Великий пост вечерняя молитва

Новая статья: великий пост вечерняя молитва на сайте святая-молитва.рф - во всех подробностях и деталях из множества источников, что удалось нам найти.

Что кушать на Великом посту: смысл ограничений

Пост и молитва – самое лучшее сочетание для очищения духа и тела. Большая сила кроется в этих простых действиях, которые доступны каждому. Не столь важны правила кушаний для этого времени, сколь молитвенное правило. Священный текст – не просто набор слов, в котором отражаются наши прегрешения и благодарность. Молитва – это не пространство для суетных разговоров и жалоб, но и пренебрегать ею нельзя. И особенно важно это в период Великого поста, самой главной подготовке к празднику светлой Пасхи.

Правила воздержания едины для всех, а исключение составляют только категории граждан, слабых здоровьем. Аскеза, которой предают себя христиане, призвана освободить дух от влияния тела. Эмоции, лишние желания, беспричинная злость и рутина поглощают все внимание православного человека, а ведь должно быть наоборот. Наносное с нашей души убирает исключительно молитва и пост. В этой связке оба явления помогают друг другу.

Не превращайте Великий пост в тяжелую и бездумную 1,5-месячную диету. Прежде чем определяться с постным меню, посмотрите, каких 10 правил в это время должен придерживаться молящийся.

Как питаться по уставу

Правила Великого поста запрещают есть продукты животного происхождения. Следует отказаться от мяса, яиц, рыбы и молока. Пять дней в неделю – с понедельника до пятницы – нельзя есть и растительное масло. Если на эти дни приходится праздник, кушать масло можно.

Рыбу едят всего дважды: в день Благовещения и Вербного Воскресенья. Икру можно есть в Лазареву субботу. Остальной пост и молитва в эти дни остается прежней. Всю еду необходимо готовить на пару или варить, не пересаливать и не пользоваться специями и пряностями. Не стоит злоупотреблять сладким. Правильное питание в Великий пост тяжело только поначалу.

Совсем без пищи рекомендуется проводить первый и последний дни поста. Это Чистый понедельник и Страстная пятница. Это необязательное, но полезное правило. Неумеренность и неосторожность в выборе пищи приводят к болезни. Правила питания в Великий пост помогают профилактике некоторых нарушений.

Пост можно не соблюдать беременным, больным, пожилым людям и тем, кто вынужден заниматься тяжелым физическим трудом.

Что есть и пить в пост, чтобы не голодать

Да, Великий пост подразумевает аскезу, но употреблять один хлеб и воду вовсе необязательно. Будьте мудрее и не навредите организму чрезмерной истовостью. Можно и нужно с первого дня Великого поста наладить полноценное питание. У вас будет ровно столько энергии, чтобы выполнять повседневные обязанности и работу, но не забывать подумать о душе

Каждый день Великого поста можно кушать овощи. Выбирайте сами, какая основа ежедневного питания вам ближе: тушеные, запеченные или вареные овощи. Пусть на вашем столе стоят простые продукты, какие были у наших прадедов: морковь, картофель, капустка из бочки и огурцы. Сейчас можно добавить и более экзотические овощи: болгарские перцы, горошек, кукурузу. Кроме того, можно есть любые фрукты.

В первый день Великого поста откажитесь от обилия соли, сахара, жареного и пряностей. Лучший способ приготовления – паровая баня или гриль. Так продукты сохранят все витамины, будут вкусны и не быстро надоедят. Если будете варить, не давайте слишком сильно кипеть.

Из круп лучше всего подходит греча, рис, бобовые. В последних много растительного белка, обязательно регулярно добавляйте их в свой рацион. Но помните, что каши можно варить только на воде без масла. Зато вы можете добавить туда полезные ингредиенты: орехи, сухофрукты, различные семечки. Семена льна помогут вам поддерживать уровень жиров на необходимом уровне.

Несладкие каши можно разбавить морковью, луком и грибами. Вы можете есть соевое мясо, которое продается в вегетарианских отделах в крупных магазинах.

Совершенно запрещено не только есть продукты животного происхождения, но и употреблять алкоголь. Пить можно простую воду и чаи.

С первого дня откажитесь от сладости и выпечки. Кисломолочные продукты также запрещены. В строгие дни поста – первые 4 дня и последняя неделя не рекомендуется даже держать дома неразрешенные продукты, чтобы не соблазниться. Не забудьте в эти дни выпить натощак воды, чтобы напитать организм необходимой влагой.

Строгий пост и молитва – священные для христиан вещи. Самые суровые аскеты не едят горячей пищи во все дни, кроме четверга и вторника.

Великий пост – время молитвы

Молитва – самое главное в Великий пост. Как только разберетесь с питанием и уясните для себя все важные моменты, подумайте о духовном содержании поста. Сразу же поставьте это на первое место. Молитвы в Великий пост нужны каждому. Те, кому требуется поддержка в соблюдении всех правил, могут почерпнуть из общения с Богом все необходимое.

