Пятничная молитва курбан

Новая статья: пятничная молитва курбан на сайте святая-молитва.рф - во всех подробностях и деталях из множества источников, что удалось нам найти.

Пятничный намаз. Порядок выполнения

«О верующие! Если призовут в пятницу к молитве, то устремитесь к поминанию Господа и оставьте торговлю [суету, дела мирские]. Это – наилучшее для вас. О если бы вы только знали!» (см. Св. Коран, 62:9).

Заключительный посланник Творца Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) отметил самый важный день в календаре такими словами: «Пятница – это госпожа [глава] дней! Она является более величественной, чем день праздника Разговения (Ураза-байрам) и день праздника жертвоприношения (Курбан-байрам)»[1].

Также необходимо помнить слова посланника Божьего: «Кто оставит пятничную молитву три раза [подряд], пренебрегая ею[2], сердце того будет запечатано Господом»[3].

Пятничная молитва является обязательной только для мужчин. Женщины, дети, путники[4] и физически немощные люди не обязаны посещать пятничную проповедь. Если все же они пришли в мечеть, чтобы совершить пятничную молитву («Джум‘а»), она будет им засчитана вместо полуденной (Зухр) [5].

Утром в пятницу желательно совершить полное омовение. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Если кто-то из вас собирается пойти на пятничную проповедь, то пусть совершит полное омовение (гусль)»[6].

Из чего состоит пятничный намаз (джума)

Время совершения – это время полуденной молитвы (Зухр). Совершается только в мечетях и местах, специально отведенных для молитвы-намаза.

Пятничный намаз состоит из восьми ракяатов сунны и двух ракяатов фарда. Порядок их выполнения следующий: четыре ракяата сунны, два ракяата фарда и четыре ракяата сунны[7].

Четыре ракяата сунны

По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «салават» и обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана.

Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

Последовательность совершения аналогична четырем ракяатам молитвы Зухр. Выполняется, как все молитвы-сунны, каждым самостоятельно[8].

Имам поднимается на минбар и приветствует пришедших на молитву прихожан словами «ас-саляму ‘алейкум ва рахматуллах», после чего садится.

По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «Салават» и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана.

Проповедь начинается словами восхваления Господа миров и прошением благословения для пророка Мухаммада. Затем проповедник, цитируя Священный Коран и Сунну, обращается с проповедью, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для пополнения духовных и жизненных сил в сердцах и делах мусульман[9].

По завершении первой проповеди имам-хатыб садится на одну из ступенек минбара и все обращаются с мольбой ко Всевышнему Творцу, читая молитву-ду‘а.

Вторая проповедь более коротка, чем первая, и носит назидательный характер.

Нужно добавить, что с момента восхождения имама на минбар и до призыва (икамата) на два ракяата фарда все прихожане должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркивал: «Кто разговаривает во время пятничной проповеди, тот подобен мулу, несущему на себе священные книги [то есть тому, кто, имея возможность обогатиться атмосферой наставления, Божественным благословением и крупицами знаний, невежественно пренебрегает этим, игнорирует, идя против повеления Пророка]»[10].

Исключениями могут быть ответ на приветствие; прошение у Всевышнего благословения для Пророка («салават») при упоминании его имени; предупреждение об опасности и подобного рода крайне вынужденные случаи.

Два ракяата фарда

Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить два ракяата фарда пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего»[11].

Два ракяата фарда выполняются в точном соответствии с порядком выполнения двух ракяатов фарда утренней молитвы. Имам проводит молитву вслух.

Четыре ракяата сунны

Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

После этого молящийся выполняет все в той же последовательности, как и первые четыре ракяата сунны пятничной молитвы.

По завершении четырех ракяатов сунны и тем самым всей пятничной молитвы («Джум‘а»), продолжая сидеть, желательно[12] вместе с имамом выполнить «тасбихат».

