Урок музыки по теме молитва

Новая статья: урок музыки по теме молитва на сайте святая-молитва.рф - во всех подробностях и деталях из множества источников, что удалось нам найти.

Музыка в храме

Урок для учащихся 2-го класса

Музыка очищает душу человека.

Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.

Образовательная цель. Прикосновение к высоким темам духовной жизни людей.

Развивающая цель. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуха, памяти, внимания.

Воспитательная цель. Формирование уважения к традициям своего народа.

Оборудование. Изображения храмов, аудиокассеты с музыкой П.И. Чайковского из «Детского альбома», учебники, музыкальные инструменты: колокольчики, треугольники, таблица «чувств», карточки длительностей.

Оформление доски. Тема урока, портрет П.И. Чайковского, а также изображения Трифонова монастыря и Серафимовской церкви, картины природы, по ходу урока вывешивается таблица «чувств», а на нотном стане — упражнение «Снег».

Дети входят под музыку «Вальса» П.И. Чайковского.

Учитель. Под какой жанр музыки вы вошли?

Дети. Звучал танец «Вальс» Чайковского.

Учитель. Да, это был благородный «Вальс» из «Детского альбома», который Петр Ильич Чайковский сочинил для своего племянника Володи Давыдова и для всех детей. Сам композитор писал: «Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями. » Назовите, какие еще пьесы из «Детского альбома» вам знакомы?

Дети. «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла», «Камаринская», «Мама», «Нянина сказка».

Учитель. Мы продолжаем знакомство с музыкой великого русского композитора Чайковского из «Детского альбома». Его сочинения любят во всех уголках необъятной земли, сегодня она вновь будет звучать для вас.

Тема нашего урока необычная — «Музыка в храме». Как вы понимаете слово храм?

(Дети объясняют значение этого слова.)

Из глубокой древности до нас дошли здания и сооружения, где с молитвами (просьбами о помощи) обращаются к Богу, поклоняются святым людям. Очень интересны памятники древнего искусства — монастыри, соборы, церкви, сохранившиеся до наших дней.

И у нас на Вятке много святых мест. (Дети смотрят иллюстрации на доске.) В центре города находится Трифонов монастырь — древнейший в крае храмовый ансамбль. Его основателем был выходец из Архангельской губернии Трифон, который в 1580 году прибывает в Вятский край, где и решает построить монастырь. А неподалеку находится Серафимовская церковь — одно из красивейших произведений местных мастеров.

А теперь поговорим о музыке в храме.

Есть музыкальные произведения, которые передают различные настроения, связанные с образами природы. (Прослушивание фрагментов, знакомых детям: «Утро» С.С. Прокофьева, «Вечер» из цикла «Детская музыка» или «Зимнее утро» П.И. Чайковского.)

Но есть и произведения, которые передают душевное состояние человека, его внутренний мир.

Открываем учебники на странице 46, читаем вслух название («Молитва» ) и стихи И. Никитина:

Молись, дитя, мужай с годами,

И пусть на склоне долгих лет

Такими ж светлыми очами

Тебе глядеть на белый свет.

Вы, наверное, многие были на службе в церкви, а служба в храме — это прежде всего молитва. Мы с ней познакомимся через музыку Чайковского. Оказывается, самая первая пьеса в «Детском альбоме» — это «Утренняя молитва». Ведь именно с утренней молитвы начинался день каждого ребенка во времена Чайковского.

А теперь послушаем ее и рассмотрим в учебнике иллюстрацию, здесь дан и нотный текст молитвы, по которому можно проследить движение мелодии (дети слушают «Утреннюю молитву»).

Какая музыка по характеру, темпу?

Дети. Она светлая, плавная, спокойная, потому что ребенок молится.

Учитель. Да, он обращается к Богу. День еще только начинается, что ждет его впереди? Надо привести свои мысли в порядок, вслушаться в себя.