Молитва должна читаться в любом состоянии. Если у вас больше времени уходит на подготовку, чем на само чтение, вы что-то делаете не так. Пересмотрите свой подход к правилу, больше времени уделите делу. Молитвы во время поста начинаются в самый первый день. В утреннее время должна произноситься одна из самых простых и важных начальных молитв – к Иисусу или Пресвятой Троице, или все сразу.

Утренние молитвы

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.»

Молитва Святой Троице

«Пресвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыка, прости беззакония наши; Святой, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради.

Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь»

Это ваши молитвы на каждый день, с которых всё будет начинаться. Весь день мысли ваши должны быть обращены к Богу с благодарностью. До и после приема пищи молитесь.

Вечерние молитвы – один из ритуалов Великого поста, обязательный для каждого христианина. Взывайте к святым с чистой душой. Читающийся текст должен проходить через ваше сердце, осознавайте все его слова.

Вечерние молитвы

«Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде сущий и все Собою наполняющий, Источник благ И жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны и спаси, Благий, души наши.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.»

«Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыка, прости беззакония наши, Святой, приди и исцели немощи наши, Имени Твоего ради!

Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Слава, и ныне.»

Это не весь молитвенные ритуал на Великий пост. Не в один день вы запомните все молитвы, но для того создано ежедневное повторение. Это очищает душу перед походом на работу и выполнение рутинных обязанностей.

Молитва и пост обязательно должны сопровождаться походами на службу, которая тоже отличается от обычной. Обязательно читайте молитву Ефрема Сирина. Основная часть жизни священнослужителей отводится молитве, занимайтесь и вы ею хотя бы на этот краткий срок времени поста.

Молитвы в Великий пост

В Великий пост принято читать разные молитвы, но самой главной считается покаянная молитва святого Ефрема Сирина. Этому празднику посвящена глава в Книге Пророка Исайи. Там подробно описано, как нужно себя вести во время поста и другие нюансы. В эти дни можно проводить различные обряды, читать заговоры и молитвы. Люди верят, что все обращения к Богу в этот период будут непременно услышаны.

Молитвы, читаемые в Великий пост

Как уже было сказано, самой важной молитвой в дни Великого поста считается обращение от священного Сирина. В ней перечисляются наиболее важные аспекты покаяния, а еще указывается, что конкретно нужно делать и над чем работать. Основная идея молитвы заключается в том, что человек должен освободиться от недуга, который является препятствием при общении с Богом. Молитва Святого Ефрема Сирина звучит так:

«Господи и Владыко живота моего,

дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему.

даруй ми зрети моя прегрешения,

и не осуждати брата моего,

яко благословен еси во веки веков, аминь.

Боже, очисти мя грешного!»

Чтобы молитва была более понятной, нужно остановиться на самых важных моментах, которые описаны в ней. Вначале произносится просьба избавить от важных грехов:

  1. Дух праздности. Святой просит бога уберечь его от напрасной траты времени. Каждый имеет определенные таланты и умения, которые нужно правильно применить на благо всего человечества. Праздность считается корнем всех грехов.
  2. Дух уныния. Если человеком управляет уныние, то у него нет возможности видеть добро и счастье в жизни. Он просто погружается во тьму и становится настоящим пессимистом. Именно поэтому чтобы двигаться в правильном направлении и быть ближе к Богу нужно избавиться от этого греха.
  3. Дух любоначалия. Практически в жизни каждого человека есть желание управлять людьми, к примеру, власть в семье, на работе и т.п. Любовь к управлению может стать серьезной проблемой, которая не дает развиваться и общаться с Богом.
  4. Дух прадзнословия. Человек является единственным созданием Бога, который получил умение разговаривать. Часто слова используются для оскорблений, проклятий и т.п. В молитве святой просит Бога уберечь его от напрасных и злых слов.

Пост без молитв не может проходить. Можно читать утренние, вечерние молитвы или же Псалтирь. Важно всегда добавлять молитву Ефрема Сирина.

Другие молитвы, читаемые в пост:

  1. Покаяние и очищение (Ис. 58:6, 9). Если человек не знает, где именно оступился и сошел с правильного пути, то в молитве нужно просить Бога, чтобы он указал на грехи и помог найти правильную дорогу. Когда человек знает о своих ошибках, то в молитвах нужно обязательно конкретно называть свои проступки. В обращениях к Богу также важно просить мудрости и сил, чтобы больше не совершать ошибок. К примеру, это может звучать так: «Господи, прости меня за (название греха). Даруй мне силы, чтобы больше не совершать его. Помоги найти другой путь в жизни. Во имя Иисуса. Аминь». Не нужно произносить заученный текст, прошение должно идти от сердца.
  2. Прощение других людей (Ис. 58:6). Если вас кто-то обидел, то в дни поста нужно читать молитвы с именами людей, которых нужно простить. К примеру, это может быть так: «Господь, я прощаю (имя) за его действия и слова. У меня нет желания, чтобы мстить ему. Дай силы, чтобы избавиться от гнева и обиды. Во имя Иисуса. Аминь».
  3. Даяние и помощь другим людям. В дни поста можно попросить у Бога помощи в указании людей, которые нуждаются в помощи. Опять же говорите своими словами, главное, чтобы желания были искренними.