Пятничная молитва, в отличие от других, не восполняется. Если время, отведенное для нее, вышло, то совершается полуденная молитва Зухр[13].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Абу Любана ибн ‘Абдуль-мунзира; св. х. Ахмада, Ибн Маджа и аль-Байхакы. См.: Аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2 ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 2. С. 363, пункт 3250; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 11. С. 447.

[2] То есть не примет участия в пятничной молитве, считая ее не столь важной.

[3] Св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 8. С. 180, 181; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 176, хадис № 499, «хасан»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 3. С. 1024, хадисы № 1371–1373, «хасан», «сахих».

[4] По шафиитскому мазхабу, путник перестает пользоваться каноническими облегчениями (необязательность посещения пятничной молитвы, необязательность поста в месяц Рамадан и т.д.), если он намеревается остаться на новом месте четыре и более дней. Богословы-ханафиты говорят в этом случае о сроке в пятнадцать дней и более. Канонические облегчения распространяются на путника, если он находится (2) в пути или (2) на новом месте пребывания менее указанных сроков.

[5] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1285.

[6] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари.

[7] Первые четыре ракяата сунны признаются сунной всеми учеными-богословами, последние четыре ракяата – богословами всех мазхабов, кроме маликитского. Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1291, 1326.

[8] Шафииты также совершают четыре ракяата, но разделяя их на две молитвы по два ракяата.

[9] Ученые-шафииты говорят: «Проповедь имеет пять обязательных положений: три из них должны быть соблюдены в обеих проповедях – слова восхваления Всевышнего; прошение у Него благословения для пророка Мухаммада («салават») и наставления, касающиеся богобоязненности («таква»), а объяснение аята из Священного Корана и мольба-ду‘а о благополучии верующих мужчин и женщин в жизни вечной должны быть соблюдены в одной из двух проповедей».

[10] См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 3. С. 287, хадис № 1250, а также с. 288; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 2. С. 639, хадис № 421, «хасан ли гайрихи».

[11] Имам добавляет к сказанному, что выполняет молитву со стоящими за ним молящимися. Те, кто стоят за имамом, должны оговорить, что совершают молитву с имамом.

[12] Это желательно и в современной России, где мусульмане имеют мало возможностей для частых встреч и очень нуждаются в совместных (в джама‘ате) мольбах-ду‘а, особенно в такой знаменательный день, как пятница. Совершив вместе «тасбихат», верующие встают одновременно и приветствуют друг друга, общаются.

[13] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1335.

Пятничная молитва курбан

МОЛИТВА СОРОК ВОСЬМАЯ [1]

Господи! Сегодня благословенный день, и все мусульмане собрались вместе в различных точках Твоей земли. Некоторые из них нуждаются в Твоем помиловании, некоторые просят Тебя ниспослать им блага. Одни предстали пред Тобой с надеждой в сердце, а другие – со страхом в душе. Ты знаешь обо всех их нуждах. Ты легко выполняешь мои просьбы. Молю Тебя благословить Мухаммада и его семейство!

О, наш Аллах, наш Создатель! Лишь Тебе принадлежит право царствовать и быть восхваленным! Нет Бога, кроме Тебя! Ты терпелив, щедр, добр, милостив, велик и могущественен! Ты Творец небес и земли. Я прошу Тебя не забывать обо мне, когда распределяешь между Своими праведными рабами добро, благополучие и милости, наставляешь их на стезю истины или помогаешь совершать богослужения, возвеличиваешь их или даешь мирские и загробные блага!

Господи! Лишь Тебе принадлежит право царствовать и быть восхваленным! Нет Бога, кроме Тебя! Молю Тебя благословить Мухаммада, Твоего пророка и посланника, Твоего любимца и избранника из числа Твоих рабов, а также семейство Мухаммада, этих добрых, непорочных и избранных людей! благослови их благословением, измерить которое не сможет никто, кроме Тебя! Молю Тебя причислить нас к Твоим праведным рабам, которые в этот день призывают Тебя – о, Повелитель миров! – и простить нас и их, ибо Ты всесилен!

