Урок музыки 5 класс молитва

Новая статья: урок музыки 5 класс молитва на сайте святая-молитва.рф - во всех подробностях и деталях из множества источников, что удалось нам найти.

План-конспект урока по музыке (5 класс) на тему:

5 класс " Любить . Молиться. Петь. Святое назначение "

Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки.

Тема четверти: «Музыка и изобразительное искусство».

Тема урока: « Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье »

Цель деятельности: Выявить синтез искусств музыки и живописи.

Тип урока: Урок изучения нового материала .

1. закрепить знания: песенность, знаменный распев, песнопения, пение a cappella, музыкальная живопись, живописная

1. развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуха, памяти, внимания ;

  1. формирование музыкальной культуры учащихся через пение и слушание
  2. Воспитывать потребность общения с музыкой, желание слушать ее и исполнять .

Оборудования: Компьютер, проектор, музыкальный центр, доска, портреты, фо-но.

Этапы урока. Методы и приемы.

Содержание урока. Деятельность учителя.

Орг. момент (вокальный)

Организовать свое рабочее место под руководством учителя

Продолжаем тему предыдущего урока «Что роднит музыку и И.И.»сегодня мы поподробнее расмотрим этот вопрос на примкрк церковной музыки и живописи.

Скажите пожалуйста каждый верующий человек с чего начинает свой день? – с молитвы.

Послушайте произведение «Утренняя молитва» и попробуйте вспомнить композитора написавшего это произведение.

Как вы думаете композитор смог передать характер и интонацию утренней молитвы?

А как он смог это сделать. Какими красками вы бы нарисовали картину к этому произведению?

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Р: Принимают и решают поставленную задачу.

К: Участвуют в учебном диалоге

Слушание «Знаменный распев»

Я бы хотела чтоб вы мне в конце урока отвеили на вопрос – Как вы понимаете слова русского поэта П. Вяземского: Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье?

А пока откройте страницу учебника № 82, найдите «Как назывался основной вид древнерусского церковного песнопения?»

послушайте знаменный распев.

«От какого слова происходило это название?» – Иконы, песнопения, молитвы – часть духовной культуры Древней Руси.

Посмотрите на картину на стр 83. какие чувства вызывает это многообразие красок? – ощущение праздника.

Посмотрите как много света. В старину, когда не было электричества, свет исходил от множества свечей.

Скажите какие виды искусства мы можем увидеть на этой картине? – иконопись, архитектура, музыка.

Какова композиция картины?

Напомните мне что такое знаменный рапев? – основной вид древнерусского церковного пения.

Дети ищут ответ на вопрос в течении урока, слушают, отвечают,анализируют.делают выводы.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Р: Принимают и решают поставленную задачу.

К: Участвуют в учебном диалоге

.Слушание С.В. Рахманинов «Богородице дево радуйся»

От какого слова происходило это название?» – Иконы, песнопения, молитвы – часть духовной культуры Древней Руси.

Посмотрите на картину на стр 83. какие чувства вызывает это многообразие красок? – ощущение праздника.

Посмотрите как много света. В старину, когда не было электричества, свет исходил от множества свечей.

Скажите какие виды искусства мы можем увидеть на этой картине? – иконопись, архитектура, музыка.

Какова композиция картины?

Напомните мне что такое знаменный рапев? – основной вид древнерусского церковного пения.

Переверните страницу. Прочитайте абзац о этой картите.

Как она называется?

Какие две части композиции?

Какие краски использовал художник?

Что у Богородицы в руках? – покров.

Что это? Покров это красный платок, которым Богородица защищает верующих, бывали случаи когда во время войны верующие видели что небо было красным и в тот момент они чувствовали защиту Богородицы. Именно в том месте где был красный покров смерть обходила стороной верующих.

Послушайте произведение и скажите можно ли его сопоставить к этой картне?

Разбор картины по таблице.

Скажите это произведение было одноголосное или многоголосное?

А на картине изображены несколько людей или один?

Дети слушают, отвечают, анализируют.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Р: Принимают и решают поставленную задачу.

К: Участвуют в учебном диалоге

– Поступенное движение вниз,

– проговаривание согласных, замыкание фраз.

– показ голосом образное сравнение,

– прохлопывание ритма мелодии,

-ассоциации, собственный показ.

А сейчас эту мелодию мы их пропаем.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Р: Принимают и решают поставленную задачу.

«Аве Мария» Д. Каччини;

Откройте стр 86 – 87. как называется картина?

Прочитайте абзац о Мадонне.

Разбор картины по таблице.

