Научи нас оправданиям твоим молитва

Новая статья: научи нас оправданиям твоим молитва на сайте святая-молитва.рф - во всех подробностях и деталях из множества источников, что удалось нам найти.

Научи нас оправданиям твоим молитва

“Научи мя оправданием Твоим”

Кто внимательно слушает Всенощную, не может не обратить внимание на троекратное повторение фразы Великой Вечерни: «Научи мя оправданием Твоим… Вразуми мя оправданием Твоим… Просвети мя оправдании Твоими…» Как правильно понять эти древние слова? Почему они повторяются трижды? Как можно научиться, вразумиться и просветиться оправданием?

Троекратное повторение фразы «оправданием Твоим» (из молитвы-песнопения «Сподоби, Господи») вызвано обращением к трем Лицам Пресвятой Троицы. Полный текст звучит так: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. / Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. / Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими». Не правда ли, перед нами полная аналогия с известной молитвой Пресвятой Троице: «Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имени Твоего ради.»

В «Полном церковно-славянском словаре» протоиерея Григория Дьяченко слово «оправдание» переводится как «закон, установление, должность, обязанность». Итак, с какой любовью звучит понятие «закона» по-церковнославянски! Ведь «закон» в нашем понимании — это нечто внешнее, влияющее на жизнь человека, а вот «оправдание» — закон любви, имеющий целью спасти человека — через веру во Христа. В оправдании верой состоит наша надежда, а не в холодном исполнении буквы закона. На современном языке эта фраза могла бы прозвучать так: «Научи меня закону Твоему». Насколько же богаче по содержанию, причем по новозаветному содержанию, слово «оправдание»!

«Толковый Типикон» М.Скабаллановича обращает наше внимание и на стих, который предшествует троекратному слову «оправдание». Он звучит так: «Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя». Мы просим у Бога милости, которая и выражается в слове "оправдание". «Научи меня жить по закону любви, исполнение которого и сможет оправдать меня пред Тобою!»

Каких оправданий мы просим? Трудные места Всенощного бдения

Диакон Михаил АСМУС, переводчик и преподаватель ПСТГУ, разбирает несколько фраз из начала Всенощного бдения. Некоторые из них кажутся совсем простыми, но дают повод затронуть различные вопросы церковной жизни – например, может ли самый обычный прихожанин подпевать клиросу на богослужении.

«Встаньте!» – с этих слов начинается Всенощное бдение, потому что обычно все приходили в храм заранее и ожидали начала богослужения сидя. Монашеским уставом предполагается, что у каждого человека есть в храме свое место. В греческих монастырях это «стасидии», специальные стулья с высокими спинками и подлокотниками. Уставное (т.е. полное, по всем правилам) богослужение достаточно длительное, и в определенные моменты человек в стасидии может стоять просто или с опорой на подлокотники; полусидеть на поднятом сиденье (там есть специальная полочка); наконец, полностью сидеть на опущенном сиденье (во время чтения кафизм, паремий, поучений и др.). Отсутствие сидений – отличительная черта русских храмов.

Язык ангельский и языки человеческие

То и дело во время службы можно услышать древнееврейское слово «Аллилуия». Оно означает в переводе «хвалите Бога»: «аллел – хвалить», «Йя – Бог». Это не слово на ангельском языке, как иногда говорят в воскресных школах, а вполне человеческий призыв хвалить Бога подобно тому, как хвалят ангелы. Этот призыв часто встречается в Псалтири. Для некоторых Псалмов, в основном хвалебного содержания, этот призыв стал припевом, ведь Псалмы – это песнопения. При переводе на древнегреческий язык припев «Аллилуия» был оставлен без перевода, а в христианском Богослужении он вообще распространился на всю Псалтирь. Чтение и пение любой группы Псалмов заканчивается славословием Святой Троице: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь» и припевом: «Аллилуия, Аллилуия, Алилуия: слава Тебе, Боже!» (трижды).

