы, чтоб потом пойти на сражение с Хавазин, так как не знал точно, сколько дней ему придется там остаться.

4. Не совершение намаза за тем, кто не находится в сафаре.

Если путник встал на намаз за имамом, который не сокращает намаз, то он обязан последовать за ним до конца, и не разрешается ему сокращать намаз. А что касается обратного случая, когда путник является имамом в намазе и за ним совершают намаз те, кто не в сафаре, то в этом случае он может сокращать намаз. Для него является желательным после того, как даст салям после двух ракаатов, поспешить и сказать тем, кто следовал за ним в намазе: «Вы заканчивайте свой намаз, поистине я являюсь путником (и поэтому сократил намаз)».

Передал имам Ахмад, с достоверной цепочкой от ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что его спросили: «Что можно сказать о путнике, который совершает два рааката, когда молится один, а когда следует за имамом, не находящимся в сафаре, совершает четыре раката?» Он сказал: «Это и есть Сунна».

Смысл этого ты узнал немного ранее.

Передал имам Бухари от ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах, что он сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, объединял обеденную и предвечернюю молитвы, когда бывал в сафаре, также и вечернюю и ночную».

Также передал имам Муслим от него же, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,в одном из своих путешествий во время похода на Табук, исполнил вместе молитвы: обеденную и предвечернюю, вечернюю и ночную. Саидибн Джабир, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Я спросил ибн Аббаса: «Что толкнуло его на это?»Тот ответил: «Он не желал причинять неудобства его общине».

Объединяющие намазы делятся на два вида:

Объединение во время первого намаза – это совершение двух намазов во время первого из них, и, соответственно, объединение во время второго намаза – это совершение двух намазов во время второго из них.

Передали абу Дауд, Тирмизи и другие от Муаза, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время газавата Табук, когда выходил в путь до того, как поднимется солнце, откладывал обеденный намаз, чтобы совершить его вместе с предзакатным, а когда выходил в путь после уклонения солнца, то совершал обеденный и предзакатный намазы вместе. Также, когда он выходил в путь до заката, то откладывал вечернюю молитву чтоб совершить её вместе с ночным, а когда выходил в путь после заката, то совершал ночной закат вместе с обеденным».

[3] Современные ученые шафиитского мазхаба указали на то, что сегодня границы в такой ситуации дозволено определять по указателям о начале/окончании того или иного населенного пункта.

Совершение намаза в пути

Многие из нас регулярно занимаются путешествиями, начиная от поездок в деревню или на дачу, заканчивая посещением разных уголков планеты. Как правило, различные формы передвижения могут доставить некоторые трудности с выполнением намаза. В связи с этим Всевышний даровал милость в виде облегченного совершения молитвы для путников.

В Священном Коране сказано: «Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих» (4:101).

Кто считается путником?

Путником (мусафиром) считается человек, который проделал путь от своего дома (в одну сторону), преодолимый пешком не менее чем за 18 часов (около 87 км), а также остановившийся на новом месте не более чем на 15 суток (согласно ханафитскому мазхабу) с момента прибытия.

Правила совершения намаза в пути

Будучи путником, верующему следует совершать молитвы в сокращенном виде. Следует отметить, что сокращению подлежат лишь обязательные (фард) молитвы полуденного (зухр), послеполуденного (аср) и ночного (иша) намазов. Выполнять сокращенные намазы путник вправе с момента выезда за пределы отправного населенного пункта. По мнению ученых-ханафитов, совершение сокращенных намазов в пути является необходимым, в подтверждение чего приводится следующий хадис: «Молитва-намаз поначалу была обязательной в два ракаата. Для путника так в два и осталась, а относительно места постоянного пребывания – дополнилась до четырех» (Бухари).

В случае, если путник выполняет намаз за «местным» имамом, то ему следует совершить полноценную молитву. Если же «местный» верующий совершает намаз за имамом-путником, то после того, как имам совершит салам, верующему следует продолжить молитву.

Помимо сокращения намазов, путник также вправе не выполнять пятничную и праздничную молитву, но в случае их совершения, они по воле Творца будут приняты.

В исламском вероучении присутствует практика объединения намазов (полуденного с послеполуденным и вечернего с ночным) для лиц, находящихся в пути. Об этом сказано в одном из хадисов Пророка (с.г.в.): «Находясь в пути, Посланник Аллаха (с.г.в.) всегда объединял полуденную молитву с послеполуденной, а вечернюю с ночной» (Бухари). Согласно же ханафитскому мазхабу, путникам лучше задержать время намаза одной молитвы, после которой сразу же совершить другую, но не объединять их. В случае не выполнения намаза вовремя, восполнению подлежат лишь обязательные намазы, витр, а также суннат-намаз утренней молитвы, восполнение которого возможно лишь до наступления времени полуденной молитвы (зухр).

Путешествуя на тех видах транспорта, на которых затруднительным является совершение молитвы по всем правилам (самолет, поезд, корабль и т.д.), допустимо выполнение намаза по возможностям (если нет возможности совершить намаз стоя – можно сидя, и так далее).

Читайте также:

Комментарии

Демотиваторы

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

Оценка 4.7 проголосовавших: 18
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here