Господи! Я обращаюсь к Тебе с просьбой. Сегодня я пришел к Тебе, согнувшись под бременем нищеты и нужды. Я надеюсь на Твое милосердие больше, нежели на свои деяния, ибо Твое великодушие и милосердие превыше моих грехов. Так благослови же Мухаммада и его семейство и дай мне все, что я прошу у Тебя, ибо Ты всемогущ и это не составит труда для Тебя! Я нуждаюсь в Тебе, а Ты во мне не нуждаешься. Все добро, которое я видел, было ниспослано мне Тобой. Все беды, которые обошли меня стороной, были отвращены Тобой. В этом и потустороннем мирах я надеюсь только на Тебя.

О, Господи! Каждый, кто намеревается пуститься в путь, делает необходимые приготовления и идет к Твоим творениям в надежде на подарки и богатство. О, мой Повелитель! Я намереваюсь пуститься в путь, делаю необходимые приготовления и иду к Тебе в надежде на Твое милосердие, Твои дары и Твою милость!

Господи! благослови Мухаммада и его семейство и сегодня не обращай в прах мою надежду! О, Господи! Бесстыдство бедняков Твоего престола не уменьшает Твоих даров. Я пришел к Тебе, не опираясь на свои добрые деяния. Я не надеюсь на чье-либо заступничество, кроме заступничества Мухаммада и его семейства (да будет с ними Твое благословение!). О, Господи! Я пришел к Тебе, зная о своем преступлении и зле, которое я причинил самому себе. Я пришел в надежде на Твое бесконечное милосердие, благодаря которому Ты прощаешь грешников. Ты не лишаешь их Своего прощения даже если они грешат длительное время.

О, Господи! Как бесконечно море Твоего милосердия и как просторна степь Твоего великодушия и щедрости! О, всемогущий Аллах! О, всемогущий Аллах! О, милостивый Аллах! О, милостивый Аллах! благослови Мухаммада и его семейство и удостой меня Своим благословением! Будь ко мне добр и прости мои прегрешения!

Господи! Это место Твоих наместников и избранных Тобой людей. Однако высокое место, которое Ты предназначил Своим верным слугам, похищено другими. Это предопределено Тобой, и Твой приказ не отменим. Никто не может отменить Твои непреклонные решения, которые Ты принимаешь как пожелаешь и где пожелаешь! Ты ведаешь, что творишь, и не обвиняем в Своих решениях. Так Твои избранники и наместники потерпели поражение и утратили свои права. Сегодня они видят, что Твои указы искажены, Твоя Книга отброшена в сторону, Твои предписания выполняются не по указанному Тобой методу, а традиции Твоего пророка позабыты.

Господи! Прокляни их врагов от первого до последнего! Прокляни каждого, кто одобряет их поступки! Прокляни их последователей и единомышленников!

Господи! благослови Мухаммада и его семейство, ибо Ты – восхваленный и великий Аллах! Ниспошли Свои блага и приветствия Мухаммаду и семейству Мухаммада так, как Ты сделал это по отношению к Ибрахиму и семейству Ибрахима! Поспеши разрешить их дела, дать им покой, оказать им помощь, помочь им одержать победу и утвердить их!

Господи! Сделай меня одним из тех, кто поклоняется только Тебе, уверовал в Тебя, последовал за Твоим пророком и принял руководство Твоих имамов. Имамов, которым Ты приказал подчиняться и посредством которых осуществляется вера в Тебя и утверждение Твоего посланника. Аминь, о Властелин миров!

О, Господи! Твой гнев смирим только Твоим терпением, а недовольство отвратимо только Твоим прощением. Нет иного спасения от Твоей кары, кроме Твоего милосердия. Ничто, кроме молитв к Тебе и слез, не спасет меня от Твоего наказания. О, мой Господь! благослови Мухаммада и его семейство и Своим могуществом, которым Ты оживляешь мертвецов и возрождаешь мертвые города, устрани трудности в моих делах!