Какая молитва чаще всего звучит на богослужении? «Господи, помилуй!» Она входит в самый народный, если можно так выразиться, элемент богослужения – ектению («ектения» – череда кратких молитвенных прошений). Содержание ектенийных прошений затрагивает самые важные стороны жизни каждого христианина (мирная жизнь, прощение грехов, благодатная помощь Божия). Сугубая (т.е. усиленная) ектения начинается со слов «Рцем вси!» – «скажем все!». Это призыв ко всем молящимся. Диакон или священник произносят какое-то прошение, на которое певчие, а в идеале – все люди, отвечают самой простой молитвой: это или «Господи, помилуй!» единожды, или «Господи, помилуй!» трижды, или «Подай, Господи!». В ответ на призыв вручить себя Богу люди отвечают: «Тебе, Господи!»

В общественном богослужении все предназначено для произнесения вслух. То, что некоторые священнические молитвы стали «тайными», т. е. произносятся только священником и от них мы слышим только конечные фразы, «возгласы», – это особенность развития христианского богослужения, а отнюдь не закон жанра. Изначально эти молитвы не создавались для молчаливого произношения. Потому что молитва – это или хвала, или просьба. Когда люди собираются вместе для молитвы, то они вместе хвалят или вместе о чем-то просят. Во время общего богослужения просить о чем-то своем собственном, личном, о чем ты не хочешь, чтобы знал твой ближний, не совсем уместно. Конечно, когда мы на Литургии поминаем своих близких – то каждый поминает своих, близких ему людей и молится о каких-то своих нуждах, но это – моменты, специально оговоренные самим уставом Богослужения. Там, например, у священника в книге примечание: «…и поминает тех, кого хочет, по именам». Или в ответ на возглас священника «В первых помяни, Господи, великого господина и отца нашего Патриарха…» народ отвечает: «…и всех, и вся». Имеется в виду «и всех мужчин, и всех женщин-христиан», о которых в данный момент молится каждый из присутствующих. Это, наверное, единственный момент, когда мысли молящихся могут чуть-чуть разойтись в разные стороны, когда каждый вспоминает о своих частных нуждах.

Никакого запрета петь мирянам во время службы не существует. Константинопольское богослужение устраивалось так, чтобы максимально привлечь людей к пению. В частности, исполнение Псалмов антифонно, то есть с припевом, – это изобретение именно этого общественного, всенародного христианского богослужения.

Естественно, что чем более сложный музыкальный репертуар звучит в храме, тем труднее людям участвовать в совместном пении. Но исполнение ектений, как правило, по силам любому мало-мальски грамотному человеку. Если человеку, стоящему в храме, уж очень стыдно своего голоса или отсутствия слуха, то он может это петь совсем тихонечко, почти что про себя, чтобы не смущать стоящих рядом с ним.

Святейший Патриарх Алексий в своем обращении к московскому клиру несколько лет назад призывал к тому, чтобы в приходах насаждалось общенародное пение. И даже указал конкретно, что очень хорошо, если Евхаристический канон на Литургии будет петься всем народом.

Каждую субботу на воскресной вечерне мы слышим великий прокимен: «Господь воцарися, в лепоту облечеся… ибо утверди вселенную, яже не подвижится». «Прокимен» переводится как «выдающийся, стоящий впереди» и означает пение избранного стиха из какого-либо Псалма в качестве припева к одному или нескольким стихам того же Псалма. Мы знаем несколько видов прокимнов в богослужении, которые поются на разные мотивы – по-церковнославянски, «гласы».

«Воцарися, облечеся, утверди» – это прошедшее время славянского языка, которое обозначает действие, законченное в прошлом: «Он воцарился, Он облекся, Он утвердил». «Не подвижится» – это будущее время. «Яже не подвижится – которая не подвигнется, не изменится». Вселенная «не подвижится», так как она будет существовать по тому закону, который Господь для нее создал. В самой Вселенной нет той силы, которая бы изменила закон ее бытия. Это вообще смысл библейского отношения к миру как творению Божию. Основная антитеза «Творец и тварь» заключается в том, что тварь не имеет самостоятельности в определении своей участи. И в этом смысле человек отличается от всей прочей твари именно этой богоподобной способностью самостоятельно определять свою линию жизни, выбирать путь к Богу или путь к погибели.