Мелодия молитвы была заимствована Чайковским из церковного обихода, а в наши дни А. Лунин написал прекрасный текст на эту мелодию, который мы постараемся сейчас пропеть.

(Ученикам раздаются слова, при повторном прослушивании мелодии исполняются под фортепиано вместе с учителем.)

Господи Боже, грешных спаси.

Сделай, чтоб лучше жилось на Руси.

Сделай, чтоб стало тепло и светло,

Солнце чтоб ясное в небе взошло.

Людей, и птиц, и зверей,

Прошу тебя, обогрей.

Послушаем еще одну пьесу П.И. Чайковского — «В церкви» из «Детского альбома» и подумаем: в чем ее отличие от предыдущего сочинения?

Дети. Эта музыка звучит как будто в самой церкви, так как слышится колокольный звон.

Учитель. Действительно, если при звучании «Утреней молитвы» мы понимаем, что ребенок находится в комнате перед лампадой, иконой, то в этом сочинении такое ощущение, что поет хор, сливаясь с ударами церковного колокола. Православная церковь использует только хоровое пение а капелла ( a cappella), то есть пение без сопровождения. В нем раскрываются красота и богатство человеческого голоса. (Дети записывают в тетрадь новое для них понятие.)

Прежде чем еще раз прослушать и представить, как звучит мужской хор, посмотрите иллюстрацию в учебнике. Это иконостас — важнейший художественный элемент внутреннего оформления русских храмов, самое главное место в церкви. Слово «икона» по-гречески — образ. Образы святых людей сопровождали человека всюду — в храме, в доме, в дороге.

(Еще раз звучит пьеса «В церкви».)

Какими словами можно передать ваши настроения, чувства после слушания этих двух произведений? Используйте и слова, которые обозначают «чувства» из таблицы на доске.

(Красота, простота, доброта, тишина, спокойствие, радость и др.)

Учитель. Вы хорошо прочувствовали эти сочинения, молодцы.

А можно ли пьесой «В церкви» завершить «Детский альбом»?

Дети. Да, потому что всё как будто заканчивается: садится солнце, кончается и день.

Учитель. Первое сочинение «Утренняя молитва» передает светлые чувства, веру в то, что день пройдет хорошо, удачно. А последнее — «В церкви» — чувство успокоения, смирения, законченности всех событий, дел. Расставаясь с вами, Чайковский как будто обращается к каждому:

Будь добр и милосерден

Будь честен перед собой,

И ты никогда не обманешь другого.

С музыкой гениального композитора Петра Ильича Чайковского у нас будет еще много приятных встреч.

Вы были внимательными слушателями, а сейчас покажите, какими должны быть исполнители.

Дети встают и, когда они готовы к пению, звучит вопрос.

Учитель. Что зажигают перед иконой, во время чтения молитвы?

• Сейчас мы возьмем дыхание, не поднимая плечи; представим, что перед нами свеча, будем дуть на ее пламя, но так, чтобы оно не погасло. Посмотрим, как долго оно будет у каждого отклоняться. (Упражнение повторяется 2 раза.)

• Теперь резким выдохом задуваем свечу (2 раза).

Постарайтесь не забывать о дыхании во время пения. Старые мастера говорят: «Искусство пения — это прежде всего искусство вдоха и выдоха».

(выработка чистого унисона, округлости звука).

Учитель. А теперь посмотрите, как сделан верх в церкви (показывает иллюстрацию).

Учитель. Чтобы получился у нас округлый и полетный звук, мы тоже сделаем во рту купол, когда будем петь гласные звуки: у-о-а (начинаем в зоне примарного звучания голосового аппарата, двигаясь по полутонам вверх и вниз). Вот такой собранный, красивый звук должен оставаться при дальнейшем исполнении песен.

Исполнение по нотной записи, с показом карточек длительностей, которые были сделаны детьми дома: на одной карточке — четвертная нотка, на другой — восьмая. (Приложение 1)

Учитель. Какой цвет преобладает сейчас в природе?