Большое значение имеют коленопреклоненные молитвы, читающиеся не в Великий пост, а на Великую Троицу, которая празднуется на пятидесятый день после Пасхи. Читает их священник, стоя на коленях лицом к послушникам. В молитвах есть обращение к милости Божией, говорится там о ниспослании Духа Святого, а также об упокоении умерших.

Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник

Какие молитвы надо читать дома в Великий пост?

Великий пост – период покаяния и очищение души. В 2018 году Великий пост будет продолжаться с 19 февраля по 7 апреля.

Как правильно молиться дома в Великий пост?

В эти дни верующие читают обычные утренние и вечерние молитвы. К домашним молитвам во время Великого поста добавляется молитва преподобного Ефрема Сирина. В этих кратких строках запечатлен весть путь духовного совершенствования человека.

Мы просим помощи у Бога в борьбе со своими пороками: унынием, ленью, празднословием, осуждением ближних. И просим увенчать нас венцом всех добродетелей: смирением, терпением и любовью.

Какие молитвы надо читать дома в Великий пост? Приведем текст молитвы преподобного Ефрема Сирина.

Господи и Владыко живота моего,

дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. (Земной поклон).

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. (Земной поклон).

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего,

яко благословен еси во веки веков, аминь. (Земной поклон).

Боже, очисти мя, грешного (грешную)!

(Читают 12 раз с поясными поклонами. И еще раз всю молитву полностью с одним земным поклоном в конце).

Как правильно молиться дома в Великий пост?

В эти дни верующие также читают Великий покаянный канон святителя Андрея Критского – аллегорическое произведение, включающее 250 тропарей.

Все домашние молитвы в Великий пост следует читать, соблюдая следующее правило: «Аще ли Великий пост (кроме суббот, воскресений и праздников), то вси поклоны земные; после молитвы «Царю Небесныи» полагается земной великий поклон».

Какие молитвы во время Великого поста читаются дома? Постоянно читайте в эти дни Писание, например, по одной главе Евангелия каждый день, а потом размышляйте о прочитанном.

Как правильно читать Псалтырь и Евангелие в Великий пост дома?

Если вы еще не прочли полностью Ветхий и Новый Завет – наверстайте упущенное за предстоящие семь недель.

Возьмите себе за правило читать дополнительные тексты: каноны, акафисты, псалмы и т.д. Дополнительно к утренним и вечерним молитвам можно читать псалмы царя Давида.

Псалтирь – священная книга псалмов или Божественных гимнов. Чтение Псалтири привлекает помощь Ангелов, напитывает душу дыханием Святого Духа.

Для чтения Псалтири необходимо иметь дома горящую лампадку (или свечу). Псалтирь, по совету преподобного Серафима Саровского, нужно читать вслух – вполголоса или тише, обращая внимание на правильную расстановку ударений.

Читать псалмы можно сидя: вставать нужно при чтении начальных и заключительных молитв, а также на «Славах».

Утренние и вечерние молитвы

03.06.2010 01:00 | Автор: Павел | | |

Утром, еще на постели, перекрестись с молитвою:

Лица женского пола должны произносить вместо “грешнаго” “грешную”; также и во всех молитвах следует делать склонение по своему роду.

Если молятся несколько человек и молитвы читает старший, то в большинстве молитв (за исключением молитвы мытаря, псалмов и иных молитв с установленным текстом) “мя”, “моея”, “меня” и т.д. заменяется на “нас”, “наших”, “нас” соответственно, слово “грешнаго” не читается (например, “Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас”, “Святыи славныи великомучениче и победоносче Георгие, моли Бога о нас” и т.п.).

Встав с постели и умыв лице свое, а вечером, отходя ко сну, встань с благоговением пред святыми иконами и, взирая на них, мысль свою устремляя к невидимому Богу и Его святым. Истово, не спеша, orраждая себя крестным знамением и кланяясь, произноси с умилением молитву мытаря:

Чинопоследования на святую пасху

УСТАВ ЧАСОВ, ПАВЕЧЕРНИЦЫ И ПОЛУНОЩНИЦЫ ВО ВСЮ СВЕТЛУЮ СЕДМИЦУ

Полунощница

За моли́тв святы́х оте́ц наши́х, Го́споди Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас (поклон). Ами́нь.

Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию на́ смерть наступи́, и гро́бным живо́т дарова́ (трижды, пением, на глас 5).

Воскресе́ние Христо́во ви́девше, поклони́мся Свято́му Го́споду Ису́су, еди́ному Безгре́шному (поклон). Кресту́ Твоему́ покланя́емся Христе́ (поклон), и свято́е воскресе́ние Твое́ пое́м и сла́вим. Ты бо еси́ Бог наш, ра́зве бо Тебе́ ино́го не зна́ем, имя́ Твое́ нарица́ем. Прииди́те вси ве́рнии, поклони́мся свято́му Христо́ву Воскресе́нию (поклон), се бо прии́де Креста́ ра́ди ра́дость всему́ ми́ру; всегда́ благослови́м Го́спода и пое́м Воскресе́ние Его́: распя́тие бо претерпе́, и сме́ртию смерть разруши́ (трижды).