В молитве «Сподоби, Господи», звучащей на Всенощной, есть такие слова: «Научи мя оправданием Твоим…» В современном языке слово «оправдание» приобрело сугубо юридический характер: когда есть какое-то подозрение и человек освобождается от этого подозрения, значит, он «оправдывается». Но в славянском языке слово «оправдание» соответствует греческому слову «дикеома», которое означает еще и «праведность», и «заповедь о праведности». Праведность – правда, правота. Дело в том, что ветхозаветные представления о праведности строго связаны с Законом Божиим, с исполнением Закона. Естественно, что человек, поступающий право, в соответствии с Законом Божиим, называется праведником. Вот эта укорененность в Законе Господнем и является в данном случае предметом молитвы – буквальное «научи меня Твоим заповедям о праведности» означает для нас: «научи меня укорененности в Твоем Законе, научи меня поступать правильно, как предписывает Твой Божественный Закон» – Закон, разумеется, не Ветхий, но Новый Евангельский Закон любви.

Что означает: «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим»?

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Наталия! Бог Вас благословит!

Вы приводите стих из 118 псалма. Первая часть этого стиха – молитвенное прославление Господа. Слово «оправдания» переводится на русский язык как «повеление», «заповедь», «закон», «установление». То есть мы просим Господа научить нас жить по Его заповедям, по Его воле. Подробное толкование 118 псалма составил святитель Феофан Затрворник, думаю, Вам может быть интересно его прочитать.

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко.

Научи нас оправданиям твоим молитва

Научи нас оправданиям Твоим

том 5,стр. 667tc "Научи нас оправданиям Твоим"

Научи нас оправданиям Твоим”. В этих словах заключается великое пророчество, о котором Давид мечтал, когда же оно исполнится. Пс.31:1 – “Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты!” Об этом наш Спаситель Господь Христос говорит так: Мф.13:17 – “ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали”. Они видели, как бы контуры. 1Кор.13:12 –Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан”. Мф.13:16 – “Ваши же блаженны7 очи, что видят, и уши ваши, что слышат”. Блаженны и руки, которые осязали это исполнение. 1Ин.1:1 – “О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни”. О каком же оправдании вздыхал пророк? Пс.118:135 – “Осияй раба Твоего светом лица Твоего и научи меня уставам Твоим”. Жизнь его вся проходила в Боге, и он считал себя ненаучившимся. Оправдание во Христе. Ис.54:17 – “Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно; и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, — ты обвинишь. Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь”.

Иер.23:6 – “Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: «Господь оправдание наше!»” Жертва ягнят, козлов и волов не дает оправдания. Ис.1:11 – “К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу”.

У нас, у православных, ложное представление об оправдании, и так у очень многих дело обстоит. Если кто-то на улице встретится и спросит о спасении, то ответ у всех одинаков до точки: ходи в храм, исповедуйся, причастись, и если не крещен, то прими крещение. И какое это крещение, правильное или не правильное – до этого тоже дела никакого нет; главное – лишь бы его к батюшке спровадить, а там уж поп разберется с этим бараном. Неленостно в храм ходить, и там уж благодать священника довершит всё недостающее. Главное: переходи к нам, к нам и только к нам. Тут мы из тебя образцового лицемера и фарисея сделаем, и очень быстро. Мф.23:15 –Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас”.

И никого не интересует, что ничего из того, чему учит другого, еще только мыкающегося, ищущего, что ничего в Писании Божественном нет того, чему учат они другого. Рим.6:23 – “Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем”.

У православных, наученных таким же батюшкой, каковы они сами, совершенно нет представления о прощении грехов. Им кажется, что стоит только на исповеди батюшке грех назвать, и батюшка тут же с него соскоблит эту проказу, и ты уже не причастен этой заразе, и всё у тебя хорошо. Нужно же всё время твердить, что Бог никогда, нигде и никому просто так ни одного греха не простил и не может простить, ибо это будет вопреки Божьего существа, Его сути. За каждый грех человек должен умереть. Закон один для всех: “возмездие за грех — смерть”. У Бога один закон и один для всех, потому что Он свят. Откр.21:27 –И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни”. Рим.3:4 – “Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем”. И никак не возможно спастись. Господи, научи меня, как мне оправдаться? Так-то хорошо было бы спастись. Князь Владимир говорил о спасенных: “Им там хорошо. Горе тем, которые слева”.