Учитель. А белый цвет — это цвет чистоты, свежести, легкости. Следующее упражнение «Снег» поем очень выразительно, плавно, с названием нот.

А второй раз — со словами и с показом карточек длительностей без сопровождения — а капелла. (Дети закрепляют это понятие.)

Организация игровой деятельности

Игра «Ели»(на дикцию, координацию движений)

Учитель. Давайте отдохнем, а во время паузы поиграем, но что означает слово «пауза»?

Учитель. Правильно, мы сейчас вначале вслух расскажем и покажем движениями в медленном темпе стихотворение Ирины Токмаковой «Ели» (см. приложение 2), которые так красивы в снежном убранстве, а потом про себя проговорим, но с движениями уже в умеренном темпе. Вспомним, что такое темп?

Дети. Скорость исполнения произведения.

Учитель. Да, все дружно и весело играем. А какие праздники встречают зимой?

Учитель. А когда у нас в стране отмечают Рождество?

Дети. В январе, после Нового года.

Учитель. В ночь на 25 декабря по старому стилю, а 7 января по новому стилю по всей стране в храмах совершается торжественное богослужение, потому что родился сын Божий — Иисус Христос. Для нас праздник Рождества — это снег, тихо падающий за окном, это запах свечей и елки, это звездные ночи и рождественские напевы.

Исполнение песни «Тихая ночь» Ф. Грубера

Учитель. Давайте вспомним мелодию «Тихая ночь» Ф. Грубера, с которой познакомились в первом классе, и исполним ее с музыкальными инструментами, но прежде скажите, как должна звучать эта песня?

Дети. Нежно, спокойно, напевно и радостно, потому что родился Иисус Христос.

(Исполнение песни. Работаем над звуком, дыханием, дикцией, передавая эмоциональное содержание произведения.)

Учитель. Ребята, вы, наверное, обратили внимание, что вся музыка, прозвучавшая на уроке, прежде всего песенная, светлая, она как будто устремлена ввысь, подобно линиям собора.

Итак, может ли нас изменить в лучшую сторону музыка в храме?

Дети. Да, мы должны быть добрыми, послушными, любить всех: и людей, и животных, учиться понимать хорошую музыку.

(Отвечают, чем запомнился урок, о чем расскажут дома.)

Учитель. Музыка в храме учит любить себя и ближнего, ценить душевную красоту, она возвышает и очищает наши души. человек живет с верой, надеждой и любовью. Вы были прекрасными и слушателями, и исполнителями, молодцы.

В конце урока второклассники сами себя оценивают: как работали, что нового узнали, с каким настроением уходят.

Дети выходят из класса под «Рождественскую песенку», слова и музыка П. Синявского.

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: Учебник для учащихся 2 кл. нач. шк. — М.: Просвещение, 2003.

Методика работы с учебниками. Музыка: 1–4 кл. Пособие для учителя / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. — М.: Просвещение, 2002.

Фонохрестоматия к учебнику «Музыка»: 2 кл. (аудиокассета).

Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 2 кл. Пособие для учителя / Сост. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. — М.: Просвещение, 2000.

Хрестоматия музыкального материала к учебнику-тетради «Музыка»: 1 кл. Пособие для учителя / Сост. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. — М.: Просвещение, 2001.

Приложение

Детский альбом

Посвящается Володе Давыдову

Ели на опушке (встать, ноги на ширине плеч, пальцы рук раскрыты внизу)

Смотрят на внучат (поморгать глазами, покачивая головой).

Тонкие иголочки (вытянуть руки вперед с раскрытыми пальцами)

Конспект урока музыки во 2 классе "Музыка в храме"

Тема: «Молитва. Музыка в храме»

Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.

рассмотреть молитву как жанр музыкального искусства на примере творчества П.И.Чайковского («Детский альбом»)

развитие эрудиции школьников, их коммуникативной культуры, толерантности;

охарактеризовать особенности жанра молитвы в музыкальных произведениях разного плана.