Предвари́ша у́тро я́же с Мари́ею, и обрето́ша ка́мень отвале́н о́т гроба, слы́шаху от А́нгела, И́же во́ свете присносу́щнем Су́щаго с ме́ртвыми не ищи́те, я́ко челове́ка. Ви́дите гро́бныя пелены́, тецы́те и ми́ру пропове́дите: я́ко воста́ Госпо́дь, умертви́выи сме́рть; я́ко Той есть Сын Бо́жии, спаса́яи род челове́ческии.

Аще и во́ гроб сни́де, Безсме́ртне, но а́дову разруши́в силу и воскре́се, я́ко победи́тель, Христе́ Бо́же. Жена́м мироно́сицам ра́дость провеща́в и Свои́м апо́столом мир дарова́; И́же па́дшим подая́ воскресе́ние.

Во́ гробе с пло́тию, во а́де же с душе́ю, я́ко Бог, в раи́ же с разбо́йником, и на престо́ле бе́яше Христе́, со Отце́м и Ду́хом, вся исполня́я, Неопи́санныи.

Слава. Яко живоно́сец, я́ко рая́ зело́ красне́йшии вои́стину, и вся́каго черто́га ца́рска яви́ся светле́йши, Христе́ гроб Твой, исто́чник на́шему воскресе́нию.

И ныне. Вы́шняго освяще́нно Бо́жие вселе́ние ра́дуися, Тобо́ю бо даде́ся ра́дость Богоро́дице, вопию́щим Ти: благослове́на Ты в жена́х, Пренепоро́чная Влады́чице.

Также, Господи помилуй (40). Слава, и ныне. Честнейшую херувим. Именем Господним благослови, отче.

За моли́тв святы́х оте́ц наши́х, Го́споди Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас (поклон). Ами́нь.

И отпу́ст: Воскресы́и из ме́ртвых, Го́споди Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, си́лою честна́го и Животворя́щаго Креста́, и святы́х сла́вных и всехва́льных апо́стол, и всех святы́х, поми́луй и спаси́ мя гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец, ами́нь.

Не крестясь, поклонись до земли и читай прощение: Ослаби, остави, отпусти, Боже.

Поднявшись, читай: Ненавидящих и обидящих нас, прости, Господи.

Господи помилуй (трижды), и обычные исходные поклоны.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Молитва прп. Ефрема Сирина, поклоны в Великий пост. Дома и в церкви

Удивительно, но беглый поиск в интернете не даёт простого ответа на то, как меняется молитвенное правило с наступлением Великого поста. Раньше это указание содержалось в каждом церковном календаре, а сейчас то и дело выпадает из него, проигрывая в борьбе за место более насущным вопросам.

В 2017 году Великий пост начинается с 27 февраля, а Пасха Христова выпадает на 16 апреля . Читайте напутствие члена канонической комиссии отца Вадима Коровина, а также пару ссылок на уместные в пост материалы по этой ссылке .

В статье ниже Вы прочитаете о молитвах, читаемых дома в великий пост, краткое житие прп.Ефрема Сирина, а также очень познавательное описание изменений в уставе о поклонах, совершаемых на службе в церкви.

Мы также предлагаем Вашему вниманию прямую ссылку на подробную, а главное – понятную “инструкцию” о том, как в домашних условиях читать правильные каноны и готовиться к св. Причастию . Эта информация будет полезна тем, кто планирует подготовиться к исповеди с соблюдением всех православных традиций.

Домашняя молитва в пост

Аще ли великий пост

(кроме суббот, воскресений и праздников):

То вси поклоны земные; после молитвы «Царю Небесныи» полагается земной великий поклон.

В завершение утренних и вечерних молитв перед отпустом творим 17 земных поклонов:

Молитва преподобного Ефрема Сирина

Часослов, второй половины ХVІ века с молитвой преп.Ефрема Сирина

З а молитв Святых Отец наших, Господи Исусе Христе Сыне Божии помилуй нас. Аминь (поклон поясной).

прп. Ефрем Сирин Россия; XV в.; памятник: Иоанна Лествичника и Ефрема Сирина книги, полууст. в два столбца; местонахождение: РГБ, www.ruicon.ru

Г осподи и Владыко животу моему, дух уныния, небрежения, сребролюбия и празднословия отжени от мене. Земной поклон-метание (не касаясь головой пола).

Д ух же целомудрия, смирения, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Земной поклон-метание.

Е й, Господи Царю, даждь ми зрети моя согрешения, и еже не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки, аминь. Земной поклон-метание.

Следом еще шесть земных поклонов-метаний с молитвами:

Г осподи Исусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (дважды с поклонами)

Б оже, милостив буди мне грешному (поклон)

Б оже, очисти грехи моя и помилуй мя (поклон)

Б ез числа согреших, Господи, прости мя (поклон)

Повторяем шесть поклонов-метаний еще раз, а следом говорим молитву св. Ефрема целиком с одним земным поклоном в конце.