Послушайте произведение «Аве Мария»

какие чувства передает эта музыка,

что сближает образы произведения и картины?

. Босоногая. Простая. Юная. Мадонна спустилась к людям.

Тысячные толпы ждут ее появления. И это зрелище людей, страждущих, ищущих ее взгляда, протягивающих к ней руки, остановило на миг Марию. Она потрясена. Вот земля . и эти люди, которые должны неминуемо убить ее дитя. Она знает об этом. Знает все!

Меланхолично, иронически глядят на род человеческий два малыша с крыльями. Ангелы. Они на своем веку уже вдоволь насмотрелись на этих странных, таких нелепых, смешных, а порою страшных людей. Шумных и плаксивых. Вечно просящих чего-то у неба. Всегда недовольных. Потупила взор святая великомученица Варвара. Она тоже слишком хорошо узнала цену людям. Ее смущает шум толпы. Ей немного стыдно. Ведь она тоже была человеком. Папа Сикст, древний старик, поднял умиленный взор к Марии. Он забыл, забыл всю свою суетную жизнь, все бесчисленные грехи свои, и вот здесь, на пороге жизни и смерти, он в первый раз наконец поверил. Поверил в чудо.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Р: Принимают и решают поставленную задачу.

К: Участвуют в учебном диалоге

Как вы понимаете слова русского поэта П. Вяземского: Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье?

Все виды искусства и музыка и изобразительное искусство дополняют друг друга, поэтому через музыкальные и художественные произведения идёт сочетание и художественных и музыкальных средств и образ матери становится более понятным, выразительным, разнообразным.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок включает в себя театрализованное представление, викторину, в увлекательной форме рассказывающей о приключениях барона Мюнхаузена. Урок направлен на развитие речи учащихся, воспитание неприя.

Эта разработка основана на применении активных и интерактивных методов обучения, поэтому я не ставила цель подробное изложение учебного материала по изучаемой теме. Уверенна, что эта сторона подготовк.

Рабочая программа рассчитана на развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка. Деятельность учителя направлена на то, чтобы ученики овладели языковыми, .

Урок направлен на развитие умений использования компьютерных технологий в рамках урока английского языка.

Материал представляет собой урок-путешествие вместе с паровозиком из Ромашково. Работа сопровождается презентацией созданной в программе SmartNoteBook, которая позволяет производить изменения на уроке.

урок был проведен для учителей впервые работающих по учебнмку ФГОС Радужный Английский.

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Приставка. Её назначение в слове&quot.

Сценарий урока музыки в 5 классе

« Есть сила благодатная в созвучье слов земных»

Сценарий урока музыки в 5 классе

Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках.

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребенком на руках.

Свет любви издревле ей завещан,

Так вот и стоит она в веках,

Самая прекрасная их женщин –

Женщина с ребенком на руках

В произведениях русских и зарубежных композиторов и художников разных времён создан вечный и чистый образ женщины -матери, благородный образ Матери Иисуса Христа – Девы Марии. Всматриваясь в картины, мы можем внутренним слухом услышать ту или иную музыку. А вслушиваясь в музыку, представить изображение

Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках.

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребенком на руках.

Свет любви издревле ей завещан,

Так вот и стоит она в веках,

Самая прекрасная их женщин –

Женщина с ребенком на руках

«Сикстинская мадонна» Рафаэля

О, сколько слез Ты пролила Своих святых,

Взывая к Сыну, забывая о Себе,

Чтоб не оставил Он без милости Своей

Людей, молящихся и день и ночь Тебе!

Воспетая поэтами, художниками, музыкантами Пресвятая Дева Мария пережила самое страшное в жизни любой женщины горе- смерть ее ребенка. Может быть, поэтому так близки и понятны ей страдания человеческие. Именно ей, Матери Бога – Богородице, стоя перед иконой – Ее образом, человек открывает свою душу, доверяет тайны, шлет покаяние за грехи, надеясь на Ее милость и посредничество перед Богом

Человек перед Православной иконой Божьей матери

К известной молитве «Аве Мария» обращались композиторы разных времен. Известен инструментальный вариант этой молитвы, сочиненный немецким композитором XVIII в. И.-С. Бахом (1685–1750). Это «Прелюдия № 1» из первого тома «Хорошо темперированного клавира». Меньше известна «Аве Мария» Джулио Каччини, итальянского композитора 16 века. В русском переводе текст звучит так:

Радуйся, Мария, благодати полная,

Радуйся, радуйся, Господь,

Господь с Тобою.

Благославенна Ты между женами,

И благославен и благославен плод чрева Твоего Иисус.