-прикосновение к высоким темам духовной жизни людей, соприкосновение с культурой 19 века.

-развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуха, памяти, внимания.

-формирование уважения к традициям своего народа.

— развивать чувства сопереживания, сострадания.

Презентация по теме, диск с музыкой П.И. Чайковского из «Детского альбома», учебники.

Портрет П.И. Чайковского.

Учитель включает музыку колокольного звона. Ребята, сегодня мы с вами совершим очередное путешествие в страну Музыки. Но страна эта большая! Поэтому именно эти звуки дадут нам определиться, куда именно мы хотим попасть!

Дети.Это звучат колокола. И эта музыка звучит в церкви.

Слайд Храма Христа Спасителя

Учитель: Действительно , мы сегодня побываем в православном храме. Многие из вас носят нательные крестики и поэтому, я думаю, что нам будет интересно поговорить о музыке, которую мы слышим подходя к храму и в самом храме.

Слайд Внутреннего убранства храма.

Учитель: Кроме того, мы продолжаем знакомство с музыкой великого русского композитора Чайковского из «Детского альбома». Его сочинения любят во всех уголках необъятной земли, сегодня она вновь будет звучать для вас.

БЕСЕДА ПО ТЕМЕ УРОКА

Учитель: Дети, как вы понимаете слово «храм»?

Дети объясняют значение этого слова.

Из глубокой древности до нас дошли здания и сооружения, где с молитвами (просьбами о помощи) обращаются к Богу, поклоняются святым людям. Очень интересны памятники древнего искусства — монастыри, соборы, церкви, сохранившиеся до наших дней. У нас тоже есть храм, он имеет свою историю. В храм приходят люди по разным причинам, начиная с рождения маленького человека и провожая в последний путь. А какая же музыка может звучать в самом храме?

Учитель: Действительно, в православном храме нет звучащих муз. Инструментов. Там только звучит человеческий голос — в хоре и соло.

Есть произведения, которые передают душевное состояние человека, его внутренний мир.

Открываем учебники на странице 46, читаем вслух название («Молитва») и стихи И. Никитина:

Молись, дитя, мужай с годами,

И пусть на склоне долгих лет

Такими ж светлыми очами

Тебе глядеть на белый свет.

Вы, наверное, многие были на службе в церкви, а служба в храме — это прежде всего молитва. А что же такое молитва?

Учитель читает стихи «Что такое молитва»,

«Юнкерскую молитву» М. Лермонтова

Многие известные поэты писали литературные молитвы – Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Ахматова, Окуджава и другие. Все композиторы русской школы писали церковную музыку.

С церковной музыкой мы познакомимся через произведения П.Чайковского. Оказывается, самая первая пьеса в «Детском альбоме» — это «Утренняя молитва». Ведь именно с утренней молитвы начинался день каждого ребенка во времена Чайковского.

А теперь послушаем ее и рассмотрим в учебнике иллюстрацию, здесь дан и нотный текст молитвы, по которому можно проследить движение мелодии.

Дети слушают «Утреннюю молитву»

Учитель: Что вы можете рассказать о музыке, какая она?

Дети: Она светлая, плавная, спокойная, потому что ребенок молится.

Учитель: Да, он обращается к Богу. День еще только начинается, что ждет его впереди? Надо привести свои мысли в порядок, вслушаться в себя.

Мелодия молитвы была заимствована Чайковским из церковного обихода, а в наши дни А. Лунин написал прекрасный текст на эту мелодию, который мы постараемся сейчас исполнить.

(Ученикам раздаются слова, при повторном прослушивании мелодии исполняются под музыку вместе с учителем.)

Господи Боже, грешных спаси.

Сделай, чтоб лучше жилось на Руси.

Сделай, чтоб стало тепло и светло.