Г осподи и Владыко животу моему, дух уныния, небрежения, сребролюбия и празднословия отжени от мене. Дух же целомудрия, смирения, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даждь ми зрети моя согрешения, и еже не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки, аминь. (Поклон-метание)

Несколько комментариев к данной молитве приведены на сайте Лиговской общины г.Санкт-Петербург.

В кратких строках молитвы преподобного Ефрема Сирина запечатлен весть путь духовного совершенствования человека. Мы просим помощи у Бога в борьбе со своими пороками: унынием, ленью, празднословием, осуждением других. И просим увенчать нас венцом всех добродетелей: смирением, терпением и любовью. Эта молитва часто повторяется “во дни печальные Великого Поста” – дни покаяния и очищения души.

В отличии от “метаний”, дозволенных на молитве прп. Ефрема Сирина (голова не пригибается к земле), при исполнении земного поклона необходимо коснуться головой рук или пола

Пример совершения великопостных поклонов на молитве “Мариино стояние”

Комментарии

Отжени – отгони, Празднословие – пустые, напрасные разговоры.

Ей, Господи Царю, даждь ми зрети моя согрешения, и еже не осуждати брата моего – Да, Господи Царю, дай мне видеть мои согрешения, чтобы не осуждать брата моего.

Не проверявшийся нами новообрядческий исследователь оригинального звучания молитвы преподобного Ефрема Сирина (по традиции без ссылок на давность исследуемого текста) приводит следующие интересные наблюдения:

В греческом варианте перевода слова «дух уныния и небрежения» звучат как «дух праздности, многоделания, любоначалия»: Κύριε και Δέσποτα τῆς ζωῆς μου, πνεῦμα ἀργίας, περιεργίας, φιλαρχίας και ἀργολογίας μή μοι δῷς•

При переводе молитвы на русский язык древнегреческое слово ἡ περιεργία (periergia) – «излишний труд», «многоделание», «чрезмерная деятельность», стоявшее на втором месте в списке грехов, – было заменено унынием. Почему так было сделано, сказать сейчас очень трудно. Но, так или иначе, от этого данный фрагмент молитвы на русском языке приобрел несколько иной смысл.

Великий земной поклон на службе у казаков-некрасовцев

При толкованиях русского варианта молитвы обычно подчеркивается, что стоящая на первом месте грехов праздность неизбежно за собой порождает уныние. Праздность тут понимается как духовный грех, как небрежение собой и своим внутренним миром, как отсутствие духовной работы. Так что есть большая доля правды в пословице «лень – мать всех пороков».

Что же касается греческого варианта, то тут получается удивительная симметрия. Первое слово в списке грехов – ἡ ἀργία (argia) – «праздность», «лень» – дословно означает безделье. Оно образовано от отрицательной приставки ἀ—и древнегреческого слова τό ἔργον (ergon) – «дело», «работа», «труд». А второе греческое слово – περιεργία – образовано от того же слова τό ἔργον и приставки περι—со значением «сверх», «чрезмерно». То есть по-гречески первые слова буквально звучат как «не дай мне духа безделья, многоделания…».

На нашей исполинской лестнице для возжигания главного паникадила со смыслом оказалось даже число ступений – 33 – возраст Христа…

И получается, что одинаково неправильны как духовная праздность и лень, так и чрезмерное многоделание, когда за круговертью забот и суетой сует, второстепенных и незначительных дел забывается главное, то самое «единое на потребу». Кстати, неслучайно в русском языке слова «излишество» и «лишение» одного корня. Эти противоположности сходятся в том, что и то и другое означает отсутствие единственно правильного отношения к предмету.

Кроме того, в греческом варианте интересно рифменное созвучие «отрицательных духов»:

πνεῦμα ἀργίας, περιεργίας, φιλαρχίας και ἀργολογίας μή μοι δῷς.

Новообрядцы также в исследовании приводят и полный текст молитвы прп.Ефрема Сирина на греческом. Кто может подтведить его (не)соответствие подлинникам 12-15 веков – милости просим отозваться!

Κύριε καὶ Δέσποτα τῆς ζωῆς μου, πνεῦμα ἀργίας, περιεργίας, φιλαρχίας, καὶ ἀργολογίας μή μοι δῷς.

Πνεῦμα δὲ σωφροσύνης[1], ταπεινοφροσύνης, ὑπομονῆς, καὶ ἀγάπης χάρισαί μοι τῷ σῷ δούλῳ.

Ναί, Κύριε Βασιλεῦ, δώρησαι μοι τοῦ ὁρᾶν τὰ ἐμὰ πταίσματα, καὶ μὴ κατακρίνειν τὸν ἀδελφόν μου, ὅτι εὐλογητὸς εἶ, εἰς τοὺς αἰῶνας τῶν αἰώνων. Ἀμήν.

Житие преподобного Ефрема Сирина

Преподобный Ефрем Сирин (то есть сириец) родился в Низибии (Сирия) в первых годах IV в. По сказанию его сирского жизнеописания, преподобный Ефрем был сыном языческого жреца, который за обращение его ко Христу изгнал его из родительского дома.