Сочетается ли с этой музыкой икона Владимирской Богоматери или другая православная икона?

Музыка и изобразительное искусство каждого народа передают его характер и душу. Европейская традиция позволяет рассказывать о сюжетах Евангелия, как о земных. Персонажи картин великих художников Возрождения исполнены внутренней и внешней красотой.

«Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи

Звучит «Аве Мария» Джулио Каччини – mp 3

Наше искусство строгое, без излишней красивости. Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской -небесной заступницы Москвы. Эта икона- величайшая святыня Руси. Духовность и чистота видна и в глазах Богоматери и слышится в музыке православной молитвы. На первый взгляд кажется, что икону писал неумелый художник – пропорции в анатомии , изображении предметов выглядят непривычно. Но это было сознательным пренебрежением внешним, для того, чтобы сосредоточиться на внутреннем мире, духовном. В музыке православной молитве та же строгость : исполняется только голосом, без замысловатых инструментальных тембров.

Икона Владимирской Божьей матери

Звучит « Богородице, Дево, радуйся» – mp3

Что помогает нам найти сопричастность с внутренним миром иконы?

Глаза Богоматери словно говорят с нами. Можно все рассказать, просить о помощи…

Увеличенное изображение глаз на иконе

Звучит « Богородице, Дево, радуйся» – mp 3

Какими словами вы можете охарактеризовать звучание православной молитвы? Злые, спокойные, мужественные, нежные, радостные, озорные, светлые, мрачные,

возвышенные, решительные, тихие, волевые,

Икона Донской Божьей матери

Ответ: Нежные, печальные, светлые, возвышенные, тихие

Икона Донской Божьей матери

Художник начала XX века Петров-Водкин. художник рисует образ матери, возвышенный в своей чистоте и нравственной силе. Название мадонны – «петроградская» (с привязкой к определенному месту) – ассоциируется с традиционным изображением икон Божий Матери (Владимирская, Донская, Казанская). Общая интонация картины тревожная – жест матери, сжимающей руку ребенка, воспринимается, как желание уберечь сына от невзгод.

К. Петров – Водкин «Петроградская мадонна»

Какими особенностями может обладать музыкальная заставка к этой картине?

Не смотря на то, что картина Петрова – Водкина похожа на старинную икону, в ней слышаться ритмы и настроения начала XX века. Возможно исполнение, напоминающее звучание церковного хора. Но оно будет, наверное, более быстрым, ритмичным, тревожным

Звучит « Богородице, Дево, радуйся»

Сколько раз по молитвам людей Богородица защищала Россию. Тамерлан вступил в пределы Руси. И тут на пути его встал Елец. Город был взят и сожжен, защитники его пали в бою.

Собираясь идти на Москву, Тамерлан две недели неподвижно стоял под Ельцом, а потом неожиданно повернул полки. Это произошло в тот день и час, когда москвичи торжественно встретили икону Владимирской Божьей Матери. На Куликовом поле с русскими войсками не на жизнь, а на смерть бившимися с татарами, была помощница, икона Донской Божьей Матери. Явленная 8 июля 1579 года икона Казанской Божьей Матери стала всенародной святыней. Много раз Матушка Казанская указывала путь к победе русским православным воинам: при освобождении от польского нашествия, во время Полтавской битвы, во время войны 1812 года.

Икона Казанской Божьей матери, Картина русского войска перед боем

Звучит « Богородице, Дево, радуйся»

Иконопись и церковная хоровая музыка имеют общность сюжетов. Эти произведения объединены нежностью и трепетным чувством любви. Когда художник пишет Деву Марию, то у него чаще всего получается не обычная картина, а икона, что значит образ, изображение, подражание. Для церкви икона является не произведением изобразительного искусства, а молитвой, материализованной при помощи линий и красок. Древнерусская икона поражает зрителей своей духовностью, «тонкостью чувств», отрешенностью от всего плотского, земного. Иконописцу запрещалось описывать божество и предписывалось строго взирать на «образцы», следовать канону.

На Руси есть богородичные иконы с удивительно поэтическими названиями – «Утоли мои печали», «Неувядаемый цвет», «Нечаянная радость», «Милостивая», «Всех скорбящих радость».

Богородичные иконы – «Утоли мои печали», «Неувядаемый цвет», «Нечаянная радость», «Милостивая», «Всех скорбящих радость».

Можно сделать вывод об удивительном сочетании в произведениях , посвященных Богородице, простоты и величия, отражающих богатство души человека. Изобразительное искусство и искусство музыкальное, каждое своими средствами: линиями, чистыми красками, мелодией – создают ощущение возвышенности, одухотворенности, человечности.