Святитель Вышенский Феофан, прозванный за кончину своей жизни Затворником, скорбел о темноте русских людей: “Есть вещи крайне нужные, – говорит святитель о переводе службы на русский язык. – Разумею новый, упрощенный и уяс­ненный перевод церковных богослужебных книг. Наши церковные песнопения все назидательны, глубокомысленны и возвышенны. В них вся наука богословская и всё нравоучение христианское, и все утешения, и все устраше­ния. Внимающий им может обойтись без вся­ких других учительных христианских книг. А между тем, большая часть из этих песнопений совсем непонятны. А это лишает церковные книги плода, который они могли бы произво­дить, и не дает им послужить тем целям, для коих они назначены и имеются. Ныне – за­втра, надобно же к сему приступить, если не хотим нести укора за эту неисправность и быть причиною вреда, который от этого проис­ходит” (Журнал “Душеполезное чтение” 1896 г,. №10, с. 462.).

Мы должны позаботиться о том, чтобы богослужение было понятным, и тогда увидим, как обстоит дело с оправданием, как его получить. Оправдание возможно только через наказание, через смерть. А человек, если он ушел в ад, то какое оправдание? Поэтому образно было показано человеку, чтобы он взял кровь невинного животного – ягненка, и принести его в жертву. Притом неповрежденного. Когда ягненка покалечит кто-то, то хозяин, даже без желания, выказывал этим недовольство и раздражение. Бог не хочет, чтобы наше раздражение и обиды касались того, что приносится Ему в жертву. 1Фесс.4:7 –Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости”. 2Тим.1:3 –Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно вспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью”. Лев.10:10 – “Чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого”.

Когда люди имеют нечистые доходы и отмывают их, вкладывая в производство, а потом приходят и пудовую свечу ставят, то Господь говорит этим, желающим отмытия, оправдаться: Ис.66:3 – “[Беззаконник же,] заколающий вола – то же, что убивающий человека; приносящий агнца в жертву – то же, что задушающий пса; приносящий семидал – то же, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам [в память] – то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их”. Вы недоплачиваете заработанное, и люди жалуются на вас Богу Иегове. Исх.3:9 – “И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне”. Иак.5:4 – “Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа”.

Когда люди читают свои выдумки, а не преподают другим чистое слово Божие, то Господь говорит, чем наполнены ваши столы: Ис.28:8 –Ибо все столы наполнены отвратительною блевотиною, нет чистого места”. Это означает, что какой-то философ или даже церковный учитель изрыгнул что-то вопреки слова Божия, сказал свои мысли, дал тебе, а ты еще и нахваливаешь: “Батюшка сказал, сам владыка ответил, его Святейшество так учит”. На это можно сказать и надпись на столе поставить, когда ты это слушаешь и принимаешь в душу: “блевотина диакона Андрея , блевотина священника отца Николая, блевотина его преподобия архимандрита Амвросия, блевотина владыки Кирилла, и блевотина его святейшества Алексия”. Не зарься на чужую блевотину. Ис.28:8 – “Ибо все столы наполнены отвратительною блевотиною, нет чистого места”. Такую глупость сварят и сморозят, а потом ссылаются на эту ложь и похваляются, что сказал такой-то. 2Пет.2:22 –Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи”. В блевотине нет оправдания, ибо это есть мерзость и нечистота. Мы же должны определять, чистое ли это слово Божие, или мерзость выдумщика в рясе. 1Пет.2:2 –Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение”. Иез.44:23 –Они должны учить народ Мой отличать священное от несвященного и объяснять им, что нечисто и что чисто”. Кирилл Иерусалимский неоднократно нам напоминает: “Если слова мои не сходятся с Библией, то не верьте и мне”.