Прп. Ефрем был в юношестве безрасудным и раздражительным, но, попав случайно в тюрьму по обвинению в краже овец, здесь прозрел, удостоился слышать Глас Божий и смирился. После этого отправился к Иакову Низибийскому, изучал Священное Писание. Святитель Иаков знал высокие достоинства своего ученика и использовал их на благо Церкви – поручал ему читать проповеди, обучать детей в училище, взял его с собой на I Вселенский Собор в Никее (325 г.).

Преподобный Ефрем 14 лет был в послушании у святителя Иакова – до его кончины. Вел в горах подвижнический образ жизни до взятия Низибии в 363 г. персами. С того времени поселился на горе у города Едессы, поучал народ, проповедывал язычникам христианство, отказавшись от сана епископа, предложенного ему св. Василием Великим в Кессарии.

Св. Ефрем умер ок. 373-379 г. в сане диакона. Он оставил много толкований на Священное Писание и других сочинений, переведенных на греческий и читавшихся в церквах, много сочинений аскетического характера.

Знаменитая покаянная молитва была написана в 4 веке по Р.Х. на сирийском языке. Еще при жизни прп.Ефрема его творения были переведены на греческий язык. И получилось так, что сирийский подлинник его знаменитой великопостной молитвы до нас не дошел, остался только ее греческий перевод.

Преподобный Ефрем Сирин с характерным двуперстием, миниатюра XVI века с сайта www.ruicon.ru

О поклонах в Великий пост

В продолжение темы приводим пояснение к уставу о поклонах во время великопостных служб в храме, опубликованный на официальном сайте нашей Митрополии . Позволим себе проиллюстрировать материал фотографиями с праздничных служб от наших замечательных светописцев.

В частности, обращаем внимание на объяснение последовательности совершения поклонов на Великой павечернице и Литургии Преждеосвященных Даров, когда левая и правая половина храма кланяются не одновременно, а по очереди. К сожалению, нередко можно видеть замешательство в рядах наших прихожан во время таких поклонов.

В Великий Пост, в повседневной службе, практически все поясные поклоны в храме заменяются земными. Исключаются из этого правила только начало Вечерни (до «Сподоби, Господи, в вечер сей…») и Павечерницы (до «Слава в вышних Богу…») в воскресные дни Великого поста вечером, и Утрени повседневной (до первой «славы» на кафизмах) – во всех названных случаях поклоны полагаются в пояс.

Имеются в великопостное время и свои, дополнительные, поклоны. Это в первую очередь семнадцать земных поклонов с молитвой преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко животу моему…», положенные в Пост при конце всякого церковного последования. Но на Вечернях воскресных (под понедельник) и в праздничные (полиелеосные) службы в Великий пост эта молитва сокращается до всего лишь четырех земных поклонов, а в конце праздничной великопостной Утрени – до трех.

На совершаемой в Пост в храме Великой павечернице после прочтения Символа Веры («Верую во Единаго Бога») поются по клиросам по дважды припевы: «О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице Всемилостивая, моли Бога о нас» – и иные, с земными поклонами. Пропев припев, клирос, а вместе с ним молящиеся на правой или левой половине храма совершают земной поклон. В это время другой клирос и молящиеся другой стороны не кланяются. Таким образом, на каждый припев фактически совершается один поклон, но по частям: сначала одной половиной церкви, потом – другой.

Шедевр от Алексея Анатольевича Бойцова: Пасха на Рогожском – многотысячный Крестный ход в Москве

На великопостных полиелеосных службах и когда с великой Павечерницы начинается праздничное всенощное бдение (под праздники Рожества Христова, Богоявления Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы), все указанные поклоны – поясные, но очередность их, описанная выше, сохраняется. После припевов «О Пресвятая Госпоже…» в чине великой Павечерницы следует «Трисвятое», на котором совершаются три поклона, всегда в пояс.

Также поясными по Уставу являются все поклоны на Полунощнице в понедельник первой седмицы Великого Поста и поклоны на великопостных субботних и воскресных службах. Начиная с Вечерни в пятницу земные поклоны оставляются, кроме особых, бывающих неизменно во весь год и уже перечисленных выше.

В течение всего Поста по средам, пятницам, а также по отдельным праздникам, прилучающимся в Великий Пост посреди недели, служится (к сожалению, не во всех приходах) Литургия Преждеосвященных Даров. По чину своему эта служба есть подобие Вечерни, и ее духовная суть – усиленная, особо усердная молитва Богу. Моментом же, наиболее ярко выражающим эту суть внешне, является пение на амвоне диаконом или чтецом молитвы: «Да ся исправит молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя». Когда данный стих из Псалтыря поется первый раз, то весь храм совершает земной поклон без крестного знамения, и клирос и прихожане в течение всего пения лежат «на лицы своем, молящеся».

Дальнейший порядок поклонов схож с описанным выше обычаем поклонения на великой Павечернице, на припевах «О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице Всемилостивая…». Когда вслед за диаконом «Да ся исправит» поет ведущий клирос (чаще – левый), вся «его» половина храма (соответственно, левая) поднимается и творит молитву стоя. Затем диакон поет следующий стих, а другой клирос (чаще – правый) вновь поет полностью «Да ся исправит…». Тогда вместе с певцами встает другая половина молящихся в церкви, правая, а левая снова творит земной поклон и находится в поклоне до конца пения.