В. Васнецов « Богородица с младенцем»

При сравнении музыкальных образов с живописными, проявляется общее свойство эмоционального состояния произведений различных искусств – музыки и живописи (покой, умиротворение, радость или тревога, волнение). Запоминается сходство плавных линий картин с песенными мелодиями музыкальных сочинений, красочный колорит с мажорным или минорным ладом музыки, контрастные элементы композиций полотен с музыкальным развитием и формой музыкальных сочинений

Интерьер храма во время службы

Тебе, Владычица, Мария Приснодева,

Немолчная Заступница земли,

Мы, распростертые во мраке и пыли,

Несем свои звенящие напевы.

Богородица, прежде всего мать, поэтому и чтят ее образ во всех странах мира как вечный символ страдающей матери. Все обращенной к ней несет характер светлой печали, скорби, умиления, прошения за самое дорогое. Песенные интонации лучше всего передают лирические, поэтические чувства. Эта музыка, полная большой внутренней силы, – торжественности и вместе с тем проникновенный гимн женской доброте и благородству. Древнейшей песнью материнства назвал молитву Богородице поэт Максимилиан Волошин

Звучит «Аве Мария» Ф. Шуберта в исполнении Р. Лоретти – mp 3

Урок музыки 5 класс молитва

АДМИНИСТРАЦИЯ ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ

«Есть сила благодатная в созвучье слов живых…»

(по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой)

Цель: Научить выделять художественные связи между музыкой и живописью

диски с записями музыкальных произведений:

«Богородице, Дево радуйся» П. И. Чайковский

«Аве Мария» Дж. Каччини

«Ангел» (-) муз. Еремина

ноты песни «Возьмите в руки краски»

презентация к уроку (показ иконы Владимирской Богоматери и картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна»)

оформленная доска (эпиграф к уроку, репродукции картин)

карточки, бланки тестов, альбомные листы, карандаши

Повторение изученного материала.

Объяснение нового материала.

Виды деятельности учащихся:

2.Выполнение творческих заданий.

Учитель: Ребята, вспомните название темы четверти?

Дети: Музыка и изобразительное искусство

Учитель: Сегодня мы продолжим сравнивать произведения музыкального и изобразительного искусства, появление которых вызвано одними и теми же историческими событиями.

Давайте перелестнем страницы нашей памяти и вспомним из прошедших уроков:

«Чем живописная музыка отличается от музыкальной живописи?», (ответы детей)

«К каким жанрам изобразительного искусства обращается композитор, сочиняя музыку?».

. Перед вами картины разных изобразительных жанров, постарайтесь их определить.

Учитель: Что объединяет эти репродукции?

Дети: Цветовая палитра, плавные линии

Учитель: Я предлагаю настроить вам свои голоса и надеюсь, что они будут звучать созвучно этим картинам. Прошу вас исполнить вокальное упражнение светло, легко, полетным звуком стремящимся в верх на гласные ми-и-я.

2 этап. Распевание.

Учитель: Давайте вспомним слова из известной нам песни:

Нас заворожил мир цветов и линий,

Под рукой ожил красный, желтый, синий…

И я надеюсь, что каждый цвет сегодняшнего урока гармонично оживет вместе с музыкой в душе каждого из вас.

Я предлагаю вам исполнить знакомую песню.

3 этап. Исполнение песни «Возьмите в руки краски».

Учитель: Посмотрите на эпиграф к нашему с вами уроку.

4 этап. Знакомство с темой урока, с новым материалом.

Как вы понимаете это высказывание?

Дети: Мы всегда должны выбирать слова, то есть думать, что хотим сказать. Слово может угасить гнев, рассеять печаль. Словом можно обидеть человека, словом благодарят, славят. Слово может быть молитвой, добрым советом, словом откровения и правда.

Учитель: Подберите синонимы к слову благодать.

Дети: Благо, Добро, Свет

Учитель: Ребята, а неправда ли, что именно эти слова созвучны с вечным и чистым, благородным образом Матери Иисуса Христа – Марии. Искренность, нежность, трепетное чувство любви, преклонение людей перед небесной Заступницей человечества объединяет произведения искусства, обращенные к Деве Марии. В произведениях русских и зарубежных композиторов, поэтов, художников разных времен и народов воспевается образ Марии.

Перед вами Владимирская Богоматерь – икона 12 века.

Всмотритесь в эти лики, какой образ изображен на этой иконе?

Дети: Образ Марии. Образ чистоты, нежности, любви, ласки…

Учитель: Вслушайтесь в звуки музыки, постарайтесь определить, созвучна ли эта картина с иконой Владимирской Богоматери?