О, Господи! Не губи меня печалью для того, чтобы выполнить мою просьбу и дать мне понять, что Ты ее услышал! Дай мне чувствовать сладость благополучия, пока я жив, не сдавай меня врагам и не допусти их победы и власти надо мной!

Господи! Если Ты возвысишь меня, кто сможет меня унизить? Если Ты унизишь меня, кто сможет меня возвысить? Если Ты почтишь меня, кто сможет умалить мое достоинство? Если Ты сочтешь меня недостойным, кто сможет меня почтить? Если Ты покараешь меня, кто смилуется надо мной? Если погубишь меня, кто защитит Твоего раба от Тебя или спросит Тебя о его делах? Я знаю, что в Твоих решениях нет зла и что Ты не спешишь с наказанием, ибо спешит в деле тот, кто боится, как бы это дело не выскользнуло из его рук, а зло причиняет только слабый. Но Ты, мой Аллах, превыше всего этого! Твое величие бесподобно!

Господи! благослови Мухаммада и его семейство и не посылай мне беды и Свой гнев! Дай мне срок и рассей мою печаль, прости мои прегрешения и не посылай мне беду за бедой, ибо Ты видишь мою беспомощность, жалость, стоны и слезы!

Господи! Сегодня я ищу у Тебя убежища от Твоего гнева. благослови Мухаммада и его семейство и дай мне убежище!

Сегодня я ищу у Тебя спасения от Твоей немилости. благослови Мухаммада и его семейство и спаси меня!

Молю Тебя уберечь меня от Твоей кары. благослови Мухаммада и его семейство и убереги меня!

Прошу Тебя быть моим путеводителем. благослови Мухаммада и его семейство и укажи мне путь!

Прошу Тебя быть моим помощником. благослови Мухаммада и его семейство и помоги мне!

Молю Тебя оказать мне милость. благослови Мухаммада и его семейство и смилуйся надо мной!

Молю Тебя быть достаточным для меня. благослови Мухаммада и его семейство и не делай меня зависимым от других!

Молю Тебя дать мне пропитание. благослови Мухаммада и его семейство и дай мне хлеб насущный!

Прошу Тебя поддержать меня. благослови Мухаммада и его семейство и поддержи меня!

Прошу Тебя простить мои прежние грехи. благослови Мухаммада и его семейство и прости меня!

Прошу Тебя спасти меня от грехов. благослови Мухаммада и его семейство и спаси меня от грехов! Если на то будет Твоя воля, я никогда не вернусь к неугодным Тебе делам!

О, мой Господь! Мой Создатель! О, милостивый Аллах! О, милосердный! О, Всемогущий Аллах! благослови Мухаммада и его семейство и исполни все мои просьбы и все, ради чего я обратился к Тебе! Пожелай это для меня, прикажи и исполни! Обрати исполнение моих просьб во благо мне и дай мне в этом благополучие, окажи мне этим милость и сделай счастливым в том, что даешь мне! Умножь Свои блага и милости, что ниспосылаешь мне, ибо Ты всесилен и щедр! Свяжи эти милости и блага с загробными благами, о, милосерднейший из милосердных! [2]

[1] Молитва его светлости в день праздника Курбан (жертвоприношения) и по пятницам.

[2] После чтения этой молитвы выскажите Аллаху свою просьбу и произнесите тысячу салаватов (да благословит Аллах Мухаммада и его семейство!). Его светлость имам Саджад поступал так же.

Праздничная молитва в день Курбан-байрама

Автор: IslamSib.RU Дата: 28 октября 2011 .

Проведение особых молитв в день праздника жертвоприношения (‘ид аль-адха, курбан-байрам — десятый день месяца зу-ль-хиджжа) было вменено в обязанность мусульманам в 1-м году хиджры (622 г.).

Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «В день разговения и в день жертвоприношения Посланник Аллаха всегда выходил к месту молитвы, и первое, с чего он начинал, была молитва, по завершении которой он становился перед сидевшими рядами людьми для того, чтобы увещевать их и давать им свои наставления и веления. Если же после этого он хотел послать куда-нибудь военный отряд, то делал это, и если хотел приказать сделать что-то, то приказывал, а затем уходил» (Аль-Бухари).

Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что в день праздника жертвоприношения и в день праздника разговения Посланник Аллаха, мир ему, всегда совершал молитву, после чего читал хутбу (Аль-Бухари).

Суждение о праздничной молитве

Участие в праздничных молитвах обязательно для каждого, кому предписано участвовать в пятничных молитвах , поскольку Пророк, мир ему, сам принимал участие в этих молитвах и повелевал людям являться на них. Сообщается, что Умм ‘Атыййа, да будет доволен ею Аллах, сказала: «В день праздника нам всегда велели являться (на молитву), и на неё приходили даже девушки, сидевшие за занавесками, и женщины, у которых были месячные. Они стояли позади всех, произнося слова “Аллаху акбар” и обращаясь к Аллаху с мольбами, подобно другим, ибо надеялись на благодать этого дня и очищение от грехов» (Аль-Бухари).

В «Аль-Джами‘ ас-сагир» праздничная молитва именуется «сунной», так как на её обязательность имеются указания в Сунне Пророка, мир ему.

В тех случаях, когда день праздника выпадает на пятницу, проводятся как праздничная, так и пятничная молитвы, поскольку первая не может служить заменой второй.

Для проведения праздничной молитвы отводится тот же период, что и для добровольных духа молитв. Этот период начинается с того момента, когда солнце поднимается над горизонтом на высоту копья и белеет, и продолжается почти до полудня. Если во время праздничной молитвы солнце станет клониться к закату, эта молитва станет недействительной. Недействительной является такая праздничная молитва, которая без уважительных причин проводится по истечении установленного для неё времени.

Что касается молитвы по случаю праздника жертвоприношения, то при наличии уважительных причин её можно откладывать в течение трёх дней. Это можно делать и без уважительных причин, но поступать так порицается. Достоверно известно, что Пророк, мир ему, назвал дни (пребывания) в Мине днями праздника (Аль-Бухари).

Как следует проводить праздничную молитву

Подобно пятничной, праздничная молитва является коллективной и состоит из двух рака‘атов. Перед праздничной молитвой также не возглашается ни азан, ни икамат. Передают со слов Ибн ‘Аббаса и Джабира бин ‘Абдyллаха, да будет доволен ими Аллах, что азан не возглашался ни в день разговения, ни в день жертвоприношения (Аль-Бухари).

Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «В день праздника Посланник Аллаха совершил молитву без азана и икамата» (Ан-Наса’и).

Тому, кто пропустит праздничную молитву, не следует возмещать её в одиночестве. По возможности, он должен принять участие в такой молитве под руководством другого имама, так как праздничную молитву разрешается проводить в разных местах.

Во время праздничной молитвы обязательно произносить больше такбиров, чем обычно, а именно по три такбира во время каждого рака‘ата. После «ду‘а ас-сана» первого рака‘ата имам, за которым должны последовать все собравшиеся, произносит такбир в первый раз. Произнося такбир, имам должен каждый раз поднимать и опускать руки и хранить молчание между такбирами, пока такбир произносят другие участники молитвы. Не будет предосудительным, если имам скажет: «Свят Аллах; хвала Аллаху; нет бога, кроме Аллаха; Аллах велик /Субхана-Ллаh; ва-ль-хамду ли-Лляh; ва ля иляhа илля-Ллаh; ва-Ллаhу акбар/».

Во время второго рака‘ата имам после чтения «аль-Фатихи» и суры произносит три такбира, однако можно произносить такбир и в начале каждого рака‘ата, поскольку относительно этого высказывались разные мнения.