Такое попеременное моление правой и левой половины стоящих в церкви происходит пять раз. (Во время пропевания последнего «Да ся исправит…» на первой половине этого стиха все молящиеся лежат «на лицы своем», а на пении второй половины стиха – все встают.)

После последнего «Да ся исправит» вместе со священником весь храм совершает три земных поклона с молитвой св. Ефрема Сирина. И другие бывающие на Литургии Преждеосвященных Даров поклоны также являются земными.

Необходимо, однако, сказать и о том, что из этого правила есть следующие исключения. Когда Литургия Преждеосвященных Даров совершается в пятницу, на Вечерне, которая является частью Литургии, все поклоны поясные, так как Вечерня есть начало субботней службы, а во все субботы Великого поста земных поклонов не бывает. Собственно же Литургия Преждеосвященных Даров (начиная с «Да ся исправит») относится к пятнице, поэтому на ней все поклоны – земные, о чем уже говорилось выше.

Такой порядок поклонов поясных и земных бывает не только в пятницу, но и когда «Преждеосвященная» служба совершается за день до какого-либо праздничного дня, в который по Уставу и в Великий пост не положено творить земные поклоны (например, накануне Благовещения Пресвятой Богородицы).

Наконец, надо отметить, что поясными, а не земными, являются все поклоны на совершаемых в Великий пост требах (на погребениях, молебнах, соборованиях и в начале Исповеди).

Материал по теме:

Еп. Михаил (Семенов): Святая нить уроков Церкви в недели перед постом

Молитва святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко животу моему» в пост

Мариино стояние. Венец подвижничества. Житие прп. Марии Египетской

Как читать Правильные каноны и готовиться к Причастию?

Практическая рекомендация по подготовке к исповеди и Причастию согласно традиционной Православной традиции.

Утренние и вечерние молитвы на церковно-славянском языке

Традиционная последосательность домашнего молитвенного правила в формате PDF.

Молитвы за обед и за ужин

Два плаката, изготовленные редакцией сайта STAROVE.RU. Предлагаем распечатать их и разместить на кухне или в трапезной.

Следует ли говорить “Спасибо”?

Короткая заметка столетней данности с описанием того, как и почему следует выражать слава благодарности, и почему привычный вариант не столь желателен.

Материал подготовлен для сайта STAROVE.RU

Избранные материалы:

Раздел «Церковь и Miр»

Подборка материалов по теме взаимоотношения религиозного и светского восприятия мира, в том числе рубрики « Исследования », « Истории жизни », материалы « На злобу дня » , информация о праздниках , а также стихи и проза читателей сайта «Старообрядческая мысль».

Раздел «Обычаи»

Посетите раздел «Обычаи» нашего сайта. Вы найдёте в нём много интересного из незаслуженно позабытого. Страница 1 , страница 2 , страница 3 , страница 4

Какое крещение истинное и правильное?

Живой и аргументированный рассказ о способах крещения, практикуемых в новообрядцами, и истинном крещении согласно канонам Церкви.

Что почитать о старообрядчестве?

Краткая подборка объективной литературы о древлеправославии и истории Русской Церкви.

Какой нательный крест является правильным?

Какой крест считается каноничным, почему недопустимо ношение нательного креста с изображением распятия и прочих образков?

Богоявленская вода. Рогожское. Фото

Эксклюзивные снимки запечатлевшие освящение Великой Богоявленской воды в Покровском кафедральном соборе РПСЦ в Рогожской Слободе.

ДОСТОИН! Как, кого и из кого ставят епископов в РПСЦ

Богатый фото репортаж о поставлении архиерея РПСЦ и зарисовка о современной жизни истинной Церкви.

Интервью Митрополита Корнилия на “Радио Подмосковья”

Подробное и очень удачное интервью Предстоятеля РПСЦ по ключевым вопросам современной религиозной жизни в России.

Вл.Евмений: Новообрядцы должны прийти к тому, от чего ушли

Эксклюзивное интервью со старообрядческим епископом Евмением от проекта “Русская Планета”.

СНОБ: Старообрядцы. Невидимая Россия

Подробный исторический анализ причин и последствий раскола от независимого светского издания.

STAROVE.RU: Россия в цифрах XX-XXI век

Эксклюзивное исследование сайта о том, какие в стране национальности, вероисповедания, динамика социо-экономических показателей на множестве примеров и сопоставлений.

«Самодержавие духа» или боязнь «потревоживания»?

Аргументированные размышления города о роли церковного раскола на историю России и современное положение Церкви в нашей стране.

Постановления Стоглавого Собора (1551 год)

Редкая и крайне подробная подборка материалов о Стоглавом Соборе, которые замалчивались официальной историей несколько веков.

Строго и красиво: избранное.

Праздники на Рогожском. Январь 2016. Богоявление – Крещение

Рождество Христово у старообрядцев Рогожское-2016

Как старообрядцы славят Христа. День второй: фото и видео

Фотографии с Пасхи на Рогожском

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Пасха Христова у старообрядцев

Фотозарисовка немного под другим углом, избранные и архивные фото по теме Пасхи на Рогожском и не только.