5 этап. Слушание. Чайковский Богородице, Дево радуйся

Учитель: Каков характер данного произведении? (песенный)

Кто исполняет данное произведение? (хор)

Как вы считаете это произведение духовное или светское? (духовное)

Где возможно исполнение этого произведения?

Что характерно для мелодии? (распевность)

Для ритма? (размеренность)

После повторного прослушивания учащиеся заполняют тест.

1. Если знаешь, напиши фамилию композитора и название прозвучавшего произведения

2. Эта музыка по своему интонационному складу

Русская, закавказская, среднеазиатская, молдавская, немецкая, африканская, латиноамериканская

4. Она исполняется

Певцом (певицей), хором, симфоническим оркестром, оркестром народных инструментов, a,cappella (без инструмента), солирующим инструментом

5. По своему характеру она скорее

Маршевая, танцевальная, песенная, песенно-народная, песенно-танцевальная

1)Духовная музыка, светское произведение,

2)фрагмент: оперы, оперетты балета, концерта, оратории

Разбор теста совместно учителем. Учащиеся оценивают сами себя.

Учитель: Перед вами картина Рафаэля «Сикстинская мадонна»

Склоняся к юному Христу,

Его Мария осенила;

Любовь небесная затмила

Его земную красоту.

А. Он, в прозрении глубоком,

Уже вступая с миром в бой,

Глядит вперед – и ясным оком

Голгофу видит пред Собой

Учитель: Обратите внимание, какой взгляд у Мадонны? Что вы чувствуете, встраиваясь в эти краски?

Дети: Спокойствие, умиротворенность, чистота, величие.

Учитель: Я хочу зачитать строки русского поэта В. Жуковского, которые отразили его впечатление от картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна». На Ее лице ничего не выражено, то есть на нем нет выражения понятного, имеющего определенное имя; но в нем находишь в каком-то таинственном соединении все: спокойствие, чистоту, величие и даже чувство, уже перешедшее за границу земного, следовательно, мирное, постоянное, не могущее уже возмутить ясности душевной. В Ее глазах нет блистания… но в них есть какая-то глубокая, чудесная темнота; в них есть какой-то взор, никуда особенно не устремленный, но как будто видящий необъятное.

Слушание Дж. Каччини «Аве Мария»

Учитель: Что характерно для исполнения этого произведения?

Учитель: Давайте вспомним, как называется исполнение мелодии на гласный звук?

Учитель: Ребята, у вас на столах набор карточек, выберете нужные к образу, добавьте свои слова связанные с эмоциями от прослушанного произведения, выложите эти карточки и закрасьте карандашами их в цвет, наиболее созвучный с музыкой.

Творческое самостоятельное задание.

Учитель: Давайте посмотрим, что у Вас получилось? Посмотрите можно ли эту последовательность применить к первому музыкальному произведению?

А к иконе? К картине?

Учитель: Как вы считаете в чем сходство музыкальных произведений которых мы с вами только что прослушали?

Учитель: В чем выражается общность языка различных видов искусства?

Дети: Характером музыкальных произведений, мягкостью плавных линий рисунка и музыки, гармоний красок, стройностью композиции.

Учитель: Сейчас я хочу зачитать стихи Воронежского поэта, определите его поэтический образ

Звон в ушах тихонько тает…

Стары люди говорят:

«Это ангел пролетает, крылья тонкие звенят».

Ангел милый, белокрылый!

Улетать не торопись,

Добротой своей и силой

С нами братски поделись

Научи ты нас терпенью

И СМИРЕНЬЮ НАУЧИ,

Чтобы Божии творенья

Не исчезли мы в ночи

Чтобы добрые начала

Побеждали зло круша!

Чтобы плоть во мне молчала,

Пела чистая душа!

Дети: Образ чистый, добрый, ласковый

Учитель: Ребята, попробуйте догадаться, как это стихотворение называется?

Учитель: Это были слова песни Ангел. Послушайте теперь ее в музыкальном исполнении

6 этап. Разучивание песни Ангел.

7 этап. Рефлексия. Создание символа темы урока.

Учитель: Как вы считаете, какие слова созвучны сегодня с темой нашего урока? (добро, благодать, свет, любовь)

Учитель показывает на слайде 4 иллюстрации-эскиза Символа урока.

Учитель: Как вы думаете, какой из этих Символов подходит к нашему уроку? И почему?

Учитель: Изобразите свой Символ чистоты, нежности, материнства.

Учитель: С какими произведениями вы сегодня познакомились?

Оценка 4.7 проголосовавших: 18
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here