Так поступали Ибн Мас‘уд и многие другие сподвижники. ‘Алькама и аль-Асвад передали, что, проводя праздничные молитвы, Ибн Мас‘уд произносил такбир девять раз: сначала он четырежды произносил такбир перед чтением Корана, потом произносил его один раз, потом совершал поясной поклон, потом переходил к чтению Корана во время второго рака‘ата, потом четырежды произносил такбир, а потом совершал поясной поклон (‘Абд ар-Раззак).

Передают, что во время первого рака‘ата Ибн ‘Аббас произносил такбир семь раз, а во время второго — пять. Это значит, что если имам произнесёт такбир более трёх раз, участники праздничной молитвы должны следовать за ним, поскольку так поступали и сподвижники Пророка, мир ему.

Если имам по невнимательности начнёт молитву не с такбира, а с чтения Корана, и вспомнит об этом до завершения чтения, ему следует остановиться и произнести такбир, после чего вернуться к чтению. Если же после завершения чтения он вспомнит о том, что допустил ошибку, ему следует не произносить такбир, а продолжать проводить молитву дальше. Если кто-либо присоединится к праздничной молитве в то время, когда имам уже произнесёт такбир, но ещё будет продолжать стоять, опоздавший должен сразу же произнести такбир, даже если имам приступит к чтению Корана. Если же он не произнесёт такбир, пока имам не склонится в поясном поклоне, ему также следует совершить поясной поклон и произносить такбир в таком положении, не поднимая рук.

Если опоздавший пропустит первый рака‘ат целиком, ему следует произнести такбир после чтения, когда он встанет для возмещения пропущенного рака‘ата.

Согласно сунне после молитвы имам должен прочитать две хутбы, ненадолго присев на минбаре между первой и второй хутбой. Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк встал и приступил к совершению молитвы, а потом прочитал людям хутбу, когда же Пророк Аллаха закончил читать её, он спустился вниз, подошёл к женщинам и стал наставлять их. Делая это, он опирался на руку Биляла, Билял же держал руками полу своей одежды, куда женщины складывали садаку» (Аль-Бухари).

После того как имам поднимется на минбар, он не должен садиться, пока не прочтёт хутбу, поскольку во время пятничной молитвы имам сидит на минбаре, ожидая, пока муаззин не закончит возглашать азан, который не возглашается во время праздничной молитвы.

Первую хутбу желательно (мустахабб) начать с произнесения девяти такбиров, а вторую — с семи, завершить же её желательно произнесением четырнадцати такбиров.

Сунны, которых желательно придерживаться в день праздника жертвоприношения

В день праздника необходимо совершить полное омовение, очистить полость рта, умаститься благовониями, надеть свою лучшую одежду и направиться в мечеть, повторяя про себя слова «Аллах велик» и проявляя радость. Передают, что в дни праздников Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, всегда надевал свои лучшие одежды (Аль-Байхаки).

Сообщается, что, направляясь на молитву в день праздника жертвоприношения, Ибн ‘Умар повторял такбир вслух, пока не приходил к месту молитвы, где он продолжал повторять его, пока не приходил имам (Аль-Байхаки; ад-Даракутни).

Ни перед молитвой, ни после неё не следует совершать никаких добровольных молитв до возвращения домой. Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) Пророк, мир ему, которого сопровождал Билял, пришёл на праздничную молитву в день разговения и совершил молитву в два рака‘ата, не помолившись ни до, ни после неё (Аль-Бухари).

Желательно идти на молитву и возвращаться с неё, как уже говорилось, разными путями, на что указывает хадис Джабира, да будет доволен им Аллах, который сказал: «В день праздника Пророк обычно возвращался с молитвы не тем путём, (которым он шёл на неё)» (Аль-Бухари).