Христос Воскресе на Рогожском. Ночные фото Алексея Бойцова

Рогожская колокольня. Освящение. Фото шедевры Алексея Бойцова

Богоявление. Великая крещенская вода. Рогожское на фото Алексея Бойцова

Фото Владимира Саяпина с Праздника Недели Свв. Жен-Мироносиц -2015

Лучшие фото с праздника свв. Жен-Мироносиц

Подборка замечательных профессиональных фотографов, передающая дух самого «светского» старообрядческого праздника в Москве.

Неделя Святых Жен-Мироносиц. Фото прошлых лет.

Программа праздника 2014 года и подборка лучших профессиональгых снимков прошлых лет.

Фотоотчёт о Престольном празднике на Рогожском – Покрове Пресвятой Богородицы.

Колоритные фотографии с очередного собрания Рогожской общины, посвященному выбору делегатов на Освященный Собор.

Вместо поздравления настоятелю Покровского кафедрального собора по случаю 81-го дня Ангела от редактора сайта STAROVE.RU

Подборка профессиональных снимков с ежегоного старообрядческого праздника в Рогожской Слободе в Москве.

Фильм канала «Москва24» “Старообрядцы Москвы“, посвященный традиции освящения Великой воды:

Читайте в иллюстрированном обзоре на нашем сайте информацию о Рогожской слободе и всех заведениях, что находятся на её территории.

Журнал Дилетант. О расколе – правдиво

«Вокруг Света»: В. И. Суриков о картине «Боярыня Морозова»

ДОСТОИН! Как, кого и из кого ставят епископов в РПСЦ

Богатый фото репортаж о поставлении архиерея РПСЦ и зарисовка о современной жизни истинной Церкви.

Приглашаем всех присоединиться к нашим сообществам на других ресурсах:

Пожалуйста, простая просьба: пригласите в группу двоих своих друзей!

В контакте: http://vk.com/staroveru и http://vk.com/StarPraz

Похожие статьи

Старообрядцам возвращен храм в Гавриковом переулке в Москве

Рисованный лубок старообрядцев: собрание ГИМ у Сергея Андрияки

Праздник: св.Никола – зимний. Правило вере, и образ кротости. Житие и чудеса

Читайте также

С Праздником! Литературная матрица: Житие протопопа Аввакума

5 (100%) 14 votes 15 декабря нового стиля (2 декабря ст.ст.) Православная Церковь чтит память .

9 комментариев

Большое вам благодарение, братцы-старообрядцы, что храните древлеправославное благочестие! Есть куда оглянуться, к кому обратиться: а как должно быть? Есть образец 🙂 Нет, скорее, образ!

Да это же я написал! :)))))))))))))) Почти год назад! И нынче так же считаю :).

А снимок на Троицу сделан! 🙂

Ну, попробуй найди такой снимок земного поклона великопостный…

Здравствуйте. Как переводчик с греческого языка произведений древней монашеской литературы и преподаватель славянского, я решусь заметить, что слав. уныние не соответствует нашему сегодняшнему пониманию этого слова. Оно соответствует более греч. “ακηδια” – беззаботность, беспечность, точнее – духовное расслабление, и является его переводом в святоотеческой литературе. См., напр. прп. Иоанна Лествичника “Лествица”, слово 13: “Уныние (ακηδια) есть расслабление души, изнеможение ума, пренебрежение иноческого подвига, ненависть к обету, ублажатель мирских, оболгатель Бога, будто он немилосерд и нечеловеколюбив; в псалмопении оно слабо, в молитве немощно, в телесном же служении крепко как железо, в рукоделии безленостно, в послушании лицемерно…Уныние подущает к странноприимству; увещевает подавать милостыню от рукоделья; усердно побуждает посещать больных… и.т.п. Наше современное понимание слова “уныние” – это то, что св. отцы называли “печаль”.

Спаси Христос за статью!

А вот бывают на этом сайте статьи, где не упоминаются “новообрядцы”? Я вот не понимаю, это для старообрядцев, чтобы узнать что-то новое, интересное, или сайт, занимающийся борьбой с РПЦ?

Михаил, Вы, конечно передергиваете. У нас много разных статей.

С РПЦ тоже никто не борется. Мы тут рассказываем в том числе о том, кто и как на наших глазах борется с остатками истинного Православия. Чаще всего в этом преуспевает церковь господствующая: к нашему привеликому сожалению. Делать вид, что в Багдаде все спокойно – не лучшая позиция по отношению к нашим близким. Да и в самом Багдаде все уже давно неспокойно.

Почитайте труды святых отцев и деяния Вселенских Соборов – там конкретные вещи обсуждались, и по ним принимались решения. И все ереси тоже во имя христианства провозглашались, но мудрые наши предки не стеснялись по ним иметь суждения и публично высказывать и порицать нарушения.

Добавить комментарий Отменить ответ

Зри такоже »
Оценка 4.7 проголосовавших: 18
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here