Оправдание, даруемое Богом, дается только через жертву. Все чистые ягнята, козлята, овцы, все телицы указывали на Христа, на Божественного Агнца. Ин.1:29 – “На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира”. На то, что Христос сойдет с неба, возьмет на Себя грехи мира и взойдет добровольно на Голгофу, и там на вершине креста будет явлена высочайшая любовь. Там оправдание – вместо меня Он взошел на крест. Ис.53:5 – “Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились”. 1Пет.2:24 – “Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились”. 1Ин.1:7 – “Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха”. Ничем, кроме крови Христовой, нельзя спастись. Он взял грехи мира на крест, значит и мой грех взял Он, и умер за меня. И лично за меня. Научи меня, Господи, как мне оправдаться. Научи, как получить прощение грехов, и быть подобным Тебе, и войти в Твои чертоги. Дай мне брачную одежду оправдания. Гал.3:27 –Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись”. Откр.19:14 – И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый”. Откр.19:8 –И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых”.

Вот почему на вечернем богослужении церковь взывает, настраивая мысль на благодарность Божественному Агнцу, Который открывает сердца наши к принятию этой дивной тайны Боговоплощения Сына Божия. Кол.1:26 – “Тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его”. Мы сейчас молимся и говорим : “Господи, Отец Небесный, Ты послал на эту землю Твоего Единородного Сына Иисуса Христа, Который пролил за меня пречистую кровь; и оправдание в Нем. Он оправдал меня, если я Его принял в сердце, как моего Спасителя, верою давая Ему вход в мое сердце. Откр.3:20 – “Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною”. И, молясь, скажи Ему: “Я верую, Господи, что Ты именно за меня умер. Я хочу жить с Тобою, я верю, что Ты приготовил мне там, на небе место, Ты Сам об этом сказал так: Ин.14:3 – “И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я”. Господи! Прости мои согрешения”. И Иисус как бы говорит Отцу Небесному: “нужно за грех Божье правосудие, смерть, казнь. Я принимаю это на Себя, и Ты Меня уже наказал; прими его к Себе, о, Мой Отец”. А за один грех дважды никто не наказывает. Даже в мирских судах не делают так, чтобы отсидел, вернулся и снова его забирали. Так было только в Советском Союзе при людоедах коммунистах ленинцах-сталинцах. Евр.7:27 – “Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого”. Евр.9:28 –Так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение”.

Сколько же заложено в этих словах: “научи меня оправданиям Твоим”. Здесь тысячелетнее приготовление, жертвы агнца. И всё это было правильно, ибо образы есть тень от истины. Евр.10:1 – “Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними”. 1Ин.5:20 –“Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная”. Научи. Вразуми меня, Господи, чтобы я слушал Тебя и пил чистое Твое молоко, чтобы всё во мне было чисто и чистым оком смотрел на Тебя. Чтобы не коптили на глаза мне стёкла. Мф.6:22 –Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло”. А за этим следует, что я искуплен и себе уже не принадлежу. Я был пленник, я был мертв, Он меня воскресил. И я Ему должен служить. Еф.2:5 – “И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены”. Рим.7:4 –Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу”.

Вразуми меня, Господи. И на каждый поступок, на каждое свое действие молись этой краткой молитвой. И всё взвешивать на весах истины, проверять себя по слову Божию по святой Библии. А не по тому, что изрыгнет из себя кто-либо, будь то священник или архиерей. Так ли я поступаю, как раб Христов, или как бродяга беззаконный и самовластный? Сейчас пропели “Богородице, Дева радуйся”. Она была не проповедница, Она не написала Евангелия. И могла бы, может быть, написать. И у Нее нет мемуаров. Но Она вспоминается по таким вот словам: “Се, Раба Господня. Да будет по слову Твоему”. И мы должны каждый раз говорить: “Господи. Се раб Твой. Да будет по слову Твоему”. Не по выдумкам поповским или архиерейским, а по слову Божию. Аминь. 667

Оценка 4.7 проголосовавших: 18
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here