В день жертвоприношения к трапезе обычно приступают после праздничной молитвы. Тому, кто направляется на молитву, по дороге следует произносить такбир вслух, как и в дни ташрика (11-й, 12-й и 13-й дни месяца зу-ль-хиджжа). Каждому совершеннолетнему и дееспособному мусульманину вменяется в обязанность (ваджиб) произнесение такбира после каждой предписанной молитвы, начиная с утренней молитвы в день ‘Арафата и до послеполуденной молитвы в последний из дней ташрика. На это указывают слова Аллаха Всевышнего: «Поминайте Аллаха в дни определённые» (Коран, 2:203). Аллах Всевышний также сказал: «. чтобы они могли удостовериться в том, (какую) пользу (это) им принесёт, и поминать имя Аллаха в установленные дни над тем (жертвенным) скотом, что Он даровал им» (Коран, 22:28).

Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, всегда начинал произносить такбир после утренней молитвы в день ‘Арафата и продолжал делать это не только до послеполуденной молитвы в последний из дней ташрика, но и после неё (Ибн Абу Шайба). Передают, что так же поступали Ибн ‘Аббас, Ибн Мас‘уд и ‘Умар бин аль-Хаттаб (Аль-Хаким).

В день праздника такбир произносится следующим образом: «Аллах велик, Аллах велик; нет бога, кроме Аллаха, Аллах велик, Аллах велик, хвала Аллаху /Аллаhу акбар, Аллаhу акбар, ля иляhа илля-Ллаhу, ва-Ллаhу акбар; Аллаhу акбар, ва ли-Лляhи-ль-хамд/».

Одни улемы считали, что произнесение этого такбира вслух относится к категории обязательных (ваджиб) действий, другие же относили его к категории действий, которые совершать желательно. Женщинам следует произносить такбир про себя.

В одном из сообщений с хорошим иснадом говорится, что так произносил такбир Ибн Мас‘уд. Передают со слов Абу-ль-Ахваса, что, произнося такбир в течение дней ташрика, ‘Абдуллах (бин Мас‘уд) говорил: «Аллаху акбар, Аллаху акбар, ля иляhа илля-Ллаhу, ва-Ллаhу акбар, Аллаху акбар, ва ли-Лляhи-ль-хамд» (Ибн Абу Шайба).

Ибн Хаджар пишет: «Наиболее верными из сообщений сподвижников об этом являются сообщения ‘Али и Ибн Мас‘уда, согласно которым такбир следует начинать произносить после утренней молитвы в день ‘Арафата и продолжать делать это до завершения последнего дня пребывания в Мине».

В первые десять дней месяца зу-ль-хиджжа узаконено также произнесение такбира на рынках. В своём «Сахихе» аль-Бухари приводит сообщение о том, что однажды ‘Умар, да будет доволен им Аллах, находившийся в своём шатре в Мине, повторял слова «Аллаху акбар». Это услышали собравшиеся в мечети люди, которые также стали повторять такбир, а потом его подхватили люди на рынках, и рынки сотрясались от этого. Что касается Ибн ‘Умара, то во все эти дни он произносил такбир и в Мине, и после молитв, и на своём ложе, и в своём лагере, и находясь в собрании, и передвигаясь с места на место. В день жертвоприношения произносила такбир Маймуна. Известно также, что в течение дней ташрика произносили такбир женщины, которые вместе с мужчинами находились в мечети позади Аббана бин ‘Усмана и ‘Умара бин ‘Абд аль-‘Азиза.

Из книги Абдальхамида Тахмаза «Ханафитский фикх в новом обличье». Том 1;

Под общей редакцией Д. В. Мухетдинова. – Н. Новгород: ИД “Медина”, 2007.

Служба знакомств

Расписание намазов

Проповеди муфтия

Популярное

Прогноз погоды

© 2017 «Ислам в Сибири» — официальный сайт Единого духовного управления мусульман Красноярского края (ЕДУМ КК).

При копировании материалов с сайта ссылка на сайт IslamSib.RU обязательна!

Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Оценка 4.7 проголосовавших: 18
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here