Солнце чтоб ясное в небе взошло.

Людей, и птиц, и зверей,

Прошу тебя, обогрей.

Учитель: Послушаем еще одну пьесу П.И. Чайковского из «Детского альбома» и подумаем: в чем ее отличие от предыдущего сочинения?

Дети: Эта музыка звучит как будто в самой церкви, так как слышится колокольный звон.

Учитель: Правильно. Это музыка называется «В церкви». Действительно, если при звучании «Утренней молитвы» мы понимаем, что ребенок находится в комнате перед лампадой, иконой, то в этом сочинении такое ощущение, что поет хор, сливаясь с ударами церковного колокола. Православная церковь использует только хоровое пение без сопровождения. Как называется такое пение?

Дети: а капелла (a cappella)

Учитель: В нем раскрываются красота и богатство человеческого голоса.

(Дети записывают в тетрадь понятие, а капелла (a cappella))

Учитель: Прежде чем еще раз прослушать и представить, как звучит мужской хор, посмотрите иллюстрацию в учебнике. Это иконостас — важнейший художественный элемент внутреннего оформления русских храмов, самое главное место в церкви. Слово «икона» по-гречески — образ. Образы святых людей сопровождали человека всюду — в храме, в доме, в дороге…

(Еще раз звучит пьеса «В церкви».)

Какими словами можно передать ваши настроения, чувства после слушания этих двух произведений П.И.Чайковского? Используйте слова, которые обозначают «чувства» из таблицы на доске.

(Красота, простота, доброта, тишина, спокойствие, радость и др.)

Учитель: Вы хорошо прочувствовали эти сочинения, молодцы.

А можно ли пьесой «В церкви» завершить «Детский альбом»?

Дети: Да, потому что всё как будто заканчивается: садится солнце, кончается и день.

Учитель: Первое сочинение «Утренняя молитва», передает какие чувства?

Дети: Светлые чувства, веру в то, что день пройдет хорошо, удачно.

Учитель: А последнее — «В церкви», какие передаёт чувства?

Дети: Чувство успокоения, смирения, законченности всех событий, дел.

Учитель: Расставаясь с вами, Чайковский как будто обращается к каждому:

«Будь добр и милосерден, будь честен перед собой, и ты никогда не обманешь другого. Люби… Мир тебе».

С музыкой гениального композитора Петра Ильича Чайковского у нас будет еще много приятных встреч.

Скажите, а сегодня нужна ли людям молитва?

Учитель: Я предлагаю вам прослушать несколько современных произведений

Одно из них известная молитва «Отче наш».

Учитель: Кто исполнял эту молитву?

Дети: Мужской хор.

Учитель: Эту молитву исполнил замечательный хор Турецкого, я думаю, вы слышали о нём.

Давайте вспомним, как называется исполнение без инструментального сопровождения? Дети: А капелла.

Учитель: Следующее произведение- детская песня. Прислушайтесь к словам исполнителя. О чём просит ребёнок?

Учитель: Ребята, что вы можете сказать о музыке, которая сегодня прозвучала на уроке?

Дети: Она песенная, светлая, она как будто устремлена ввысь, подобно линиям собора.

Учитель: Как вы думаете, это музыка в храме может нас изменить в лучшую сторону?

Дети. Да. Эта музыка поможет нам стать добрыми, послушными, любить всех: и людей, и животных.

Учитель: Чем вам запомнился урок, о чём расскажите дома?

Учитель. Музыка в храме, молитвы учат любить себя и ближнего, ценить душевную красоту. Музыка возвышает и очищает наши души, человек живет с верой, надеждой и любовью. Вы были прекрасными и слушателями, и исполнителями, молодцы.

В конце урока второклассники сами себя оценивают: как работали, что нового узнали, с каким настроением уходят.

Учитель поёт, прощается с учащимися «До свидания, ребята!»

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Оценка 4.7 проголосовавших: 18
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here